Амбивалентное предубеждение
Тема этой статьи Википедии может не соответствовать общему правилу по известности . ( ноябрь 2018 г. ) |
Амбивалентное предубеждение — это социально-психологическая теория, которая утверждает, что, когда люди осознают, что у них есть противоречивые убеждения относительно внешней группы (группы людей, не принадлежащих к собственной группе человека), они испытывают неприятное психическое чувство, обычно называемое когнитивным . диссонанс . Эти чувства возникают потому, что человек, с одной стороны, верит в гуманитарные добродетели, такие как помощь нуждающимся, но, с другой стороны, также верит в индивидуалистические добродетели, такие как упорный труд над улучшением своей жизни.
Бернард Уитли и Мэри Кайт [1] утверждают, что этот диссонанс побуждает людей менять свои мысли в попытке уменьшить дискомфорт. В зависимости от ситуации или контекста, вызвавшего их, люди будут отдавать приоритет либо позитивным, либо негативным убеждениям, что приводит к соответствующему поведенческому сдвигу, известному как усиление реакции .
Теоретическая основа
[ редактировать ]По мнению Сьюзан Фиске , существуют две основные характеристики стигматизированных групп во всем мире: [2] идеи о том, что статус предсказывает воспринимаемую компетентность, а сотрудничество предсказывает воспринимаемую теплоту. [2] Две комбинации компетентности и теплоты порождают двойственные предубеждения . Совместное восприятие групп как теплых, но некомпетентных приводит к появлению жалких групп, таких как традиционные женщины или пожилые люди. [2] Совместное восприятие групп как компетентных, но холодных приводит к появлению групп, которым завидуют, таких как нетрадиционные женщины или предприниматели из числа меньшинств. [2] Фиске использует эту концепцию предрассудков, чтобы объяснить амбивалентный сексизм , гетеросексизм , расизм , антииммигрантские предубеждения, эйджизм и классизм . [2]
Просмотры
[ редактировать ]По мнению Уитли и Кайта, амбивалентное предубеждение возникает из-за того, что у одного человека возникают как хорошие, так и плохие мысли о чужой группе. [1] Пример в их книге «Психология предрассудков и дискриминации» говорит о расе и о том, как некоторые люди часто имеют двойственное отношение к людям других рас. Это означает, что их поведение также амбивалентно: «иногда оно положительное, иногда отрицательное». [3]
Ирвин Кац сказал, что амбивалентное предубеждение возникает тогда, когда только человек осознает противоречивые установки, которые могут быть вызваны у большинства людей, просто столкнувшись лицом к лицу с кем-то из аутгруппы. [4] По словам Каца, этот конфликт взглядов может вызвать проблемы с самооценкой, потому что кажется, что человек не соответствует всем важным ценностям, которых он придерживается. Конфликт может вызвать негативные эмоции , которые выражаются в негативном поведении.
Ирвин Кац и Глен Хасс (1988) считали, что в амбивалентных предрассудках виноваты противоречащие американским ценностям. [5] Первая ценность заключается в том, что тяжелый труд всегда окупается и люди получают то, что заслуживают, а вторая ценность заключается в том, что все люди равны и что люди должны помогать менее удачливым. Когда это применимо к расе, многие люди разрываются. Они считают, что обездоленные люди других рас не работают достаточно усердно, чтобы стоить столько же, сколько люди их собственной расы, но они также понимают, что людям другой расы приходится труднее в финансовом и социальном плане. Эти смешанные эмоции приводят к двойственности.
Тара Макдональд и Марк Занна предположили, что стереотипы . в амбивалентных предрассудках виноваты [6] По мнению Макдональда и Занны, люди могут любить других и уважать других, и обе эмоции действуют независимо друг от друга. Когда человек испытывает такие чувства по отношению ко всей группе, это происходит из-за стереотипов. Следовательно, человек может любить и не уважать людей других рас из-за определенных стереотипов, или он может не любить, но уважать ту же группу людей за другие стереотипы.
