Молодое македонское литературное общество

Молодое македонское литературное общество , [ 1 ] также известное как Молодое македонское литературное объединение , было основано в 1891 году в Софии , Болгария . Ассоциация формировалась прежде всего как культурно-просветительское общество. Издавался журнал « Лоза ».
Фон
[ редактировать ]После создания Болгарского экзархата в 1870 году в результате плебисцитов , проведенных между 1872 и 1875 годами, славянское население епископств Скопье и Охрида подавляющим большинством проголосовало за присоединение к новой национальной Церкви (Скопье - 91%, Охрид - 97 процентов). %). [ 2 ] В то время в болгарских периодических изданиях велась длительная дискуссия о необходимости диалектной группы (восточноболгарской, западномакедонской или компромиссной), на которой можно было бы основывать новый стандарт, и о том, какой это должен быть диалект. [ 3 ] В 1870-е годы этот вопрос стал спорным и вызвал ожесточенные дебаты. [ 4 ]
После того, как в 1878 году было создано отдельное болгарское государство, Македония осталась за его пределами. В 1880-х годах болгарские кодификаторы отвергли идею македоно-болгарского лингвистического компромисса и выбрали восточно-болгарские диалекты в качестве основы стандартного болгарского языка. Одной из целей журнала «Молодое македонское литературное общество» была защита македонских диалектов и их более широкое представительство в болгарском языке . Их статьи носили историко-культурный и этнографический характер.
Фундамент и идеология
[ редактировать ]Организация была основана в Софии , Болгария, в 1891 году как тип культурно-просветительского общества македонских эмигрантов. [ 5 ] Это имело целью защитить различные македонские диалекты . [ 6 ] В 1892 году они создали и издавали ежемесячный журнал « Лоза » («Виноградная лоза»), откуда и произошло их название «Лозари» (Лозари). [ 5 ] Первый номер журнала вышел в Софии в январе 1892 года, а его основная статья содержала Программные принципы организации. В число учредителей ассоциации вошел Коста Шахов . ее председатель [ 7 ]
В середине 1892 года правительство премьер-министра Болгарии Стефана Стамболова официально запретило организацию. [ 5 ] В мае 1894 года, после падения Стамболова, Общество македонской молодежи в Софии возродило Молодое македонское литературное общество. Новая группа имела газету Glas Makedonski и открыла клуб читального зала. В состав группы входили ряд просветителей, революционеров и общественных деятелей Македонии — Евтим Спространов, Петр Попарсов , Тома Караёвов, Христо Попкоцев, Димитар Мирчев, Андрей Ляпчев , Наум Тюфекчиев, Георгий Балащев, Георгий Белев и др. [ 8 ]
Позже, на короткое время, Даме Груев , Гоце Делчев , Лука Джеров, Иван Хаджиниколов и Христо Матов . в компанию были вовлечены также [ 9 ] Эти активисты пошли разными путями. Некоторые члены впоследствии стали лидерами Внутренней македонской революционной организации в 1894 году и Верховного македонского комитета в 1895 году. Другие позже стали видными интеллектуалами, в том числе Андрей Ляпчев , который стал премьер-министром Болгарии.
Греческого национального активиста арумынского происхождения Константиноса Беллиоса считали «македонским соотечественником» Лозары . [ 10 ] Члены Молодёжной македонской литературной ассоциации назвали себя македонскими болгарами . [ 11 ] [ 12 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Ее журнал «Лоза» подвергся нападкам в болгарской прессе как «сепаратистский». [ 7 ] Статья в официальной газете Народно-либеральной партии «Свобода» обвиняла организацию в нелояльности и сепаратизме. Общество отвергло эти обвинения в языковом и национальном сепаратизме. [ 13 ] а в ответ "Свободе" заявили, что их "общество далеко от каких-либо сепаратистских мыслей, в которых нас обвиняли и говорили, что идеал Младомакедонского литературного общества - не сепаратизм, а единство всей болгарской нации". [ 14 ] Некоторые ученые считают этот журнал ранней платформой македонского языкового сепаратизма. [ 15 ] [ 16 ] Македонские историки , такие как Эндрю Россос , видели в их деятельности выражение македонского национализма . [ 17 ] Однако лозары продемонстрировали и болгарскую, и македонскую лояльность и объединили свой болгарский национализм с македонской региональной и культурной идентичностью. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кемпген, Себастьян; Коста, Питер; Бергер, Тилман; Гутшмидт, Карл, ред. (2014). Славянские языки / Славянские языки. Половина тома 2 . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 1472. ИСБН 9783110215472 .
- ^ Политика террора: Освободительные движения Македонии, 1893–1903, Дункан М. Перри, Duke University Press, 1988, ISBN 0822308134 , с. 15.
- ^ "Венедиктов Г. К. Болгарский литературный язык эпохи Возрождения. Проблемы нормализации и выбора диалектной основы. Отв. ред. Л. Н. Смирнов. М.: "Наука" " (PDF) . 1990. pp. 163–170. (Rus.) . Retrieved 2020-12-03 .
