Проектируйте с памятью
Дизайн с памятью (記憶のデザイン, Kioku no dezain) — это подход, добавляющий ценность к устойчивому дизайну продуктов и архитектуре , который был разработан японским специалистом по промышленному дизайну Фумиказу Масуда, профессором Токийского университета Дзокеи . [1] и американского архитектора Тома Джонсона в качестве критериев дизайна для использования в пятом и шестом турах Международного конкурса Design Resource Awards (IDRA) в период с 1999 по 2003 год. [2] Введенный в 1990-х годах во время растущего глобального движения за устойчивое развитие , этот термин предлагает новый взгляд на дизайн с использованием переработанных, повторно используемых и экологически чистых материалов и определяет четыре пути подхода к дизайну для достижения этого результата с добавленной стоимостью. [2]
Первое упоминание термина «Дизайн с памятью» в США было в журнале ARCADE (1997). [3] В статье, в которой обсуждаются заявки-победители первых трех туров конкурса, архитектор Джонсон сказал: «Мы стали называть это «Проектирование с памятью», потому что устойчивый дизайн основан на признании наших взаимозависимых отношений с окружающим нас миром природы – что-то вроде мы забыли, когда проектировали продукты и архитектуру с мыслью, что их материалы можно выбрасывать впустую и выбрасывать на свалку. Это также «Проектирование с памятью», потому что оно означает размышление о том, откуда берутся материалы, как они используются и куда они пойдут дальше». [3]
Первое упоминание термина «Дизайн с памятью» в Японии было на выставке Японского исследовательского центра дизайна в Ниигате, Япония (1999). В связи с возросшим в это время глобальным интересом к устойчивому развитию конкурсы DRA, организованные по теме « Дизайн с памятью» , частично финансировались Министерством международной торговли и промышленности Японии (MITI) , а выставки в Японии были частью национальной программы. дизайнерского образования с соответствующими семинарами. Говорят, что это первый международный конкурс дизайна на тему устойчивого развития, спонсируемый правительством Японии. [2]
История
[ редактировать ]Происхождение термина
Конкурс Design Resource Awards (1994–2003) был начат студией дизайна Johnson Design Studio на основе гранта Центра чистого Вашингтона штата Вашингтон с целью поощрения разработки коммерчески жизнеспособных продуктов, изготовленных из переработанных и устойчиво собранных материалов. В рамках новаторских программ по переработке отходов в штате Вашингтон собиралось много смешанной макулатуры, строительного мусора, пластика, металлов и стекла, но изделий из этих материалов производилось очень мало. Одной из основных проблем при использовании материалов была их стоимость: успешные новые продукты должны были иметь относительно высокую стоимость. Конкурс поставил перед дизайнерами задачу создания дорогостоящей продукции из материалов, которые считались относительно низкокачественными и недорогими. Хотя конкурс начался как локальный, в течение первого года более половины заявок поступило из-за пределов Соединенных Штатов, и название было изменено на конкурс International Design Resource Awards (IDRA). Конкурс подчеркнул, что такая проблема не является уникальной для штата Вашингтон, а представляет собой глобальную проблему, которую стремятся решить многие правительственные и экологические учреждения по всему миру (см. список основных доноров ниже). [2] ). Считается, что это первый международный конкурс дизайна, направленный на поощрение развития устойчивого дизайна продуктов и архитектуры. [4]
Основными критериями подачи дизайнерских заявок на конкурсы IDRA были: [5]
- Содержат высокую степень переработанного содержимого или материала, полученного экологически устойчивым способом.
- Продемонстрировать способность повысить ценность переработанного или устойчивого материала и увеличить его использование.
- Быть спроектированным для будущего повторного использования или переработки.
- Быть пригодным для коммерческого производства
Конкурс был открыт для студентов и профессиональных участников. Награда вручалась в трех номинациях: студенческой, профессиональной и почетной. Обычно в состав жюри Конкурса входили пять членов жюри из разных областей – образования , маркетинга , материаловедения , архитектуры и дизайна продукции . [2] первые защитники и сторонники устойчивого дизайна Членами жюри конкурса стали из всех этих дисциплин. Среди наиболее известных присяжных были Венди Брауэр , Плиний Фиск III , Арунас Ослапас и Фумиказу Масуда .
