Бартель БМ 4
БМ.4 | |
---|---|
![]() БМ.4 на выставке в Познани, 1929 г. | |
Общая информация | |
Тип | Основной учебно-тренировочный самолет |
Производитель | Самолет , ПВС |
Основной пользователь | Польские ВВС |
Количество построенных | ~75 |
История | |
Изготовлено | 1928–1932 |
Дата введения | 1929 |
Первый полет | 20 декабря 1927 г. |
Ушедший на пенсию | 1939 |
Bartel BM.4 — польский использовавшийся учебно- тренировочный биплан, с 1929 по 1939 год польскими ВВС и польской гражданской авиацией, производившийся на заводе «Самолот» в Познани . Это был первый самолет польской разработки, запущенный в производство.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Самолет спроектировал Рышард Бартель на заводе «Самолот» в Познани. Это было развитие Bartel BM.2 , не продвинувшееся дальше стадии прототипа . Благодаря меньшему весу, чем у BM.2, он мог использовать двигатели меньшей мощности , поэтому его характеристики были фактически улучшены. Его характеристики также превосходили Hanriot H.28 , использовавшийся поляками и произведенный по лицензии компанией Самолот. Прототип BM.4 совершил полет 20 декабря 1927 года в Познани. Он имел хорошую управляемость, устойчивость и был устойчив к вращению . Отличительной особенностью всех «Бартелей» было верхнее крыло меньшего размаха, поскольку нижняя и верхняя половины крыла были взаимозаменяемыми (т.е. нижний размах крыла включал ширину фюзеляжа ) .
Первый прототип получил обозначение BM.4b и был оснащен звездообразным двигателем Walter Vega мощностью 67 кВт (90 л.с.) . Второй прототип, поднявшийся в воздух 2 апреля 1928 года, получил обозначение BM.4d и был оснащен польским экспериментальным радиальным двигателем WZ-7 мощностью 63 кВт (85 л.с.) , затем переоборудованным Le Rhône 9C роторным двигателем мощностью 60 кВт (80 л.с.) и переименованным в BM. .4а . BM.4a стал серийным вариантом, поскольку в ВВС Польши имелся запас двигателей Le Rhône 9C. В 1928–1929 годах было заказано и построено 22 самолета с капотными двигателями, что отличало его от всех других ВМ.4 с радиальными двигателями.
Три BM.4a были переоборудованы в BM.4e 1930 года с польским экспериментальным радиальным двигателем Peterlot мощностью 63 кВт (85 л.с.), BM.4f 1931 года с польским экспериментальным радиальным двигателем Skoda G-594 Czarny Piotruś мощностью 89 кВт (120 л.с.) , и БМ.4г 1931 г. мощностью 75 кВт (100 л.с.) де Havilland Gipsy I Рядный двигатель , который конкурировал с RWD-8 в поисках стандартного учебно-тренировочного самолета, но не был выбран. После испытаний в 1932 году все три вернулись к Le Rhône 9C двигателям .
В связи с закрытием завода «Самолот» в 1930 году BM.4h был разработан на PWS ( Podlaska Wytwórnia Samolotów ) и построен там в 1932 году серией из около 50 самолетов.
Описание
[ редактировать ]деревянной конструкции Биплан , традиционной компоновки. Фюзеляж прямоугольного сечения, обшит фанерой (моторная часть - металлической). Крылья прямоугольные двухлонжеронные, обшитые фанерой и брезентом. Экипаж из двух человек, сидящих тандемом в открытых кабинах с индивидуальными лобовыми стеклами. Кабины с двойным управлением, инструктор сзади. фиксированное Шасси , с задними полозьями.
Операционная история
[ редактировать ]БМ.4а использовались В ВВС Польши с 1929 года — в школе пилотов в Быдгоще . 6 сгорели в сентябре 1929 года на заводе «Самолот». BM.4h использовались в ВВС Польши с 1932 года в школах Быдгощи и Демблина . Они лишь частично заменили Hanriot H.28, а сами были заменены на RWD 8 . Их воинские номера начинались с 33.
В 1936 году польские ВВС передали оставшиеся 23 BM.4h гражданской авиации — большую часть региональным аэроклубам , часть Министерству связи. Они получили регистрации СП-ББП - ББЗ и из диапазона СП-АРБ до АРЗ. Некоторые дожили до вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года; несколько из них использовались в качестве самолетов связи во время кампании, но ни один не пережил войну.
