Этьен-Габриэль Морелли
Этьен-Габриэль Морелли | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1717 |
Умер | 1778 |
Эра | Философия XVIII века |
Область | Западная философия |
Школа | Утопический социализм |
Основные интересы | Политическая философия |
Этьен-Габриэль Морелли (англ. Французский: [etjɛn gabʁjɛl mɔʁɛli] ; 1717–1778) — французский мыслитель- утопист , философ и писатель. В остальном «малоизвестный налоговый чиновник», [1] и учитель, [2] Морелли написал две книги по образованию: критику Монтескье и «Код природы», которые были анонимно опубликованы во Франции в 1755 году. [2] Эта книга, первоначально приписываемая таким философам , как Руссо и Дидро , [2] критиковал современное общество, постулировал социальный порядок без алчности и предложил конституцию, призванную привести к эгалитарному обществу без собственности, брака, церкви и полиции. [3]
Контур
[ редактировать ]
Согласно Кодексу природы , «... там, где не существует собственности, не может существовать ни одно из ее пагубных последствий...». Поскольку Морелли считал, что почти все социальные и моральные беды являются следствием частной собственности, предложенная им конституция устраняет большинство частная собственность. В результате этой последней характеристики своей утопии Морелли часто рассматривается как значительный предшественник более поздних социалистических и коммунистических мыслителей. Франсуа-Ноэль Бабеф , Шарль Фурье , Пьер-Жозеф Прудон , Луи Блан , Фридрих Энгельс и Карл Маркс обсуждали идеи Морелли в своих собственных трудах. [ нужна ссылка ]
Среди «священных и фундаментальных законов», предложенных Морелли, было: «Ничто в обществе не будет принадлежать никому ни в качестве личной собственности, ни в качестве капитального блага, за исключением вещей, которые человек имеет непосредственное использование для своих нужд, удовольствий или его повседневная работа». [ нужна ссылка ] Он был против владения собственностью сверх того, что нужно человеку, и особенно против частной собственности, используемой для трудоустройства других. По словам Морелли, «все… товары длительного пользования будут собраны в общественных магазинах, чтобы их раздавали всем гражданам ежедневно или через какой-то другой определенный интервал…» [ нужна ссылка ]
Он также предложил запретить торговлю между отдельными людьми: "В соответствии со священными законами ничего не будет продаваться или обмениваться между гражданами. Тот, кому нужны, например, зелень, овощи или фрукты, пойдет на общественную площадь, где эти предметы будет принесен человеком, который их возделывает и берет то, что ему нужно, только на один день». [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]- Очерк о человеческом разуме , 1743 г.
- Очерк о человеческом сердце , 1745 г.
- или, Трактат о качествах великого короля и системе мудрого правления ], 1751 г. Принц, отрады сердца,
- Кораблекрушение плавучих островов, или Базилиада знаменитого Пилпаи , 1753 год.
- Кодекс природы, или Истинный дух ее законов , 1755 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Соненшер, Сан-Кюлоты: Эмблема восемнадцатого века во Французской революции , Princeton University Press, 2008, стр.229
- ^ Jump up to: а б с Де Бони, К. (2012). Природа и утопия в «Кодексе природы» Морелли. В MA Рамиро Авилес и Дж. К. Дэвис (ред.). Утопические моменты: чтение утопических текстов (Текстуальные моменты в истории политической мысли, стр. 74–79). Лондон: Bloomsbury Academic. Получено 12 апреля 2022 г. с сайта http://dx.doi.org/10.5040/9781849666848.ch-012 .
- ^ Кембриджская история политической мысли восемнадцатого века , изд. Марк Голди и Роберт Воклер , издательство Кембриджского университета, 2006, стр.762.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Выдержки из Кодекса природы на английском языке
- Французский текст в html
- Code de la Nature , издание французского текста 1953 года с предисловием Вячеслава Волгина.