География мысли

«География мысли: как жители Азии и Запада думают по-разному… и почему» — книга социального психолога Ричарда Нисбетта , опубликованная издательством Free Press в 2003 году. [1] Анализируя различия между Азией и Западом, автор утверждает, что культурные различия влияют на мыслительные процессы людей более значительно, чем предполагалось. [2]
Диссертация
[ редактировать ]В книге Нисбетт демонстрирует, что «люди на самом деле думают и даже видят мир по-разному из-за различий в экологии , социальных структурах , философии и образовательных системах , восходящих к древней Греции и Китаю ». [3] По своей сути книга предполагает, что человеческое поведение не «запрограммировано», а является функцией культуры .
В книге предполагается, что страсть к сильной онтологии и научной рациональности , основанной на прямом построении цепочек из аксиом, по сути является «западным» феноменом. Страсть Древней Греции к абстрактным категориям, на которые можно таксономически упорядочить весь мир, утверждает он, является прототипически западной, как и понятие причинности .
В китайской интеллектуальной традиции нет обязательной несовместимости между верой в то, что А имеет место, и верой в то, что А не имеет место. Напротив, в духе Дао или инь-ян принципа А на самом деле может подразумевать, что не- А также имеет место или, во всяком случае, скоро будет иметь место... События не происходят изолированно от других событий. , но всегда встроены в осмысленное целое, элементы которого постоянно меняются и перестраиваются. [В китайском подходе к рассуждению] думать об объекте или событии изолированно и применять к нему абстрактные правила — значит приводить к крайним и ошибочным выводам. Именно Срединный Путь является целью рассуждения.
Другими словами, он утверждает, что закон исключенного третьего не применяется в китайской мысли и что применяется другой стандарт. Другие мыслители описывали это как герменевтическую разумность.
В главе 3 мы увидели, что социальная организация и практика современных азиатов напоминают таковую у древних китайцев, а социальная организация и практика современных европейцев напоминают таковую у древних греков. В этой главе мы увидели, что современные азиаты, как и древние китайцы, смотрят на мир целостно: они видят большую часть поля, особенно фоновые события; они умеют наблюдать взаимосвязи между событиями; они считают мир сложным и весьма изменчивым, а его компоненты взаимосвязанными; они рассматривают события как циклическое движение между крайностями; и они чувствуют, что контроль над событиями требует координации с другими. Современные жители Запада, как и древние греки, видят мир в аналитических, атомистических терминах; они видят объекты как отдельные и отделенные от окружающей среды; они видят, что события движутся линейно, если они вообще движутся; и они чувствуют себя лично контролирующими события, даже если это не так. Мировоззрения различаются не только концептуально, но и мир буквально рассматривается по-разному. Азиаты видят общую картину и видят объекты в связи с окружающей их средой — настолько, что им может быть трудно визуально отделить объекты от окружающей среды. Жители Запада сосредотачиваются на объектах, игнорируя поле, и они буквально видят меньше объектов и отношений в окружающей среде, чем азиаты.
Подразумеваемое
[ редактировать ]У теории Нисбетта есть несколько следствий. Например, в области права восточная и западная культуры отдают разные приоритеты и роли праву в обществе. Соотношение юристов и инженеров в США в сорок раз выше, чем в Японии. Более того, роль американских юристов, как правило, заключается в разрешении юридических конфликтов, а цель – требования справедливости с четким определением победителя и проигравшего, основанные на универсальных принципах справедливости, которые в равной степени применимы ко всем. Напротив, восточные юристы чаще используются в качестве посредников для снижения враждебности и достижения компромисса; принципы, которыми они руководствуются, более гибкие и обстоятельные. [4]
Другой аспект, в котором существуют большие расхождения между этими двумя системами мышления, касается прав человека. На Западе существует более или менее единый взгляд на отношения между людьми и государствами, все люди представляют собой отдельные единицы и заключают друг с другом общественный договор, который дает им определенные права. Однако жители Восточной Азии, как и большинство людей за пределами Запада, «рассматривают общества не как агрегаты индивидов, а как молекулы или организмы». Как следствие, существует мало или совсем отсутствует концепция прав, присущих индивидууму», и, в частности, «[у] китайцев любая концепция прав основана на части-целом, а не на концепции «один-многие». общества» (там же, 198). Поэтому для того, чтобы западные концепции были приняты за пределами Запада, требуется «не просто иной моральный кодекс, но и иная концепция природы личности» (там же, 199).
