Что такое нация?
« Что такое нация?» (Английский: Что такое нация? ) [ 1 ] — лекция французского историка Эрнеста Ренана (1823–1892) в Сорбонне , написанная в 1882 году и известная своими утверждениями о том, что нация — это «ежедневный плебисцит» и что нации основаны как на том, что люди совместно забывают, так и на том, что они помнят. Его часто цитируют или составляют антологии в произведениях по истории и политологии, касающихся национализма и национальной идентичности . Это пример контрактуалистского понимания нации.
Государственность во времена Ренана
[ редактировать ]Ренан начинает свое эссе с замечания о том, что часто возникает путаница между идеей государственности и расовых или языковых групп, форма путаницы, которая, по его словам, может привести к «самым серьезным ошибкам». Он обещает провести экспертизу, подобную вскрытию, "абсолютно холодно и беспристрастно".
Он утверждает, что нации, существовавшие на момент написания статьи в 1882 году, такие как Франция , Германия , Великобритания и Россия , будут продолжать существовать в течение сотен лет, и что любая нация, пытающаяся доминировать над ними, будет быстро отброшена обратно к своей собственной стране. границы - коалицией других стран; «Создание новой Римской или Карла Великой империи стало невозможным».
Ренан считает, что нации возникли из общих потребностей людей, состоящих из разных социальных групп, стремящихся к «коллективной идентичности». Он восхваляет XVIII век за его достижения, связанные с человечеством и восстановлением чистой идентичности человека, свободной от заблуждений и социально установленных различий. Ренан дискредитирует теорию о том, что раса является основой объединения людей. Важно отметить, что Франция была весьма этнически разнообразной во время Французской революции и правления Наполеона , но ей, тем не менее, удалось подготовить почву для национализма. Ренан также утверждает, что ни язык, ни религия не являются основой солидарности, поскольку язык «приглашает людей объединиться, но не принуждает их к этому» и «религия стала индивидуальным делом». Например, Соединенные Штаты и Великобритания говорят по-английски, но не составляют единой, объединенной нации, и страны больше не руководствуются идеей о том, что религии действуют друг против друга, заставляя людей выбирать между одним или другим.
Ренан считал, что уникальным элементом европейского нациообразующего опыта было смешение рас, происхождения и религий, при котором люди-завоеватели часто перенимали религию и манеры и женились на женщинах завоеванных ими людей. Например, «через одно или два поколения норманнские захватчики были неотличимы от остального населения». Тем не менее, они оказали глубокое влияние, принеся с собой «благородство военного искусства и патриотизм», которых раньше не существовало в Англии.
Забывчивость
[ редактировать ]Затем Ренан излагает то, что стало одной из самых известных и устойчивых идей эссе. «Забывчивость и, я бы даже сказал, историческая ошибка необходимы для создания нации». [ 2 ] Исторические исследования, раскрывающие нежелательные истины, могут даже поставить под угрозу государственность. Все нации, даже самые доброжелательные в позднейшей практике, основаны на актах насилия, которые затем забываются. «Единство всегда достигается жестокостью: соединение севера Франции с югом стало результатом почти столетия истребления и террора». [ 3 ] Он считает, что люди объединяются в воспоминаниях о страданиях, потому что облегчение горя требует «общих усилий», которые служат основой единства. Члены сообщества чувствуют себя так, как будто они совершили что-то великое, когда им удается выжить в неблагоприятных условиях. Он приводит несколько примеров таких стран, как Турция и Богемия , где существует жесткая стратификация или где различные сообщества противостоят друг другу и где не может произойти гомогенизация различных групп, что приводит к провалу государственности. Это приводит к одному из наиболее часто цитируемых утверждений в эссе:
Однако сущность нации состоит в том, что у всех людей есть много общего, а также в том, что они многое забыли. Ни один французский гражданин не знает, является ли он бургундцем , аланцем , тайфале или вестготом , однако каждый француз должен забыть резню Святого Варфоломея или резню , произошедшую на юге в тринадцатом веке.
Ложно принятые основы государственности
[ редактировать ]Ренан представляет и критикует факторы, которые обычно считаются основой государственности. Он начинает с расы, которая не подходит для таких стран, как Франция, поскольку она «кельтская, иберийская, немецкая… В самых благородных странах, Англии, Франции и Италии, кровь наиболее смешана». [ 4 ] Затем он атакует язык как основу национального единства, поскольку он «приглашает нас, но не принуждает нас [sic] объединяться». Многие страны, такие как Швейцария, являются домом для людей, говорящих на любом количестве языков, хотя многие нации, имеющие общий язык, тем не менее, различны. Современная государственность также не основана на религии, которая, как отмечает Ренан, в настоящее время практикуется в соответствии с индивидуальными убеждениями. «Вы можете быть французом, англичанином, немцем, но при этом католиком, протестантом, евреем или не исповедовать никакой религии». География и взаимные интересы также не могут определить нацию, поскольку нации часто существуют разделенные огромными социальными или географическими границами: «Горы не умеют выделять страны». Придя к выводу, что этих общностей недостаточно для определения нации, Ренан начинает представлять нацию в своих собственных терминах.
