Регистр Фурнье
Реестр Фурнье представляет собой набор записей инквизиции по расследованию ереси, которой руководил Жак Фурнье , епископ Памье между 1318 и 1325 годами. Позже Фурнье стал Папой Бенедиктом XII .
Допрос
[ редактировать ]Фурнье допросил сотни людей и записал стенограммы каждого допроса. Фурнье также требовал от тех, кто выступал перед ним, подробностей. Большинство из тех, с кем он беседовал, были местными крестьянами , и поэтому регистр Фурнье является одним из наиболее подробных отчетов о жизни средневековых крестьян. Таким образом, записи часто оказывались в центре внимания ученых, в первую очередь Эммануэля Ле Руа Ладюри, чья новаторская работа по микроистории Монтайю во многом основана на материалах реестра.
До епископа Фурнье местные власти мало что делали для преследования местных еретиков, и этот регион был одним из последних регионов Франции, где проживало значительное количество катаров . После своего назначения Фурнье начал жесточайшую охоту на еретиков и основал новый суд в Памье. Он лично руководил почти всеми его операциями. Фурнье очень редко прибегал к пыткам для получения информации, а когда делал это, как правило, по явному приказу своего начальства. Большая часть его допросов основывалась на словесном умении Фурнье давать ответы. Ладури сообщает, что за 370 дней работы суда было проведено 578 допросов.
Самым суровым приговором было сожжение на костре , но это случалось редко: инквизиция приговорила к такой участи только пятерых еретиков. Чаще всего их заключали в тюрьму на какое-то время или заставляли носить желтый крест на спине. Другие наказания включали принудительное паломничество и конфискацию имущества.
Пластинка собиралась в три этапа:
- Во время самой инквизиции писец делал короткие заметки для записи разговора.
- Затем они будут расширены до полных протоколов, которые затем будут представлены обвиняемым для проверки и внесения изменений в случае ошибок.
- Наконец будет записана окончательная версия.
Процесс также включал перевод диалога с местного окситанского языка на латынь церковную .
Неверующие среди еретиков
[ редактировать ]Хотя основной целью инквизиционной работы Фурнье был поиск катаров, время от времени он сталкивался со скептиками и неверующими .
В 1318 году Фурнье допросил Оду из деревни Мервель. Первоначально Од выразила сомнение по поводу пресуществления , а впоследствии также обсуждала свое неверие в существование Бога с мужем и тетей. Мужу она сказала:«Сэр, как это возможно, что я не могу верить в нашего Господа?» [1]
И она спросила тётю:«Тетя, что я могу сделать, чтобы поверить в Бога и поверить, что тело Христово действительно находится на жертвеннике?» [2]
Другая женщина, Гийметта из Орнолака, была доставлена на допрос, поскольку сомневалась в существовании души . Она выразила мнение, что то, что называют «душой», — это не что иное, как кровь и что смерть окончательна. Когда Фурнье спросил ее, научил ли ее кто-нибудь этим идеям, она ответила:«Нет, я все обдумал и сам поверил». [3]
Обе женщины были приговорены к пожизненному ношению двойного желтого креста на спине. [4]
Еще более откровенным сельским жителем, которого Фурнье вызвал на допрос, был Раймон де л'Эр. Свидетели слышали, как он говорил, что «Бог никогда не создавал мир, что мир существовал всегда, что воскресение было мифом , что Евхаристия была не чем иным, как хлебом и вином, что ритуалы священников ничего не значили, и что он раздавал бедным не для души, а для того, чтобы другие видели в нем хорошего человека». [5]
Свидетель рассказал Фурнье, что Раймонд заслуживал смертной казни за то, что сказал, что Христос был создан не посредством божественного вмешательства, а «просто путем траха, как и все остальные». [6] Однако в записях Фурнье не упоминается, был ли Раймон приговорен к смертной казни.
Фурнье становится Папой
[ редактировать ]После пребывания в Памье Фурнье быстро продвинулся по служебной лестнице в церкви, в конечном итоге дослужившись до Папы Бенедикта XII в 1334 году. Реестр последовал за ним и был помещен в Библиотеку Ватикана , где он остается по сей день. Его полные издания недавно были опубликованы на латыни и французском языке , но на английский переведены лишь части.
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Эммануэль Ле Рой Ладури: Монтайю, окситанская деревня , 1975 год. ISBN 0-394-72964-1 (английский), ISBN 2-07-032328-5 (французский)
- Жак Фурнье: О состоянии душ перед всеобщим судом ; Видение Божие - Скан Ват. лат. 4006 (это не регистр Фурнье, а оригинал некоторых его проповедей)