Теория основных человеческих ценностей
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Теория основных человеческих ценностей — это теория межкультурной психологии и универсальных ценностей , разработанная Шаломом Х. Шварцем . Теория расширяет предыдущие концепции межкультурной коммуникации, такие как теория культурных измерений Хофстеда . Шварц выделяет десять основных человеческих ценностей, каждая из которых отличается своей основной мотивацией или целью, и объясняет, как люди во всех культурах их признают. Существует два основных метода измерения этих десяти основных ценностей: Исследование ценностей Шварца. [ 2 ] и Анкета портретных ценностей. [ 3 ]
Определенное значение может конфликтовать или совпадать с другими значениями, и эти динамические отношения обычно иллюстрируются с помощью кругового графика, на котором противоположные полюса обозначают конфликтующие значения.
В статье 2012 года Шварц и его коллеги усовершенствовали теорию базовых ценностей, добавив расширенный набор из 19 индивидуальных ценностей, которые служат «руководящими принципами в жизни человека или группы». [ 4 ]
Мотивационные типы ценностей
[ редактировать ]Теория основных человеческих ценностей признает одиннадцать универсальных ценностей, которые можно объединить в четыре группы более высокого порядка. У каждой из одиннадцати универсальных ценностей есть центральная цель, которая является основным мотиватором. [ 1 ] [ 5 ]
Открытость к переменам
[ редактировать ]- Самоуправление – независимые мысли и действия – выбор, создание, исследование.
- Стимуляция – волнение, новизна и вызов в жизни
Самосовершенствование
[ редактировать ]- Гедонизм – удовольствие или чувственное удовлетворение самого себя.
- Достижение – личный успех посредством демонстрации компетентности в соответствии с социальными стандартами.
- Власть – социальный статус и престиж, контроль или доминирование над людьми и ресурсами.
Сохранение
[ редактировать ]- Безопасность – безопасность, гармония и стабильность общества, отношений и личности.
- Конформность – сдержанность действий, склонностей и импульсов, которые могут расстроить или причинить вред другим, а также нарушить социальные ожидания или нормы.
- Традиция - уважение, приверженность и принятие обычаев и идей, которые обеспечивает ваша культура или религия.
Самопревосхождение
[ редактировать ]- Доброжелательность – сохранение и повышение благосостояния тех, с кем человек находится в частом личном контакте («внутренняя группа»).
- Универсализм – понимание, признание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы.
Другой
[ редактировать ]- Духовность рассматривалась как дополнительная одиннадцатая ценность, однако выяснилось, что она существует не во всех культурах.
Структура ценностных отношений
[ редактировать ]Помимо выявления десяти базовых ценностей, теория также объясняет, как эти десять ценностей взаимосвязаны и влияют друг на друга, поскольку стремление к любой из ценностей приводит либо к согласию друг с другом (конформность и безопасность), либо к конфликту с ними. хотя бы еще одна ценность (доброжелательность и власть). Традиция и конформизм имеют особенно схожие мотивационные цели и, следовательно, объединены в один клин. Ценности могут слегка или более сильно противопоставляться друг другу, что привело к организации ценностей в круговую структуру по двум биполярным измерениям. Первое измерение — это открытость к изменениям и сохранение , которое противопоставляет независимость и послушание. Второе биполярное измерение — это самосовершенствование против самопревосхождения , и оно касается, с одной стороны, интересов самого себя, а с другой — благополучия других. [ 1 ]
Хотя теория выделяет десять ценностей, границы между мотиваторами искусственные, и одна ценность перетекает в другую, что можно увидеть по следующим общим мотивационным акцентам:
- Власть и достижения – социальное превосходство и уважение.
- Достижения и гедонизм – эгоцентричное удовлетворение.
- Гедонизм и стимуляция – стремление к аффективно приятному возбуждению.
- Стимулирование и самонаправление – внутренний интерес к новизне и мастерству.
- Самоуправление и универсализм – опора на собственное суждение и комфорт в разнообразии существования.
- Универсализм и доброжелательность – улучшение других и преодоление эгоистических интересов.
- Доброжелательность и традиции - преданность своей группе.
- Доброжелательность и конформность – нормативное поведение, способствующее близким отношениям.
- Конформность и традиция – подчинение себя социально навязанным ожиданиям.
- Традиции и безопасность – сохранение существующих социальных механизмов, которые придают жизни уверенность.
- Конформность и безопасность – защита порядка и гармонии в отношениях.
- Безопасность и власть – предотвращение или преодоление угроз путем контроля отношений и ресурсов.
