Крепость Фримантл
Крепость Фримантл | |
---|---|
Фримантл , Западная Австралия в Австралии | |
![]() 9,2 -дюймовая морская пушка батареи Оливера Хилла, остров Роттнест. | |
![]() Расположение Фримантла в Западной Австралии | |
Координаты | 32 ° 03'ю.ш., 115 ° 44' в.д. / 32,050 ° ю.ш., 115,733 ° в.д. |
Информация о сайте | |
Владелец | Министр обороны |
Оператор | Австралийская армия |
История сайта | |
Построен | 1930-е годы |
В использовании | 1938 | −1963
События | Вторая мировая война |
Крепость Фримантл представляла собой объединенную береговую оборону, защищавшую гавань Фримантл , Западная Австралия, с середины 1930-х годов и, преимущественно, во время Второй мировой войны. Береговая оборона крепости Фримантл простиралась вдоль береговой линии Перта от мыса Перон до Суонборна , а также включала сооружения на острове Гарден и острове Роттнест . В то время как первые береговые батареи будущей крепости Фримантл были установлены в Артур-Хед в 1906 году, военные объекты, защищающие гавань, были расширены в 1930-х годах и в конечном итоге снова демонтированы к 1963 году.
Во время Второй мировой войны Фримантл-Харбор, охраняемый крепостью Фримантл, был домом для базы подводных лодок Фримантл , которая была второй по важности базой подводных лодок в войне на Тихом океане после Перл-Харбора .
Береговые батареи были укомплектованы членами Королевской австралийской артиллерии , Королевских австралийских инженеров и Добровольческого корпуса обороны . Помимо этих мужчин, члены Австралийской женской армейской службы в крепости Фримантл служили и .
Из прежних сооружений сохранились батарея Оливера Хилла и связанная с ней железная дорога, остающаяся туристической достопримечательностью на острове Роттнест . Части батареи Лейтон в Бакленд-Хилл были отреставрированы, и ее подземные помещения доступны. Также сохранились и доступны бункер и одна из панамских установок батареи Перон.
Фон
[ редактировать ]
Первая береговая оборона, установленная в Западной Австралии, была в Олбани в 1893 году; Фримантлские были созданы только после открытия внутренней гавани в 1897 году. [ 1 ] Береговая защита гавани Фримантл была создана в 1906 году, когда в форте Артур-Хед были установлены две 6-дюймовые корабельные пушки Mk VII , которые в конечном итоге стали батареей Артурс. [ 2 ] В 1911 году было принято решение построить крупную военно-морскую базу к югу от Фримантла, военно-морскую базу Хендерсон , строительство которой началось в 1913 году. Проект был остановлен во время Первой мировой войны и был заброшен в 1920 году по финансовым и стратегическим причинам. [ 3 ] [ 4 ]
В середине 1930-х годов правительство Австралии модернизировало свои батареи береговой обороны, защищающие основные порты страны от нападения противника. В Западной Австралии защита порта Фримантл была приоритетом. Это должно было быть достигнуто за счет модернизации существующих батарей и строительства новых. В Бакленд-Хилл, Суонборне , Норт-Моуле , Артур-Хеде, Саут-Бич, Пойнт-Пероне , Гарден-Айленде и Роттнест-Айленде батареи были либо модернизированы, либо должны были быть установлены новые батареи. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Эта объединенная береговая оборона называлась Крепостью Фримантл. [ 8 ] Первоначально защита порта должна была обеспечиваться за счет размещения 9,2-дюймовых корабельных орудий у Бакленд-Хилл, но этого было сочтено недостаточным для защиты порта от дальних бомбардировок крейсеров, оснащенных 8-дюймовыми орудиями. Вместо этого 9,2-дюймовые орудия были размещены на острове Роттнест как часть батареи Оливера Хилла, что позволяло вступать в бой с вражескими кораблями до того, как они достигнут дистанции, на которой они могли вести огонь по порту Фримантл. [ 5 ] [ 7 ] дальность действия составляет 28 километров (17 миль). [ 9 ] Защита порта Фримантл считалась важной для национальной безопасности Австралии во время потенциальной будущей войны. [ 6 ]
