Нил Ялтер
Нил Ялтер | |
---|---|
Рожденный | Нил Ялтер 15 января 1938 г. [ 1 ] Каир , Египет |
Национальность | турецкий и французский [ 2 ] |
Альма-матер | Институт женщин и искусства Университета Рутгерса |
Известный | современная художница-феминистка |
Движение | Французская контркультура и революционные движения |
Нил Ялтер (род. 1938) — турецкая современная художница-феминистка . Она училась в колледже Роберта в Стамбуле , Турция , а в настоящее время живет и работает в Париже . Ее работы, вошедшие во многие коллекции и музеи, включают в себя не только рисунки и фотографии, но также видео и перформансы . [ 3 ] Фактически она первая турецкая женщина-видеохудожница. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Нил Ялтер родилась в 1938 году в Каире , Египет, где прожила до четырёх лет. [ 4 ] Она турчанка, а позже стала гражданкой Франции . Она получила образование в Роберт-колледже в Стамбуле, Турция. [ 3 ] Она начала рисовать в раннем возрасте и посещала уроки танцев и балета. В 1956 году она отправилась в Индию пешком, практикуясь в пантомиме. Свою первую выставку картин, вдохновленных этим путешествием, она провела во Французском институте культуры в Мумбаи (Бомбей) в 1957 году. С 1963 по 1964 год она работала художником по костюмам и сценографом в театральных труппах Стамбула. В 1963 году участвовала в 3-й Парижской биеннале с абстрактными композициями под куратором Нуруллы Берк. [ 4 ] [ 5 ] Она переехала в Париж в 1965 году, после того как стала политически заниматься социологическими темами, уделяя особое внимание миграции и женщинам. Ее выставка плакатов, развесившаяся по всему миру, подверглась критике. [ 6 ] На плакате написано «Şu Gurbetlik Zor Zanaat Zor» на турецком языке, что переводится как «Изгнание — это тяжелая работа». Целью плаката является повышение осведомленности о положении людей в изгнании. Однако «гурбетлик» означает не «изгнанник», а скорее тот, кто живет в другой стране, чем их собственная. [ 7 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Ялтер переехала в Париж в 1965 году и приняла участие во французской контркультуре и революционных движениях , которые побудили ее отойти от абстрактной конструктивистской живописи и начать работать с видео и использовать свое собственное тело. [ 8 ] В 1970-х годах она возглавила начало французского феминистского художественного движения . [ 3 ] В 1973 году Ялтер создал инсталляцию, вдохновленную временными жилищами тюркских кочевников, под названием «Топак Эв», палатку кочевника как исследование частных, общественных и женских пространств в ARC Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris . [ 9 ] Топак Ев положила начало использованию Ялтер в своей работе социологических и этнографических методов. Хотя инсталляция была основана на исследованиях кочевнических палаток, проведенных в окрестностях Нигде , на выставке также были представлены панели, собранные из рисунков, коллажей, фотографий и рукописных описаний структуры и размеров кочевых палаток, материалов, использованных при их изготовлении, и декоративных элементов. [ 4 ] В 1974 году она создала видео под названием « Женщина без головы» (Танец живота), произведение, которое выделяется в истории французского современного искусства как одно из первых классических произведений феминистского искусства. [ 10 ] На видео показан живот художницы, когда она пишет текст вокруг пупка. Текст представляет собой отрывок из книги Рене Нелли « Эротика и цивилизации» (1972) и утверждает, что «женская сексуальность одновременно выпукла и вогнута», подчеркивая вагинальный и клиторальный оргазмический потенциал женщин. Затем Ялтер «активирует» текст танцем живота, движения ее живота оживляют буквы. [ 8 ] Эта работа символизирует некоторые формальные жесты и критические стратегии, разработанные Ялтер в последующие годы: создавая переворот мужского взгляда путем объективации ее собственного тела через камеру, Ялтер обращается к сексуальному освобождению женщин от патриархального контроля, в то же время время комментируя ориенталистскую эротизацию ближневосточных женщин в западном искусстве. [ 4 ] [ 8 ]
На протяжении 1970-х и 1980-х годов Ялтер создала серию работ, сочетающих ее интерес к гендерным вопросам и феминизму с акцентом на маргинализированные сообщества, такие как рабочие-мигранты в Европе и бывшие заключенные. «Временные жилища» , впервые выставленные в Гренобле, Франция, в 1977 году, исследуют условия жизни и опыт рабочих-мигрантов, рассказанные женщинами. [ 11 ] [ 12 ] Видеоинсталляция La Roquette, Prison de Femmes, созданная в сотрудничестве с Джуди Блюм и Николь Круазе в 1974 году, реконструирует условия жизни в женской тюрьме Рокетт в Париже с помощью видео и серии фотографий и рисунков, основанных на воспоминаниях бывшей заключенной Мими, связанных с повседневной жизнью. обряды и объекты, описывающие опыт паноптического пространства. [ 13 ]