- ^ Ц. Билярский, Из прессы болгарского возрождения 1970-х годов. по македонскому вопросу, сп. «Македонское обозрение», д. XXIII, София, 2009, вып. 4, с. 103–120.
- ^ Jump up to: а б с Лайоши, Кристина; Стайнен, Андреас, ред. (2020). Матика и за ее пределами: культурные ассоциации и национализм в Европе . БРИЛЛ. стр. 151–155. ISBN 9789004425385 .
- ^ Денис Ш. Люльянович (2023). Представление Македонии в эпоху Империи: государственная политика, сети и насилие (1878–1912) . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 210. ИСБН 9783643914460 .
- ^ Jump up to: а б Джошуа А. Фишман (2011). Самый ранний этап языкового планирования: феномен «Первого конгресса» . Вальтер де Грюйтер. п. 162. ИСБН 9783110848984 .
- ^ "100 лет ИМОРО", проф. Димитр Минчев, проф. Димитр Гоцев, Македонский научный институт, 1994, София, с. 37; (Бг.)
- ^ История Софийского университета «Св. Климент Охридский», Георгий Наумов, Димитр Цанев, Университетское издательство «Св. Климент Охридский», 1988, с. 164; (Бг.)
- ^ Молодое македонское литературное общество (1892 г.). «Преамбула» . Лоза . Том. 1. С. 1–2 . Проверено 27 ноября 2020 г.
- ^ «Хотя Лоза придерживался болгарской позиции по вопросу этнической принадлежности македонских славян, он также выступал за пересмотр болгарской орфографии, приближая ее к диалектам, на которых говорят в Македонии». Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, ISBN 0810862956 , с. 241.
- ^ «Журнал Молодёжной македонской литературной ассоциации «Лоза» также был категоричен в отношении болгарского характера Македонии: «Простое сравнение тех этнографических особенностей, которые характеризуют македонцев (мы понимаем: македонских болгар), с теми, которые характеризуют свободных болгар, их сопоставления с теми принципами гражданства, которые мы сформулировали выше, достаточно, чтобы доказать и убедить всех, что национальность македонцев не может быть ничем, кроме болгарской». Свобода или смерть, Жизнь Гоце Делчев, Мерсия Макдермотт, The Journeyman Press, Лондон и Вест Найак, 1978, стр. 86.
- ^ «Лоза», Выпуск 1, стр. 91-96.
- ^ «Лоза», Выпуск 1, с. 58: Одного сравнения тех этнографических особенностей, которые характеризуют македонцев (мы понимаем «македонских болгар») с теми, которые характеризуют свободных болгар, их соответствие тем принципам народности, которые мы перечислили выше, достаточно, чтобы показать нам и убедить Понятно, что этническая принадлежность македонцев не может быть иной, чем «болгарка». И тождество этих черт давно установлено и подтверждено самоотверженной наукой: только слепцы и враги болгарского будущего не могут увидеть того всеобъемлющего единства, которое в полной мере царит между населением от реки Дрина до Черного моря и от Дуная до Черного моря. Эгейское море... Если мы равнодушно и с сломанными руками будем стоять и смотреть только на то, как день ото дня становятся все крепче и крепче культурные, моральные и материальные связи между Македонией и Болгарией; по мере того как молодые македонцы под руководством болгарских учителей привыкнут гордиться великими делами болгарской истории и думать о возобновлении болгарской славы и могущества, Македония вскоре станет частью болгарской нации и государства...
- ^ «Македонский язык и национализм в девятнадцатом и начале двадцатого веков» , Виктор Фридман, стр. 286.
- ^ Национализм, глобализация и православие: социальные истоки этнического конфликта на Балканах , Виктор Рудометоф, Роланд Робертсон, с. 145.
- ^ Россос, Эндрю (2008). Македония и македонцы , Стэнфордский университет: издательство Hoover Institution Press, ISBN 9780817948832 , с. 96.
- ^ «Македонская историография часто ссылается на группу молодых активистов, которые основали в Софии ассоциацию под названием «Молодое македонское литературное общество». В 1892 году последнее начало публиковать обзор «Лоза» («Виноградная лоза»), в котором пропагандировались определенные характеристики македонских диалектов. В то же время активисты, названные по названию рецензии «лозарами», «очистили» болгарскую орфографию от некоторых зачатков церковнославянского языка и приблизили ее к Сербская фонетическая письменность Вука Караджича также выражала своего рода македонский патриотизм, о котором свидетельствует уже первый номер обзора: в его материалах сильно подчеркивалась идентификация с Македонией как с подлинной «отчиной» (...) В любом случае, это вряд ли. Удивительно, что лозары продемонстрировали лояльность как к болгарам, так и к македонцам: что более интересно, так это то, что их болгарский национализм каким-то образом гармонизировался с македонской самоидентификацией, которая была не только политической, но и демонстрировала определенные «культурное» содержание». Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе, Диана Мишкова, Central European University Press, 2009, ISBN 9639776289 , стр. 120-121.