Дополнительные батареи, оснащенные 6-дюймовыми корабельными пушками Mk VII и 6-дюймовыми корабельными пушками Mk XI , были установлены на острове Роттнест (батарея Бикли) и в Форт-Форресте, Северный Фримантл . Орудия Форт-Форрест были перевезены в Суонборн в 1938 году, при этом Бакленд-Хилл на этом этапе не был выбран из-за его близости к другим жизненно важным объектам. В начале Второй мировой войны обе батареи на острове Роттнест, а также батареи Артур-Хед и Суонборн были в рабочем состоянии. [ 5 ] [ 7 ]
После падения Сингапура и бомбардировки Дарвина в феврале 1942 года значение Фримантла возросло, и он стал крупнейшей базой подводных лодок в Южном полушарии. [ 9 ] С марта 1942 года американские подводные лодки начали прибывать во Фримантл, и он стал второй по значимости базой подводных лодок союзников после Перл-Харбора в войне на Тихом океане . [ 5 ] [ 10 ]
Батареи
[ редактировать ]Островными батареями, составлявшими крепость Фримантл во время Второй мировой войны, были батареи Оливера Хилла и Бикли на острове Роттнест, а также батареи Челленджер , Бикон и Скривен на острове Гарден. На материке, с севера на юг, батареи Суонборн, Лейтон , Харбор, Артурс и Перон составляли оборону гавани Фримантл. Батарее Оливера Хилла на острове Роттнест было поручено обеспечивать дальнюю защиту порта, в то время как батареи Гарден-Айленда и Перона в основном служили для защиты якорной стоянки в заливе Кокберн . Кроме того, существовали вторичные батареи в виде «Колли», расположенные на Гарден-Айленде, и вторичное вооружение в Пероне. [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]Расположение и основные детали аккумуляторов:
Батарея Артура
[ редактировать ]
Батарея Артурса была создана в 1906 году и состояла из двух 6-дюймовых корабельных орудий Mk VII . [ 2 ]
Более ранние планы, в 1938 году, переместить батарею в Бакленд-Хилл не были реализованы, поскольку это место находилось недалеко от станции основного подводного кабеля, соединявшего Европу и Австралию. В начале 1942 года ситуация с батареей Артурса была пересмотрена еще раз, поскольку орудиям придется вести огонь по кораблям, стоящим на якоре на Гейдж-Роудс , а с начала войны количество судоходных перевозок значительно увеличилось. В середине 1942 года было принято решение переместить батарею Артура Хеда в Бакленд-Хилл, чтобы она стала батареей Лейтона. [ 5 ] [ 7 ]
Батарея Артура также имела меньшую пушку в Южном Моле, которая защищала вход в гавань. Это орудие располагалось в Саут-Моле и в октябре 1942 года вошло в состав новой гавани. [ 2 ]
Лейтон Бэттери
[ редактировать ]
В 1941 году Бакленд-Хилл, Мосман-Парк , был выбран местом для размещения четырех 3,7-дюймовых зенитных орудий , которые вступили в строй позже в том же году. [ 5 ] [ 7 ] В начале 1943 года две 6-дюймовые пушки были перевезены из Артур-Хед в Лейтон, и 8 февраля 1943 года были произведены пробные выстрелы. Батарея Лейтона функционировала как досмотровая батарея , отвечая за идентификацию прибывающих кораблей в порт Фримантл. 6-дюймовые орудия находились в эксплуатации до марта 1945 года, когда их перебазировали в Королевскую крепость Принцессы в Олбани . [ 5 ] [ 7 ]
возможность замены существующих батарей в Австралии 5,25-дюймовыми морскими береговыми артиллерийскими/зенитными орудиями Уже в середине 1942 года, когда было принято решение об удалении батареи Артурс, рассматривалась . В 1944 году было принято решение о замене орудием этого типа батарей Лейтон, Саут-Фримантл и Пойнт-Перон. В Лейтоне работы начались в мае 1945 года, но финансовые ограничения не позволили завершить их до конца 1947 года, а пробные стрельбы не проводились до ноября того же года. Установка этих орудий в Южном Фримантле так и не была завершена, хотя работы были начаты, а переоборудование батареи Пойнт-Перон так и не началось. В конечном итоге, хотя предполагалось, что все основные порты Австралии будут защищены 5,25-дюймовыми орудиями двойного назначения, батарея Лейтона стала единственной, когда-либо действовавшей. [ 5 ] [ 7 ] Всего в Австралии планировалось восемь таких батарей. [ 7 ] [ 14 ]