«Духовный принцип»
[ редактировать ]Ренан заключает, что:
Нация – это душа, духовное начало. Две вещи, которые, собственно говоря, на самом деле являются одним и тем же, составляют эту душу, этот духовный принцип. Одно — прошлое, другое — настоящее. Одним из них является общее обладание богатым наследием воспоминаний; другой — настоящее согласие, желание жить вместе, желание продолжать инвестировать в наследие, которое мы совместно получили. Господа, человек не импровизирует. Нация, как и личность, является результатом долгих прошлых усилий, жертв и преданности. Из всех культов культ предков является наиболее законным: наши предки сделали нас такими, какие мы есть. Героическое прошлое, великие люди и слава (я имею в виду настоящую славу) — это социальный капитал, на котором зиждется национальная идея. Это важнейшие условия существования народа: наличие общей славы в прошлом и желание продолжать ее в настоящем; вместе сотворив великие дела и желая сделать их снова. Человек любит пропорционально жертвам, которые он принес, и страданиям, которые он перенес. Человек любит дом, который он построил и который уходит. Спартанское пение: «Мы такие, какие вы были, мы будем такими, какие вы есть», в своей простоте является сокращенным гимном каждого отечества.
Таким образом, национальное единство опирается на общую память о былой славе и общее стремление к будущим достижениям.
Продолжение согласия
[ редактировать ]Очень важным элементом государственности, говорит Ренан, является желание продолжать оставаться частью нации. Второе часто цитируемое высказывание Ренана:
Существование нации (простите мне за эту метафору) – это ежедневный плебисцит . [ а ] точно так же, как продолжающееся существование индивидуума является вечным утверждением жизни.
Это приводит Ренана к выводу, что «Нация никогда не имеет реального интереса в аннексии или сохранении другого региона вопреки желанию своего народа». Другими словами, таким территориям, как штаты или провинции, которые желают отделиться, должно быть разрешено сделать это. «Если возникают сомнения по поводу национальных границ, проконсультируйтесь с населением спорной территории. Они имеют право на свое мнение по этому вопросу».
Ренан заключает, что государственность не является вечной концепцией, но меняется со временем. «Европейская конфедерация, вероятно, заменит сегодняшние страны». Однако в настоящее время существование отдельных наций служит гарантией свободы, которая была бы потеряна, если бы весь мир подчинялся одному закону и одному господину. «Каждый вносит одну ноту в великий концерт человечества...» [ б ]
Ренан приводит Швейцарию как яркий пример нации, созданной волей (выбором, волей):
Швейцария, столь хорошо сделанная, поскольку она была создана при согласии ее различных частей, насчитывает три или четыре языка. В человеке есть что-то, что превосходит язык, а именно воля. [ 5 ]
Аргумент Ренана был обобщен в немецком термине Willensnation («нация по воле»). [ с ] используется для описания статуса Швейцарии как федеративного государства по выбору, а не по этническим границам. [ 6 ] Этот термин стал популярным для описания швейцарской политической модели после Первой мировой войны и продолжает использоваться. [ 7 ]
Наследие и критика
[ редактировать ]Политический историк Карл Дойч в цитате, которую иногда ошибочно приписывают Ренану, сказал, что нация — это «группа людей, объединенных ошибочным взглядом на прошлое и ненавистью к своим соседям». [ 8 ]
В работе Бенедикта Андерсона 1983 года «Воображаемые сообщества », в которой говорится, что нация — это «воображаемое политическое сообщество», утверждается, что Ренан противоречит сам себе, когда говорит, что французы, должно быть, забыли о резне в День Святого Варфоломея , но не объясняет, что это такое. Другими словами, Ренан предполагает, что все его читатели будут помнить ту самую резню, которую, по его словам, они забыли. Андерсон также указывает, что причина, по которой многие французские граждане во времена Ренана знали что-либо об этих массовых убийствах, заключалась в том, что они узнали о них в государственных школах. Таким образом, само государство сохранило знания, которые необходимо было забыть ради национальной идентичности. [ 9 ]
В книге 1995 года « Ради любви к стране: эссе о патриотизме и национализме » политический теоретик Принстонского университета Маурицио Вироли назвал эссе Ренана «самой влиятельной интерпретацией значения нации в конце девятнадцатого века» из-за его акцента на «духовном подходе». принцип», а не раса, религия или географическое положение. [ 10 ]
Другие авторы, такие как Жоксе Азурменди , считают, что на самом деле не существует такого противостояния причинам, основанным на расе, географии, истории и так далее. Он утверждает, что Ренан сохраняет свой интеллектуальный опыт, но неуловимо, то есть аргументы, которые он явно использовал в книге « Что такое нация?» не соответствуют его мышлению. Понятие «ежедневный плебисцит» было бы неоднозначным. Азурменди также утверждает, что это определение представляет собой оппортунистическую идеализацию и его следует интерпретировать в контексте франко-прусской войны и спора относительно региона Эльзас-Лотарингия . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ ежедневный плебисцит .
