Jump to content

Нерыночные силы

В экономике нерыночные силы (или нерыночные силы) — это силы, действующие на экономические факторы извне рыночной системы . Они включают в себя организующие и корректирующие факторы, обеспечивающие порядок на рынках и других общественных институтах и ​​организациях, а также силы, используемые ценовыми системами, отличными от системы свободных цен .

Использование, обоснование и применение

[ редактировать ]

Первое использование

[ редактировать ]

Этот термин используется, по крайней мере, с конца 1940-х годов. [1] А.О. Хиршман в 1970 году определил «выход и голос как рыночные и нерыночные силы, то есть экономические и политические механизмы». [2] цитируя статью Кеннета Эрроу 1963 года, в которой говорилось о «нерыночных социальных институтах». [3]

Частая связь с правительством

[ редактировать ]

В литературе по бизнесу, менеджменту, экономике и политологии нерынок обычно ассоциируется с правительством по сравнению с другими неэкономическими институтами, как в часто цитируемом определении экономиста Барона (1995: 47) в области стратегического управления :

Нерыночная среда включает в себя социальные, политические и правовые механизмы, которые структурируют взаимодействия вне рынков и частных соглашений, но в сочетании с ними. Нерыночная среда включает в себя те взаимодействия между фирмой и отдельными лицами, группами интересов, государственными учреждениями и общественностью, которые осуществляются при посредничестве не рынков, а государственных и частных институтов. Государственные институты отличаются от рынков такими характеристиками, как правление большинства, надлежащая правовая процедура, широкие права голоса, коллективные действия и гласность. Деятельность в нерыночной среде может быть добровольной, например, когда фирма сотрудничает с государственными чиновниками, или вынужденной, например, когда правительство регулирует деятельность или группа активистов организует бойкот продукции фирмы.

Однако другие исследователи связывают нерыночные процессы с не менее важными социальными институтами гражданского общества (также называемыми сообществом) и культуры, а также с командной экономикой , традиционным обменом и некоммерческими организациями.

Другие применения слова «нерынок»

[ редактировать ]

Помимо ссылки на рынки и фирмы в капиталистической экономической системе, нерыночный также применяется к:

  1. командная (или централизованно планируемая ) экономика, в которой государство владеет экономическими факторами производства и является «фирмой», интернализировав частные внешние и внутренние рынки, которые больше не существуют за пределами «черных рынков» (Daniels, Radebaugh & Sullivan, 2007: 141-142)
  2. В традиционных типах систем обмена (например, внутрисемейная, внутриклановая и межгрупповая торговля), в которых доминирует социальная взаимность, которая уравновешивает предоставление и получение товаров в краткосрочном и долгосрочном периодах, в отличие от рыночной системы , где цены являются результатом немедленный торг ради экономической выгоды (Полани, 1944; Смелзер, 1963: 87)
  3. сектор некоммерческий ( Ломанн, 1989)
  4. внутренняя иерархия (или «частная бюрократия») внутри коммерческой фирмы, которая интернализовала внешние рынки из-за более высокой неопределенности и трансакционных издержек последних (Williamson, 1991, 1999).

«Нерыночный» как антоним слова «рыночный».

[ редактировать ]

Нерыночный , а также его предшественники «неэкономический» и «социальный» отражают долгие поиски термина, который бы охватывал то, что является « нерыночным », после того как экономический рыночный институт стал доминирующим механизмом обмена в современных капиталистических экономиках . « Рынок » сам по себе представляет собой сложную концепцию, которую Бойер (1997: 62-66) классифицировал по-разному:

  1. контракт (то есть сделка)
  2. физическое место (например, фермерский рынок)
  3. географическая область, где продавцы конкурируют за покупателей определенного товара (например, рынок говядины в США)
  4. механизм выравнивания спроса и предложения на товары и услуги посредством цен.
  5. экономическая система , в которой конкуренция является доминирующей и приводит к немедленной, а также межвременной координации и уравновешиванию многих независимых потребностей и поставок (на оружие, масло, туристические услуги и т. д.)
  6. любой обмен, при котором социальные акторы конкурируют за ограниченные ресурсы (включая власть, статус, легитимность, справедливость и любовь) и в конечном итоге достигают некоторого соглашения (как на «рынке идей»).

Следующее определение рынка адаптировано из Hollingsworth, Schmitter and Streeck (1994: 5) и связано с четвертым и пятым значениями слова «рынок» Бойера:

Рынки — это арены, где отдельные или корпоративные субъекты, обладающие отдельными правами собственности на различные ресурсы, добровольно участвуют в свободных, юридически обеспеченных договорных обменах купли-продажи, при этом цены предоставляют информацию для распределения товаров и услуг.

