Уако (керамика)
Уако или Гуако — это общее название, данное в Перу в основном глиняным сосудам и другим прекрасно выполненным керамическим изделиям коренных народов Америки, найденным в доколумбовых местах, таких как захоронения, святилища, храмы и другие древние руины. Уако — это не просто глиняная посуда , а примечательные образцы керамики, связанные с церемониальным, религиозным, художественным или эстетическим использованием в центральных Андах , доколумбовых цивилизациях.
Уари и другими, были среди крупнейших создателей статуэток , (Вари), наряду с Наска , Моче передавших в историю свои уникальные навыки работы с керамикой. Инки, поглотившие все культуры во время своей экспансии, также производили хуако.
Этимология
[ редактировать ]Со времени испанского завоевания Перу эти типы предметов находили в доколумбовых местах, таких как храмы , могилы и захоронения, а также в других руинах . называются общими хуака или вака Эти места, особенно если они имеют сакральное значение, на местном языке кечуа , где, вероятно, фигурки и получили их имя. В Перу хуакеро — это человек, который незаконно раскапывает древние доколумбовые руины, чтобы заполучить ценные произведения искусства, обычно разрушая строение.
Разнообразие стилей и цветов
[ редактировать ]Ручки моста характерны для некоторых культур; некоторые использовали много цветов, другие использовали черный и тускло-красный или несколько цветов. Империя инков приняла всевозможные формы, стили и качества. Термин «хуако» использовался для обозначения любых копий, предназначенных не для повседневного использования, а для роскоши или ритуала.
Обычно эти керамические изделия ассоциируются с примечательными особенностями. Скульптурные фигурки изображают сложные стилизованные объемы, в том числе культурные сцены, здания и натуралистические объемы, такие как портретная керамика, изображающая человеческие лица (например, портретная керамика Моче ) или части тела в виде вотивного подношения , эротики, инструментов, различных фруктов и продуктов питания. , животные и т. д.
Когда изделия представляют собой скульптурную керамику, хуако характеризуются живописным богатством. Существует множество видов горшков и контейнеров, покрытых яркими полихромными мотивами, обычно антропоморфными изображениями животных или мифологическими, эротическими и т. д. Для двухцветной керамики моче характерны сложные живописные сцены, детализирующие повествовательный уровень. Примеры эротических хуакос ( испанский : huacos eróticos ) делают 800-летний период Моче ( ок. 200 г. до н.э. – ок. 600 г. н.э.) самой продолжительной непрерывной традицией эротической керамики в мире, уникальной в истории человечества. [1] В 1570-х годах во время Перу испанского завоевания вице-король Франсиско де Толедо и его духовные советники работали над уничтожением множества эротических хуако, хотя некоторые дошедшие до нас артефакты сохранились.
В обоих случаях хуако ассоциируется со сложностью керамики (по объему или декору), а не с регулярным использованием в качестве контейнера из-за его физических размеров. Тонкие сосуды инков, известные как арибаллы , даже богато созданные экземпляры, обычно не считаются хуако , поскольку их утилитарный характер слишком выражен.
Экспонаты музея
[ редактировать ]В Национальном музее археологии, антропологии и истории Перу в Лиме, Перу, хранится большое количество керамических артефактов. В близлежащем музее Ларко хранится большая коллекция керамики Моче, и он хорошо известен своей коллекцией эротической керамики.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Матье, Поль; Кэтрин Хесс (2003) [2003]. Секс-горшки: эротика в керамике . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. п. 22. ISBN 0-8135-3293-0 . Проверено 1 декабря 2009 г.