В послевоенной Австралии батарея использовалась в учебных целях армией, а с 1952 года — Гражданскими вооруженными силами . Использование батареи прекратилось в 1963 году, а входы в туннели были закрыты. [ 5 ] [ 7 ] За время своего существования батарея Лейтона ни разу не стреляла по вражеской цели, только для тренировок и тренировок. [ 9 ]
Гавань Батарея
[ редактировать ]
В октябре 1942 года была создана новая батарея Харбор , состоящая из меньших орудий, 6-фунтовой пушки «Гочкис» в Южном Моле, бывшей части батареи Артурса. Помимо этой пушки, новая батарея была также оснащена второй 6-фунтовой пушкой «Гочкис». , две 12-фунтовые корабельные пушки и две 75-мм пушки QF, причем орудия разделены между Северным и Южным Кротами. [ 2 ]
Суонборн Батарея
[ редактировать ]Батарея Суонборн, расположенная в Суонборне, была самой северной из батарей крепости Фримантл и состояла из двух 6-дюймовых военно-морских орудий Mk VII, которые были переброшены из форта Форрест во Фримантле в 1938 году. Батарея выполняла функции вместе с батареями Лейтон и Бикли. , должен был охранять Гейдж-Роудс . На поздних этапах войны личный состав батареи сильно сокращался, пока в марте 1945 года она не была полностью законсервирована. [ 2 ]
Перонская батарея
[ редактировать ]
Батарея Перон на мысе Перон была самой южной из батарей крепости Фримантл. Также известная как Тяжелая батарея К, она была создана в январе 1943 года и, как и батарея Челленджер , была оснащена двумя мобильными 155-мм орудиями . Кроме того, он также имел в своем распоряжении две 18-фунтовые пушки , которые были отозваны после ввода в эксплуатацию вторичной батареи «Колли». Задача главных орудий заключалась в прикрытии южного выхода к заливу Кокберн, в то время как 18-фунтовые орудия защищали сеть заграждений, которая простиралась между мысом Перон и островом Гарден. Главная батарея была выведена в декабре 1944 года. [ 2 ]
Батарея Челленджера
[ редактировать ]Батарея Челленджер, также известная как J Gun Battery, была создана недалеко от северо-западной оконечности Гарден-Айленда в январе 1943 года и вступила в строй к апрелю. Как и «Батарея Перона», она была оснащена двумя подвижными 155-мм орудиями на панамских установках . Ему было поручено защитить проход Челленджера в пролив Кокберн. Кроме того, в сочетании с батареей Перона он защищал Зунд от потенциальных атак вражеских кораблей, приближающихся к острову с запада. Постоянные установки батареи были завершены в октябре 1943 года, но в декабре 1944 года батарея снова была выведена из строя. [ 2 ]
Батарея маяка
[ редактировать ]Батарея маяков располагалась к востоку от батареи Челленджер, недалеко от северной оконечности острова Гарден. Укомплектованный личным составом близлежащей батареи «Челленджер», он состоял из двух 4-дюймовых корабельных орудий Mk XIX . Батарее было поручено защищать заграждающую сеть на северной оконечности пролива Кокберн, и она работала с марта 1943 года. В 1944 году рассматривалась возможность переместить батарею на остров Карнак, но это не было выполнено и, как и батареи Челленджер и Перон, в декабре 1944 года он был передан на попечение и обслуживание. [ 2 ]
Скривен Батарея
[ редактировать ]
Батарея Скривен, расположенная в центре Гарден-Айленда, была частью довоенного плана береговой обороны Западной Австралии, но в то время не была реализована. Планировалось, что Scriven и Oliver Hill Batteries будут работать совместно, причем оба будут оснащены 9,2-дюймовыми корабельными пушками . В отличие от Оливера Хилла, строительство Скривена было серьезно отложено: оно началось только в декабре 1942 года и завершилось только после окончания Второй мировой войны. В тандеме с Оливером Хиллом задачей Скривен Бэттери было обеспечение дальней защиты гавани Фримантл. [ 2 ]
