Севин Бег Ханзада
Ханзада | |
---|---|
Принцесса Хорезма | |
Рожденный | Радуйся, прошу в. 1360 [ 1 ] |
Умер | Ноябрь 1411 г. (50–51 год) Мешхед , империя Тимуридов (современный Иран ) |
Похороны | |
Супруги | Джахангир Миран Шах |
Проблема | Мухаммад Султан Мирза Ядигар Султан Бегум Халил Султан Мухаммад Касим |
Дом | Суфийская династия (по рождению) Династия Тимуридов (по браку) |
Отец | Ак Суфий |
Мать | Шакар Бег |
Религия | ислам |
Севин-бек Ханзада ( ок. 1360–1411), также известный как Ханзада , была принцессой суфийской династии , правящей тюрко-монгольской династии Хорезма , и невесткой дважды среднеазиатского завоевателя Тимура через нее. браки с его сыновьями Джахангиром и Мираном Шахом . По линии своего деда по материнской линии Джани-бека она была прямым потомком Чингисхана .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ханзаде был членом суфийской династии , потомком монгольского племени Конгират . Ее родителями были дворянин Ак Суфи и его жена, монгольская принцесса Шакар-бек. Хотя первоначально Ханзада звали Севин Бег, она получила свое более известное прозвище (буквально означающее «рожденная ханом » ). [ 4 ] в отношении ее деда по материнской линии, хана Золотой Орды Джани -бека , потомка Чингисхана . [ 5 ] [ 6 ]
Брак с Джахангиром
[ редактировать ]В 1350-х годах дядя Ханзады Хусейн Суфи захватил бывшую чагатайскую провинцию Хорезм , что сделало его первым правителем новой суфийской династии . Тимур, претендовавший на все Чагатайское ханство, использовал этот захват как предлог для того, чтобы потребовать, а затем вторгнуться во владения суфиев в 1372 году. [ 7 ] В результате нападения Хусейн был вынужден отступить и умер через несколько дней. Его брат и преемник Юсуф Суфи попросил перемирия с Тимуром, который согласился при условии, что Ханзаду выдадут замуж за его сына Джахангира . Юсуф согласился, пообещав прислать Ханзаду всякий раз, когда будет отдан приказ, после чего Тимур отступил. [ 5 ]
Однако дворянин по имени Султан Махмуд Хатталани, чей отец был казнен Тимуром, бежал к Юсуфу Суфи и убедил его отказаться от перемирия. Суфии начали нападение на земли Тимуридов, напав на город Кат . Тимур, перезимовав в своей столице, собрал в ответ большую армию и двинулся в сторону Хорезма. Когда армия приблизилась, Юсуф, пытаясь успокоить Тимура, отправил императору эмиссаров и подарки. Последний согласился остановить вторжение, но потребовал, чтобы Ханзаде как можно скорее отправили на свадьбу. [ 5 ]
Той весной Ханзаде отправили в столицу Тимура Самарканд с большой процессией, неся подарки, включая драгоценные камни, драгоценные металлы, шелка и гобелены. Ее сопровождала свита служанок и конных воинов, а сама она ехала под покрывалом на белом верблюде. [ 8 ] Ее приветствовала посланная императором свита, в которую входили дворяне, генералы, кади , сайиды и улемы . Город был украшен по этому случаю, и после шествия по улицам она и Джахангир поженились в то время, которое астрологи сочли благоприятным. [ 5 ]
Во время брака у Ханзады и Джахангира родилось двое детей; Мухаммад Султан Мирза и Ядигар Султан Бегум. [ 9 ] Однако Джахангир умер от болезни всего через два года после свадьбы. [ 10 ] Впоследствии Тимур снова женил Ханзаду на младшем брате Джахангира Миран Шахе в 1383 году. [ 11 ]
Брак с Мираном Шахом
[ редактировать ]Миран-шах был одним из самых могущественных правителей Тимура, получив от своего отца земли Азербайджана и всю северную Персию , включая города Багдад , Тебриз и Солтанию . в качестве феодала [ 12 ] Однако после падения с лошади во время охоты в 1397 году Миран Шах якобы начал страдать от психической нестабильности. Поведение принца становилось все более произвольным и непредсказуемым и включало беспорядочные расходы, разрушение исторических памятников и плохо организованную военную кампанию против Грузии . [ 13 ] [ 14 ]
