Молодые мусульмане
Молодые мусульмане ( сербско-хорватский : Mladi muslimani ) — исламистская организация, основанная в 1941 году в Королевстве Югославия , действовавшая во время Второй мировой войны в Независимом государстве Хорватия и после войны в Социалистической Федеративной Республике Югославия . Организация продолжала действовать как подпольная сеть в Социалистической Республике Босния и Герцеговина и в конечном итоге исчезла после того, как ее руководство было арестовано коммунистическими властями Югославии в 1949 году. Несмотря на идеологический панисламизм , «Молодые мусульмане» имели сильную националистическую составляющую , выступая за автономия Боснии и Герцеговины, где доминируют мусульмане .
История
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]В конце 1930-х годов образованная мусульманская молодежь основала религиозные организации «Трезвеност» (англ. «Трезвость» ) в Сараево и «Ихван» (англ. «Братья» ) в Мостаре . организаций По мере политизации они сблизились и объединились в организацию молодых мусульман. Они также открыли третий филиал в Загребе . [ 1 ] Молодые мусульмане напоминали другие исламистские движения того времени как социологически, так и идеологически. [ 2 ] Они характеризовались своей оппозицией реформизму . [ 1 ]
Учитывая, что организация «Молодые мусульмане» была основана незадолго до распада Королевства Югославии и что вскоре после того, как Босния и Герцеговина стала частью недавно созданного Независимого государства Хорватия , марионеточного государства Оси, возглавляемого хорватскими фашистами- усташами , «Молодые мусульмане» попытались предложить Панисламизм как ответ на кризис идентичности боснийских мусульман . [ 1 ]
Из-за общей оппозиции реформам молодые мусульмане тесно связаны с ассоциацией Эль-Хидадже . Чтобы избежать упразднения или слияния с организацией усташей, «Молодые мусульмане» преобразовались в молодежное отделение «Эль-Хидадже». Со временем молодые мусульмане расширили свою сеть и сумели охватить большинство городов Боснии и Герцеговины. [ 1 ]
Молодые мусульмане занимались двумя видами деятельности. С одной стороны, в Эль-Хидадже они организовывали религиозные мероприятия, включая собрания, коллективные молитвы и празднование дня рождения Мухаммеда . С другой стороны, они участвовали в благотворительной организации Мерхамет (англ. «Милосердие» ) и заботились о мусульманских беженцах из восточной Боснии и Герцеговины. [ 1 ]
Усташи возглавили политику хорватизации боснийских мусульман, которых изображали как «хорватов мусульманской веры», политику, поддерживаемую руководством Югославской мусульманской организации во главе с Джафером Куленовичем . В то же время боснийские мусульмане стали жертвами резни в четниках , которая также была частично реакцией на репрессивную политику усташей против этнических сербов . Поэтому часть боснийских мусульман хотела дистанцироваться от усташей, поэтому по инициативе Эль-Хидаджи было принято несколько резолюций, осуждающих политику усташей. [ 1 ]
Молодые мусульмане включились в распространение подобных резолюций и присоединились к их требованиям автономии Боснии и Герцеговины. При поддержке Великого муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни их требования были представлены властям нацистской Германии в форме меморандума, где они предлагали поддержку боснийским мусульманам в обмен на автономию под прямым патронажем Третьего рейха . Хотя эта инициатива осталась безрезультатной, она привела к формированию преимущественно мусульманской дивизии Ваффен-СС «Хандшар » , к которой присоединились многие молодые мусульмане. Однако в конце войны большая часть дивизии присоединилась к коммунистическим югославским партизанам во главе с Иосипом Броз Тито . [ 1 ]
Пост-был
[ редактировать ]Югославские партизаны выиграли войну, и Коммунистическая партия Югославии взяла на себя управление недавно созданной Социалистической Федеративной Республикой Югославия . Коммунистические власти Югославии полностью упразднили Эль-Хидадже, и впоследствии «Молодые мусульмане» стали подпольной и полностью автономной организацией. Им удалось восстановить свои позиции вокруг трех групп-основателей в Сараево, Мостаре и Загребе. Позже «Молодым мусульманам» удалось распространиться примерно на тридцать небольших и крупных городов и многие другие деревни в Боснии и Герцеговине, а также за ее пределами. [ 3 ]
