Вавилонско-ассирийская война 1235 г. до н.э.
Вавилонско-ассирийская война 1235 г. до н.э. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Вавилония | Ассирия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Каштилиаш IV ( военнопленный ) | Тукульти-Нинурта I |
Вавилонско -ассирийская война 1235 г. до н.э. — военный конфликт, произошедший около 1235 г. до н.э. [ нужна ссылка на хронологию ] Война велась между Вавилонией под предводительством Каштилиаша IV и Ассирией под предводительством Тукульти-Нинурты I. Война закончилась победой Ассирии. [ 1 ]
Конфликт
[ редактировать ]Согласно его одноименному эпосу , Тукульти-Нинурта I , царь Ассирии, был спровоцирован на войну подлым упреждающим нападением Каштилиашу на его территорию, тем самым нарушив более ранний договор между их предками Адад-нирари I и Кадашман-Тургу . [ 2 ] Но проблемы, возможно, назревали уже некоторое время. Тудхалия , царь хеттов , сам не оправившийся от поражения от ассирийцев в битве при Нихрии называет вавилонского царя равным, , в своем договоре со своим вассалом Шаушгамувой из Амурру намекая на возможное существование союза или на по крайней мере молчаливое взаимопонимание между ними. [ 3 ] Там написано:
Цари, равные мне, (являются) царем Египта, царем Карандунии (Вавилона), царем Ассирии <и царем Адиявы>.
И если король Карандунии друг Моего Величества, он будет и твоим другом; но если он враг Моего Величества, он будет и вашим врагом.
Поскольку царь Ассирии — враг Моего Величества, он будет и вашим врагом.
Не войди купец твой в Ассирию, и купца его не впусти в землю твою. Он не пройдет через вашу землю.
Но если он войдет в вашу землю, вы должны схватить его и отправить к Моему Величеству. [ 4 ]- Договор между Тудхалией и Шаушгамувой, Таблица A, столбец IV, строки 1–18 отредактированы.
Кроме того, Каштилиашу предоставил землю и, предположительно, убежище хурриту , беглецу от вассала Ассирии Ханигалбата , имя которого отмечено на Скрижали Акаптаха . [ 5 ] Он также подтвердил большой дар земли на кудурру , который был предоставлен Узуб-Шиху или -Шипаку касситским царем Куригалзу II (ок. 1332–1308 до н. э.) в знак благодарности за его службу в предыдущей войне против Ассирии. [ 6 ]
Тукульти-Нинурта обратился к богу Шамашу, прежде чем начать контрнаступление. [ 7 ] Каштилиашу был схвачен в одиночку Тукульти-Нинуртой, согласно его рассказу, который «наступил моими ногами на его величественную шею, как если бы это была скамеечка для ног». [ 8 ] и с позором сослали его в цепях в Ассирию. Победоносный ассирийец разрушил стены Вавилона, перебил многих жителей, разграбил и разграбил город, добрался до храма Эсагилы , где скрылся со статуей Мардука . [ 9 ] Затем он провозгласил себя «царем Кардуниаша, царем Шумера и Аккада, царем Сиппара и Вавилона, царем Тильмуна и Мелухи ». [ 7 ] Среднеассирийские тексты, обнаруженные в современном Телль-Шейх-Хамаде, древнем Дур-Катлимму , который был региональной столицей вассала Ханигалбата, включают письмо Тукульти-Нинурты своему великому визирю Ашшур-иддину, сообщающее ему о приближении сопровождающего Шульман-мушабши. вавилонский царь, которым, возможно, был Каштилиашу, его жена и его свита, включавшая большое количество женщин, [ 10 ] на пути в ссылку после своего поражения. Судя по всему, путь в Дур-Катлимму проходил через Джезире. [ 11 ]
Конфликт и его исход записаны в эпосе «Тукульти-Нинурта» , поэтической «песни победы», которая была восстановлена в нескольких длинных фрагментах, чем-то напоминающих более раннее описание победы Адад-нирари над нацистом-Марутташем . [ 7 ] Оно придало свою форму более поздним ассирийским эпосам, таким как эпос о Салманасаре III , посвященном его походу на Арарат . [ 12 ] Написанный строго с ассирийской точки зрения, он представляет собой сильно предвзятое повествование. Тукульти-Нинурта изображается как невинная жертва оскорбительного Каштилиашу, которого противопоставляют «нарушителю клятвы», и который так прогневил богов, что они покинули свои святилища. [ 13 ]
Более сжатые отчеты об этих событиях также начертаны на пяти больших известняковых табличках, которые были заложены в строительные проекты Тукульти-Нинурты в качестве фундамента, например, « Анналы Тукульти-Нинурты» , вырезанные на плите, которая была закопана в стене его храма или под ним. специально построенная столица Кар-Тукульти-Нинурта . [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрэнсис Жоаннес (редактор): Словарь месопотамской цивилизации , Париж, Éditions Robert Laffont, 2001, (ISBN 978-2-221-09207-1), стр. 863.
- ^ Тревор Брайс (2003). Письма великих царей древнего Ближнего Востока: царские . Рутледж. п. 11.
- ^ Тревор Брайс (2005). Царство хеттов . Издательство Оксфордского университета. стр. 494, 318.
- ^ Итамар Сингер (2003). «Договоры». В Уильяме В. Холло (ред.). Контекст Священного Писания: Том II: Монументальные надписи из библейского мира . Брилл. п. 99.
- ^ Дж. А. Бринкман (1976). «Каштиляшу». Материалы и исследования по касситской истории, Том. Я (МСХ I) . Восточный институт Чикагского университета. стр. 175–189.
- ^ Кудурру из Каштилиашу, Sb 30 в Лувре .
- ^ Jump up to: а б с Дж. М. Манн-Рэнкин (1975). «Ассирийская военная держава, 1300-1200 гг. до н.э.». В КЭС Эдвардс (ред.). Кембриджская древняя история, Том 2, Часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, ок. 1380-1000 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 287–288, 298.
- ^ Альберт Кирк Грейсон (1972). Ассирийские царские надписи: Том I. Висбаден: Отто Харрассовиц. п. 108. §716.
- ^ Кристофер Морган (2006). Марк Уильям Чавалас (ред.). Древний Ближний Восток: исторические источники в переводе . Издательство Блэквелл. стр. 145–152.
- ^ Фредерик Марио Фалес (2010). «Производство и потребление в Дур-Катлимму: обзор доказательств». В Хартмуте Кюне (ред.). Дур-Катлимму 2008 г. и далее . Харрасовиц Верлаг. п. 82.
- ^ Хартмут Кюне (1999). «Талль Шек Хамад - ассирийский город Дур-Катлимму: историко-географический подход». В «Принце Микаса-но Мия Такахито» (ред.). Очерки древней Анатолии во втором тысячелетии до нашей эры . Харрасовиц. п. 282.
- ^ Бенджамин Р. Фостер. Карл С. Эрлих (ред.). Из античной страны: введение в древнюю ближневосточную литературу . п. 200.
- ^ Джон Ф. Куцко (2000). Между небом и землей: божественное присутствие и отсутствие в Книге Иезекииля . Айзенбрауны. п. 106.
- ^ Л. В. Кинг (1904). Записи о правлении Тукульти-Ниниба I, царя Ассирии, около 1275 г. до н. э . Лузак и Ко, стр. 78–95 .