Св. Церковь Станислава Костки (Сент-Луис, Миссури)
Св. Церковь Станислава Костки | |
Расположение | 1413 North 20th Street, Сент-Луис, Миссури |
---|---|
Координаты | 38 ° 38'32 "с.ш. 90 ° 12'21" з.д. / 38,64228 ° с.ш. 90,20575 ° з.д. |
Построен | 1891 [1] |
Архитектор | Вессбехер и Хуммель |
Веб-сайт | Приход Святого Станислава |
Номер ссылки NRHP . | 79003635 |
Добавлено в НРХП | 10 июля 1979 г. |
Церковь Святого Станислава Костки — независимая католическая церковь, расположенная в городе Сент-Луис, штат Миссури . Бывший приход, принадлежавший католической церкви , он был основан в 1880 году для обслуживания польской общины в архиепархии Святого Людовика . Приход поддерживается и управляется его прихожанами как некоммерческая корпорация 501(c)3 . [2]
Само здание церкви считается лучшим примером роскошной архитектуры польского собора к западу от реки Миссисипи. [ нужна ссылка ] .
Церковь примечательна широко разрекламированным спором по поводу контроля над приходом и его активами между мирским советом директоров церкви и Архиепископией Сент-Луиса . В декабре 2005 года архиепископ Раймонд Лео Берк объявил членов правления прихода и его священника Марека Бозека отлученными от церкви и объявил о своем намерении распустить приход с вероятностью продажи помещения. В ответ приход провел полуночную мессу в канун Рождества, на которой присутствовало от 1500 до 2000 человек. [3] Церковь и архиепископия урегулировали свой юридический спор в 2013 году.
История церкви
[ редактировать ]В 1878 году Архиепископия Сент-Луиса санкционировала строительство прихода для обслуживания растущей польской католической общины города, которая до этого посещала церковь Святого Патрика на Шестой улице и Биддл-стрит. В 1880 году началось строительство церкви Святого Станислава Костки. Церковь была построена к северу от центра Сент-Луиса, в районе, где проживало большое количество польских иммигрантов. Первоначальное здание церкви было построено в стиле романского возрождения. Первоначально он находился в ведении францисканцев и был материнской церковью для трех других польских приходов - Св. Казимир (1889 г.), Св. Ядвига (1904 г.) и Ченстоховская Богоматерь (1907 г.). [4]
Согласно земельному акту, подписанному архиепископом Питером Кенриком в 1891 году, собственность прихода была передана корпорации под руководством пастора и членов совета мирян, которые постоянно назначались архиепископом. Учредительные документы известны под общим названием «Акт, Устав и Постановления 1891 года». Новое более крупное здание, спроектированное Вессбехером и Хуммелем, было открыто в сентябре 1892 года.
В 1928 году церковь пострадала от пожара, уничтожившего центральный купол сооружения и почти все первоначальное внутреннее убранство. Купол не восстанавливался. кардинал Кароль Войтыла, архиепископ Краковский (впоследствии Папа Иоанн Павел II В 1969 году церковь посетил ). Здание было внесено в список достопримечательностей города в 1976 году и добавлено в Национальный реестр исторических мест в 1979 году. Церковь расположена на окраине бывшего места печально известного жилого комплекса Прюитт-Айго .
Церковь продолжала служить польской католической общине в Сент-Луисе, даже когда община разошлась по окрестностям. К 1950-м годам он потерял большую часть местных прихожан, но продолжал получать этническую поддержку. К 1970-м годам приходские постройки сильно обветшали. Прихожане предприняли масштабную реставрацию здания церкви и начали приобретать земли вокруг церкви. Более поздние улучшения включали строительство Центра польского наследия. К 2005 году церковные активы включали 8 акров (32 000 м²). 2 ) земли, а попечительский совет оценил общую стоимость активов прихода в 9,5 миллионов долларов.