Ассоциация с капиталистической экономической системой

[ редактировать ]

Большинство определений и использований слов «нерыночный» и « рыночный » предполагают капиталистическую экономическую систему, характеризующуюся частной собственностью на средства производства и где рынки обеспечивают социальное пространство для добровольных контрактов и конкурентного соперничества (Hollingsworth et al., 1994: 3). Экономические рынки, как правило, очень собственнические, поскольку издержки и выгоды от обмена более тесно ограничены сторонами, непосредственно вовлеченными в него – то есть люди в целом получают только то, за что платят, и платят за то, что получают – в то время как Нерыночные обменные арены – политические, социальные и культурные – характеризуются гораздо большими вторичными эффектами и более слабыми связями между издержками и выгодами, так что более широкий круг сторон, помимо тех, кто непосредственно участвует в обмене, несет издержки и получает выгоды (Hayes, 1981: 133; Tollison). , 1982: 85-89).

Основополагающие социальные трансформации

[ редактировать ]

Большинство современных обществ предпочли отделить то, что стало называться «экономикой», от других подсистем и приняли « рыночный » способ управления ею. То, что позже было названо нерыночным , относилось к другим макроинститутам (т. е. государству, гражданскому обществу и культуре), которые своими организациями и субъектами взаимодействовали и часто конфликтовали с взаимозависимыми рыночными институтами. В частности, после публикации «Великой трансформации» (Полани, 1944) последовательно возникли концепции «неэкономического», «социального» и «нерыночного» для обозначения внутренних и внешних факторов, которые помогают рынкам, фирмам и другим видам деятельности. учреждениям и организациям функционировать эффективно и результативно, а также устранять свои сбои.

Боддевин (2003) интерпретировал их как «четыре точки зрения на нерыночную сферу», которые в следующих разделах анализируются с точки зрения:

  1. их уровень анализа (макро или микро )
  2. оспариваемое подчинение рыночных институтов нерыночным
  3. степень, в которой нерыночные факторы эндогенизированы или экзогенизированы в рыночных моделях
  4. осуществимость нерыночной среды.

Четыре концептуальных взгляда на нерыночную ситуацию

[ редактировать ]

Нерыночный на уровне общества

[ редактировать ]

Для политических экономистов (например, Baron, 1995; Kindleberger, 1969), теоретиков социальных систем (например, Parsons & Smelser, 1956) и некоторых политологов (например, Hirschman, 1970) общество состоит из подсистем – экономической, политической , социальные и культурные – каждый со своими институтами и организациями. [4] В современных капиталистических обществах экономическая подсистема в основном реализуется через рыночные институты и организации ( фирмы ). В этом контексте нерыночные относятся к экзогенным неэкономическим подсистемам, институтам и организациям – политическим, социальным и культурным – а также к их отдельному функционированию и взаимодействию с рыночными , включая проблему того, что одна из них доминирует над другими посредством как рыночных, так и нерыночных средств массовой информации. и способы обмена (деньги, власть, включение/исключение, легитимация, подтверждение, взаимность, доверие, рвение, моральные обязательства и т. д.). В обоих крайностях этих отношений наблюдается либо чрезмерно ограниченная рыночная система, в которой доминируют другие социальные институты, либо « рыночное общество », управляемое рыночными субъектами, ценностями и процессами. Обе крайности представляют собой неудачи в эффективной интеграции между рыночными и нерыночными социальными подсистемами.

Нерыночный на уровне фирмы

[ редактировать ]

Микроэкономисты (например, Милгром и Робертс, 1992) интерпретируют нерыночные институты как институты, которые «не являются рыночными по своей природе», то есть не связаны со стремлением к эффективности посредством полной информации, неограниченной рациональности в соотношении целей и средств, затрат - компромисс между выгодами при выборе решений, материальными стимулами (например, ценами, отражающими спрос и предложение), используемыми для согласования расходящихся личных интересов, и конкуренцией между акторами, преследующими такие интересы. Это стремление к эффективности зависит от существования таких институтов, как частная собственность и свобода заключения контрактов, но, как только рыночная система приводится в движение обществом, она действует автономно, изолированно от других социальных подсистем. В микроэкономическом анализе нерыночные факторы либо сводятся к «данным» (например, законы о собственности), либо рассматриваются как «распределительно нейтральные», поскольку применяются ко всем фирмам в конкретной отрасли (например, ставки корпоративного налога), либо игнорируются, поскольку «неторгуемы ». (например, репутация). Неудачи возникают из-за отсутствия совершенная конкуренция на рынках.

