Jump to content

Фам Туан

(Перенаправлено с Фам Туана )
Фам Туан
Фам Туан в 2012 году
Рожденный ( 1947-02-14 ) 14 февраля 1947 г. (77 лет)
Статус Ушедший на пенсию
Национальность вьетнамский
Награды Герой Советского Союза
Орден Ленина
Герой Народных Вооружённых Сил
Герой Труда Вьетнама
Орден Хо Ши Мина
Космическая карьера
Народные ВВС Вьетнама / Интеркосмоса Космонавт-исследователь
Предыдущее занятие
Пилот
Классифицировать Генерал-лейтенант ВВС Вьетнама.
Время в космосе
7д 20ч 42м
Выбор 1979 Группа Интеркосмос
Миссии Soyuz 37 / 36
Знаки отличия миссии
Выход на пенсию Конец 2007 г.

Пхам Туан ( [faːm˧ˀ˨ʔ twɜn˨˩] родился 14 февраля 1947 года) — отставной ВВС Вьетнама летчик-истребитель и космонавт . Он стал первым вьетнамским космонавтом, [1] и первый человек из азиатской страны, совершивший полет в космос, когда он стартовал на борту корабля «Союз-37» в качестве космонавта-исследователя «Интеркосмоса» . [2] [3] [4] Ему было присвоено звание Героя Советского Союза .

Ранняя жизнь и военная карьера

[ редактировать ]

Фам Туан родился 14 февраля 1947 года в Кьен Сюонг , провинция Тайбинь на севере Вьетнама .

Он присоединился к Народным ВВС Вьетнама (VPAF) в 1965 году, сначала в качестве студента-механика по радиолокации, затем Туан был выбран для обучения пилотов в качестве офицера , окончив Краснодарское летное училище в Советском Союзе в качестве пилота МиГ-17 в 1967 году. затем был переведен для обучения на МиГ-21 и с 1968 по 1969 год был направлен в 910-й учебный авиаполк ВПАФ, одновременно участвуя в разработке методов ночного перехвата против воздушных налетов США, а затем с 1969 года был приписан к 923-му истребительному полку. по 1970 год, наконец, в 921-м истребительном полку с 1970 по 1973 год. [5]

В ночь с 18 на 27 декабря 1972 года во время операции «Полузащитник II» (также называемой «Рождественские бомбардировки») тогдашний майор Фам ВВС США Стратегического авиационного командования (SAC) B-52 Stratofortress как минимум десять раз вступал в бой с тяжелыми бомбардировщиками . 27-го числа Фам смог на сверхзвуковой скорости приблизиться к строю B-52 на своем МиГ-21МФ (№5121). [6] и выпустил пару ракет на расстоянии менее 4 км, визуально определив и сообщив, что его ракета(ы) поразила B-52D, в результате чего он загорелся над границей провинций Хоа Бинь Виньфук . [7] Это заявление, которое будет единственным B-52, когда-либо сбитым в бою воздух-воздух , оспаривается документами США, которые утверждают, что этот B-52 был сбит ракетой класса «земля-воздух», как и все другие B-52. 52-е, сбитые во время войны. [8] [9] «Ханой — битва при Дьенбьенфу В книге Нгуен Минь Тама в воздухе», изданной издательством Вьетнамской народной армии , автор утверждает, что Фам Туан сбил В-52 двумя авиационными самолетами К-13. ракеты «воздух» на дальность до 4 километров. [10]

«Мой самолет находился всего в 10 км от бомбардировщиков B-52, когда я их обнаружил. Выбросив внешний (топливный) бак, я немедленно запросил приказ на атаку (от GCI ). Несмотря на то, что я приближался к бомбардировщикам За звуковым барьером я почувствовал, что время движется очень медленно. Группа сопровождения противника из истребителей F-4 не обнаружила нас. Просто чтобы быть уверенным, я продолжил сокращать расстояние, в пределах 3 км, и запустил ракеты. и когда я убегал, я ясно видел моменты, когда обе ракеты взорвались против B-52, а теперь загорелись... F-4 наверняка сейчас преследовали бы меня, но я сбежал».