В исследовании, проверяющем природу амбивалентных предубеждений, Хисако Мацуо и Кевин Макинтайр (2005) [7] изучал отношение американцев к группам иммигрантов . Он предположил, что двойственные предубеждения проистекают из двух точек зрения. Существует индивидуалистическое отношение, которое ценит протестантскую трудовую этику , отношение, которое связано с более негативным отношением к внешним группам. Другая точка зрения — эгалитарная или гуманитарная, которая связана с более позитивным отношением к чужим группам. [2] [7]
Меры
[ редактировать ]Исследователи используют различные методы для измерения амбивалентных предубеждений. Наиболее широко используемым методом является опросник амбивалентного сексизма (ASI), созданный Гликом и Фиске в 1996 году. [2] [8] Типично для всех отношений между внутренней и внешней группой, одна группа (мужчины) имеет гораздо более высокий социальный статус, поскольку мужская амбивалентность имеет три источника: патернализм, гендерная дифференциация и гетеросексуальность. [2] [9] Оценка измеряет одобрение человеком амбивалентного сексизма, теория которого постулирует, что мужская амбивалентность имеет три источника: патернализм, гендерная дифференциация и гетеросексуальность.
Женщины, сопротивляющиеся традиционным гендерным ролям, наказываются враждебным сексизмом, напоминающим старомодный сексизм. Теория предсказывает недовольство нетрадиционными женщинами по каждому измерению: доминантный патернализм, конкурентная гендерная дифференциация и гетеросексуальная враждебность. [2] И наоборот, женщины, которые придерживаются традиционных гендерных ролей и отношений, вызывают доброжелательный сексизм, который включает в себя защитный патернализм, дополнительную гендерную дифференциацию и гетеросексуальную близость. ASI измеряет сексизм по всем шести измерениям, которые составляют враждебный сексизм и доброжелательный сексизм. [2]
ASI представляет собой показатель самооценки, состоящий из 22 пунктов, по 11 для каждой подшкалы: враждебный сексизм и доброжелательный сексизм. Обе подшкалы можно рассчитать отдельно или усреднить вместе, чтобы получить общую оценку сексизма. [2] Оценка состоит из серии утверждений, с которыми респонденты указывают уровень своего согласия по 6-балльной шкале Лайкерта, где 0 означает полное несогласие, а 5 означает полное согласие.
Некоторые элементы имеют обратный код, так что согласие с утверждением указывает на более низкий уровень сексизма, а несогласие с утверждением указывает на более высокий уровень сексизма. Примеры элементов ASI включают в себя: [2]
Ниже приводится серия утверждений о мужчинах и женщинах и их отношениях в современном обществе, которые участники исследования написали для оценки. [2]
Подвид доброжелательного сексизма: [2]
- Люди часто по-настоящему счастливы в жизни, не вступая в романтические отношения с представителями другого пола.
- Каким бы совершенным он ни был, мужчина не является по-настоящему полноценной личностью, если у него нет любви женщины.
- Мужчины полноценны без женщин.
- У каждого мужчины должна быть женщина, которую он обожает.
- Мужчины должны беречь и защищать женщин.
- Женщины, по сравнению с мужчинами, имеют более утонченное чувство культуры и хороший вкус.
- Женщины, по сравнению с мужчинами, как правило, обладают более высокой моральной чувствительностью.
- Многие женщины обладают качеством чистоты, которым обладают лишь немногие мужчины.
Подвид враждебного сексизма: [2]
- Женщины преувеличивают проблемы, которые возникают у них на работе.
- Большинство женщин интерпретируют невинные замечания или действия как сексистские.
- Женщин слишком легко обидеть.
- Большинство женщин не могут в полной мере оценить все, что для них делают мужчины.
- Феминистки не стремятся к тому, чтобы женщины имели больше власти, чем мужчины.