Нерыночный на организационном уровне

[ редактировать ]

В ответ на такой «экономико-научный империализм» (Buckley & Casson, 1993) другие социальные науки определили и продвигали политические, социальные и культурные (включая моральные и этические) факторы как необходимые дополнения к экономическим. Их включение помогает достичь индивидуальной и организационной эффективности. [5] в обмене через персонализированные отношения, усвоенные правила, нормы и обычаи. Для социологов (например, Granovette, 1985, 1992) нерыночный подход относится к эндогенным социальным, политическим и культурным факторам, которые пронизывают экономический обмен и часто необходимы для достижения индивидуальной, организационной и межорганизационной эффективности, что невозможно, когда экономическое действие «недостаточно социализировано». ». Такие факторы позволяют осуществлять многие обмены, даже когда ценообразование затруднено, деньги неуместны, рынки недоступны, права собственности неясны и небезопасны, а преследование собственных интересов недостаточно, чтобы гарантировать упорядоченные транзакции, свободные от должностных преступлений и оппортунизма . Другими словами, многие микроэкономические обмены не являются чисто диадическими, рациональными, корыстными и безличными, поскольку сотрудничество является обычным явлением среди обменивающихся сторон, которые часто подчиняются правилам, нормам и обычаям, тем самым развивая «социализированную рациональность» из-за «социальной рациональности». социальная укорененность экономических действий». Кроме, У субъектов фирмы есть моральное обязательство учитывать «уместность» своих действий. Неудача связана с «недостаточно социализированным» поведением (например, « безбилетничество »), но также и с использованием «чрезмерно социализированного» поведения, такого как сговор и мошенничество (например, мафия).

Нерыночные как корректирующие механизмы

[ редактировать ]

Для политологов (например, Hirschman, 1970) нерыночный подход относится к основанным на силе корректировкам, используемым для улучшения всех организаций – экономических, политических, социальных и культурных – когда конкуренция между ними не может исправить их упадок или упадок. То есть в любой экономической, политической, социальной или культурной системе все люди и организации постоянно подвержены отступлениям от эффективного, рационального, законопослушного, добродетельного или иного функционального поведения. Благосостояние общества оптимизируется только тогда, когда все организации – рыночные, государственные, гражданское общество и культура – ​​конкурируют между собой, хотя неэффективные или неэффективные организации могут оставаться нечувствительными к конкуренции, поскольку они могут использовать другие ресурсы (организационные слабости, государственное финансирование , взаимность , националистические настроения) . предпочтения и т. д.), чтобы выжить даже в условиях упадка. Если конкуренция не приводит к «выходу» неэффективных или малоэффективных организаций, то необходим политический «голос» (петиции, мобилизация мнений, протест, сопротивление и т. д.) для изменения неугодного положения вещей. Как таковой, нерыночный связан с применением власти (в том числе силы), когда акторы используют свою собственность и суверенитет. [6] права оказывать влияние на других, которые используют те же права для сопротивления таким попыткам. Рыночный «выход», а также нерыночный «голос» и «лояльность» [7] используются всеми организациями, и с помощью этих механизмов возможно восстановление, даже несмотря на то, что институциональные сбои остаются постоянным явлением во времени и пространстве. [8]

Общее определение

[ редактировать ]

На основе этих четырех частичных определений Боддевин (2003) предложил следующее общее:

Нерыночные относятся к внутренним и внешним организующим и корректирующим факторам, которые обеспечивают порядок в рыночных и других типах общественных институтов и организаций – экономических, политических, социальных и культурных – чтобы они могли функционировать эффективно и результативно, а также устранять свои неудачи.


Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джозеф Шистер, Экономика рынка труда (Нью-Йорк: Липпинкотт, 1949); см. также Google ngrams
  2. ^ Выход, Голос и лояльность , с. 19
  3. ^ с. 947
  4. ^ На основе теории социальных систем Парсонс и Смелзер (1956) определили ресурсы, которые все общества должны предоставлять через специализированные институты, чтобы выжить и, желательно, расти:
    • богатство, обеспечиваемое экономикой
    • принуждение , осуществляемое посредством власти, используемой государством и его правительствами для «закона и порядка».
    • интеграция (связанная с «сообществом» и «гражданским обществом») для разрешения конфликтов между подразделениями и обеспечения инклюзивности и сотрудничества.
    • уважение (самоуважение и уважение других), заложенное в ценностях и являющееся основным источником смысла, репутации и легитимности для отдельных лиц и организаций.
    Различные типы экономических, политических, социальных и культурных систем могут использоваться для обеспечения этих ресурсов богатства, принуждения, интеграции и уважения. Например, в развитых странах предпочтение отдается рыночной системе, демократии, социальной интеграции и таким ценностям, как желательность перемен, тогда как отсутствие или плохое состояние таких социальных институтов считается «неудачей».
  5. ^ Эффективность - это сложное понятие, которое определяется как совокупность интересов центральной организации и внешних организаций, на которые она влияет (Скотт, 1995: 349), причем эти объединенные интересы связаны с достойными целями и подходящими средствами (Скотт, 1995: 349). , 1995: 356, см. также Пфеффер и Саланчик, 1978: 34).
  6. ^ Правительства являются « суверенными », потому что они обладают монополией на применение силы, хотя на это есть конституционные ограничения. Однако, как выразился Белл (1995: 607): «Некоторые права на ресурсы принадлежат индивидуумам на основе приписываемых им характеристик – это права лиц, [которые] не подлежат добровольному отчуждению, [как в случае с] правами собственности». ». Таким образом, по крайней мере в современных либеральных режимах, все люди и организации, расположенные в подсистемах общества, являются « суверенными », как и государство, и получают власть и легитимность из своего гражданства и вышеупомянутых «прав личности».
  7. ^ «Лояльность» относится к «той особой привязанности к организации» (Hirschman, 1970: 77), которая «сдерживает выход и активизирует голос» (стр. 78) «в надежде или, скорее, обоснованном ожидании, что улучшение или реформа может быть достигнуто «изнутри»» (с. 79). «Голос» связан с протестом, оппозицией и даже применением силы.
  8. ^ Рынки факторов производства, а также промежуточной и конечной продукции чреваты «естественными сбоями» (например, редкостью ресурсов, неопределенностью, оппортунизмом и монополией первопроходца), а также «искусственными/структурными несовершенствами» (в основном, деловой сговор и вмешательство государства).

См. также

[ редактировать ]
  • Барон, ДП (1995). «Интегрированная стратегия: рыночные и нерыночные компоненты», California Management Review, 37(2): 47-65.
  • Белл, Д. (1995). «Структура прав в контексте частной собственности», Журнал «Социально-экономика», 24(4): 607-622.
  • Боддевин, Джей-Джей (2003). «Понимание и продвижение концепции «нерыночного» бизнеса», Business & Society, 42(3): 297-327.
  • Бойер, Р. (1997). «Многообразие и неравная эффективность реально существующих рынков: прощание с доктором Панглосом?» В Дж. Р. Холлингсворте и Р. Бойере (ред.), Современный капитализм: встроенность институтов , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета: 59-93.
  • Бакли, П.Дж. и Кассон М. (1993). «Экономика как империалистическая социальная наука», Human Relations, 46(9): 1035-1052.
  • Дэниелс, Дж. Д., Радебо, Л. Х. и Д. П. Салливан (2007). Международный бизнес: окружающая среда и операции . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис-Холл.
  • Грановеттер, М. (1985). «Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности», Американский журнал социологии, 91(3): 481-510.
  • Грановеттер, М. (1992). «Экономические институты как социальные конструкции: основа анализа», Acta Sociologica, 35(1): 3-11.
  • Хейс, Монтана (1981). Лоббисты и законодатели: теория политических рынков . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.
  • Хиршман, АО (1958). Стратегия экономического развития . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Хиршман, АО (1970). Выход, голос и лояльность: ответы на упадок в фирмах, организациях и государствах . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Холлингсворт-младший, Шмиттер, ПК и В. Стрик (ред.) (1994). Управление капиталистической экономикой . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Джонс, М.Л. «Начните с геостратегии или назовите это тактикой»; (2011) доступно по адресу http://silberzahnjones.com/2011/12/10/start-with-geostrategy-or-call-it-tactics/ .
  • Киндлбергер, Ч. П. (1970). Американский бизнес за рубежом . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Каттнер, Р. (1998). Все на продажу: достоинства и ограничения рынков . Нью-Йорк: Кнопф.
  • Ломанн, РА (1989). «И салат не является животным: к позитивной экономике добровольных действий», Ежеквартальный журнал некоммерческого и добровольного сектора, 18 (4): 367-383.
  • Милгром, П. и Дж. Робертс (1992). Экономика, организация и управление . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Парсонс, Т. и Нью-Джерси Смелзер (1956). Экономика и общество: исследование интеграции экономической и социальной теории . Нью-Йорк: Свободная пресса.
  • Пфеффер, Джеффри и Джеральд Р. Саланчик (1978). Внешний контроль организаций . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  • Поланьи, К. (1944). Великая трансформация: политико-экономические истоки нашего времени . Бостон, Массачусетс: Beacon Press.
  • Скотт, WR (1995). Учреждения и организации . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
  • Смелзер, Нью-Джерси (1963). Социология экономической жизни . Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  • Толлисон, РД (1982). «Поиск ренты: опрос», Kylos, 35(3): 575-602.
  • Уильямсон, О.Э. (1991). «Сравнительные экономические организации: анализ дискретных структурных альтернатив», Ежеквартальный журнал «Административная наука», 36 (2): 269–296.
  • Уильямсон, О.Э. (1999). «Государственная и частная бюрократия: взгляд на экономику транзакционных издержек», Журнал права, экономики и организации, 15(4): 306-342.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 872eb12badcc8983e7a9135db297df04__1644412500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/04/872eb12badcc8983e7a9135db297df04.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nonmarket forces - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)