Jump to content

Межгосударственная система (теория мировых систем)

Межгосударственная система — понятие, используемое в теории мировых систем для описания системы государственных отношений, возникшей либо как сопутствующий процесс, либо как следствие развития капиталистической мир-системы на протяжении «долгого» XVI века. Теория межгосударственной системы утверждает, что все государства определяются через их отношения с другими государствами или через участие в мировой экономике , и что разделение между государствами помогает разделить мир на ядро , периферию и полупериферию . [1] [2]

Концепции

[ редактировать ]

Развитие межгосударственной системы

[ редактировать ]
ознаменовал Вестфальский мир собой важную реструктуризацию межгосударственной системы, включая широкое признание суверенитета Соединенных провинций, первого мирового гегемона.

Иммануил Валлерстайн писал, что развитие капиталистической миро-экономики создало все основные институты современного мира, включая социальные классы , нации , семьи и государства . Эти институты также создавали друг друга, поскольку нации, классы и семьи стали определяться своими отношениями с государством и впоследствии смогли формировать государство. Из этого структурного хаоса на субгосударственном уровне могли возникнуть основные элементы государства, но государства могли получить сознательное признание только тогда, когда другие государства были способны определить их и относиться к ним. [3]

По мнению Валлерстайна, помимо этого не существовало конкретных правил относительно того, что именно представляет собой отдельное государство, поскольку существовало очень много исключений из различных показателей государственности. Юридический суверенитет может варьироваться от полного до нуля, как и способность государства навязывать решения, проецировать власть или контролировать потоки капитала, товаров и рабочей силы. Также не существовало четких правил относительно того, какая группа контролировала государство, поскольку различные группы, расположенные внутри, за пределами и за пределами государств, могли стремиться увеличить или уменьшить государственную власть, чтобы получить больше прибыли от мировой экономики. [4]

Хотя на уровне отдельных государств почти ничего не осталось настолько стабильным, чтобы помочь в определении государственности, Валлерстайн утверждал, что «относительный континуум власти более сильных и более слабых государств оставался относительно неизменным на протяжении 400 с лишним лет». Хотя гегемоны приходили и уходили, основное разделение мира на ядро ​​и периферию сохранялось. Для Валлерстайна это подразумевало, что, хотя универсальной государственной системы не существует, межгосударственная система развилась из суммы действий государств, которые существовали для укрепления определенных правил и предварительных условий государственности. Эти правила включали поддержание последовательных производственных отношений и регулирование потоков капитала, товаров и рабочей силы через границы для поддержания структуры цен на мировом рынке. Если слабые государства попытаются переписать эти правила по своему усмотрению, сильные государства обычно вмешаются, чтобы исправить ситуацию. [5]

Идеологией межгосударственной системы является суверенное равенство, и хотя система обычно представляет собой набор ограничений на власть отдельных государств, государства внутри системы не являются «ни суверенными, ни равными». Мало того, что сильные государства навязывают свою волю слабым государствам, сильные государства также налагают ограничения на другие сильные государства и стремятся к ужесточению международных правил, поскольку обеспечение соблюдения последствий нарушения правил может быть очень полезным и давать сравнительные преимущества. [6]

Отношение к нации и классу

[ редактировать ]

Валлерстайн отмечает, что классовый конфликт в контексте межгосударственной системы имеет тенденцию принимать форму создания институтов, влияющих на государственные решения, и что эти институты, как правило, создаются в пределах границ государства и с конкретным национальным масштабом. Это усиливает определенность государственных структур и придает классовому конфликту национальный характер. [7] [8]

И пролетариат , и буржуазия могут найти преимущества и недостатки в определении себя как «мировых классов». Например, буржуазия заинтересована в том, чтобы определить себя как мировой класс, чтобы преодолеть национальные барьеры в торговле, но также заинтересована в том, чтобы связать себя с различными государственными механизмами для получения сравнительных преимуществ и монопольных привилегий. Точно так же пролетариат заинтересован в объединении в мировом масштабе для более эффективной борьбы с международным мобильным капиталом, однако механизмы, наиболее доступные для улучшения местных условий, существуют в государственных организациях. В результате оба класса выражают сознание на уровне, который не отражает их экономическую роль в мировой экономике. По этой причине классовый конфликт часто выражается в других социальных терминах, например, через буржуазный или революционный национализм . [9] [8]

Роль в гегемонии и либерализме

[ редактировать ]

