Нерыночные силы
Эта статья может сбивать с толку или быть непонятной читателям . ( Октябрь 2008 г. ) |
В экономике нерыночные силы (или нерыночные силы) — это силы, действующие на экономические факторы извне рыночной системы . Они включают в себя организующие и корректирующие факторы, обеспечивающие порядок на рынках и других общественных институтах и организациях, а также силы, используемые ценовыми системами, отличными от системы свободных цен .
Использование, обоснование и применение
[ редактировать ]Первое использование
[ редактировать ]Этот термин используется, по крайней мере, с конца 1940-х годов. [1] А.О. Хиршман в 1970 году определил «выход и голос как рыночные и нерыночные силы, то есть экономические и политические механизмы». [2] цитируя статью Кеннета Эрроу 1963 года, в которой говорилось о «нерыночных социальных институтах». [3]
Частая связь с правительством
[ редактировать ]В литературе по бизнесу, менеджменту, экономике и политологии нерынок обычно ассоциируется с правительством по сравнению с другими неэкономическими институтами, как в часто цитируемом определении экономиста Барона (1995: 47) в области стратегического управления :
Нерыночная среда включает в себя социальные, политические и правовые механизмы, которые структурируют взаимодействия вне рынков и частных соглашений, но в сочетании с ними. Нерыночная среда включает в себя те взаимодействия между фирмой и отдельными лицами, группами интересов, государственными учреждениями и общественностью, которые осуществляются при посредничестве не рынков, а государственных и частных институтов. Государственные институты отличаются от рынков такими характеристиками, как правление большинства, надлежащая правовая процедура, широкие права голоса, коллективные действия и гласность. Деятельность в нерыночной среде может быть добровольной, например, когда фирма сотрудничает с государственными чиновниками, или вынужденной, например, когда правительство регулирует деятельность или группа активистов организует бойкот продукции фирмы.
Однако другие исследователи связывают нерыночные процессы с не менее важными социальными институтами гражданского общества (также называемыми сообществом) и культуры, а также с командной экономикой , традиционным обменом и некоммерческими организациями.
Другие применения слова «нерынок»
[ редактировать ]Помимо ссылки на рынки и фирмы в капиталистической экономической системе, нерыночный также применяется к:
- командная (или централизованно планируемая ) экономика, в которой государство владеет экономическими факторами производства и является «фирмой», интернализировав частные внешние и внутренние рынки, которые больше не существуют за пределами «черных рынков» (Daniels, Radebaugh & Sullivan, 2007: 141-142)
- В традиционных типах систем обмена (например, внутрисемейная, внутриклановая и межгрупповая торговля), в которых доминирует социальная взаимность, которая уравновешивает предоставление и получение товаров в краткосрочном и долгосрочном периодах, в отличие от рыночной системы , где цены являются результатом немедленный торг ради экономической выгоды (Полани, 1944; Смелзер, 1963: 87)
- сектор некоммерческий ( Ломанн, 1989)
- внутренняя иерархия (или «частная бюрократия») внутри коммерческой фирмы, которая интернализовала внешние рынки из-за более высокой неопределенности и трансакционных издержек последних (Williamson, 1991, 1999).
«Нерыночный» как антоним слова «рыночный».
[ редактировать ]Нерыночный , а также его предшественники «неэкономический» и «социальный» отражают долгие поиски термина, который бы охватывал то, что является « нерыночным », после того как экономический рыночный институт стал доминирующим механизмом обмена в современных капиталистических экономиках . « Рынок » сам по себе представляет собой сложную концепцию, которую Бойер (1997: 62-66) классифицировал по-разному:
- контракт (то есть сделка)
- физическое место (например, фермерский рынок)
- географическая область, где продавцы конкурируют за покупателей определенного товара (например, рынок говядины в США)
- механизм выравнивания спроса и предложения на товары и услуги посредством цен.
- экономическая система , в которой конкуренция является доминирующей и приводит к немедленной, а также межвременной координации и уравновешиванию многих независимых потребностей и поставок (на оружие, масло, туристические услуги и т. д.)
- любой обмен, при котором социальные акторы конкурируют за ограниченные ресурсы (включая власть, статус, легитимность, справедливость и любовь) и в конечном итоге достигают некоторого соглашения (как на «рынке идей»).
Следующее определение рынка адаптировано из Hollingsworth, Schmitter and Streeck (1994: 5) и связано с четвертым и пятым значениями слова «рынок» Бойера:
Рынки — это арены, где отдельные или корпоративные субъекты, обладающие отдельными правами собственности на различные ресурсы, добровольно участвуют в свободных, юридически обеспеченных договорных обменах купли-продажи, при этом цены предоставляют информацию для распределения товаров и услуг.