- ^ все вносят свой вклад в этот великий концерт человечества, который, короче говоря, является высшей идеальной реальностью, которой мы можем достичь (… которая в конечном итоге является высшей идеальной реальностью, которую мы можем достичь).
- ↑ Близкая концепция нации, образованной актом воли ( Willensentschluss ), была предложена Иоганном Готлибом Фихте до Ренана, в контексте проекта объединения Германии . Фихте использовал этот термин в другом духе, и его применение к идеалу Ренана, примером которого является Швейцарская Конфедерация, относится к началу 20 века. См. Андреа Альбрехт, Kosmopolitismus: Weltbürgerdiscurse in Literatur, Philosophie und Publizistik um 1800 , Walter de Gruyter, 2005, p. 350 ; Фелисити Раш, Немецкие образы себя и другого: националистический, колониалистский и антисемитский дискурс 1871-1918 гг. , Пэлгрейв Макмиллан, 2012, стр. 35 .
Цитаты
- ^ Ренан, Эрнест (11 марта 1882 г.). Что такое нация? [ Что такое нация? ]. Кальман Леви. п. 30. ОСЛК 958977168 .
- ^ Забвение и, я бы даже сказал, историческая ошибка — важнейший фактор создания нации .
- ^ воссоединение Северной Франции и Южной Франции стало результатом истребления и террора, продолжавшегося почти столетие .
- ↑ Дж. В. Дагон в «Эрнест Ренан» и «Вопрос о расе» утверждает, что Ренан не может считаться последователем французского расистского дипломата Гобино , как вместо этого утверждает Тодоров . По мнению Гобино, главной причиной упадка цивилизации является смешение рас. Более того, по мнению Гобино, мораль и интеллект определяются физиологией человека. Ренан, напротив, не говорит о высших и низших расах по биологическим критериям, даже в « Что такое нация?». он заявляет, что «чистая раса действительно существует». Дагон, Джейн Виктория (1999). Эрнест Ренан и вопрос расы . Батон-Руж: Университет штата Луизиана. п. 74.
- ^ Швейцария, столь хорошо сделанная, поскольку она была создана по согласию ее разных частей, имеет три или четыре языка. В человеке есть что-то превосходящее язык: это воля. цитируется по Demokratie und Hans Vorländer, Transzendenz: Die Begründung politischer Ordnungen (2014), p. 135
- ^ Максимилиан Опиц, Политика меньшинств Европейского Союза: проблемы, потенциал, перспективы , 2007 г. п. 47
- ^ Каспар Виллигер , Нация воли должна хотеть. Политическая культура Швейцарии: модель будущего или устаревшая? Издательство NZZ Libro , Цюрих, 2009. Пауль Видмер, Швейцария как нация воли , Новая Зеландия, 27 января 2011 г.
- ^ Дойч, Карл Вольфганг (1969). Национализм и его альтернативы . Случайный дом. ISBN 0394437632 .
- ^ Андерсон, Бенедикт Р.О'Г. (1991). Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении национализма (Пересмотренное и расширенное изд. Лондон: Verso, 1991), стр. 199-201. ISBN 978-0-86091-546-1
- ^ Вироли, Маурицио (14 сентября 1995 г.). Из любви к Родине: Очерк патриотизма и национализма . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-152098-3 .
- ^ Азурменди, Йоксе . История, раса, нация . Доностия: Элькар, 2014. ISBN 978-84-9027-297-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Азурменди, Жокс : «VII: Что такое нация?» В истории, расе, нации . Доностия: Элькар, 2014; стр. 355–444. ISBN 978-84-9027-297-8
Внешние ссылки
[ редактировать ](на французском языке)
- «Что такое нация?» английский перевод Что такое нация? , заархивировано из оригинала 27 августа 2011 г. , получено 25 июля 2013 г.
- «Мы нация?» Январь 1997 г. http://www.spectacle.org/197/nation.html По состоянию на 13 января 2011 г.
- Джефф Вестовер, «Национальное забвение и воспоминание в поэзии Роберта Фроста». Техасские исследования в области литературы и языка, 22 июня 2004 г.
- Проект национализма, http://www.nationalismproject.org/index.htm, по состоянию на 13 января 2011 г.