Ялтер была членом нескольких коллективов художниц в Париже в 1970-х годах, таких как Femmes en Lutte и Femmes/Art, которые объединялись вокруг социально активных практик и борьбы женщин за заметность в искусстве. [ 14 ] С 1980 по 1995 год Ялтер работал научным сотрудником в Университете Сорбонны . [ 5 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1990-е годы, с появлением цифровых технологий, Нил Ялтер развила свою видеопрактику, используя методы 3D-анимации и электронного редактирования звука. Умножая изображение и его поверхность посредством геометрических фигур, такое использование цифровых технологий оперирует прерываниями внутри изображения и открывает пространство для интертекстуальности в ее видеоработах. Наиболее символичным примером этого процесса является Pixelismus (1996), который принял форму интерактивного компакт-диска. Работа представляет собой исследование взаимосвязи византийской мозаики и пикселей, вдохновленное сочинениями Малевича о модернизме. [ 4 ]
В 2007 году Нил Ялтер участвовал в передвижной обзорной выставке WACK! Искусство и феминистская революция, организованная Корнелией Батлер совместно с La Roquette, Prison de Femmes . [ 15 ] Выставка обеспечила более широкую международную известность работам Ялтер, и с тех пор она провела большое количество персональных выставок. [ 16 ] В 2016 году у нее было две ретроспективы «Не для записи» в Артере, Стамбул. [ 17 ] и «Нил Ялтер», Фрак Лотарингия , Мец, [ 18 ] и монографическая выставка в Ла Верьер - Фонд Гермес, [ 19 ] Брюссель, а затем «D'apres Mood» в 2017 году в Музее Людвига в Кельне. [ 20 ] В 2018 году она стала лауреатом премии «За выдающиеся заслуги» AWARE 2018. [ 21 ]
Ее последние работы, созданные в период с 2015 по 2018 год, были выставлены на ее персональной выставке «Кара Кум» в Galerist, Стамбул, в марте – апреле 2018 года. [ 22 ]
В ноябре 2023 года она была награждена Золотым львом за заслуги перед Венецианской биеннале за свое творчество. Ее работы будут отмечены на 60-й биеннале во время церемонии открытия 20 апреля 2024 года. [ 23 ]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Нила Ялтера хранятся в постоянных коллекциях галереи Тейт Модерн . [ 12 ] Стамбул Модерн , Центр Жоржа Помпиду , Национальный фонд современного искусства , [ 24 ] Музей Людвига, [ 25 ] Музей Лонг-Бич, Аксанат, Koç Contemporary, Коллекция Рейдана Вайса, [ 26 ] Коллекция произведений искусства Deutsche Telekom, [ 27 ] Фото Фонда Colectania, Coleccion Olorvisual и Sammlung Verbund. [ 3 ] [ 5 ]
Выставки
[ редактировать ]Нил Ялтер участвовал в важных международных выставках, таких как 15-я биеннале в Шардже (2023 г.), [ 28 ] 12-я Берлинская биеннале (2022), [ 29 ] 10-я Биеннале в Кванджу (2014 г.), 13-я Стамбульская биеннале (2013 г.), [ 30 ] 10-я Парижская биеннале (1977) и передвижные обзорные выставки, такие как WACK! Искусство и феминистская революция (Музей современного искусства Лос-Анджелеса; PS1 MoMa, Нью-Йорк; Центр современного искусства Ванкувер, 2007–2008), elles@centrepompidou (Центр Помпиду, Париж; Культурный банк Бразилии, Рио-де-Жанейро; Художественный музей Сиэтла, 2013) и «Желание свободы» (Немецкий исторический музей, Берлин; [ 31 ] Палаццо Реале, Милан; Эстонский художественный музей – Художественный музей Куму, Таллинн; Muzeum Sztuki Wspólczesnej MOCAK, Краков, 2013).
В последние годы ее работы были показаны на: [ 5 ] Музей современного искусства , Нью-Йорк (2022 г.), Музей Людвига , Кёльн (2019 г.), [ 32 ] ВИЛС, Брюссель (2017), Инициатива Clark House / Kadist Art Foundation, Мумбаи (2014); Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (2014 г.); ОСВ Стамбул (2013 г.); Музей Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме (2012 г.); Центр культуры Белем, Лиссабон (2010 г.); Академия изящных искусств Берлина (2009).
В 2019 году Фабьен Дюмон была сокуратором ретроспективы в MAC VAL и отредактировала две книги: Нил Ялтер - Где воспоминания мигрантов, феминисток и рабочих встречаются с мифологией (Витри-сюр-Сен, MAC VAL, 2019). [ 33 ] и Нил Ялтер - Интервью с Фабьен Дюмон (Париж, Manuella Editions, 2019). [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Стамбульский женский музей – Нил Ялтер» . www.istanbulkadinmuzesi.org .