- На самом деле очень немногие женщины получают удовольствие от того, что дразнят мужчин, делая вид, что они сексуально доступны, а затем отказываются от мужских ухаживаний.
Исследователи используют различные другие методы для измерения различных типов амбивалентных предубеждений. Например, шкала современного расизма измеряет аспекты амбивалентного расизма. [2]
Приложения
[ редактировать ]Сексизм
[ редактировать ]Амбивалентный сексизм отражает двойственную враждебность по отношению к женщинам и тенденцию к тому, что женщины оцениваются в опросах более положительно, чем мужчины. Враждебный сексизм затрагивает тех, кого воспринимают как нетрадиционных женщин, которые угрожают мужской власти, например, женщин-профессионалов и интеллектуалок, феминисток и политических лесбиянок . И наоборот, доброжелательный сексизм защищает женщин, которые считаются придерживающимися традиционных гендерных ролей, таких как домохозяйки и секретари. Фиске утверждает, что эти две формы сексизма содержат в себе амбивалентность. [2] С одной стороны, женщины считаются компетентными, но не дружелюбными, а с другой стороны, их считают теплыми, но некомпетентными. На рабочем месте нетрадиционные женщины, как правило, страдают от враждебного сексизма, поскольку на них смотрят как на конкурентов. Поскольку доброжелательный сексизм включает в себя предполагаемые обязательства по защите и помощи, он приводит к тому, что женщины считаются менее достойными найма, обучения и продвижения по службе из-за опасений, что они будут менее способны эффективно управлять как личными, так и профессиональными делами. [2] Фиске утверждает, что при решении проблемы предвзятости в отношении женщин необходимо учитывать как унизительную доброжелательность, так и опасную враждебность. [2]
Расизм
[ редактировать ]Амбивалентный расизм отражает две противоположные реакции белых по отношению к черным . Эти конкурирующие оценки включают враждебные (античерные) настроения и субъективно сочувствующие, но патерналистские (прочерные) настроения. [2] Про-черные взгляды объясняют невыгодное положение чернокожих более крупными социальными структурами и факторами, включая дискриминацию , сегрегацию и отсутствие возможностей. Напротив, враждебный античерный расизм, как и старомодный расизм, утверждает, что «черные люди неамбициозны, дезорганизованы, бездельничают и не ценят образование». [2] Фиске утверждает, что «на чернокожих американцев смотрят двойственно, главным образом в той степени, в которой белые американцы одновременно питают более субъективно позитивное и более враждебное отношение, которое может переключаться с одной полярности на другую, в зависимости от индивидуальных различий в убеждениях и ситуационных сигналов». [2]
Эйблизм
[ редактировать ]Сёдер предполагает, что у людей нет фиксированных когнитивных предположений или эмоций в отношении людей с ограниченными возможностями . [10] Скорее, люди амбивалентны, поэтому их поведение в той или иной ситуации будет зависеть от контекста. У людей есть два противоположных представления о людях с ограниченными возможностями; люди обесценивают инвалидность, сохраняя при этом доброжелательную симпатию к инвалидам. [10] Это приводит к конфликту между основными ценностями, которых придерживается общество в целом, и моральными дилеммами в конкретных повседневных взаимодействиях с людьми с ограниченными возможностями. Сёдер предлагает модель амбивалентности как лучший метод оценки взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями и отношения к ним, поскольку она лучше отражает всю совокупность чувств людей. [7]
Ксенофобия
[ редактировать ]Мацуо и Макинтайр применили концепцию амбивалентного предубеждения к иммигрантам и беженцам . [7] Они описали отношение к иммигрантам и беженцам как двойственное, поскольку, с одной стороны, они воспринимаются «сочувственно, как обездоленные и заслуживающие справедливости», но, с другой стороны, их считают «более вероятными вовлеченными в преступления и бременем». в государственной системе». [7] Мацуо и Макинтайр использовали выборочный опрос студентов колледжей, чтобы проверить эгалитаризм и протестантскую трудовую этику (PWE), а также то, как она связана с восприятием беженцев. [7] Участники ответили на вопросы опроса, касающиеся социальных контактов, отношения к конкретным этническим группам, общего отношения к беженцам, а также шкалы гуманитарной/протестантской трудовой этики. Они обнаружили, что двойственное отношение к беженцам основано на «двойном поддержании американских ценностей»: эгалитаризме и PWE. Проверяя теорию контакта , они обнаружили, что только когда контакт носит личный и совместный характер, предрассудки уменьшаются. [7]