Варианты
[ редактировать ]- БМ.4а
- Оснащен Le Rhône 9C 9-цилиндровым роторным двигателем номинальной мощностью 60 кВт (80 л.с.).
- БМ.4б
- Оснащен 5-цилиндровым радиальным двигателем Walter Vega , взлетной мощностью 67 кВт (90 л.с.), номинальной мощностью 63 кВт (85 л.с.).
- БМ.4с
- Оснащен 5-цилиндровым радиальным двигателем Lorraine-Dietrich 5Pb , взлетной мощностью 93 кВт (125 л.с.), номинальной мощностью 110 л.с. Построенный в единственном экземпляре в 1928 году, BM-4c должен был использоваться для дальних полетов для рекламы двигателей, но в конечном итоге был использован в качестве заводского малолитражного самолета.
- БМ.4д
- Оснащен 7-цилиндровым звездообразным двигателем Avia WZ-7, взлетная мощность 85 л.с., номинальная мощность 60 кВт (80 л.с.).
- БМ.4е
- Оснащен 7-цилиндровым радиальным двигателем «Петерлот», взлетной мощностью 63 кВт (85 л.с.), номинальной мощностью 60 кВт (80 л.с.).
- БМ.4ф
- Оснащен 5-цилиндровым радиальным двигателем Skoda G-594 Czarny Piotruś, взлетной мощностью 89 кВт (120 л.с.), номинальной мощностью 75 кВт (100 л.с.).
- БМ.4г
- Оснащен 4-цилиндровым рядным двигателем de Havilland Gipsy I , взлетной мощностью 75 кВт (100 л.с.), номинальной мощностью 90 л.с.
- БМ.4ч
- Оснащен de Havilland Gipsy III 4-цилиндровым рядным двигателем номинальной мощностью 89 кВт (120 л.с.), с закругленным хвостовым оперением и модифицированной ходовой частью , представленными на последних самолетах BM-4a.
- или Walter Junior 4 , 4-цилиндровый рядный двигатель, взлетная мощность 89 кВт (120 л.с.), номинальная мощность 82 кВт (110 л.с.).
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Афганистана . Первый прототип BM.4b был подарен королю Афганистана Аманулле Хану во время его визита в Польшу в 1928 году.
Технические характеристики (БМ.4а)
[ редактировать ]Данные из [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 7,22 м (23 фута 8 дюймов)
- Размах крыла: 10,175 м (33 фута 5 дюймов)
- Высота: 2,93 м (9 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 25 м 2 (270 кв. футов)
- Пустой вес: 538 кг (1186 фунтов)
- Полная масса: 791 кг (1744 фунта)
- Запас топлива: 89,5 л (23,6 галлонов США; 19,7 имп галлонов)
- Силовая установка: 1 × Le Rhône 9C, 9-цил. - Роторно поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 60 кВт (80 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный гребной винт фиксированного шага, диаметр 2,55 м (8 футов 4 дюйма).
Производительность
- Максимальная скорость: 125 км/ч (78 миль в час, 67 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 110 км/ч (68 миль в час, 59 узлов)
- Скорость сваливания: 57 км/ч (35 миль в час, 31 узел)
- Выносливость: 3 часа
- Практический потолок: 2820 м (9250 футов)
- Скорость набора высоты: 1,9 м/с (370 футов/мин)
- Время набора высоты: 1000 м (3281 фут) за 9 минут 42 секунды.
- Нагрузка на крыло: 31,6 кг/м 2 (6,5 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,101 кВт/кг (0,0615 л.с./фунт)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цинк, Ежи (1971). Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон: Putnam & Company Limited. стр. 357–363 . ISBN 0-370-00085-4 .
Библиография
[ редактировать ]Стекло, Эндрю (1977). Польские авиационные структуры 1893–1939 (на польском языке). Варшава: WKiŁ.
- Нельцарц, Бартоломей и Печковски, Роберт (2001). Белые орлы: самолеты, люди и действия польских ВВС 1918–1939 гг . Оттрингем, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 1-902109-73-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотографии и рисунки
- Ugolok Neba site (in Russian)