Оливер Хилл Бэттери
[ редактировать ]Батарея Оливера Хилла, расположенная в центре острова Роттнест, была установлена в 1938 году и имела две 9,2-дюймовые морские пушки. Ему было поручено обеспечить дальнюю оборону гавани Фримантл. Батарея проработала до октября 1944 года, затем ее закрыли и передали другие обязанности персоналу. [ 2 ] Помимо батареи, на острове была установлена крупная вспомогательная инфраструктура, которая по большей части сохранилась и сегодня. Размещение было предоставлено в казармах Кингстауна, а припасы были разгружены на армейской пристани и доставлены на батарею по железной дороге Оливер-Хилл. Также было построено несколько наблюдательных пунктов. [ 15 ]
Бикли Батарея
[ редактировать ]
Бикли, вторичная батарея острова Роттнест, была оснащена 6-дюймовыми корабельными орудиями Mk XI и имела задачу защищать гавань Фримантл на ближней дистанции, дополняя тем самым батарею Оливера Хилла. Основанная в 1938 году, ее орудия заранее были временно установлены в Суонборне. На более поздних этапах войны укомплектованность батареи сократилась, но она продолжала иметь возможность использовать одно из своих орудий до конца войны. [ 2 ]
Команда огня
[ редактировать ]Огневое командование батарей крепости Фримантл было реорганизовано в 1940 году и разделено на командование пожарной охраны острова Роттнест и материковое, последнее базировалось в Суонборне. Днем командование острова Роттнест имело полный контроль, но ночью командование материка взяло на себя управление материковыми батареями. В конце 1942 года было создано третье, Южное командование, которое взяло на себя управление батареями Кокберн-Саунд, в то время как остальные остались в рамках предыдущей системы. Еще одна реорганизация произошла в июне 1942 года, когда командование Роттнеста было переименовано в Северное командование, а материковое командование было расформировано. После постепенного закрытия южных батарей Южное командование было расформировано в конце 1944 года, а Северное командование было переименовано в Огневое командование Фримантла. В марте 1945 года он тоже был расформирован, и то немногое, что осталось, перешло в подчинение штаба крепости Фримантл. [ 2 ]
Единицы
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны береговая оборона Западной Австралии была укомплектована регулярными солдатами 3-й тяжелой бригады и ополченцами 7-й тяжелой бригады. В 1940 году эти подразделения вошли в состав стационарной обороны штаба Фримантла. На последних этапах войны в батареях на материке увеличилась численность Добровольческого корпуса обороны , в отличие от батарей на острове Роттнест. В мае 1943 года инженеры, прикрепленные к крепости Фримантл, которые до этого входили в состав Королевских австралийских инженеров , были переведены в Королевскую австралийскую артиллерию и интегрированы в местные батареи, в которых они служили. [ 2 ]
Помимо этого, Служба женской армии Австралии также участвовала в защите австралийского побережья: 3000 из 20 000 ее членов участвовали в береговой обороне. Женщины-военнослужащие также служили артиллеристами на береговых батареях крепости Фримантл. [ 16 ]
Противолодочные заграждения
[ редактировать ]
Для защиты гавани Фримантл в 1941 году у входа в гавань были установлены противолодочные и противоторпедные заграждения , охватывающие Северный и Южный Молы. Этот барьер представлял собой плавучую проволочную сетку, которую можно было открыть в центре с помощью лебедки в Норт-Моле. Кроме того, между островом Роттнест и Суонборном была проложена индикаторная петля. [ 17 ]