Термин «Дизайн с памятью» появился после 4-го года проведения конкурса в 1999 году, когда японский журналист Хироюки Кусида [6] работая над проектом Whole Earth в Токио, во время поездки в США увидел некоторых победителей первых трех туров конкурса и организовал поездку выставки в Японию. Посещая первую выставку в Японии, архитектор Джонсон впервые встретился с профессором Масудой и обнаружил, что фраза «устойчивый дизайн» переводится с японского как «дизайн с памятью» (記憶のデザイン), и что эта фраза также переводится на японский язык. Английский в том, как мы думали об устойчивом дизайне: «Откуда берутся материалы и куда они идут дальше?» (Интервью Джонсона, Сотокото, 2003 г.) [7] Это сотрудничество впоследствии привело к проведению годичной серии семинаров для профессиональных промышленных дизайнеров, а поддержка 5-го и 6-го туров Конкурса была оказана Министерством международной торговли и промышленности Японии (MITI) совместно с другими отраслевыми спонсорами, такими как Центр живого дизайна. ОЗОН в Токио. [2]
С 1994 по 2003 год на конкурс поступило более 1200 заявок из более чем 20 стран, при этом на 5-й и 6-й туры конкурса было подано более 450 заявок. Работы-победители были опубликованы в различных книгах и журналах по дизайну по всему миру. [8] [9] Эта история о «превращении мусора в золото» была опубликована в различных журналах о моде и образе жизни, таких как House Beautiful , Elle Decor и An-An . [10] [11] Это была одна из новаторских инициатив, направленная на то, чтобы позиционировать продукцию, изготовленную из переработанных материалов, на более высоком уровне, выставляя ее в элитных дизайнерских магазинах, галереях и музеях.
Происхождение концепции
Знаменитый пример, использованный профессором Масудой и архитектором Джонсоном для иллюстрации исторического прецедента «Дизайна с памятью», — это древняя японская чайная чашка, которая была разбита и заметно отремонтирована (см. также кинцуги , ваби-саби ). [2] «Старую» ценность эко-дизайна можно увидеть в древней японской чашке для чайной церемонии, которая была разбита и тщательно отремонтирована. Такая забота и внимание придают чашке дополнительную ценность, поскольку она становится культурной иконой ». [12]
Во время 5-го и 6-го туров конкурса эта фраза стала обозначать новую методологию проектирования с использованием переработанных, повторно используемых и экологически чистых материалов. Он основан на том, чтобы сделать элементы материалов продукта и их использование очевидными, тем самым повышая ценность продукта для пользователя. «Благодаря взаимодействию с участниками и членами жюри эта фраза стала включать в себя дополнительные уровни значения. Например, «Дизайн с памятью» может означать повышение ценности дизайна за счет использования памяти о предыдущем использовании материала в новой работе. Это также может означать повышение ценности проекта за счет активного использования памяти пользователя или, возможно, памяти самого материала или продукта в новой работе». [12]
Приложение
[ редактировать ]Дуэт японского профессора промышленного дизайна и американского архитектора определил 4 пути достижения «Проектирования с памятью» и представил их в качестве фокусных категорий в 5-м и 6-м турах конкурса IDRA. Каждый путь был проиллюстрирован примерами работ, получивших награды Конкурса: [2]
- Дизайн с памятью пользователя . Цель — сократить объем потребления, сделав продукты полезными и желанными в течение более длительного периода времени. Используемый метод заключается в установлении прочной связи между пользователем и продуктом. Выигрышным примером этой стратегии стала сумка активиста Гринпис . В нем использовался копченый материал из натурального каучука, нанесенный на использованные мешки из-под сахара, изготовленные членами коренного населения в дельте Амазонки, как часть сумки для переноски. Пользователи каждый день знали, что этот продукт был создан для того, чтобы сделать местные каучуковые деревья более ценными, чем их вырубку для выпаса, и тем самым помочь поддержать местное сообщество. Все части мешка можно было компостировать , поэтому, когда он изнашивался, его можно было вернуть обратно в землю.
- Проектирование с памятью материала . Эта стратегия предназначена для поиска успешных путей повторного использования материалов. Выброшенные материалы могут стать богатым ресурсом для разработки новых продуктов. Повышение ценности материала посредством художественного оформления является ключом к его успешному использованию. Выигрышным примером этой стратегии являются элегантные корзины, сплетенные из выброшенной промышленной металлической ленты.
- Проектирование с памятью о продукте . Цель состоит в том, чтобы создать цикл продукта и его повторного использования в будущем. Удачным примером такого подхода является компания по производству фарфоровых изделий, которая разработала способ перешлифовки выброшенных и сломанных фарфоровых изделий и превращения их в новый продукт. Чтобы проиллюстрировать покупателю характер продукта, они включили традиционные мотивы дизайна в новые формы.
