Нахараар
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |

Нахарар ( арм .: министр нахарар , от парфянского naxvadār «держатель первенства»). [ 5 ] [ 6 ] ) — наследственный титул высшего порядка, присваивавшийся домам древней и средневековой армянской знати .
Нахараар Система
[ редактировать ]Средневековая Армения была разделена на крупные поместья, которые являлись собственностью большого дворянского рода и управлялись его членом, которому присваивался титул нахапет «глава семьи» или танутер «хозяин дома». Другие члены семьи нахараров , в свою очередь, управляли меньшими частями родового поместья. Нахарары , обладающие большим авторитетом, признавались ишханами (князьями).
часто называли феодальной Эту систему в практических целях , имеются различия ; однако между этой системой и феодальным строем, принятым позднее в Западной Европе . Поместьем в целом фактически управлял один человек, тем не менее оно считалось собственностью всей его расширенной семьи, так что, если правитель умирал без наследника, ему наследовал член другой ветви семьи. Кроме того, правителю разрешалось отчуждать часть родового имения только другому члену семьи или с разрешения всей расширенной семьи. Это также может объяснить, почему армянские феодальные семьи обычно были эндогамными , чтобы не разбрасывать части своего имущества, как это произошло бы, если бы им пришлось отдать часть своего имущества другой семье в качестве приданого. Эндогамные браки также имели религиозную причину, особенно до появления христианства, поскольку армянское язычество очень благоприятствовало бракам между родственниками.
Каждый нахарар имел свою армию в зависимости от его владений. Национальные силы, или «королевская кавалерия», находились под началом спарапета , главнокомандующего, который руководил всей нацией. страны После христианизации школы и суды находились в ведении армянского духовенства .
В Армении IV века, как и в Парфии , крупные поместья принадлежали по наследству знатным родам и фактически управлялись одним из их членов. Вся большая семья поклонялась одним и тем же предкам, жила в небольших укрепленных деревнях и большую часть времени проводила на охоте и пиршествах. Более того, каждая семья нахараров член семьи Аршакуни имела особую социальную функцию: в Армении царем избирался , который, следовательно, был своего рода primus inter pares ; Мамиконцы Багратунов выставили спарапета , один из был начальником конницы ( аспет ) и царским коронером ( тагадир ) и так далее.
История нахараров
[ редактировать ]Система нахарар , по-видимому, зародилась незадолго до начала нашей эры, вероятно, возникшая при династии Арташесидов и существовавшая в течение всего периода Аршакидов в Армении и в течение столетий после его конца. [ 7 ]
Нахарары , пережили падение династии Аршакуни и последующее назначение марзбанских генерал-губернаторов царем Сасанидов и предоставили большую автономию вассальному государству вплоть до попытки Йездигерда II обратить Армению в зороастризм при которой Вардан Мамиконян возглавил восстание и в битве при Вартананце убедил персов, что обращение обойдется слишком дорого, что в конечном итоге привело к к Нварсакскому договору . [ 8 ]
В Западной Армении, находившейся под властью Византии , реформы Юстиниана устранили военную роль нахараров , а также попытки аннексировать поместья у армянской знати. Нахарары . , разгневанные ограничением своей власти, начали полномасштабное восстание, которое пришлось подавлять путем быстрого военного вмешательства, что в конечном итоге спровоцировало войну с Сасанидами
была ослаблена многочисленными вторжениями и правовыми реформами королей, Хотя структура нахарара она оставалась практически неизменной на протяжении многих столетий и была окончательно ликвидирована во время монгольских нашествий в тринадцатом веке. Некоторые аспекты системы нахарар оставались нетронутыми в Армении до начала 20 века, когда дворянский класс был полностью упразднен большевиками .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века . Метрополитен-музей – MetPublications. 2018. с. 104.
- ^ Мэтьюз, Томас Ф.; Тейлор, Алиса (2001). Армянское Евангелие от Гладзора. Озаренная жизнь Христа (PDF) . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. п. 22. ISBN 0892366265 .
Армянские братья Иване и Закаре служили грузинской царице Тамар (годы правления 1184–1213). Поднявшись до высот грузинского войска и двора, они добились себе статуса нахарарского рода Закарианами , названного в честь Закаре . Царица Тамар передала закарянам контроль почти над всеми своими армянскими территориями, включая бывшую столицу Армении Ани . Закарарцы установили своих собственных вассалов, в состав которых вошли как выжившие нахарары , так и новые люди - из числа их собственных армянских генералов - повышенные до статуса нахараров , каждый из которых имел меньшие территории в качестве своих феодальных владений. Среди новых нахараров был род Прошианов , имевший особое значение для истории Гладзорского Евангелия.
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века . MetPublications – Метрополитен-музей. 2018. С. 104–105.
- ^ «Эрмитаж зал 63» .
- ^ Шомон 1986 .
- ^ Ачарян 1977 .
- ^ Гарсоян 2005 .
- ^ «История Армении Ваана Куркджяна • Глава 20» .
Библиография
[ редактировать ]- Ачарян, Х. (1977). «нахарар» . Слушайте арматакан бараран . Том. III (2-е изд.). Еревани хамалсарани хратаракчуутюн.
- Шомон, МЛ (1986). «АРМЕНИЯ И ИРАН ii. Доисламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 418–438. ISBN 978-0-71009-104-8 .
- Гарсоян, Н. (2005). "ПОТЕРЯННЫЙ" . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.