Более того, люди по-прежнему могут следовать противоположным ценностям, действуя по-разному в разных условиях и в разное время. Структура модели Шварца из 10 значений (см. график выше) поддерживается более чем в 80 странах. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] пол, [ 8 ] различные методы, такие как рейтинги важности ценностей (с использованием опросов, перечисленных ниже), задачи прямого определения сходства, сортировка стопок и пространственное расположение, [ 9 ] и даже на то, как воспринимаются ценности других людей, например членов семьи. [ 10 ] [ 11 ]
Методы измерения
[ редактировать ]Было разработано несколько моделей для измерения основных ценностей, чтобы гарантировать, что теория ценностей действительна независимо от используемой методологии. Основное различие между опросом Шварца и опросником портретных ценностей заключается в том, что первый является явным, а второй — неявным.
Исследование стоимости Шварца
[ редактировать ]Опрос ценностей Шварца (SVS) подробно сообщает о ценностях участников, предлагая им провести самооценку. Опрос включает в себя 57 вопросов с двумя списками ценностей. Первый список состоит из 30 существительных, а второй список содержит 26 или 27 предметов в форме прилагательного. Каждый пункт сопровождается кратким описанием для пояснения. Из 57 вопросов 45 используются для расчета 10 различных типов значений, из которых количество элементов для измерения определенного значения варьируется в зависимости от концептуального дыхания. Остальные 12 пунктов используются для обеспечения большей стандартизации расчета индивидуальной ценности. Важность каждого ценностного пункта измеряется по несимметричной шкале, чтобы побудить респондентов задуматься над каждым из вопросов.
- 7 (высшая важность)
- 6 (очень важно)
- 5, 4 (без маркировки)
- 3 (важно)
- 2, 1 (без маркировки)
- 0 (не важно)
- −1 (вопреки моим значениям)
На данный момент опрос был проведен среди более чем 60 000 человек в 64 странах. [ 12 ]
Анкета портретных ценностей
[ редактировать ]Анкета портретных ценностей (PVQ) была разработана как альтернатива SVS. PVQ был создан в первую очередь для детей в возрасте от 11 до 14 лет, однако он также показал устойчивые результаты, когда его давали взрослым. По сравнению с SVS, PVQ опирается на косвенную отчетность. При этом респонденту предлагается сравнить себя (по гендерному признаку) с короткими словесными портретами 40 разных людей. После каждого портрета респондент должен указать, насколько он или она похож на человека, изображенного на портрете, от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня». Этот способ исследования позволяет узнать, как на самом деле действует человек, а не исследовать, какие ценности важны для человека. Как и в SVS, портреты для каждого значения различаются в зависимости от концептуального дыхания.
Порядок и групповые различия
[ редактировать ]Порядок черт Шварца со временем практически стабилен среди взрослых. Ценности мигрантов меняются, когда они переезжают в новую страну, но порядок предпочтений по-прежнему достаточно стабилен. Материнство заставляет женщин смещать свои ценности в сторону стабильности и от открытости к переменам, но не отцов. [ 13 ] : 528
Установлено, что мужчины больше ценят достижения, самостоятельность, гедонизм и стимулирование, чем женщины, в то время как женщины выше ценят доброжелательность, универсальность и традиции. [ 14 ] : 1012
Отношение к личности
[ редактировать ]Черты личности с использованием меры «большой пятерки» коррелируют с ценностной конструкцией Шварца. Открытость и экстраверсия коррелируют с ценностями, связанными с открытостью к изменениям (открытость, особенно при самостоятельном управлении, экстраверсия, особенно при стимуляции); приятность коррелирует с ценностями самопревосхождения (особенно доброжелательностью); экстраверсия коррелирует с самовозвышением и отрицательно связана с традиционными ценностями. Добросовестность коррелирует с достижениями, соответствием и безопасностью. [ 13 ] : 530
Ограничения
[ редактировать ]Одно из основных ограничений этой теории заключается в методологии исследования. На SVS довольно сложно ответить, поскольку респонденты должны сначала прочитать набор из 30 элементов ценностей и присвоить одному значению как самый высокий, так и самый низкий рейтинг (0 или -1, в зависимости от того, противоречит ли элемент их ценностям). Таким образом, заполнение одной анкеты занимает примерно 12 минут, в результате чего значительное количество форм заполняется лишь наполовину. [ 15 ]