- Генерал-лейтенант Фам Туан вспоминает свой успешный бой против B-52D Stratofortress в ночь на 27 декабря 1972 года. [11] [12]

Туан рассказал, что, поскольку B-52 был оснащен большим количеством инфракрасных ложных целей, ему пришлось сблизиться с целью (в пределах 2-3 километров), чтобы обеспечить поражение бомбардировщика, хотя минимальная безопасная дальность пуска ракет составляет не менее 8 километров. [13] Многочисленные заявления пилотов МиГов ВПАФ о победе в бою «воздух-воздух» против боевых самолетов США были опровергнуты как потери от ракет класса «земля-воздух» или зенитной артиллерии , поскольку это считается «менее постыдным», чем поражение от вражеский пилот. [14]

В 1973 году Туану было присвоено звание Героя Народных Вооружённых Сил Вьетнама. В 1980 году Туан был удостоен звания «Герой труда Вьетнама». В 1989 году Туан получил должность «заместителя командующего» ВВС Вьетнама . В 1999 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта. В 2000 году Туан занимал должность «директора Главного управления оборонной промышленности». В конце 2007 года он ушел в отставку с государственных должностей. [15]

За свою службу Туан получил множество наград, в том числе орден Хо Ши Мина . Он также был награжден орденом Ленина и редкой честью быть одним из немногих иностранцев, удостоенных звания Героя Советского Союза .

Программа Интеркосмос

[ редактировать ]
СССР изготовил марки для программы «Интеркосмос 1980».

Туан дослужился до звания подполковника ВПАФ , а затем прошел обучение на космонавта-исследователя в совместной советско-вьетнамской космической программе. Первоначально Туана отправили в СССР на обучение на радиолокационного инженера. [16] Подходящих вьетнамских пилотов не хватало из-за того, что большинство претендентов не прошли фитнес-тесты, поэтому Туана заставили пройти летную подготовку. Благодаря этому Туан был одним из трех вьетнамских пилотов и инженеров, выбранных Советским Союзом. [17] 1 апреля 1979 года он был выбран в состав шестого международного экипажа программы «Интеркосмос» . Его дублером был Бой Тхань Лием . Туян вместе с советским космонавтом Виктором Горбатко был запущен с космодрома Байконур 23 июля 1980 года на борту космического корабля «Союз-37» к «Салют-6» космической станции . Всего за три дня до этого Туану сообщили, что он будет главным пилотом «Союза-37».

Перед полетом была отменена совместная болгарско-советская миссия. Туан беспокоился, что его путешествие постигнет та же участь. Во время полета на корабле «Союз-37» возникли технические проблемы с двигательной системой корабля «Союз-3». Туану было приказано отключить все системы и сообщить командованию о ситуации. После этого командование восстановило работу двигателя и миссия продолжилась. [15]

ТУАН_ФАМ
Соответствие в 1980 году

Во время пребывания на орбите Туан проводил эксперименты по плавлению образцов минералов в условиях микрогравитации . Он также проводил эксперименты на азолле и фотографировал Вьетнам с орбиты для картографических целей. Туан находился в космосе 7 дней, 20 часов и 42 минуты, совершив 142 витка , и вернулся на Землю 31 июля 1980 года.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Туан взял с собой в полет «Союза-37» несколько вещей. В их число входили фотографии бывшего президента Хо Ши Мина , генерального секретаря Ле Дуана , завещание Хо Ши Мина, вьетнамские флаги . Он хотел отштамповать все это на космической станции и вернуть на Землю.

Туан заявил, что его личные отношения с российскими друзьями продолжаются и по сей день. Каждый год он путешествует на большие расстояния, чтобы встретиться со своими коллегами-российскими космонавтами.

Туан женат, имеет двоих детей. Сейчас он генерал-лейтенант в отставке, директор Главного управления оборонной промышленности Министерства обороны и неизбираемый член Национальной ассамблеи Вьетнама .