Ассоциация с капиталистической экономической системой
[ редактировать ]Большинство определений и использований слов «нерыночный» и « рыночный » предполагают капиталистическую экономическую систему, характеризующуюся частной собственностью на средства производства и где рынки обеспечивают социальное пространство для добровольных контрактов и конкурентного соперничества (Hollingsworth et al., 1994: 3). Экономические рынки, как правило, очень собственнические, поскольку издержки и выгоды от обмена более тесно ограничены сторонами, непосредственно вовлеченными в него – то есть люди в целом получают только то, за что платят, и платят за то, что получают – в то время как Нерыночные обменные арены – политические, социальные и культурные – характеризуются гораздо большими вторичными эффектами и более слабыми связями между издержками и выгодами, так что более широкий круг сторон, помимо тех, кто непосредственно участвует в обмене, несет издержки и получает выгоды (Hayes, 1981: 133; Tollison). , 1982: 85-89).
Основополагающие социальные трансформации
[ редактировать ]Большинство современных обществ предпочли отделить то, что стало называться «экономикой», от других подсистем и приняли « рыночный » способ управления ею. То, что позже было названо нерыночным , относилось к другим макроинститутам (т. е. государству, гражданскому обществу и культуре), которые своими организациями и субъектами взаимодействовали и часто конфликтовали с взаимозависимыми рыночными институтами. В частности, после публикации «Великой трансформации» (Полани, 1944) последовательно возникли концепции «неэкономического», «социального» и «нерыночного» для обозначения внутренних и внешних факторов, которые помогают рынкам, фирмам и другим видам деятельности. учреждениям и организациям функционировать эффективно и результативно, а также устранять свои сбои.
Боддевин (2003) интерпретировал их как «четыре точки зрения на нерыночную сферу», которые в следующих разделах анализируются с точки зрения:
- их уровень анализа (макро или микро )
- оспариваемое подчинение рыночных институтов нерыночным
- степень, в которой нерыночные факторы эндогенизированы или экзогенизированы в рыночных моделях
- осуществимость нерыночной среды.
Четыре концептуальных взгляда на нерыночную ситуацию
[ редактировать ]Нерыночный на уровне общества
[ редактировать ]Для политических экономистов (например, Baron, 1995; Kindleberger, 1969), теоретиков социальных систем (например, Parsons & Smelser, 1956) и некоторых политологов (например, Hirschman, 1970) общество состоит из подсистем – экономической, политической , социальные и культурные – каждый со своими институтами и организациями. [4] В современных капиталистических обществах экономическая подсистема в основном реализуется через рыночные институты и организации ( фирмы ). В этом контексте нерыночные относятся к экзогенным неэкономическим подсистемам, институтам и организациям – политическим, социальным и культурным – а также к их отдельному функционированию и взаимодействию с рыночными , включая проблему того, что одна из них доминирует над другими посредством как рыночных, так и нерыночных средств массовой информации. и способы обмена (деньги, власть, включение/исключение, легитимация, подтверждение, взаимность, доверие, рвение, моральные обязательства и т. д.). В обоих крайностях этих отношений наблюдается либо чрезмерно ограниченная рыночная система, в которой доминируют другие социальные институты, либо « рыночное общество », управляемое рыночными субъектами, ценностями и процессами. Обе крайности представляют собой неудачи в эффективной интеграции между рыночными и нерыночными социальными подсистемами.
Нерыночный на уровне фирмы
[ редактировать ]Микроэкономисты (например, Милгром и Робертс, 1992) интерпретируют нерыночные институты как институты, которые «не являются рыночными по своей природе», то есть не связаны со стремлением к эффективности посредством полной информации, неограниченной рациональности в соотношении целей и средств, затрат - компромисс между выгодами при выборе решений, материальными стимулами (например, ценами, отражающими спрос и предложение), используемыми для согласования расходящихся личных интересов, и конкуренцией между акторами, преследующими такие интересы. Это стремление к эффективности зависит от существования таких институтов, как частная собственность и свобода заключения контрактов, но, как только рыночная система приводится в движение обществом, она действует автономно, изолированно от других социальных подсистем. В микроэкономическом анализе нерыночные факторы либо сводятся к «данным» (например, законы о собственности), либо рассматриваются как «распределительно нейтральные», поскольку применяются ко всем фирмам в конкретной отрасли (например, ставки корпоративного налога), либо игнорируются, поскольку «неторгуемы ». (например, репутация). Неудачи возникают из-за отсутствия совершенная конкуренция на рынках.
