Stenka Razin (film)
Stenka Razin (Стенька Разин) | |
---|---|
![]() Постер российского фильма | |
Режиссер | Vladimir Romashkov |
Написал | Vasily Goncharov |
Продюсер: | Александр Дранков |
В главных ролях | Евгений Петров-Крайевский |
Кинематография | Александр Дранков Николай Козловский |
Музыка | Mikhail Ippolitov-Ivanov |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Страна | Российская Империя |
Язык | Немой фильм |
Stenka Razin ( Russian : Стенька-Разинъ ), also called Free Men of the Volga , [ 1 ] : 11 немой фильм 1908 года. Его вообще считают первым российским художественным фильмом . [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]В фильме инсценирована популярная история об историческом казачьем предводителе Стеньке Разине . По сюжету фильма Разин влюбляется в пленную персидскую царевну. Его последователи возражают против его любви и пытаются очернить ее, сначала прерывая ее соблазнительный танец собственным русским танцем, а затем обвиняя ее в неверности. Они успешно настраивают Разина против княгини, и он бросает ее в Волгу . [ 3 ]
Производство
[ редактировать ]Стеньку Разина продюсировал Александр Драньков . Ранее фотожурналист и официальный фотограф Думы и Николая II . [ 2 ] Дранков открыл первую русскую киностудию в 1907 году и начал снимать документальные фильмы в феврале 1908 года. [ 3 ] [ 4 ] : 31–32
Драньков рекламировал Стеньку Разина как первый российский полнометражный фильм, хотя это была не первая его попытка. [ 1 ] : 12 Ранее он пытался экранизировать « Бориса Годунова» , но из-за производственных трудностей и напряженности в отношениях с актерами она так и не была завершена. Во время съемок «Бориса Годунова» Дранкову часто приходилось передвигать и перестраивать декорации при смене освещения, из-за чего он избегал строительства декораций для Стеньки Разина . [ 5 ] Сцены, происходящие на Волге, снимались на Озеро Разлив под Санкт-Петербургом . [ 3 ]
Первоначально фильм был задуман Василием Гончаровым как часть экспериментального спектакля : начало и конец спектакля должны были быть заранее записаны и проецироваться на экран, а середина исполнялась вживую. Гончаров нанял Александра Дранкова для съемок вступительной и заключительной сцены, но Дранков убедил Гончарова позволить ему снять и средние сцены. Не спрашивая разрешения Гончарова и не упоминая его, Дранков выпустил объединенные кадры как отдельный фильм за день до премьеры спектакля. Гончаров пожаловался в Союз драматических и музыкальных писателей , требуя защитить его авторские права. Однако профсоюз отказался вмешаться, так как не считал эксперимент Гончарова литературным. [ 6 ]
В роли Стеньки Разина снялся Евгений Петров-Краевский , актер петроградского театра «Народный дом», который впоследствии будет режиссировать фильмы для студии Дранькова. [ 2 ] Неизвестно, кто сыграл принцессу. [ 3 ] О режиссёре Владимире Ромашкове , который не ставил другую картину, известно немного. [ 1 ] : 12 Михаил Ипполитов-Иванов написал к фильму музыку, построенную на популярной народной песне « Вдоль матушки-Волги» . [ 1 ] : 13 Дранков призвал зрителей спеть во время фильма народную песню, известную в народе как «баллада пьяницы». [ 3 ] [ 4 ] : 35
Стиль и темы
[ редактировать ]Фильм рассказывает свою историю через серию отдельных «табличных» сцен, возможно, созданных по образцу лубочных гравюр. [ 3 ] Кадры почти полностью статичны, с «едва заметным» движением камеры. [ 7 ]
Историческая фигура Стенька Разин была символом сопротивления угнетению, и его история понравилась аудитории, пережившей русскую революцию 1905 года . [ 4 ] Фильм снят по мотивам народной песни «От острова до глубокого ручья» . [ 1 ] : 13 который был бы хорошо известен зрителям фильма, что уменьшало бы необходимость в экспозиции. [ 3 ] : 35 Дениз Янгблад и Римгайла Салис считают фильм политически консервативной версией истории песни, отмечая, что Разин изображен жестоким пьяницей, а не героем простых людей. [ 8 ] [ 3 ]
Рэйчел Морли отмечает, что в более ранних версиях рассказа о Разине царевна не изображалась танцовщицей. Она предполагает, что недавно добавленный танцевальный мотив связывает принцессу с Саломеей , история которой недавно была популяризирована в пьесе Оскара Уайльда (переведенной на русский язык в 1904 году) и 1905 года опере Рихарда Штрауса . [ 1 ] : 26–28 Морли видит в фильме отражение напряжения между личным удовольствием (представленным принцессой) и долгом перед Родиной (представленным Волгой, главенство которой устанавливается в первой сцене), а также тревогой по поводу социальных перемен в России. над которым в конечном итоге торжествует традиционный патриархат . [ 1 ] : 22–30
Выпуск и прием
[ редактировать ]Фильм имел немедленный успех и способствовал развитию российской киноиндустрии. [ 3 ] Современные рецензии были весьма положительными, но современные отзывы в основном негативные: ретроспективные рецензии критикуют минимальную операторскую работу фильма, а также его грубую игру и блокировку. [ 1 ] : 13–14
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Морли, Рэйчел (2017). «Восточная танцовщица». Исполнительская женственность: женщина как исполнитель в раннем русском кино . Лондон: ИБ Таурис. стр. 11–32. ISBN 978-1-78453-159-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Роллберг, Питер (2009). От А до Я российского и советского кино . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 194–196. ISBN 978-0-8108-7619-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Салис, Римгайла (2013). «Стенька Разин». В Салисе, Римгайла (ред.). Читатель российского кино . Бостон, Массачусетс : Издательство академических исследований. стр. 43–47. ISBN 978-1-61811-212-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Лейда, Джей (1960). Кино: История российского и советского кино . Джордж Аллен и Анвин Лтд.
- ^ Цивиан, Юрий (1991). «Раннее русское кино: некоторые наблюдения». В Тейлоре, Ричард; Кристи, Ян (ред.). Внутри кинофабрики: новые подходы к российскому и советскому кино . Лондон: Рутледж. стр. 33–38. ISBN 978-0-415-04951-1 .
- ^ Янгиров, Рашит (2001). «Говорящее кино или немой театр? Творческие эксперименты Василия Гончарова». В Авеле, Ричард; Альтман, Рик (ред.). Звуки раннего кино . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 111–113. ISBN 0-253-21479-3 .
- ^ Кавендиш, Филип (2004). «Рука, поворачивающая ручку: операторы и поэтика камеры в дореволюционном русском кино» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 82 (2): 217. doi : 10.1353/см.2004.0083 . ISSN 0037-6795 . JSTOR 4213881 . S2CID 15689268 .
Например, первые панорамы в «Стеньке Разине» повторяют движение лодки одноименного героя, идущей по Волге. Однако из-за отсутствия легко различимой линии горизонта и частых нарушений кадра дополнительными лодками само движение едва заметно.
- ^ Янгблад, Дениз Дж. (1999). Волшебное зеркало: Кинопроизводство в России 1908-1918 гг . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 116. ИСБН 0-299-16234-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Stenka Razin at IMDb