Jump to content

CLARION (когнитивная архитектура)

(Перенаправлено с CLARION )

Коннекционистское обучение с адаптивной индукцией правил онлайн ( CLARION ) — это вычислительная когнитивная архитектура , которая использовалась для моделирования многих областей и задач в когнитивной психологии и социальной психологии , а также для реализации интеллектуальных систем в приложениях искусственного интеллекта . Важной особенностью CLARION является различие между неявными и явными процессами и сосредоточение внимания на взаимодействии между этими двумя типами процессов. Система была создана исследовательской группой под руководством Рона Сана .

Кларион Фреймворк

CLARION — это интегративная когнитивная архитектура, она используется для объяснения и моделирования когнитивно-психологических явлений, что потенциально может привести к единому объяснению психологических явлений. Теория CLARION состоит из трех слоев: первый уровень — это основная теория разума. Основные теории состоят из ряда отдельных подсистем, которые являются основными структурами CLARION, с двойной репрезентативной структурой в каждой подсистеме (неявное и явное представление; Sun et al., 2005). Его подсистемы включают подсистему, ориентированную на действие, подсистему, не ориентированную на действие, мотивационную подсистему и метакогнитивную подсистему. Второй уровень состоит из вычислительных моделей, реализующих базовую теорию; она более детальна, чем теория первого уровня, но все же носит общий характер. Третий слой состоит из конкретных реализованных моделей и симуляций психологических процессов или явлений. Модели этого слоя возникают из базовой теории и общих вычислительных моделей.

Двойная репрезентативная структура

[ редактировать ]

Различие между неявными и явными процессами является фундаментальным для когнитивной архитектуры Clarion. [1] Это различие в первую очередь мотивировано доказательствами, подтверждающими имплицитную память и имплицитное обучение . Clarion фиксирует различие между имплицитной и эксплицитной памятью независимо от различия между процедурной и декларативной памятью . Чтобы уловить различие между неявным и явным, Кларион постулирует две параллельные и взаимодействующие репрезентативные системы, фиксирующие неявное и явное знание соответственно. Явные знания связаны с локальным представлением, а неявные знания — с распределенным представлением.

Явные знания находятся на верхнем уровне архитектуры, тогда как неявные знания находятся на нижнем уровне. [1] [2] На обоих уровнях основными репрезентативными единицами являются коннекционистские узлы, и эти два уровня различаются по типу кодирования. На верхнем уровне знания кодируются с использованием узлов локализованных фрагментов, тогда как на нижнем уровне знания кодируются распределенным образом через коллекции узлов (микро)функций. Знания могут избыточно кодироваться между двумя уровнями и могут обрабатываться параллельно внутри этих двух уровней. На верхнем уровне обработка информации включает передачу активаций между узлами блоков с помощью правил, а на нижнем уровне обработка информации включает распространение активаций (микро)функций через искусственные нейронные сети . Потоки информации сверху вниз и снизу вверх обеспечиваются связями между двумя уровнями. Такие связи устанавливаются чанками Clarion, каждый из которых состоит из одного узла чанка, набора узлов (микро)функций и связей между узлом чанка и узлами (микро)функций. Таким образом, единый фрагмент знаний может быть выражен как в явной (т. е. локальной), так и в неявной (т. е. распределенной) форме, хотя такое двойное выражение не всегда требуется.

Двойная репрезентативная структура позволяет неявным и явным процессам взаимодействовать и, возможно, избыточно кодировать контент. В результате теория Clarion может объяснить различные явления, такие как эффекты ускорения обучения, повышение производительности, связанное с вербализации, повышение производительности в задачах передачи и способность выполнять рассуждения, основанные на сходстве, с точки зрения синергетического взаимодействия между неявными и явные процессы. [1] [3] [4] [5] Эти взаимодействия включают в себя как поток активаций внутри архитектуры (например, рассуждения на основе подобия поддерживаются путем распределения активации между фрагментами посредством общих (микро)функций), так и восходящие, нисходящие и параллельные процессы обучения. При восходящем обучении ассоциации между (микро)признаками нижнего уровня извлекаются и кодируются как явные правила. При нисходящем обучении правила верхнего уровня направляют развитие неявных ассоциаций на нижнем уровне. Кроме того, обучение может осуществляться параллельно, одновременно затрагивая как неявные, так и явные процессы. Благодаря этим процессам обучения знания могут кодироваться избыточно или дополняюще, как того требует история агента. Эффект синергии частично возникает в результате взаимодействия этих процессов обучения. Еще одним важным механизмом объяснения эффектов синергии является сочетание и относительная сбалансированность сигналов разных уровней архитектуры. Например, в одном исследовании, основанном на моделировании Clarion, было высказано предположение, что вызванный тревогой дисбаланс относительного вклада неявных и явных процессов может быть механизмом, ответственным за снижение производительности под давлением. [6]

Подсистемы

[ редактировать ]

Когнитивная архитектура Clarion состоит из четырех подсистем.