Существуют также принципиально разные концепции религии на Востоке и Западе. В восточной религии в большей степени существует менталитет «и/и», чем менталитет «правильный/неправильный», который широко распространен на Западе. В результате восточная религия имеет тенденцию быть более терпимой и приспособленной к множеству религиозных верований и идей. Например, в Японии и Корее (и докоммунистическом Китае) вы можете идентифицировать себя как буддиста, конфуцианца и христианина. Религиозные войны были исторически редки. В западной религии монотеизм предполагает требование, чтобы Бог монополизировал веру, что обусловлено ее авраамическими корнями, а религиозные войны исторически были обычным явлением. Более того, роль циклов и повторений оказала большое влияние на восточные религии, но меньшее влияние на западные религии. Это видно из того, что грех может быть искуплен в восточной религии и в некоторой степени в христианстве, но неистребим в протестантизме (там же, 199–200).
Проблемы и прием
[ редактировать ]Контрасты, нарисованные в книге, могут быть подвергнуты сомнению. Нисбетт говорит, что китайцы рассматривают события как нечто встроенное в значимое целое, элементы которого постоянно меняются и перестраиваются; соответствующими идеями западной науки и системного мышления являются холизм, адаптация и эволюция. Нисбетт говорит, что китайцы не применяют закон исключенного третьего; соответствующими идеями в западной науке и философии являются «степени истины» и «нечеткая логика». Он говорит, что китайское мышление допускает несовместимость между тем, что А имеет место, и тем, что это не так, что, по-видимому, противоречит неплюралистическому, тоталитарному, авторитарному контролю над китайским обществом, социальными сетями и обращением с религиозными меньшинствами. Он склонен противопоставлять Китай США, тогда как другой автор мог бы противопоставить Европу США.
Культурный антрополог Шерри Ортнер написала критическую рецензию в The New York Times , указав на ее методологические недостатки (большинство подопытных — студенты колледжей, что приводит к смещению выборки ), а также интерпретационные («Какая разница должна быть между азиаты и жители Запада в конкретном эксперименте, призванном продемонстрировать культурный разрыв?»). Наиболее критично она отнеслась к его «неустанным попыткам втиснуть все в дихотомию Азии и Запада... в эти монолитные единицы Востока и Запада», не обращая внимания на «различия внутри категорий», таких как пол, религия, этническая принадлежность, которые « иногда признается, но обычно откладывается». [5]
Другие обзоры были более довольны общими словами и использованием слов Нисбетта. Он отмечает, что « восточноазиатцы » обозначают китайцев , японцев и корейцев , тогда как «западники» обычно означают « Америку », но могут распространяться и на остальную часть англосферы , а иногда и на Европу . [6] Роберт Штернберг , президент Американской психологической ассоциации , назвал эту книгу «знаковой книгой». [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нисбетт, Ричард (2003). География мысли: как азиаты и жители Запада мыслят по-разному... и почему . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 978-0743255356 .
- ^ Суонброу, Дайан (27 февраля 2003 г.). «География мысли: как культура влияет на работу разума» . Мичиганские новости .
- ^ Jump up to: а б Нисбетт, Ричард (5 апреля 2004 г.). География мысли: как азиаты и жители Запада мыслят по-разному... и почему . ISBN 0743255356 .
- ^ Нисбетт, Ричард Э. (2005). География мысли: как азиаты и жители Запада мыслят по-разному... и почему . Лондон: Издательство Николаса Брили. п. 194.
- ^ Ортнер, Шерри (20 апреля 2003 г.). «Восточный мозг, Западный мозг» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Линге, Олле (5 декабря 2013 г.). «Обзор: География мысли: как жители Восточной Азии и Запада думают по-разному… и почему » . Взлом китайского языка .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- География мысли в Открытой библиотеке
- Книга также послужила прототипом для документального фильма корейского телеканала EBS под названием «Восток и Запад»: