Пятая голова Цербера
Автор | Джин Вульф |
---|---|
Художник обложки | Николас Гаэтано |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Сыновья Чарльза Скрибнера |
Дата публикации | 1972 |
Место публикации | олень |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 244 стр. |
ISBN | 0-684-12830-6 |
ОКЛК | 354762 |
813/.5/4 | |
Класс ЛК | PZ4.W85615 Fi PS3573.O52 |
«Пятая голова Цербера» — это название как новеллы , так и однотомного сборника из трех новелл, написанных американским в жанре научной фантастики и фэнтези писателем Джином Вулфом и опубликованных в 1972 году. Новелла вошла в антологию Nebula Award Stories Eight .
Заголовок
[ редактировать ]Название этого сборника новелл представляет собой игру слов, отсылающую к Церберу , трехголовому псу из греческой мифологии , который охранял врата в греческий подземный мир Аид . В первой новелле главный герой объясняет, что Цербер представляет его собственную семью, три ее головы — это его отец, тетя и мистер Миллион, добавляя, что его «невидимые» головы — это его брат Дэвид как четвертый и, как следствие, пятый и последний рассказчик собственный . Следовательно, следуя этой логике, название повести отсылает к самому рассказчику , историю которого мы читаем. параллели между семьей рассказчика и мифологией Цербера В этой новелле можно провести и другие . Например, статуя этого мифологического существа существует в передней части или «воротах» их семейного дома, который сам расположен по адресу Saltimbanque, 666 , и это число связано с подземным миром, восходящим к греческим рукописям Книги Откровения . Кроме того, их семейный дом позже однажды стал называться Maison du Chien, что буквально означает «Собачий дом»; в некоторых других местах ее называют «Пещера Канем» или «Остерегайтесь собаки».
Однотомный сборник
[ редактировать ]Сборник представляет собой расширение первой новеллы, первоначально опубликованной в антологии «Орбита 10» под редакцией Дэймона Найта в 1972 году. [ 1 ] Следующие новеллы, «История» Джона В. Марша и VRT, расширяют сюжет и темы первой.
Действие этих произведений происходит на двух мирах-колониях в 20 световых годах от Земли, на двойных планетах Сент-Анн и Сент-Круа, первоначально заселенных франкоязычными колонистами, но потерянных ими в войне с неназванным врагом. Сент-Анн (возможно) когда-то была домом для аборигенной культуры (очевидно, на допалеолитическом уровне технологий) оборотней , которые могли – а могли и не быть – были уничтожены пришельцами-людьми.
Вулф представил заглавную новеллу на писательском семинаре в Милфорде . Норберт Слепян, редактор Scribner's , был впечатлен этой историей и предложил Вулфу написать еще две связанные повести, которые будут опубликованы в одной книге. [ 2 ]
Новеллы
[ редактировать ]Пятая голова Цербера
[ редактировать ]Заглавный рассказ представляет собой биографическое исследование, рассказчик которого вспоминает свое детство и юность на планете Сент-Крус, а также события, которые привели к его длительному и суровому заключению и, в конечном итоге, к свободе.
Выросший в относительном комфорте в большом доме (борделе, которым управляют его отец и тетя, в котором работают несколько генетически улучшенных «полусветов»), он и его младший брат Дэвид получают частное обучение у робота-слуги и часто ненадолго выходят из дома. поездки.
Однажды вечером его прежняя жизнь заканчивается, когда его вызывают к отцу, далекому человеку. Ему говорят, что теперь его зовут «Номер 5», и после периода допроса ему подвергают шквал психологических, визуальных, наркотических и ассоциативных тестов, которые продолжаются некоторое время. Наконец освобожденный, он чувствует себя очень истощенным. Он узнает, что с Дэвидом обращались так же; оба мальчика регулярно проходят это лечение в течение многих лет после этого, хотя с Номером 5 обращаются более сурово, и он начинает испытывать мучительные головные боли и провалы в памяти.
Он впервые встречает свою тетю, которая, похоже, знает о гипотезе Вейла (теории, согласно которой аборигены Святой Анны могли так идеально имитировать человеческих поселенцев, что убивали их и занимали их места), и ему поручают легкие обязанности по управлению семейный бизнес. Он также встречает Джона Марша, антрополога с Земли, когда посещает дом. Он навещает Обри Вейл, автора гипотезы, которая оказывается тетей Номер 5.