Вторая мировая война и официальный атеизм нового коммунистического правительства привели к дальнейшей политизации и радикализации молодых мусульман. Брошюра под названием «Как мы будем бороться?» обозначил шесть основных послевоенных целей молодых мусульман, среди которых было создание исламского общества на Балканах ; установление исламского порядка ; и освобождение, а также политическое и духовное объединение мусульманского мира в огромное исламское государство или союз государств . [ 3 ]
После войны боснийские мусульмане обнаружили, что их интересам угрожает политика коммунистических югославских властей . А именно, коммунистические югославы атаковали привилегии, установленные Статутом об автономии 1909 года, принятым в то время, когда Босния и Герцеговина была частью Австро-Венгрии . В 1947 году коммунисты национализировали вакфы (религиозные пожертвования) и шариатские суды были упразднены. Система религиозного образования постепенно упразднялась с 1947 по 1952 год. Закон, принятый 28 сентября 1950 года, запрещал мусульманским женщинам ношение чадры . Более того, холодная война усилила опасения по поводу вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине. [ 3 ]
Поэтому отделение молодых мусульман в Мостаре выпустило прокламацию, в которой они назвали коммунизм величайшим врагом . В то же время их провозглашение призывает к борьбе с новыми югославскими властями. Молодые мусульмане критиковали Югославской мусульманской организации довоенную стратегию , светскую интеллигенцию Боснии и Герцеговины и компромиссы с коммунистическими властями Югославии. Они объявили себя «организацией образования и борьбы» в так называемые «дни джихада ». В отличие от группы в Мостаре, которой в какой-то степени удалось распространиться на сельское население и провести подготовку к вооруженной борьбе, остальные младомусульмане были весьма ограничены в своей деятельности. Их деятельность была сосредоточена на образовании городской молодежи и ее вербовке, расширении неформальных сетей и культурной деятельности с целью реисламизации боснийского общества . [ 4 ]
Хотя молодые мусульмане в принципе выступали за гипотетическое панисламское государство, работа молодых мусульман была сосредоточена на свержении и разрушении существующего государства коммунистической Югославии в Боснии и Герцеговине и создании автономной Боснии и Герцеговины , в которой доминируют мусульмане . Такая акция была скорее националистической , чем панисламистской. Это также отразилось на отношении молодых мусульман к мусульманскому миру . Например, их поддержка создания Пакистана как государства с национальной идентичностью, вытекающей из религиозной идентичности под руководством националистической Мусульманской лиги Мухаммеда Али Джинны , несмотря на критику, которую Мусульманская лига получила от панисламистского Джамаата- Электронная исламия Абул А'ля Маудуди . [ 5 ]
Первые аресты молодых мусульман произошли в марте 1946 года в Сараево. Среди арестованных были Неджиб Шачирбегович , Алия Изетбегович и Эшреф Чампара . Каждый получил суровый тюремный срок. Другая волна арестов прошла в 1947 и 1948 годах по Боснии и Герцеговине. Тем не менее организация продолжала развиваться. Однако из-за раскола Тито и Сталина , который стал результатом кульминации конфликта между политическим руководством Югославии и Советского Союза , молодые мусульмане сильно пострадали. Главные лидеры организации в Сараево, Мостаре и Загребе были арестованы. Четверо из них — Хасан Бибер , Халид Кайтаз , Омер Ступак и Нусрет Фазлибегович — получили смертные приговоры после суда, состоявшегося в августе 1949 года в Сараево. Потеряв свое руководство, «Молодые мусульмане» вскоре исчезли. [ 6 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бугарель 1997 , с. 537.
- ^ Бугарель 1997 , с. 536.
- ^ Перейти обратно: а б с Бугарель 1997 , с. 538.
- ^ Бугарель 1997 , стр. 538–539.
- ^ Бугарель 1997 , с. 539.
- ^ Бугарель 1997 , с. 540.
Ссылки
[ редактировать ]- Бугарель, Ксавье (1997). «От молодых мусульман к Партии демократического действия: возникновение панисламистской тенденции в Боснии и Герцеговине». Исламские исследования . 36 (2/3: Ислам на Балканах ). Исламабад : Институт исламских исследований, Международный исламский университет : 533–549. ISSN 2710-5326 . JSTOR 23076211 . S2CID 146579411 .