Конфликт с архиепархией
[ редактировать ]Споры, включающие как контроль над материальными и финансовыми активами прихода , так и административную власть архиепископа , сосредоточились на том, будут ли эти активы контролироваться пастором, назначенным архиепископом, что является текущей канонической нормой в Соединенных Штатах. , или непрофессиональным советом директоров, практика, известная как доверительное управление . [5] Споры начались при кардинале Джоне Дж. Гленноне и продолжились при покойном кардинале Джозефе Риттере и его преемниках, архиепископе Джоне Мэе , кардинале Джастине Ригали и архиепископе Раймонде Лео Берке . Архиепископ Роберт Джеймс Карлсон пытался найти адекватный компромисс, который удовлетворил бы каноническое право и все заинтересованные стороны, но отколовшиеся члены отклонили его предложение. [ нужна ссылка ]
Нынешняя структура прихода восходит к структуре, созданной в 1891 году. Приходской совет занял позицию, согласно которой целью действий Берка было взять под контроль активы прихода прежде всего по экономическим причинам. Члены отметили, что приход выжил и восстановился без финансовой помощи со стороны Архиепископии, и заявили, что Берк намеревался закрыть приход, как только он возьмет его под контроль. [5]
Архиепископия в качестве опровержения заявила, что совет директоров мирян в начале 1980-х годов без разрешения тогдашнего архиепископа Мэя изменил первоначальный устав 1891 года, который предусматривал, что совет мирян должен был функционировать исключительно как консультативный орган для пастором и, таким образом, подчинялся архиепископу (ср. Пленарные советы Балтимора ). В уставе с поправками полномочия пастора были отменены, в результате чего совет мирян получил полный контроль над приходом. В ответ, вскоре после своего назначения, Берк потребовал, чтобы структура прихода снова соответствовала действующим нормам канонического права Соединенных Штатов. Совет мирян официально обратился к Святому Престолу , но эта апелляция была отклонена. Архиепископия не оспаривала тот факт, что сама документация на церковное имущество принадлежит приходской корпорации, а не архиепархии. Вместо этого оспаривалось членство в этой корпорации и то, как ее члены должны были выбираться. Интерпретируя подзаконные акты по этим вопросам, Окружной суд вынес решение против архиепархии и подтвердил право собственности св. Станислава на ее имущество и его право разрабатывать подзаконные акты, ограничивающие власть римско-католического архиепископа. [5]
В августе 2004 года Берк удалил обоих священников из прихода и передал польское служение церкви Святого Апостола и Евангелиста Иоанна, расположенной напротив вокзала Сент-Луис Юнион. Когда священники покинули приход, они забрали с собой имущество прихода, в том числе псалтыри, требники, песенники и приходские записи. В январе 2005 года Берк пригрозил членам приходского совета директоров интердиктом, если они не выполнят его указания к 4 февраля 2005 года. 10 февраля 2005 года совет мирян не подчинился, и архиепископ издал интердикт против члены правления, заявив, что они «сознательно, умышленно и публично серьезно повредили единству Церкви».
По состоянию на 25 февраля 2005 г. план Берка по реорганизации приходов на юге Сент-Луиса -Сити навсегда изменил личный приход польских католиков в Сент-Луисе на близлежащую церковь Святой Агаты, переезд в которую был завершен 1 июля 2005 г. .
В декабре 2005 года совет мирян объявил о планах нанять священника епархии Спрингфилд-Кейп-Жирардо (на юге Миссури ), преподобного Марека Б. Бозека, чей епископ Джон Джозеф Лейбрехт немедленно отстранил его от должности за то, что он оставил свой пост без разрешение. В ответ на действия совета 16 декабря 2005 г. Берк заявил, что Бозек и члены правления, доктор Джозеф Рудавски, Джон Барас, Уильям Бяльчак, Эдвард Флорек, Стэнли Новак и Джон Роберт Забельски, были виновны в совершении преступлений. церковное преступление или правонарушение , связанное с расколом с Римско-католической церковью , преступление, за которое автоматически влечет за собой наказание в виде отлучения от церкви . В письме католикам Архиепископии он предупредил верующих, что они рискуют совершить тяжкий грех, если сознательно попытаются принять таинства от священника, находящегося в формальном расколе. Берк также заявил о своем намерении запретить приход. После этого объявления значительная толпа людей посетила первую мессу, которую служил новый пастор, в канун Рождества 2005 года. [3] 29 декабря 2005 года Берк канонически закрыл приход Св. Станислава Костки, поскольку он действовал независимо от Архиепископии Сент-Луиса.
15 мая 2008 г. Конгрегация доктрины веры издала постановление, отклоняющее иск, поданный в марте 2006 г. преподобным Бозеком и другими отлученными членами правления, против постановлений об отлучении. Это решение Ватикана ратифицировало отлучение от церкви на том основании, что совершение раскола было «очевидным» со стороны отлученных от церкви членов правления.