Хотя Валлерстайн заявил, что «внутри межгосударственной системы не существует всемогущества», он отметил, что в «редких и нестабильных» случаях государства могут претендовать на гегемонию над мировой системой. Обычно для этого требуется совокупное агропромышленное, коммерческое и финансовое преимущество над своими соперниками, которого удалось добиться только Голландской республике (1620–1672 гг.), Соединенному Королевству (1815–1873 гг.) и Соединенным Штатам (1945–1967 гг.) . ). Такие гегемонии совпадают с расширениями и сокращениями в мировой экономике, которые Валлерстайн объяснил с помощью волн Кондратьева . [10]

Как только гегемон достигает контроля над межгосударственной системой, он принимает на себя мировые «обязанности» по поддержанию межгосударственной системы, ограничивая конфликты между предпринимательскими, бюрократическими и рабочими слоями, осуществляя власть в «либеральной» форме. Это принимает форму более строгого соблюдения межгосударственных правил для поддержания либеральных норм, а также дипломатической, военной, политической, идеологической и культурной мощи гегемона. Это лишает легитимности усилия других государственных механизмов действовать против державы-гегемона, но также и саморазрушительно, поскольку способствует распространению технологического опыта среди других держав, а рост заработной платы в стране-гегемоне имеет тенденцию снижать конкурентоспособность ее рабочей силы. . [11]

Роль в государственной социалистической экономике

[ редактировать ]

Теоретики мировых систем использовали межгосударственную систему, чтобы объяснить предполагаемые неудачи государственных социалистических экономик восточного блока в ликвидации товарного фетишизма и других негативных последствий капиталистической миро-экономики на национальном уровне. Сюда входят утверждения о том, что, поскольку межгосударственная система является основой конкурентоспособной сырьевой экономики на системном уровне, ни одно государство не способно полностью прекратить товарообмен через свои границы, не потеряв при этом своей конкурентоспособности. [12] Валлерстайн считал, что тот факт, что восточный блок в значительной степени избежал разрушения мировой экономики, является доказательством эффективности межгосударственной системы в дестимулировании глобального классового конфликта. [13]

Использование Валлерстайном межгосударственной системы для объяснения международных отношений подверглось критике со стороны ряда западных марксистов и немарксистов за то, что они считали экономизмом , или за неспособность объяснить « относительную автономию государства » от экономических факторов, утверждая, что Валлерстайн рассматривал межгосударственную систему как механическое следствие накопления капитала . [12] Хотя Валлерстайн совершенно ясно давал понять, что межгосударственная система следовала за развитием мировой экономики, а государственная политика в значительной степени отражала внутреннее давление со стороны экономических субъектов, [14] другие теоретики мировых систем, такие как Кристофер Чейз-Данн, рассматривают межгосударственную систему и мировую экономику как сопутствующие процессы без четкого причинного приоритета. [12] [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Валлерстайн, Иммануэль (декабрь 1984 г.). Политика мировой экономики: государства, движения и цивилизации (Исследования современного капитализма) (Первое изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 17–179. ISBN  9780521277600 .
  2. ^ Чейз-Данн, К. (2001). Миросистемное теоретизирование. Справочник по социологической теории. https://irows.ucr.edu/cd/theory/wst1.htm. Архивировано 27 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . п. 29.
  4. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . п. 30.
  5. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . стр. 30–31.
  6. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . стр. 33–34.
  7. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . п. 34.
  8. ^ Jump up to: а б Валлерстайн, Иммануэль; Филлипс, Питер Д. (сентябрь 1985 г.). «Национальная и мировая идентичности и межгосударственная система» . Миллениум . 14 (2): 159–171. дои : 10.1177/030582988501400201 . ISSN   0305-8298 . S2CID   143591971 . Проверено 24 августа 2021 г.
  9. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . стр. 34–36.
  10. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . стр. 38–46.
  11. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . стр. 44–45.
  12. ^ Jump up to: а б с Чейз-Данн, Кристофер (март 1981 г.). «Межгосударственная система и капиталистическая мир-экономика: одна логика или две?» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 25 (1): 19–42. дои : 10.2307/2600209 . JSTOR   2600209 . Проверено 24 августа 2021 г.
  13. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . п. 33.
  14. ^ Валлерстайн. Политика мировой экономики . п. 7.
  15. ^ Чейз-Данн, Кристофер; Соколовский, Джоан (сентябрь 1983 г.). «Межгосударственные системы, мировые империи и капиталистическая мировая экономика: ответ Томпсону» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 27 (3): 357–367. дои : 10.2307/2600688 . JSTOR   2600688 . Проверено 24 августа 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83b0d1f10a806b5bc52f2ddda9a06efc__1700668800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/fc/83b0d1f10a806b5bc52f2ddda9a06efc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Interstate system (world-systems theory) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)