Апофантический
В логике высказывания ( апофантические его греч . ἀποφαντικός , «декларативный», от ἀποφαίνειν apophainein , «показывать, делать известным») являются декларативными утверждениями, истинностное значение которых можно определить, исследуя, можно ли логически приписать его предикат субъекту .
Например, рассмотрим два предложения: «Все пингвины — птицы » и «Все холостяки несчастливы». В первом предложении совокупность всех птиц представляет собой категорию пингвинов , к которой обязательно можно или нельзя отнести . Во втором предложении слово «несчастный» не является категорией, к которой обязательно должны быть отнесены все холостяки, оно зависит от счастья отдельных холостяков. Однако, поскольку для определения того, что все пингвины являются птицами, не нужно консультироваться или исследовать пингвинов, вывод о том, что первое утверждение должно быть верным, является апофантным.
Термин «апофантический» впервые появился в трудах Аристотеля . Это понятие появляется в арабской аристотелевской традиции как джазим. [1] В феноменологии [2] Эдмунд Гуссерль считал апофантическое суждение центральным элементом своей «трансцендентальной логики». [3] но его ученик Мартин Хайдеггер позже утверждал, что апофантические суждения являются наименее надежным средством достижения истины, поскольку они вырезаны из исходной интерпретационной структуры отношений к субъекту. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стрит, Тони. «Арабская и исламская философия языка и логики» . plato.stanford.edu . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ «Словарь терминов в бытии и времени Хайдеггера» . www.visual-memory.co.uk . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ См. лекции курса по пассивному синтезу в середине 1920-х годов.
- ^ «Словарь терминов в бытии и времени Хайдеггера» . www.visual-memory.co.uk . Проверено 31 мая 2024 г.