Более того, многие респонденты склонны давать большинству ценностей высокий балл, что приводит к искажению ответов в сторону верхнего предела. [ 16 ] Однако эту проблему можно смягчить, предоставив респондентам дополнительный фильтр для оценки пунктов, которые они отметили высокими баллами. При проведении опроса ценностей Шварца в рамках коучинга респондентов учат различать «обязательные» ценности и «значимые» ценности. «Обязательная» ценность — это ценность, которую вы действовали или о которой думали в течение предыдущих 24 часов (этот элемент ценности получит оценку 6 или 7 по шкале Шварца). «Значимая» ценность — это то, над чем вы действовали или о чем думали недавно, но не в течение предыдущих 24 часов (этот элемент ценности получит оценку 5 или меньше). [ 17 ]
Еще одним методологическим ограничением являются получаемые в результате порядковые, неудовлетворительные оценки, которые ограничивают тип полезного анализа, который могут выполнить исследователи. [ 18 ]
Практическое применение
[ редактировать ]Недавние исследования показывают, что ценности могут влиять на реакцию аудитории на рекламные призывы. [ 19 ] Более того, в случае вмешательства в выбор и ценность люди склонны выбирать тот выбор, который больше соответствует их собственным ценностям. Таким образом, такие модели, как теория основных человеческих ценностей, можно рассматривать как все более важные для международных маркетинговых кампаний, поскольку они могут помочь понять ценности и то, как ценности различаются в зависимости от культуры. Это становится особенно верным, поскольку было показано, что ценности являются одним из наиболее убедительных объяснений потребительского поведения . [ 20 ] Понимание различных ценностей и лежащих в их основе определяющих целей также может помочь организациям лучше мотивировать сотрудников во все более интернациональной рабочей силе и создать соответствующую организационную структуру.
Работы Шварца и Герта Хофстеда были применены к экономическим исследованиям. В частности, эффективность экономики в отношении предпринимательства и создания бизнеса (фирм). Это имеет серьезные последствия для экономического роста и может помочь объяснить, почему некоторые страны отстают от других, когда трудовые ресурсы, природные ресурсы и государственные институты равны. Это относительно новая область исследований в экономике, однако недавние эмпирические результаты показывают, что культура играет значительную роль в успехе предпринимательской деятельности во всех странах, даже в странах с во многом схожими государственными структурами. Франсиско Линьян и Хосе Фернандес-Серрано обнаружили, что на эти культурные атрибуты приходится 60% разницы в отклонении валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в странах Европейского Союза (ЕС). [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Культурная карта мира Инглхарта – Вельцеля
- Теория моральных основ
- Исследование стоимости Рокича
- Ценности самовыражения
- Мировое исследование ценностей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Шварц, Шалом Х. (1992), «Универсалии в содержании и структуре ценностей: теоретические достижения и эмпирические испытания в 20 странах», « Достижения в области экспериментальной социальной психологии», том 25 , том. 25, Elsevier, стр. 1–65, CiteSeerX 10.1.1.220.3674 , doi : 10.1016/s0065-2601(08)60281-6 , ISBN 9780120152254
- ^ Шварц, Шалом Х. (1992). «Универсалии в содержании и структуре ценностей: теоретические достижения и эмпирические проверки в 20 странах». В Занна, Марк П. (ред.). Достижения экспериментальной социальной психологии. Том 25 . Том. 25. Сан-Диего, Калифорния: Академическая пресса. стр. 1–65. дои : 10.1016/s0065-2601(08)60281-6 . ISBN 9780120152254 .
- ^ Шварц, Шалом (2005). «Надежность и плодотворность теории универсалий в индивидуальных ценностях» . Рабочие значения : 56–85.
- ^ Шварц, Шалом Х.; Цечух, Ян; Веккьоне, Микеле; и др. (октябрь 2012 г.). «Уточнение теории основных индивидуальных ценностей» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 103 (4): 663–688. дои : 10.1037/a0029393 . hdl : 11573/482295 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 22823292 .
- ^ Шварц, Шалом Х. (2012). «Обзор теории базовых ценностей Шварца» . Онлайн-чтения по психологии и культуре . 2 (1). дои : 10.9707/2307-0919.1116 .
- ^ Бильский, Вольфганг; Яник, Майкл; Шварц, Шалом Х. (20 июля 2010 г.). «Структурная организация человеческих ценностей - данные трех раундов Европейского социального исследования (ESS)». Журнал межкультурной психологии . 42 (5): 759–776. CiteSeerX 10.1.1.1013.6256 . дои : 10.1177/0022022110362757 . ISSN 0022-0221 . S2CID 145072790 .