Для защиты якорной стоянки в Кокберн-Саунд потребовался крупный инженерный проект. Противолодочная сеть длиной почти 9,5 км в форме арки протянулась от северо-восточной оконечности острова Гарден до мыса Вудман на материке. Строительство этого барьера длилось с 1942 по 1944 год. [ 17 ] [ 18 ] От мыса Вудман барьер шел на запад по вершине отмели Пармелия , песчаной отмели, простирающейся до острова Карнак. Вырытый канал, место ворот в барьере, вел через песчаную отмель в пролив Кокберн. От этого канала барьер шел на юго-запад к Гарден-Айленду. [ 19 ]
Этот барьер Звука Кокберна существовал до 1964 года, когда деревянные пилоны и дельфины были снесены с помощью взрывчатки. Стальные сети сбросили на морское дно, разрезав их. Несмотря на это, некоторые остатки старого барьера все еще видны, а несколько деревянных пилонов все еще возвышаются над ватерлинией. Остатки старого кабеля также были найдены в Вудман-Пойнт. [ 17 ] [ 18 ]
На южном конце, между Пойнт-Перон и Гарден-Айленд, были возведены леса типа «А», предназначенные для защиты от лодок, так называемая барьерная защита, примерно на месте современной дамбы и моста на Гарден-Айленде. Строительство этого барьера началось в конце 1943 года, и вскоре после войны его сняли, найдя гражданское применение, переработав в качестве строительного материала для фермерских сараев. [ 17 ]
Сообщение военного назначения
[ редактировать ]
В 1984 году Австралийское Содружество отказалось от участка Лейтон-Бэттери в Бакленд-Хилл, передав его городу Мосман-Парк . Большая часть его была перестроена, а другие части стали общественным заповедником. Территория, ранее занимаемая батареей Лейтона, была передана Королевскому австралийскому артиллерийскому историческому обществу Западной Австралии для открытия на этом месте музея. [ 5 ] [ 7 ]
В 2014 году орудийный щит, снятый с HMAS Adelaide во время ремонта в 1943 году и брошенный на наводке на полуострове Морнингтон , Виктория, был перевезен в Перт для ремонта. Член Королевского австралийского артиллерийского исторического общества Западной Австралии, которое в течение 20 лет искало такой щит в качестве подходящего для 6-дюймовой морской пушки Mk XI, которое оно имело с корабля HMAS Sydney , списанного на слом в 1929 году, заметил щит на локации. [ 20 ] Морская пушка и щит были установлены на базе Leighton Battery в сентябре 2015 года, чтобы воспроизвести оригинальные 6-дюймовые орудия на месте. [ 9 ]
Батарея Оливера Хилла, ее подземные туннели и поездка на поезде до нее являются одной из туристических достопримечательностей острова Роттнест. [ 21 ] Батарея Лейтона на батарее Бакленд и ее подземные туннели были частично восстановлены и доступны. Экскурсии по подземным туннелям на объекте проводятся по воскресеньям. [ 9 ] Остатки артиллерийских установок и наблюдательного бункера доступны в Пойнт-Перон и частично восстановлены. [ 22 ] [ 23 ]
Списки наследия
[ редактировать ]Место, где находилась батарея Лейтона, было добавлено в ныне несуществующий реестр национального поместья 22 июня 1993 года. Классификация национального фонда была присвоена 13 мая 1996 года, а оно было объявлено Государственным реестром объектов культурного наследия 27 августа 1999 года . Номинировано в июне. В ноябре 2014 года этот объект был удостоен Национального знака инженерного наследия от компании Engineers Australia . [ 5 ] [ 7 ] [ 24 ] [ 25 ]
Компонент острова Роттнест крепости Фримантл был награжден Национальным знаком инженерного наследия инженерами Австралии в ноябре 2010 года. [ 15 ] 9,2-дюймовая батарея Oliver Hill — последняя из семи батарей этого типа, построенных в Австралии, и одна из очень немногих, сохранившихся в мире. [ 8 ]
Помимо батареи Лейтона, батареи Бикли и Оливера Хилла на острове Роттнест и батарея Перон также внесены в список государственного наследия Западной Австралии . [ 26 ]
Батарея Challenger была добавлена в Список наследия Содружества 22 июня 2004 года. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Чрезвычайная ситуация в Западной Австралии в марте 1942 г.