В 2009 году Папа Бенедикт XVI уволил Бозека из духовного государства. [6] [7]
В июне 2022 года Божек вернулся в Польшу. [8]
Последующие события
[ редактировать ]23 июля 2008 г. Архиепископия Сент-Луиса опубликовала следующее заявление: [9]
Г-жа Бернис Краузе, г-н Стэнли Розански и г-н Роберт Забельски, члены предыдущего совета директоров приходской корпорации Святого Станислава, встретились в прошлом месяце (10 июня) с архиепископом Рэймондом Л. Берком, чтобы полностью примириться с католической церковью. . Они снова находятся в полном общении с Римско-католической церковью и больше не подвергаются никакому порицанию. Эдвард Флорек полностью примирился с Римско-католической церковью в 2008 году и находится в полном общении. Он больше не подвергается никакому порицанию.
С тех пор все трое присоединились к другим бывшим прихожанам бывшего прихода Святого Станислава Костки в подаче иска против корпорации прихода Святого Станислава. В иске содержится требование к корпорации соблюдать Устав 1891 года, с которым согласились приход и Архиепископия Сент-Луиса. Если иск будет успешным, Архиепископия Сент-Луиса готова назначить католического священника, преподобного Михаила Мархлевского, SJ, администратором Святого Станислава.
В 2010 году архиепископия предложила урегулировать иск. Это предложение оставило бы контроль над имуществом и активами общины, но вернуло бы приход под церковный контроль архиепархии. Однако не было никакой гарантии, что приход не будет закрыт в будущем. Отлученный от церкви священник Марек Бозек, чьи либеральные взгляды стали проблемой для консервативного архиепископа Берка, должен был уйти. Предложение об урегулировании было отклонено 257 голосами против 185.
Под руководством Бозека церковь в пришедшем в упадок районе Сент-Луиса выросла примерно на 500 семей, несмотря на то, что с начала спора около 200 семей уехали. Неортодоксальные взгляды Бозека включают разрешение священникам вступать в брак и разрешение рукополагать женщин и гомосексуалистов. Преобразование вопросов собственности из вопросов собственности в вопросы доктрины оттолкнуло некоторых традиционных членов прихода, но привлекло других новых прихожан. [10]
15 марта 2012 года судья окружного суда Сент-Луиса постановил, что контроль над церковным имуществом и активами принадлежит приходской корпорации Святого Станислава, а не архиепархии. Судья Хеттенбах написал в своем решении, что встал на сторону прихода по всем 12 вопросам дела, кроме двух: «Архиепископ может владеть душами своенравных прихожан Св. Станислава, но приходская корпорация Св. Станислава владеет своей собственной собственностью». [11]
13 февраля 2013 г. Корпорация Святого Станислава и Архиепископия Сент-Луиса опубликовали совместное заявление, в котором говорилось: [12]
Архиепископия Святого Людовика и Святого Станислава разрешила свой юридический спор. Архиепископия отклонит апелляцию, и решение суда первой инстанции является окончательным. Св. Станислав согласился, что он не будет каким-либо образом аффилирован с Архиепископией Св. Людовика или Римско-католической церковью. Ни одна из сторон не производила никаких платежей другой в рамках этой резолюции. Все остальные положения резолюции являются конфиденциальными. Положив конец этому юридическому спору, мы молимся, чтобы это помогло начать процесс исцеления.
В августе 2013 года епископ Уэйн Смит из Епископальной епархии Миссури объявил, что епархия и святой Станислав вступили в предварительные переговоры относительно присоединения святого Станислава к Епископальной церкви (США) . [13] Сообщается, что она также ведет переговоры с Польской национальной католической церковью и другими группами относительно возможного присоединения. [14]
В пятницу, 16 августа 2019 г., Епископальная служба новостей опубликовала следующую обновленную информацию в статье Дженис Гринбаум, директора по связям с общественностью Епископальной епархии Миссури. [15]
Епископ Смит уведомил Постоянный епархиальный комитет, епископа Западной Вирджинии Майка Клусмейера (связующего с Международной конференцией старокатолических епископов) и председательствующего епископа Майкла Карри о возможном союзе. Чтобы присоединение было официальным, епископ Смит должен был подать заявление председательствующему епископу Карри от имени святого Станислава с просьбой о разрешении на объединение.Независимо от того, официально ли святой Станислав принадлежит к епархии или нет, приход будет играть важную роль в нашем ближайшем будущем, проведя хиротонию и хиротонию нашего 11-го епископа [Епископальной епархии Миссури] 25 апреля 2020 года. Переход Комитет выбрал свое священное место для проведения мероприятия из-за его размера, доступности и инклюзивности для всех. Церковь делит территорию с Центром польского наследия, где после службы пройдет праздничный прием.