К 1399 году поведение Миран-шаха наконец вынудило Ханзаде бросить его и бежать ко двору Тимура в Самарканде. [ 15 ] Она сообщила своему тестю Миран-шаху о действиях Миран-шаха, а также о его намерении свергнуть его, предположив, что «если победоносная армия не бросит свою могучую тень на Азербайджан, вполне вероятно, что принц восстанет». [ 16 ] Она также рассказала императору о жестоком обращении, которому она сама подверглась со стороны мужа. Биограф Давлатшах утверждает, что Тимур был тронут до слез, когда Ханзада подарила ему свою окровавленную сорочку, хотя этот эпизод не подтверждается в современных источниках. Официальные источники утверждают только, что Миран Шах выдвинул против нее грубые обвинения, которые позже были опровергнуты. [ 14 ] Тем не менее Миран-шах был взят под императорскую опеку, а разгневанная Ханзада так и не вернулась к мужу, оставшись при императоре в Самарканде. [ 17 ] [ 18 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
Ханзада, похоже, сохранял высокое положение при дворе Тимуридов. Она описывается как входящая в число женщин, приглашенных на великие пиры Тимура вместе с императрицей Сарай Мульк Ханум . [ 19 ] Она также устраивала свои собственные пиры, в том числе пир в честь кастильского посла Руя Гонсалеса де Клавихо в 1405 году. Хотя Клавихо пренебрежительно охарактеризовал ее в этот момент как «прекрасную, толстую и сорокалетнюю», он отметил, что слуги подходили к Ханзаде с такой же серией приветствий. коленопреклоненные движения, с которыми подходил сам Тимур, и что ее пир очень напоминал те, что устраивал император. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
В марте 1403 года Ханзада получила известие о смерти своего старшего сына Мухаммеда Султана. Прошлым летом принц получил ранения во время битвы за Анкару , от которых так и не оправился. Ханзада упала в обморок, услышав эту новость, и, как сообщается, вырвала себе волосы, разорвала одежду и растерзала лицо. [ 23 ] Побывав на его похоронах в Солтании , она позже сопровождала тело сына на его перезахоронение в Самарканде. [ 24 ]
Сама Ханзада умерла в Мешхеде в ноябре 1411 года, через несколько дней после смерти своего второго сына, Халила Султана . Она была похоронена рядом с храмом Имама Резы . [ 25 ] [ 2 ]
Проблема
[ редактировать ]Джахангир Мирза
- Мухаммад Султан (1375–1403)
- Яхья (1400 г. до н. э. )
- Саад Ваккас ( ок. 1399–1417/8)
- Мухаммад Джахангир (1396–1433)
- Ака Бики (ум.1419), замужем:
- Святой Султан
- Аиша Бики, замужем:
- 1. Юсуф, сын Сулеймана Шаха Дуглата
- 2. Сайиди Ахмад, сын Миран Шаха
- Шад Малик
- Ядигар Султан Бегум
Миран Шах
- Халил Султан (1384–1411)
- Мухаммад Касим
- Бики Султан, замужем: [ 26 ]
- 1. Искандар , сын Умара Шейха I. [ 27 ]
- 2. Байкара I , сын Умара Шейха I.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курц, Прекель и Райхмут (2016) , стр. 204.
- ^ Jump up to: а б Джалали (2008) , с. 117.
- ^ Нашат и Бек (2003) , с. 128.
- ^ Симс, Грубе и Маршак (2002) , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д Хванд Мир (1994) , с. 242.
- ^ Вудс (1990) , с. 113.
- ^ Азимов, Дэни и Босворт (1992) , с. 328.
- ^ Мароцци (2012) , с. 69.
- ^ Вудс (1991) , с. 17.
- ^ Мароцци (2012) , с. 70.
- ^ Karomatov (2001) , p. 57.
- ^ Бартольд (1963) , с. 33.
- ^ Бинбас (2016) , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Бартольд (1963) , с. 34.
- ^ Бинбас (2016) , с. 34.
- ^ Хванд Мир (1994) , стр. 270.
- ^ Джексон и Локхарт (1986) , с. 48.
- ^ де Клавихо (2004) , с. 87.
- ^ Джамалуддин (1985) , с. 792.
- ^ Браммет (2009) , с. 146.