- Дизайн с памятью о природе . Цель этой стратегии — сделать продукт очевидным образом интегрируемым в естественные циклы. Выигрышным примером этой стратегии является компостируемая компьютерная клавиатура. Технологический прогресс происходит быстро и приводит к быстрому «устареванию» пластиковых изделий, что приводит к усилению давления на программы переработки и свалки. Чтобы решить эту проблему, клавиши и корпус клавиатуры вместо этого сделаны из волокон моркови и сельдерея, связанных связующим веществом на основе крахмала - на 100% пригодных для компостирования после удаления электронного листа и аккорда.
Основные выставки
[ редактировать ]- Центр изящных искусств Майами, выставка Re(f)use, включая победителей первой программы International Design Resource Awards, от 3–22 до 5–26, 1996 г.
- Конференц-центр штата Вашингтон, выставка победителей Второй международной программы Design Resource Awards, июль 1996 г.
- IDEE, Токио, выставка Whole Earth, первая выставка коммерчески доступных экологически безопасных продуктов в Японии, февраль 1999 г.
- Ядро ресурсов дизайна, выставка «Дизайн с памятью», октябрь 1999 г., Ниигата, Япония.
- Центр живого дизайна Ozone, выставка «Дизайн с памятью», январь-февраль. 2000, Токио, Япония
- Общественный центр Ноппоро, выставка «Дизайн с памятью», март 2000 г., Саппоро, Япония.
- Зал на набережной Белфаста, выставка «Дизайн с памятью», февраль 2001 г., Белфаст, Северная Ирландия.
- Художественный музей Сиэтла, выставка «Дизайн с памятью», июнь 2001 г., Сиэтл, Вашингтон, США.
- Вашингтонский конференц-центр, Национальная конвенция по переработке отходов, январь 2002 г., Сиэтл, Вашингтон, США.
- Первый Китайский международный фестиваль дизайна, 15–17 ноября, Циндао, Китай
- Ядро ресурсов дизайна, выставка «Дизайн с памятью», сентябрь 2003 г., Ниигата, Япония
- Центр Джейкоба Джавитса, Международная ярмарка современной мебели, май 2003 г., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США.
Основные доноры
[ редактировать ]- Штат Вашингтон, Центр «Чистый Вашингтон», США
- Директорат дизайна Великобритании, Великобритания
- Организация промышленного развития Крейганона, Северная Ирландия
- ENFO, Дублин, Ирландия
- Министерство торговли и экономического развития Японии, Япония
- Благотворительный фонд Фиби Хаас, США
- Фонд дизайна Аранго, США
- Институт экодизайна, Токио, Япония
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ИНТЕРВЬЮ: Мы говорим с дизайнером Фуми Масуда об устойчивом дизайне» . 12 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джонсон, Том. «Автор» . ИДРА .
- ^ Jump up to: а б «Объекты мысли». АРКАДА . 16.1 (осень 1997 г.): 14–16.
- ^ Бэкер, Ноэль (апрель 1998 г.). «Мусор превратился из мусора в галерею». Отчет о ремеслах . Апрель 1998 года: 4.
- ^ Кальменсон, Дайан (апрель 1998 г.). «От высоких технологий к высокой моде». Интерьеры и источники . Апрель 1998 г.: 94–96.
- ^ Кусида, Хироюки (2001) Снова в дороге , Япония: Suiseisha . 4891764414 .
- ^ Сато, Кеней (июль 2003 г.). «Интервью Сотокото с Томом Джонсоном». Сотокото (49): 01, 11~13.
- ^ Фуад-Люк, Аластер (2002). Справочник по экодизайну . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 21, 22, 27, 108, 109, 172, 190, 191, 332. ISBN. 0-500-28343-5 .
- ^ Карана, Элвин; Педжли, Оуайн; Роньоли, Валентина (2014). Опыт работы с материалами . Книги Эльзевира. ISBN 978-0-08-099359-1 .
- ^ «Земная статья». Дом Красивый . Апрель 1995: 19.
- ^ «Повторное использование». Elle Decor, Япония . февраль 1999 г. (40).
- ^ Jump up to: а б Крамер, Джеймс П.; Янкополус, Дженнифер Эванс (25 февраля 2004 г.). Альманах архитектуры и дизайна . Группа компаний Гринвей. стр. 30–31 . ISBN 0967547776 .