В пятницу, 16 августа 2019 г., Епископальная служба новостей обновила статью Дженис Гринбаум следующим образом.
После того, как эта история была опубликована в Интернете, лидеры польского католического прихода Св. Станислава Костки объявили, что община решила официально не присоединяться к Епископальной епархии Миссури, сославшись на права собственности как на ключевой фактор. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Номинация NRHP
- ^ Документ о создании государственного секретаря Миссури, Устав организации [1]
- ^ Jump up to: а б «Спонсоры присоединяются к свергнутому священнику в «незаконной» мессе» . Нью-Йорк Таймс . 26 декабря 2005 года . Проверено 8 апреля 2013 г.
- ^ "Святой Станислав", Архиепископия Сент-Луиса.
- ^ Jump up to: а б с «История церкви Святого Станислава Костки» . Архивировано из оригинала 3 марта 2012 года.
- ^ «Архиепископия Сент-Луиса - Марек Божек уволен из клерикального государства» . Архивировано из оригинала 4 июля 2009 года . Проверено 14 марта 2009 г.
- ^ «Американский священнослужитель лишен священнического статуса» . «Интернэшнл Геральд Трибьюн» . 10 марта 2009 года . Проверено 14 марта 2009 г.
- ^ «Регистрация» . www.stltoday.com . Пост-отправка Сент-Луиса. 4 июня 2022 г. . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Вопросы и ответы по поводу примирения членов правления Святого Станислава и судебного процесса» . Архиепископия Сент-Луиса . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ↑ «Священник-отступник возглавляет раскол в приходе Сент-Луиса» Статья Малкольма Гэя в The New York Times, 13 августа 2010 г., по состоянию на 14 августа 2010 г.
- ^ «Непокорная церковь Сент-Луиса выигрывает иск архиепархии» . Нью-Йорк Таймс . 17 марта 2012 г.
- ^ Тим Таунсенд (14 февраля 2013 г.). «Архиепархия Св. Людовика и Св. Станислав достигают соглашения, которое делает церковь независимой» . Пост-отправка Сент-Луиса.
- ^ Таунсенд, Тим (3 сентября 2013 г.). «Святой Станислав ведет переговоры о присоединении к епископальной епархии Миссури» . Пост-отправка Сент-Луиса . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Фаулер, Лилли (17 февраля 2014 г.). «Св. Станислав ищет новое будущее» . Пост-отправка Сент-Луиса . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Гринбаум, Янис (16 августа 2019 г.). «Приход Сент-Луиса, покинувший Римско-католическую церковь, ведет серьезные переговоры о присоединении к епископальной епархии Миссури» . Епископальная служба новостей . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Приход Сент-Луиса, покинувший Римско-католическую церковь, отказывается присоединиться к епископальной епархии Миссури» . Епископальная служба новостей . 16 августа 2019 г. Проверено 21 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Церковь Святого Станислава Костки в с. Луи
- Веб-страница с письмами и комментариями прихожан, поддерживающих примирение с Архиепископией. Архивировано 15 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- Ответ Томаса П. Дойла, JCD, CADC на внесудебный указ Рэймонда Бёрка
- Заявления и пресс-релизы Архиепископии:
- Католическая энциклопедия: Пленарные советы Балтимора
- Католическая энциклопедия: светский трастиизм
- Достопримечательности Сент-Луиса
- Церкви в Национальном реестре исторических мест штата Миссури
- Религиозные организации, основанные в 1880 году.
- Церкви в Сент-Луисе
- Римско-католические церкви в Миссури
- Польско-американская культура в Миссури
- Польско-американские римско-католические приходы в США
- 1880 заведений в Миссури
- Национальный реестр исторических мест Сент-Луиса
- Независимые католические конфессии
- Туристические достопримечательности Сент-Луиса