- ^ Шварц, Шалом Х.; Сагив, Лилах (1 января 1995 г.). «Выявление культурологической специфики в содержании и структуре ценностей». Журнал межкультурной психологии . 26 (1): 92–116. дои : 10.1177/0022022195261007 . ISSN 0022-0221 . S2CID 145086189 .
- ^ Шруч, Наоми; Шварц, Шалом Х.; ван дер Клот, Виллем А. (1 января 2002 г.). «Значения основных ценностей для женщин и мужчин: межкультурный анализ». Бюллетень личности и социальной психологии . 28 (1): 16–28. дои : 10.1177/0146167202281002 . ISSN 0146-1672 . S2CID 145761157 .
- ^ Коэльо, Габриэль Линс де Оланда; Ханель, Пол HP; Йохансен, Марк К.; Майо, Грегори Р. (30 августа 2018 г.). «Отображение структуры человеческих ценностей посредством концептуальных представлений» . Европейский журнал личности . 33 : 34–51. дои : 10.1002/пер.2170 . ISSN 0890-2070 .
- ^ Скимина, Ева; Цецюх, Ян (2015). «Структура стоимости и приоритеты: Прочие отчеты» . Актуальные проблемы психологии личности . 6 (3): 252–259. дои : 10.5114/cipp.2018.72259 . ISSN 2353-4192 .
- ^ Ханель, Пол HP; Вольфрадт, Уве; Линс де Оланда Коэльо, Габриэль; и др. (13 апреля 2018 г.). «Восприятие ценностей семьи, города и страны часто бывает предвзятым» (PDF) . Журнал межкультурной психологии . 49 (5): 831–850. дои : 10.1177/0022022118767574 . ISSN 0022-0221 . S2CID 150126465 .
- ^ Фишер, Рональд; Шварц, Шалом Х. (2011). «Откуда различия в ценностных приоритетах?: Индивидуальные, культурные или артефактные источники». Журнал межкультурной психологии . 42 (7): 1127–1145. дои : 10.1177/0022022110381429 . S2CID 145812328 .
- ^ Jump up to: а б Сагив, Лилак; Шварц, Шалом Х. (04 января 2022 г.). «Личные ценности в разных культурах» . Ежегодный обзор психологии . 73 : 517–546. doi : 10.1146/annurev-psych-020821-125100 . ISSN 1545-2085 . ПМИД 34665670 . S2CID 239034063 .
- ^ Шварц, Шалом Х.; Рубель, Тэмми (2005). «Половые различия в ценностных приоритетах: Кросс-культурные и мультиметодические исследования» . Журнал личности и социальной психологии . 89 (6): 1010–1028. дои : 10.1037/0022-3514.89.6.1010 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 16393031 .
- ^ Линдеман, Марджаана; Веркасало, Маркку (2005). «Измерение ценностей с помощью короткого исследования ценностей Шварца». Журнал оценки личности . 85 (2): 170–178. дои : 10.1207/s15327752jpa8502_09 . ПМИД 16171417 . S2CID 29726564 .
- ^ Худ, Жаклин (2003). «Связь стиля лидерства и ценностей генерального директора с этической практикой в организациях». Журнал деловой этики . 43 (4): 263–273. дои : 10.1023/А:1023085713600 . S2CID 141390192 .
- ^ Моррис, Джейкоб Дж. (2 октября 2018 г.). Оценка личных ценностей: изучите 57 ценностей, лежащих в основе человеческой мотивации . Независимо опубликовано. п. 8. ISBN 978-1791346959 .
- ^ Ли, Джули А.; Сутар, Джеффри Н.; Лувьер, Джордан Дж. (2005). «Альтернативный подход к измерению значений Шварца: подход к масштабированию от лучшего к худшему». Журнал оценки личности . 90 (4): 335–347. дои : 10.1080/00223890802107925 . ПМИД 18584442 . S2CID 205438768 .
- ^ Пийрто, Джейн (2005). «Я живу в своем пузыре: ценности талантливых подростков». Журнал среднего образования для одаренных людей . 16 (2–3): 106–118. дои : 10.4219/jsge-2005-472 . S2CID 122703601 .
- ^ Битти, Шэрон Э. (2005). «Альтернативные подходы к измерению потребительских ценностей: список ценностей и исследование ценностей Рокича». Психология и маркетинг : 181–200.
- ^ Линьян, Франциско (2014). «Национальная культура, предпринимательство и экономическое развитие: различные модели в Европейском Союзе». Экономика малого бизнеса . 42 (4): 685–701. дои : 10.1007/s11187-013-9520-x . hdl : 11441/69584 . S2CID 154020317 .