Нерыночный на организационном уровне
[ редактировать ]В ответ на такой «экономико-научный империализм» (Buckley & Casson, 1993) другие социальные науки определили и продвигали политические, социальные и культурные (включая моральные и этические) факторы как необходимые дополнения к экономическим. Их включение помогает достичь индивидуальной и организационной эффективности. [5] в обмене через персонализированные отношения, усвоенные правила, нормы и обычаи. Для социологов (например, Granovette, 1985, 1992) нерыночный подход относится к эндогенным социальным, политическим и культурным факторам, которые пронизывают экономический обмен и часто необходимы для достижения индивидуальной, организационной и межорганизационной эффективности, что невозможно, когда экономическое действие «недостаточно социализировано». ». Такие факторы позволяют осуществлять многие обмены, даже когда ценообразование затруднено, деньги неуместны, рынки недоступны, права собственности неясны и небезопасны, а преследование собственных интересов недостаточно, чтобы гарантировать упорядоченные транзакции, свободные от должностных преступлений и оппортунизма . Другими словами, многие микроэкономические обмены не являются чисто диадическими, рациональными, корыстными и безличными, поскольку сотрудничество является обычным явлением среди обменивающихся сторон, которые часто подчиняются правилам, нормам и обычаям, тем самым развивая «социализированную рациональность» из-за «социальной рациональности». социальная укорененность экономических действий». Кроме, У субъектов фирмы есть моральное обязательство учитывать «уместность» своих действий. Неудача связана с «недостаточно социализированным» поведением (например, « безбилетничество »), но также и с использованием «чрезмерно социализированного» поведения, такого как сговор и мошенничество (например, мафия).
Нерыночные как корректирующие механизмы
[ редактировать ]Для политологов (например, Hirschman, 1970) нерыночный подход относится к основанным на силе корректировкам, используемым для улучшения всех организаций – экономических, политических, социальных и культурных – когда конкуренция между ними не может исправить их упадок или упадок. То есть в любой экономической, политической, социальной или культурной системе все люди и организации постоянно подвержены отступлениям от эффективного, рационального, законопослушного, добродетельного или иного функционального поведения. Благосостояние общества оптимизируется только тогда, когда все организации – рыночные, государственные, гражданское общество и культура – конкурируют между собой, хотя неэффективные или неэффективные организации могут оставаться нечувствительными к конкуренции, поскольку они могут использовать другие ресурсы (организационные слабости, государственное финансирование , взаимность , националистические настроения) . предпочтения и т. д.), чтобы выжить даже в условиях упадка. Если конкуренция не приводит к «выходу» неэффективных или малоэффективных организаций, то необходим политический «голос» (петиции, мобилизация мнений, протест, сопротивление и т. д.) для изменения неугодного положения вещей. Как таковой, нерыночный связан с применением власти (в том числе силы), когда акторы используют свою собственность и суверенитет. [6] права оказывать влияние на других, которые используют те же права для сопротивления таким попыткам. Рыночный «выход», а также нерыночный «голос» и «лояльность» [7] используются всеми организациями, и с помощью этих механизмов возможно восстановление, даже несмотря на то, что институциональные сбои остаются постоянным явлением во времени и пространстве. [8]
Общее определение
[ редактировать ]На основе этих четырех частичных определений Боддевин (2003) предложил следующее общее:
Нерыночные относятся к внутренним и внешним организующим и корректирующим факторам, которые обеспечивают порядок в рыночных и других типах общественных институтов и организаций – экономических, политических, социальных и культурных – чтобы они могли функционировать эффективно и результативно, а также устранять свои неудачи.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джозеф Шистер, Экономика рынка труда (Нью-Йорк: Липпинкотт, 1949); см. также Google ngrams
- ^ Выход, Голос и лояльность , с. 19
- ^ с. 947
- ^ На основе теории социальных систем Парсонс и Смелзер (1956) определили ресурсы, которые все общества должны предоставлять через специализированные институты, чтобы выжить и, желательно, расти:
- богатство, обеспечиваемое экономикой
- принуждение , осуществляемое посредством власти, используемой государством и его правительствами для «закона и порядка».
- интеграция (связанная с «сообществом» и «гражданским обществом») для разрешения конфликтов между подразделениями и обеспечения инклюзивности и сотрудничества.
- уважение (самоуважение и уважение других), заложенное в ценностях и являющееся основным источником смысла, репутации и легитимности для отдельных лиц и организаций.
- ^ Эффективность - это сложное понятие, которое определяется как совокупность интересов центральной организации и внешних организаций, на которые она влияет (Скотт, 1995: 349), причем эти объединенные интересы связаны с достойными целями и подходящими средствами (Скотт, 1995: 349). , 1995: 356, см. также Пфеффер и Саланчик, 1978: 34).