См. также

[ редактировать ]
  • Топерцер, Иштван. МиГ-21 Части Вьетнамской войны. 2001, Osprey Publishing Limited. ISBN   978-1-84176-263-0 .
  1. ^ Янсон, Бетт Р.; Ричи, Элеонора Х. (1 ноября 1989 г.). Космонавтика и воздухоплавание, 1979-1984: Хронология . НАСА . п. 185, 189. LCCN   90176727 . OCLC   612706294 . Архивировано из оригинала 29 июля 2024 года . Проверено 29 июля 2024 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  2. ^ Энциклопедия астронавтики (2007). «Салют 6 ЭП-7» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 7 января 2004 года . Проверено 4 октября 2007 г.
  3. ^ Бланд, Бен (2 апреля 2011 г.). «Вьетнам: Фам Туан» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 29 июля 2024 года . Проверено 29 июля 2024 г.
  4. ^ Ури, Джон (26 мая 2022 г.). «Месяц наследия американцев азиатского происхождения, коренных жителей Гавайских островов и островов Тихого океана» . НАСА . Архивировано из оригинала 29 июля 2024 года . Проверено 29 июля 2024 г.
  5. ^ ООО, Овем Ко. «Генерал-лейтенант Фам Туан и кровавый урок при противостоянии «летающей крепости» B-52» . phongkhongkhongquan.vn . Проверено 25 апреля 2022 г.
  6. ^ Три, Дэн (18 декабря 2017 г.). «Как герой Фам Туан сбил самолет B52?» . Электронная газета «Дан Три» (на вьетнамском языке) . Проверено 29 апреля 2022 г. Фотография истребителя МИГ-21МФ (№5121), пилотируемого Фамом Туаном, использованного при сбитии B-52 в ночь на 27 декабря 1972 года. (Фото: Нгуен Зыонг).
  7. ^ Toperczer, 2015, стр. 223. В ночь на 27 декабря 1972 года Фам Туан на МиГ-21МФ № 5121 сбил бомбардировщик B-52D над границей провинций Хоа Бинь-Винь Фу.
  8. ^ Топерчер, с. 66
  9. ^ Традиция-История, ПВО-ВВС. «Генерал-лейтенант Фам Туан и кровавый урок при противостоянии «летающей крепости» B-52» . phongkhongkhongquan.vn . Проверено 25 апреля 2022 г.
  10. ^ Нгуен Минь Там (редактор). Ханой – Дьенбьенфу в воздухе. Издательство Народной Армии. Ханой. 2008. с. 172.
  11. ^ НОАК-КД АРМИЯ, ПВО-ВВС. «Генерал-лейтенант Фам Туан и кровавый урок при противостоянии «летающей крепости» B-52» . phongkhongkhongquan.vn . Проверено 25 апреля 2022 г.
  12. ^ Топерцер, 2015, стр. 223.
  13. ^ danviet.vn (20 декабря 2021 г.). «Генерал-лейтенант, Герой-космонавт Фам Туан: Герои не стареют» . danviet.vn (на вьетнамском языке) . Проверено 25 апреля 2022 г.
  14. ^ Гордон, Ефим «МиГ-21» ISBN   978-1-85780-257-3
  15. ^ Jump up to: а б ВнЭкспресс. «Герой Фам Туан: «Однажды я подумывал уйти без даты и вернуться» » . vnexpress.net (на вьетнамском языке) . Проверено 2 мая 2021 г.
  16. ^ Блэнд, Бен (1 апреля 2011 г.). «Вьетнам: Фам Туан» . Журнал ФТ . Проверено 2 мая 2021 г.
  17. ^ ВнЭкспресс. «Герой Фам Туан доставил вьетнамский флаг в космос» . vnexpress.net (на вьетнамском языке) . Проверено 2 мая 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Мишель, Маршал Л. (2007). Столкновения: воздушный бой над Северным Вьетнамом, 1965–1972 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-519-6 .
  • Топерчер, Иштван (2015). МиГ-асы вьетнамской войны . США: Schiffer Publishing, Ltd. ISBN.  978-0-7643-4895-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 958ef03d348e8d0d729177ed148aa4ed__1722713520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/ed/958ef03d348e8d0d729177ed148aa4ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phạm Tuân - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)