Подружившись с девушкой, она, он и Дэвид участвуют в любительских спектаклях; Поскольку денег мало, они решают ворваться на склад работорговца, чтобы украсть немного денег. Там они встречают хирургически измененного раба-человека, который имеет сверхъестественное сходство с ним и его отцом. После того, как он нападает на них, они убивают его и убегают.
В конце концов, Номер 5 устал от продолжающихся экспериментов отца над ним, и решает убить его. Его решимость укрепилась после очередного визита Марша, который случайно сообщил ему, что он, Номер 5, и его отец — клоны — только двое из многих. Этот разговор заканчивается, когда Номер 5 идентифицирует Марша как аборигена, основываясь на доказательствах, которые прямо не указаны в книге. Он убивает своего отца, но его обнаруживают и заключают в тюрьму. После девяти лет заключения Номер 5 занимает место своего отца в качестве главы родового поместья.
«История», Джон В. Марш
[ редактировать ]В этой галлюцинаторной истории Святой Анны до контакта Песчаный Странник отправляется в путешествие во сне, чтобы найти «священника» в его одинокой пещере, чтобы пообщаться с ним. Спя у входа в пещеру, он и его близнец Иствинд, не подозревая о существовании друг друга, мечтают друг о друге. Проснувшись, Sandwalker отправляется на охоту, где встречает Детей Теней, неземную ночную расу, и они заключают союз, делясь едой и изучая песни друг друга.
Идя дальше, он встречает девочку и ребенка, с которыми подружится. Переспав с ней и поохотившись за едой, он решает пойти по течению реки к болотам. Ему удается спасти нескольких детей Теней от вражеских болотников, которых он убивает. Узнав, что его мать и друзья были схвачены и увезены другими болотниками, он решает последовать за ними и спасти их.
В сопровождении детей-теней они все сами схвачены и брошены в большую яму, где он находит свою мать и друзей; все они должны быть принесены в жертву болотным людям, чтобы их души войдут в реку и перенесут послания от них к звездам. Его близнец, Иствинд, принадлежит к племени, захватившему его.
Дети-тени, чьи мысли на протяжении многих лет распространялись в космос и защищали мир от открытия инопланетными расами (какими они были изначально), решают отказаться от этой защиты, что привлекает проходящего мимо звездного путешественника, и в волнении он приземляется неподалеку, они убегают, и все уже никогда не будет прежним.
ВРТ
[ редактировать ]Джон Марш, антрополог из первого рассказа, был заключен в тюрьму Сент-Круа якобы за шпионаж и убийство. После нескольких лет плена, все время в одиночной камере, дело Марша находится на рассмотрении неназванного сотрудника службы безопасности, который должен просмотреть материалы и определить следующую стадию его наказания. Эти файлы состоят из записей Марша о его предыдущем антропологическом визите в Сент-Анн, перемежающихся магнитофонными записями его допросов. Следователь полагает, что очевидно, что Марш никогда не был на Земле, хотя в тексте не показано, что Марш выдает свое происхождение.
На острове Сент-Анн, чтобы изучить тайну коренных жителей, Марш нанимает местного мальчика (VRT) от своего отца, который утверждает, что мальчик наполовину абориген. И отец, и сын утверждают, что аборигенов все еще можно встретить в сельской местности, поэтому отправляется миссия по их исследованию.
Двое отправились в пустыню. На их поиски тратится много времени, но Марш, несмотря на то, что познакомился со многими представителями дикой природы Аннезе и многому научился у мальчика (а он у него), похоже, никогда не находит то, что ищет. Со временем у них появляется спутник — кот. Примерно в то же время, когда кот присоединяется к их компании, Марш подозревает, что мальчика навещала женщина.
Позже происходит несчастный случай, в котором мальчик погибает. После этого Марш продолжает исследование самостоятельно, но он изменился так, что внимательный читатель найдет подозрительным.
По возвращении к цивилизации он посещает бордель, которым управляет отец Номер 5, чтобы взять интервью у доктора Вейла. Вскоре после этого его арестовывают, судят и заключают в тюрьму за преступления, упомянутые выше.
В его воспоминаниях и снах выясняется, что Марш на самом деле может быть мальчиком, и их личности совпадают. Главный вывод этой истории заключается в том, что гипотеза Вейла действительно верна: мальчик принимает на себя личность Марша, рана, нанесенная кошкой, является удобным объяснением заметного ухудшения качества почерка, а коренные жители Аннеса известны своей неспособностью использовать инструменты.