Усиление ответа
[ редактировать ]Чтобы уменьшить негативные чувства, вызванные когнитивным диссонансом, люди могут усилить реакцию. [1] Усиление реакции определяется путем более резкой реакции на стигматизированного человека по сравнению с аналогичным, но не стигматизированным человеком, чем того требует ситуация. [1] Это может включать в себя переусердствование как с положительными, так и с отрицательными реакциями, в зависимости от того, требует ли ситуация положительного или отрицательного ответа. [1]
Например, оценки белых чернокожих, представленных положительно или отрицательно, обычно более резкие, чем оценки аналогичных белых людей. Хасс и др. (1991) предложили белым студентам принять участие в эксперименте, в котором каждый из них работал с белым или черным сообщником над выполнением задания. [11] Конфедерат по указанию экспериментатора стал причиной провала или успешного выполнения задания. [11] После выполнения задания белые студенты оценили работу сообщника. Те, кто набрал более высокие баллы по амбивалентности, оценили чернокожего сообщника более положительно в случае успеха, но более негативно в случае неудачи, чем белого сообщника. [11] Дэвид Белл и Виктория Эссес (2002) провели исследование, которое показало, что усиление реакции происходит только тогда, когда человек считает, что амбивалентная реакция проблематична. [12] Когда амбивалентным белым канадским студентам давали эссе, в которых подчеркивалась позитивность или негативность амбивалентности (учитывая как хорошее, так и плохое в ситуации или человеке), только те, кто находился в негативном состоянии, участвовали в усилении реакции.
Помимо расового контекста, усиление реакции было обнаружено во многих контекстах, в том числе в случаях, когда трудоспособные люди взаимодействовали с людьми с ограниченными возможностями, женщины и мужчины оценивали представителей противоположного пола, а также рейтинги женщин-феминисток. [1]
смягчение последствий
[ редактировать ]Лейпп и Эйзенштадт обнаружили, что изменения, опосредованные диссонансом, могут быть более успешными, когда внутренний конфликт уже существует, то есть когда люди обладают когнитивным диссонансом, который может быть результатом амбивалентности. [13] В трех экспериментах белых поощряли писать эссе о политике предоставления стипендий, которая была бы в пользу чернокожих. Написание эссе привело к более позитивному восприятию политики, а также, в некоторых случаях, к более позитивному отношению к чернокожим в целом. [13] Люди с амбивалентностью с большей вероятностью согласятся написать позитивное эссе, чем люди без амбивалентности. В результате написания эссе участники почувствовали когнитивный диссонанс, который побудил их заняться своего рода когнитивной реструктуризацией, чтобы еще больше уменьшить диссонанс. [13] Это означало участие в более расширенном мышлении, которое привело к более позитивным представлениям о чернокожих в целом, а также о конкретной политике. Побуждая к согласию в письменной форме, они смогли вызвать изменение отношения к целевой группе. [13]
Фиске предлагает несколько методов смягчения двойственных предубеждений, особенно в контексте управления бизнесом. [2] Эти методы главным образом предполагают повышение осведомленности и признание различных типов предрассудков. [2] Она утверждает, что не все предрассудки одинаковы, но они создают предсказуемые группы стереотипов, эмоциональных предубеждений и дискриминационных тенденций. Работая над противодействием предрассудкам, следует сосредоточить внимание на наиболее стереотипно негативном для группы аспекте, например, компетентности по отношению к пожилым людям. [2] Кроме того, конструктивный контакт, предполагающий сотрудничество и равный статус в среде, например, между группами, улучшает эмоциональный интеллект . [2]
См. также
[ редактировать ]- Доброжелательное предубеждение
- Враждебные предрассудки
- Ингруппы и аутгруппы
- Теория ролевого соответствия
- Женщины прекрасны
- Отвратительный расизм
- Токенизм
- Аллосемитизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кайт, Мэри; Уитли, Бернард (2010). Психология предрассудков и дискриминации . Уодсворт: Cengage Learning. [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Фиске, Сьюзен Т. (январь 2012 г.). «Управление амбивалентными предрассудками: стереотипы умного, но холодного и теплого, но тупого» . Анналы Американской академии политических и социальных наук . 639 (1): 33–48. дои : 10.1177/0002716211418444 . ПМЦ 3792573 . ПМИД 24115779 .