- ^ Адсхед (2016) , с. 129.
- ^ Нашат и Бек (2003) , с. 124.
- ^ Мароцци (2012) , с. 359.
- ^ Бартольд (1974) , с. 76.
- ^ Фархат (2002) , с. 85.
- ^ Соучек (1998) .
- ^ Вудс (1991) , с. 23.
- ^ Вудс (1991) , стр. 29–30, 34.
Библиография
[ редактировать ]- Adshead, SAM (2016), Центральная Азия в мировой истории , Springer, ISBN 978-1-349-22624-5
- Азимов, Мухаммед Сайфиддинович; Дэни, Ахмад Хасан ; Босворт, Клиффорд Эдмунд (1992), История цивилизаций Центральной Азии , том. IV, Издательство Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1595-7
- Бартольд, Василий Владимирович (1963), Четыре исследования по истории Центральной Азии , том. 2, Архив Брилла
- Бартольд, Василий Владимирович (1974), «Статья В. В. Бартольда О Погребении Тимура («Похороны Тимура»)», Иран , Иран: Журнал Британского института персидских исследований , 12 , перевод Дж. М. Роджерса , Британский институт Персидские исследования: 65–87, doi : 10.2307/4300504 , JSTOR. 4300504
- Бинбас, Илькер Эврим (2016), Интеллектуальные сети в Тимуридском Иране: Шараф ад-Дин Али Язди и Исламская республика литературы , Cambridge University Press, ISBN 978-1-107-05424-0
- Браммет, Пальмира Джонсон (2009), «Книга» путешествий: жанр, этнология и паломничество, 1250–1700 гг. , BRILL, ISBN 978-90-04-17498-6
- де Клавихо, Руй Гонсалес (2004), Посольство Тамерлана, 1403–1406 , перевод Гая Ле Стрэнджа , Psychology Press, ISBN 978-0-415-34489-0
- Фархат, май (2002 г.), Исламское благочестие и династическая легитимность: случай святилища Али Б. Мусы Аль-Риды в Мешхеде (10-17 века) , Гарвардский университет
- Джексон, Питер ; Локхарт, Лоуренс (1986), Кембриджская история Ирана , том. VI, Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-20094-3
- Джалали, Гулам Реза (2008 г.), Высокопоставленные лица, похороненные в святом (на персидском языке храме Имама аль-Риды (AS) ), Мешхед, Иран: Фонд исламских исследований, Астан Кудс Разави, ISBN 9789649712390
- Джамалуддин, Сайед (1985), «Положение женщин правящей семьи Тимуридов» , Труды Конгресса истории Индии , 45 , Конгресс истории Индии
- Кароматов, Хамидулла (2001), Амир Темур в мировой истории , Шак
- Хванд Мир (1994), Хабибу'с-сийер: монгольское и турецкое господство , перевод Уиллера Макинтоша Такстона , Департамент ближневосточных языков и цивилизаций, Гарвардский университет
- Курц, Сюзанна; Прекель, Клаудия; Райхмут, Стефан (2016), Мусульманские тела , LIT Verlag Münster, ISBN 978-3-643-12810-2
- Мароцци, Джастин (2012), Тамерлан: Меч ислама, Завоеватель мира , HarperCollins Publishers, ISBN 978-0-00-736973-7
- Нашат, Гуити; Бек, Лоис (2003), Женщины в Иране от расцвета ислама до 1800 года , University of Illinois Press, ISBN 978-0-252-07121-8
- Симс, Элеонора Г.; Грубе, Эрнст Дж .; Маршак, Борис Ильич (2002), Бесподобные образы: персидская живопись и ее источники , издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-09038-3
- Соучек, Присцилла (15 декабря 1998 г.), ESKANDAR SOLṬĀN" , Энциклопедия Ираника , Фонд Энциклопедии Ираника , получено 7 декабря, "
- Вудс, Джон Э. (1990), Мартин Бернард Диксон; Мишель М. Мазауи; Вера Баш Морин (ред.), «Генеалогия Тимура» , Интеллектуальные исследования ислама: эссе, написанные в честь Мартина Б. Диксона , University of Utah Press, ISBN 978-0-87480-342-6
- Вудс, Джон Э. (1991), Династия Тимуридов , Университет Индианы, Научно-исследовательский институт исследований внутренней Азии, с. 17