- ^ «Политика написания истории искусств в Турции: Нил Ялтер и Круглый дом» . Университет Лидса . 2017 . Проверено 24 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Нил Ялтер» . Плодородный полумесяц . Институт женщин и искусства Университета Рутгерса . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Юсель, Дерья (2013). Нил Ялтер . Стамбул/Берлин: Револьвер. ISBN 9783868953305 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тезкан, Мелисса. «Биография» . Нил Ялтер . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Нил Ялтер: пионер турецко-французского искусства выходит из изгнания | DW | 06.03.2019» . DW.COM .
- ^ «Имя-эмигрант — определение, изображения, произношение и примечания к использованию | Оксфордский продвинутый американский словарь на сайте OxfordLearnersDictionaries.com» . www.oxfordlearnersdictionaries.com .
- ^ Перейти обратно: а б с Шор, Габриэле (2016). Феминистский авангард: искусство 1970-х: Коллекция Вербунда . Вена: Престель. стр. 152–155. ISBN 9783791354460 .
- ^ «Нил Ялтер работ 1970/1979» . Нил Ялтер . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Эрсен, Лейла. «Критика ориентализма современными турецкими художницами-феминистками; Нил Ялтер, Аакран Морал и Галсан Карамустафа» . Конференция по истории турецкого искусства, Париж, 2011 г. Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Дюмон, Фабьен. «Нил Ялтер: память, мигранты и рабочие во Франции 1970-1980-х годов» . Нил Ялтер . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тейт. « Временные жилища», Нил Ялтер, 1974-7 | Тейт» . Тейт . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Благородно, Кэти. «Нил Ялтер» . Нил Ялтер . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Далье, Алин (1978). «Женское движение в искусстве» . Блокноты ГРИФ . 23 : 140–145. дои : 10.3406/grif.1978.2147 . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ «ЧУДА! Искусство и феминистская революция» (PDF) . moca.org . Музей современного искусства, Лос-Анджелес. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2010 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Кортун, Васиф. «Презентация книги Нила Ялтера и беседа с художником Васифом Кортуном» . Ютуб . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ «АРТЕР – пространство для искусства» . АРТЕР – пространство для искусства . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Нил Ялтер» . www.fraclorraine.org . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ "Добро пожаловать" . ru-fondation.digital.hermes.com . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Музей Людвига – Общество современного искусства» . gesellschaft-museum-ludwig.de . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Нил Ялтер награжден премией Prix Aware за выдающиеся заслуги» . Арт-форум . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ «Материя и смысл через черные дыры и вселенные» . Дейли Сабах . Проверено 31 марта 2018 г.
- ^ «Венецианская биеннале вручает Золотого льва Анне Марии Майолино и Нилу Ялтеру» . Артистичный . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Онлайн-коллекция | Национальный центр визуальных искусств» . www.cnap.fr (на французском языке). 16 января 2018 г. Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ «Музей Людвига – Общество современного искусства» . gesellschaft-museum-ludwig.de (на немецком языке) . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ «Везербург: Я предпочитаю жизнь» . www.weserburg.de . Проверено 31 марта 2018 г.
- ^ «Исследуйте | ACT – Art Collection Telekom» . art-collection-telekom.com . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 г.
- ^ «Нил Ялтер. Биеннале в Шардже 2023» . вселенные.арт . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ «Нил Ялтер» . 12-я Берлинская биеннале современного искусства . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ «13-я Стамбульская биеннале» . 13b.iksv.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2016 г. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Немецкий исторический музей в Берлине – Стремление к свободе. Искусство в Европе с 1945 года – Выставка» . www.dhm.de. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Нил Ялтер — Музей Людвига, Кёльн» . www.museum-ludwig.de . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Дюмон, Фабьен (2019). Нил Ялтер: на стыке воспоминаний мигрантов, феминисток, рабочих и мифологий . Чарльз Пенварден, Музей современного искусства Валь-де-Марн. Витри-сюр-Сен. ISBN 978-2-900450-05-5 . OCLC 1128025006 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Начало интервью с Нилом Ялтером - программа e-flux» . www.e-flux.com . Проверено 24 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1938 рождений
- Живые люди
- Турецкие художницы ХХ века
- Турецкие женщины-художницы XXI века
- Французские художницы XX века.
- Французские художницы XXI века
- Турецкие феминистки
- Французские женщины-фотографы
- Турецкие артисты-перформансы
- Турецкие эмигранты во Франции
- Турецкие женщины-фотографы
- Французы турецкого происхождения
- Современные турецкие художники
- Турецкие видеохудожники
- Турецкие фотографы XX века
- Турецкие фотографы XXI века