- ^ Правительства являются « суверенными », потому что они обладают монополией на применение силы, хотя на это есть конституционные ограничения. Однако, как выразился Белл (1995: 607): «Некоторые права на ресурсы принадлежат индивидуумам на основе приписываемых им характеристик – это права лиц, [которые] не подлежат добровольному отчуждению, [как в случае с] правами собственности». ». Таким образом, по крайней мере в современных либеральных режимах, все люди и организации, расположенные в подсистемах общества, являются « суверенными », как и государство, и получают власть и легитимность из своего гражданства и вышеупомянутых «прав личности».
- ^ «Лояльность» относится к «той особой привязанности к организации» (Hirschman, 1970: 77), которая «сдерживает выход и активизирует голос» (стр. 78) «в надежде или, скорее, обоснованном ожидании, что улучшение или реформа может быть достигнуто «изнутри»» (с. 79). «Голос» связан с протестом, оппозицией и даже применением силы.
- ^ Рынки факторов производства, а также промежуточной и конечной продукции чреваты «естественными сбоями» (например, редкостью ресурсов, неопределенностью, оппортунизмом и монополией первопроходца), а также «искусственными/структурными несовершенствами» (в основном, деловой сговор и вмешательство государства).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Барон, ДП (1995). «Интегрированная стратегия: рыночные и нерыночные компоненты», California Management Review, 37(2): 47-65.
- Белл, Д. (1995). «Структура прав в контексте частной собственности», Журнал «Социально-экономика», 24(4): 607-622.
- Боддевин, Джей-Джей (2003). «Понимание и продвижение концепции «нерыночного» бизнеса», Business & Society, 42(3): 297-327.
- Бойер, Р. (1997). «Многообразие и неравная эффективность реально существующих рынков: прощание с доктором Панглосом?» В Дж. Р. Холлингсворте и Р. Бойере (ред.), Современный капитализм: встроенность институтов , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета: 59-93.
- Бакли, П.Дж. и Кассон М. (1993). «Экономика как империалистическая социальная наука», Human Relations, 46(9): 1035-1052.
- Дэниелс, Дж. Д., Радебо, Л. Х. и Д. П. Салливан (2007). Международный бизнес: окружающая среда и операции . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис-Холл.
- Грановеттер, М. (1985). «Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности», Американский журнал социологии, 91(3): 481-510.
- Грановеттер, М. (1992). «Экономические институты как социальные конструкции: основа анализа», Acta Sociologica, 35(1): 3-11.
- Хейс, Монтана (1981). Лоббисты и законодатели: теория политических рынков . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.
- Хиршман, АО (1958). Стратегия экономического развития . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Хиршман, АО (1970). Выход, голос и лояльность: ответы на упадок в фирмах, организациях и государствах . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Холлингсворт-младший, Шмиттер, ПК и В. Стрик (ред.) (1994). Управление капиталистической экономикой . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Джонс, М.Л. «Начните с геостратегии или назовите это тактикой»; (2011) доступно по адресу http://silberzahnjones.com/2011/12/10/start-with-geostrategy-or-call-it-tactics/ .
- Киндлбергер, Ч. П. (1970). Американский бизнес за рубежом . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Каттнер, Р. (1998). Все на продажу: достоинства и ограничения рынков . Нью-Йорк: Кнопф.
- Ломанн, РА (1989). «И салат не является животным: к позитивной экономике добровольных действий», Ежеквартальный журнал некоммерческого и добровольного сектора, 18 (4): 367-383.
- Милгром, П. и Дж. Робертс (1992). Экономика, организация и управление . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Парсонс, Т. и Нью-Джерси Смелзер (1956). Экономика и общество: исследование интеграции экономической и социальной теории . Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Пфеффер, Джеффри и Джеральд Р. Саланчик (1978). Внешний контроль организаций . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Поланьи, К. (1944). Великая трансформация: политико-экономические истоки нашего времени . Бостон, Массачусетс: Beacon Press.
- Скотт, WR (1995). Учреждения и организации . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
- Смелзер, Нью-Джерси (1963). Социология экономической жизни . Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл.
- Толлисон, РД (1982). «Поиск ренты: опрос», Kylos, 35(3): 575-602.
- Уильямсон, О.Э. (1991). «Сравнительные экономические организации: анализ дискретных структурных альтернатив», Ежеквартальный журнал «Административная наука», 36 (2): 269–296.
- Уильямсон, О.Э. (1999). «Государственная и частная бюрократия: взгляд на экономику транзакционных издержек», Журнал права, экономики и организации, 15(4): 306-342.