Подсистема, ориентированная на действия

[ редактировать ]

Роль подсистемы, ориентированной на действие, заключается в контроле как внешних, так и внутренних действий . Неявный уровень состоит из нейронных сетей, называемых нейронными сетями действий, а явный уровень состоит из правил действий. Между этими двумя уровнями может быть синергия, например, обучение навыку может быть ускорено, если агенту придется установить четкие правила для текущей процедуры. Утверждалось, что само по себе неявное знание не может оптимизировать так же хорошо, как сочетание явного и неявного.

Подсистема, не ориентированная на действие

[ редактировать ]

Роль подсистемы, не ориентированной на действие, заключается в поддержании общих знаний. Неявный уровень состоит из ассоциативных нейронных сетей, а нижний уровень — из ассоциативных правил. Знания далее делятся на семантические и эпизодические, где семантические — это обобщенные знания, а эпизодические — это знания, применимые к более конкретным ситуациям. Также важно отметить, что, поскольку существует неявный уровень, не все декларативные знания должны быть явными.

Мотивационная подсистема

[ редактировать ]

Роль мотивационной подсистемы заключается в обеспечении основной мотивации восприятия, действия и познания. Система мотивации в CLARION состоит из побуждений нижнего уровня, и каждое побуждение может иметь разную силу. Существуют стимулы низкого уровня, а также стимулы высокого уровня, направленные на то, чтобы агент оставался устойчивым, целеустремленным, сосредоточенным и адаптивным. Явный слой мотивационной системы составляют цели. Явные цели используются потому, что они более стабильны, чем неявные мотивационные состояния. Концепция CLARION считает, что мотивационные процессы человека очень сложны и не могут быть представлены только посредством явного представления.

Примеры некоторых дисков низкого уровня:

  • еда
  • вода
  • воспроизводство
  • избегание неприятных стимулов (не исключающих друг друга из других побуждений низкого уровня, а отдельно для возможности более конкретных стимулов)

Примеры некоторых дисков высокого уровня:

  • Принадлежность и принадлежность
  • Признание и достижения
  • Доминирование и власть
  • Справедливость

Существует также возможность создания производных побуждений (обычно в результате попытки удовлетворить первичные побуждения), которые могут быть созданы либо путем кондиционирования, либо с помощью внешних инструкций. Каждый необходимый привод будет иметь пропорциональную мощность, возможности также будут приняты во внимание.

Метакогнитивная подсистема

[ редактировать ]

Роль метакогнитивной подсистемы — контролировать, направлять и изменять работу всех остальных подсистем. Действия в метакогнитивной подсистеме включают в себя: постановку целей для подсистемы, ориентированной на действие, установку параметров для подсистем действия и бездействия, а также изменение текущего процесса как в подсистемах действия, так и в подсистемах бездействия.

Обучение

[ редактировать ]

Обучение может быть представлено как явными, так и неявными знаниями по отдельности, а также обучение снизу вверх и сверху вниз. Обучение с использованием неявных знаний представлено посредством Q-обучения, тогда как обучение с использованием только явных знаний представлено однократным обучением, таким как проверка гипотез. Обучение «снизу вверх» (Sun et al., 2001) представлено посредством нейронной сети, распространяющейся до явного уровня посредством алгоритма извлечения и уточнения правил (RER), в то время как обучение сверху вниз может быть представлено различными способами.

Сравнение с другими когнитивными архитектурами

[ редактировать ]

Для сравнения с несколькими другими когнитивными архитектурами (Sun, 2016):

  • ACT-R использует разделение между процедурной и декларативной памятью, что несколько похоже на различие CLARION между подсистемой, ориентированной на действие, и подсистемой, не ориентированной на действие. Однако в ACT-R нет четкого различия (основанного на процессах или на представлении) между неявными и явными процессами, что является фундаментальным предположением теории CLARION.
  • Soar не включает четкое различие, основанное на представлениях или процессах, между неявным и явным познанием или между процедурной и декларативной памятью; он основан на идеях проблемных пространств, состояний и операторов. Когда в стеке целей есть выдающаяся цель, разные постановки предлагают разных операторов и предпочтения операторов для достижения цели.
  • EPIC использует производственную систему, аналогичную ACT-R. Однако он не включает в себя дихотомию неявных и явных процессов, которая важна в CLARION.

Теоретические приложения

[ редактировать ]

CLARION использовался для учета различных психологических данных (Sun, 2002, 2016), таких как задача на время последовательной реакции, задача искусственного изучения грамматики, задача управления процессом, задача категориального вывода, задача алфавитной арифметики и Задание «Ханойская башня». Задачи на последовательное время реакции и управление процессом являются типичными задачами неявного обучения (в основном с участием неявных реактивных процедур), тогда как Ханойская башня и алфавитная арифметика представляют собой задачи приобретения когнитивных навыков высокого уровня (со значительным присутствием явных процессов). Кроме того, проведена большая работа по сложной задаче навигации по минным полям, предполагающей сложное последовательное принятие решений. Также была начата работа над задачами организационного принятия решений и другими задачами социального моделирования (например, Naveh and Sun, 2006), а также над метакогнитивными задачами.

Другие применения когнитивной архитектуры включают моделирование творчества (Helie and Sun, 2010) и обращение к вычислительной основе сознания (или искусственного сознания ) (Coward and Sun, 2004).

  1. ^ Перейти обратно: а б с Сан, Рон (01 марта 2016 г.). Анатомия разума: исследование психологических механизмов и процессов с помощью когнитивной архитектуры Clarion . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199794553.001.0001 . ISBN  978-0-19-979455-3 .
  2. ^ Сан, Рон (1 сентября 2001 г.). Двойственность разума: подход к познанию снизу вверх . Психология Пресс. дои : 10.4324/9781410604378 . ISBN  978-1-4106-0437-8 .
  3. ^ Сан, Рон; Меррилл, Эдвард; Петерсон, Тодд (2001). «От неявных навыков к явным знаниям: восходящая модель обучения навыкам» . Когнитивная наука . 25 (2): 203–244. дои : 10.1207/s15516709cog2502_2 . ISSN   1551-6709 .
  4. ^ Сан, Рон; Чжан, Си (1 июня 2006 г.). «Учет различных данных рассуждений в рамках когнитивной архитектуры» . Журнал экспериментального и теоретического искусственного интеллекта . 18 (2): 169–191. дои : 10.1080/09528130600557713 . ISSN   0952-813X . S2CID   29729283 .
  5. ^ Доманг, Томас Дж.; Мэтьюз, Роберт С.; Сан, Рон; Руссель, Льюис Г.; Гидри, Клэр Э. (2004). «Влияние обработки на основе моделей и памяти на скорость и точность генерации грамматических строк» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 30 (5): 1002–1011. дои : 10.1037/0278-7393.30.5.1002 . ISSN   1939-1285 . ПМИД   15355132 .
  6. ^ Уилсон, Николас Р.; Сан, Рон; Мэтьюз, Роберт К. (1 июля 2009 г.). «Мотивационное моделирование снижения производительности под давлением» . Нейронные сети . 22 (5–6): 502–508. дои : 10.1016/j.neunet.2009.06.022 . ISSN   0893-6080 . ПМИД   19608380 .

Кауард, Лос-Анджелес и Сан, Р. (2004). Критерии эффективной теории сознания и некоторые предварительные попытки. Сознание и познание , 13 , 268-301.

Хели Х. и Сан Р. (2010). Инкубация, понимание и творческое решение проблем: единая теория и коннекционистская модель. Психологический обзор , 117 , 994–1024.

Наве И. и Сан Р. (2006). Когнитивная симуляция академической науки. Теория вычислительной и математической организации , 12 , 313–337.

Сан, Р. (2002). Двойственность разума: подход к познанию снизу вверх . Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Сан, Р. (2016). Анатомия разума: исследование психологических механизмов и процессов с помощью когнитивной архитектуры Clarion. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк.

Сан, Р. (2003). Учебное пособие по CLARION 5.0 . Технический отчет, факультет когнитивных наук, Политехнический институт Ренсселера.

Сан Р., Меррилл Э. и Петерсон Т. (2001). От неявных навыков к явным знаниям: восходящая модель обучения навыкам. Когнитивная наука , 25 , 203–244. https://web.archive.org/web/20191218033659/http://www.cogsci.rpi.edu/~rsun/

Сан Р., Слюсарц П. и Терри К. (2005). Взаимодействие явного и неявного в обучении навыкам: двухпроцессный подход. Психологическое обозрение , 112 , 159–192. https://web.archive.org/web/20191218033659/http://www.cogsci.rpi.edu/~rsun/

Сунь Р. и Чжан X. (2006). Учет различных данных рассуждений в рамках когнитивной архитектуры. Журнал экспериментального и теоретического искусственного интеллекта , 18 , 169-191.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8885e0d9ec619b96ad81fe76e011ec59__1714512120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/59/8885e0d9ec619b96ad81fe76e011ec59.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
CLARION (cognitive architecture) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)