- Чрезвычайная ситуация в Западной Австралии в марте 1944 г.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Батарейный комплекс Кейп Перон К» . inherit.stateheritage.wa.gov.au . Государственный реестр объектов культурного наследия . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Маккензи-Смит, Грэм (2009), Защищая Фримантл, Олбани и Банбери, 1939–1945 , Grimwade Publications, ISBN 978-0-9806291-0-1
- ^ «Военно-морская база Хендерсон — современное положение» . Ежедневные новости . Перт . 3 апреля 1923 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ «Хендерсон» . History.cockburn.wa.gov.au . Город Кокберн . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Крепость Фримантл — объекты береговой обороны времен Второй мировой войны для церемонии чествования национального памятника инженерного наследия» (PDF) . портал.engineersaustralia.org.au . Инженеры Австралии . 29 ноября 2014 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Акотт, Кент (11 ноября 2019 г.). «Крепость названа иконой наследия» . Западная Австралия . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Реестр документации по оценке объектов культурного наследия: батарея Лейтона» . inherit.stateheritage.wa.gov.au . Государственный реестр объектов культурного наследия . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Крепость Фримантл — объекты береговой обороны острова Роттнест времен Второй мировой войны для церемонии чествования национального маркера инженерного наследия» (PDF) . портал.engineersaustralia.org.au . Инженеры Австралии . Август 2010 года . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Винн, Эмма (24 сентября 2014 г.). «Военно-морской артиллерийский щит времен Второй мировой войны занимает почетное место на бывшей артиллерийской базе Перта» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Штурма, с. 1
- ^ «Батарея Южного пляжа (осталась)» . Государственный реестр объектов культурного наследия . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ «Аллен-Парк, Мелон-Хилл и Вуд/Сэйер-Стс-Уолкуэй» . Наследовать . Совет по наследию Западной Австралии .
- ^ «Мелон-Хилл и Флаэш-Хилл — Суонборн» . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «Номинация крепости Фримантл — объектов береговой обороны времён Второй мировой войны на звание национального знака инженерного наследия» (PDF) . портал.engineersaustralia.org.au . Инженеры Австралии . Июнь 2014 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Церемония чествования: крепость Фримантл - остров Роттнест, объекты береговой обороны времен Второй мировой войны, церемония чествования национального маркера инженерного наследия» (PDF) . портал.engineersaustralia.org.au . Инженеры Австралии . 10 ноября 2010 г. Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Шепард, Бриана (18 марта 2016 г.). «В Рокингеме открывается выставка, посвященная роли Западной Австралии во Второй мировой войне» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Росс Андерсон и Мэтт Картер (2010). «Противолодочная заграждающая сеть времен Второй мировой войны в Кокберн-Саунд: историческая справка и осмотр мест» (PDF) . Museum.wa.gov.au . Западно-Австралийский музей . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Реестр документации по оценке объектов культурного наследия: противолодочная стрела Кокберн-Саунд (идентификатор места 17789)» . inherit.stateheritage.wa.gov.au . Государственный реестр объектов культурного наследия . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ В центре внимания (Мемориальная доска в Джон-Пойнт, Пойнт-Перон). Мыс Перон .
- ^ Браун, Саймон Лео (19 ноября 2014 г.). «Сброшенный орудийный щит времен Второй мировой войны будет отремонтирован и выставлен в Перте» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Оливер Хилл» . rottnestisland.com . острова Роттнест Сайт . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ «План управления сбережением аккумуляторов Point Peron «K»» (PDF) . Southwestgroup.com.au . Фонд развития Юго-Западного коридора, март 2016 г. Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Дисс, Кэтрин; Стратт, Джессика (3 мая 2015 г.). «Армейские резервисты помогают восстанавливать батарею береговой обороны времен Второй мировой войны в Пойнт-Перон» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Батарея Лейтона (Наследство № 03247)» . inherit.stateheritage.wa.gov.au . Государственный реестр объектов культурного наследия . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Крепость Фримантл — объекты береговой обороны батареи Лейтон во время Второй мировой войны, 1941/1947 —» . Инженеры Австралии . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Государственный реестр аккумуляторов, внесенных в список памятников культурного наследия» . inherit.stateheritage.wa.gov.au . Государственный реестр объектов культурного наследия . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «J Gun Battery (ID места 105272)» . База данных австралийского наследия . Правительство Австралии . Проверено 4 января 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Стурма, Майкл (15 сентября 2015 г.), Подводные лодки Фримантла: как подводники союзников и жители Западной Австралии помогли выиграть войну на Тихом океане , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press (опубликовано в 2015 г.), ISBN 978-1-61251-861-9