Персонажи
[ редактировать ]- Номер пять : Рассказчик. Подразумевается, что его фамилия - «Вульф», из-за его упоминания о поиске сочинений своего отца в библиотеке и поиске среди книг Вернора Винджа , Кейт Вильгельм и Вирджинии Вульф ; Ким Стэнли Робинсон писал о том, что он пришел к выводу, что « ген » является идеальным «именем для клона», и что это подтвердил Вулф. [ 3 ]
- Дэвид : Сводный брат Номер 5. Фактически естественный сын («ауткроссинг») Мэтра.
- Мистер Миллион : «Непривязанный симулятор десяти девяти (1000000000)»; роботизированное тело, содержащее отсканированный и загруженный мозг человека («прадеда Номер пять», на самом деле создатель клона). Наставник для него и Дэвида.
- Мэтр : «Отец Номер 5».
- Мадам / тетя Жаннин / доктор Обри Вейл : «тетя» номера 5; на самом деле естественная дочь более раннего клона.
- Доктор Джон В. Марш : антрополог, родом с Земли.
- Джон Сэндуокер : абориген на прогулке по Сент-Анн до контакта.
- Джон Иствинд : близнец вышеперечисленного; разлученные при рождении и воспитанные конкурирующим племенем.
- Тренчард : Человек-пьяница из Сент-Аннеса, отец ВРТ.
- ВРТ : Сын Тренчарда; полуабориген.
- Офицер : бюрократ службы безопасности Сент-Круа. (Роберт Борски идентифицирует офицера как брата Номер Пять Дэвида. [ 4 ] .)
Основные темы
[ редактировать ]- Истории затрагивают многие моменты постколониальной теории .
- Персонаж Мэтра в первом рассказе, похоже, знаком с додарвиновской системой , называемой ламаркизмом (наследование приобретенных характеристик; организм может передавать своим потомкам характеристики, приобретенные в течение жизни).
- Твиншип; обряды посвящения; личная свобода; природа против воспитания ; теория разума; место личности в обществе.
Литературное значение и критика
[ редактировать ]Гарднер Дозуа сказал, что оригинальная история была лучшей новеллой 1970-х годов. [ 5 ]
Дэйв Прингл написал рецензию на «Пятую голову Цербера» для журнала Imagine и заявил, что «Сборник из трех взаимосвязанных новелл, действие которых происходит в инопланетной солнечной системе, представляет собой глубоко творческую и трогательную книгу». [ 6 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]- Сюжет: номинирован на премию «Небьюла» 1972 года за лучшую новеллу. [ нужна ссылка ]
- Сюжет: номинирован на премию Хьюго 1973 года за лучшую новеллу. [ нужна ссылка ]
- Сюжет: номинирован (3-е место) на премию Locus Award 1973 года за лучшую новеллу.
- Сюжет: номинирован на премию Locus All-Time Poll 1999 года за лучшую новеллу. [ нужна ссылка ]
- Роман: номинирован (11-е место) на премию Locus Award 1973 года за лучший роман.
Подробности выпуска
[ редактировать ]- декабрь 1972 г., HB, ISBN 0-684-12830-6 , издание для США, Сыновья Чарльза Скрибнера
- март 1973 г., HB, ISBN 0-575-01597-7 , издание для Великобритании, Голланц
- июнь 1975 г., ПБ, ISBN 0-7043-1176-3 , издание для Великобритании, Quartet Books
- Январь 1983 г., ПБ, ISBN 0-09-930030-3 , издание для Великобритании, Arrow Books
- март 1994 г., ПБ, ISBN 0-312-89020-6 , издание для США, Orb Books
- апрель 1999 г., ПБ, ISBN 1-85798-817-5 , UK edition, Gollancz
Сноски
[ редактировать ]- ^ Орбита, том 10, в журнале Locus Magazine.
- ^ Ларри Маккаффери, «Об охвате всей Вселенной: интервью с Джином Вулфом»
- ^ «История» , Ким Стэнли Робинсон ; опубликовано в New York Review of Science Fiction , сентябрь 2013 г.; по состоянию на 18 сентября 2013 г.
- ^ Борски, Роберт: Вкратце и вкратце: больше очерков художественной литературы Джина Вулфа, iUniverse, 2006 г.
- ^ Дозуа, Гарднер: Современная классика научной фантастики, St. Martin's Press, 1992: введение в «Пятую голову Цербера»
- ^ Прингл, Дэйв (апрель 1983 г.). «Книжное обозрение». Представьте себе (обзор) (1). TSR Hobbies (Великобритания), Ltd.: 16.