- ^ Кайт, Мэри; Уитли, Бернард (2010). Психология предрассудков и дискриминации . Уодсворт: Cengage Learning. п. 214.
- ^ Кац, Я (1981). Стигма: социально-психологический анализ . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. [ нужна страница ]
- ^ Кац, Ирвин; Хасс, Р. Глен (декабрь 1988 г.). «Расовая амбивалентность и конфликт американских ценностей: корреляционные и начальные исследования двойных когнитивных структур». Журнал личности и социальной психологии . 55 (6): 893–905. дои : 10.1037/0022-3514.55.6.893 .
- ^ Макдональд, ТК; Зана, член парламента (апрель 1998 г.). «Межизмерительная двойственность по отношению к социальным группам: может ли двойственность повлиять на намерения нанимать феминисток?». Бюллетень личности и социальной психологии . 24 (4): 427–41. дои : 10.1177/0146167298244009 . S2CID 143692981 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мацуо, Хисако; Макинтайр, Кевин П. (12 августа 2005 г.). Амбивалентное предубеждение по отношению к иммигрантам: роль социальных контактов и этнического происхождения . Ежегодное собрание Американской социологической ассоциации . Отель Марриотт, Отель Loews Philadelphia , Филадельфия.
- ^ Г. Бойл и Д. Саклофске (ред.), Измерения личности и социально-психологические конструкции . Эльзевир/Академическая пресса.
- ^ «Социально-психологические меры стереотипов и предрассудков». В книге Дж. Бойля и Д. Саклофске (ред.), «Измерения личности и социально-психологические конструкции» . Эльзевир/Академическая пресса.
- ^ Перейти обратно: а б Сёдер, Мартен (1990). «Предрассудки или двойственность? Отношение к людям с ограниченными возможностями». Инвалидность, инвалидность и общество . 5 (3): 227–241. дои : 10.1080/02674649066780241 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хасс, Р. Глен; Кац, Ирвин; Риццо, Нина; Бейли, Джоан; Айзенштадт, Донна (февраль 1991 г.). «Межрасовая оценка, связанная с двойственным отношением и когнитивной сложностью». Бюллетень личности и социальной психологии . 17 (1): 83–92. дои : 10.1177/0146167291171013 . S2CID 143464653 .
- ^ Белл, Дэвид В.; Эссес, Виктория М. (август 2002 г.). «Амбивалентность и усиление реакции: мотивационная перспектива». Бюллетень личности и социальной психологии . 28 (8): 1143–1152. дои : 10.1177/01461672022811012 . S2CID 145564841 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лейппе, Майкл Р.; Айзенштадт, Донна (сентябрь 1994 г.). «Обобщение уменьшения диссонанса: уменьшение предубеждений посредством вынужденного подчинения». Журнал личности и социальной психологии . 67 (3): 395–413. дои : 10.1037/0022-3514.67.3.395 .