Битва при Ла-Рошели
Битва при Ла-Рошели | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Каролинской фазы Столетней войны. | |||||||
Морское сражение при Ла-Рошели, хроника Жана Фруассара , 15 век. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Англия | Кастилия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Граф Пембрук ( военнопленный ) | Амбросио Бокканегра | ||||||
Сила | |||||||
14–57 кораблей и барж. [1] [2] [3] | 22 корабля [1] [4] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
48 кораблей потоплены или захвачены [1] 400 рыцарей и 8000 солдат взяты в плен. [1] Весь флот потоплен или захвачен [1] [5] 800 человек убиты От 160 до 400 пленных рыцарей. [5] | незначительный |
Битва при Ла-Рошели — морское сражение, произошедшее 22 и 23 июня 1372 года. [6] между кастильским флотом под командованием кастильского альмиранта Амбросио Бокканегра и английским флотом под командованием Джона Гастингса, 2-го графа Пембрука . Кастильский флот был отправлен атаковать англичан у Ла-Рошели , осажденной французами. Помимо Бокканегра, другими кастильскими командирами были Кабеса де Вака, [7] Фернандо де Пеон [8] и Руй Диас де Рохас. [9]
Пембрук был отправлен в город с небольшой свитой из 160 солдат, 12 000 фунтов стерлингов и инструкциями использовать деньги для набора армии из 3 000 солдат вокруг Аквитании как минимум на четыре месяца. [10] Численность флота оценивается как между 12 галерами, данными кастильским летописцем и капитаном флота Лопесом де Айяла , и 40 парусными кораблями, из которых три корабля были военными кораблями, и 13 баржами, упомянутыми французским летописцем Жаном Фруассаром . Вероятно, он состоял из 22 кораблей, главным образом галер и некоторого количества наосов (караков) трех- или четырехмачтовых океанских парусников. Английский флот, вероятно, состоял из 32 кораблей и 17 небольших барж водоизмещением около 50 тонн. [11]
Победа кастильцев была полной, и весь английский флот был захвачен или уничтожен. По возвращении на Пиренейский полуостров Бокканегра захватил еще четыре английских корабля у Бордо . [12] Это поражение подорвало английскую морскую торговлю и поставки через Ла-Манш и поставило под угрозу их гасконские владения. [13]
Фон
[ редактировать ]В 1372 году английский монарх Эдуард III планировал важную кампанию в Аквитании под руководством нового наместника герцогства графа Пембрука. Он заключил контракт на годовую службу в герцогстве со свитой из 24 рыцарей, 55 оруженосцев и 80 лучников, помимо других рот во главе с сэром Хью Калвли и сэром Джоном Деверо , которые в конце концов не служили или не появлялись. Пембруку было дано 12 000 фунтов стерлингов с указанием использовать эти деньги для набора армии из 500 рыцарей, 1500 оруженосцев и 1500 лучников во Франции как минимум на четыре месяца. Один из клерков Эдварда, Джон Уилтон, был назначен сопровождать графа и управлять средствами. [14]
Граф Пембрук, его свита и Уилтон погрузились в Плимут на борт транспортного флота, который не был готов к серьезному сражению. [15] Кастильский летописец Перо Лопес де Айала подсчитал, что этот флот насчитывал 36 кораблей, тогда как летописец французского двора оценил его в 35. Жан Фруассар в одном из двух своих описаний битвы назвал английские силы «возможно» 14. корабли. Флот из 20 судов считается заслуживающей доверия силой. Сэр Филип Куртенэ, адмирал Запада, обеспечил эскорт тремя более крупными боевыми кораблями (большого тоннажа и с лучными башнями). [2]
К тому времени английское правление в Аквитании оказалось под угрозой. [16] С 1370 года большая часть региона попала под власть Франции. В 1372 году Бертран дю Гесклен осадил Ла-Рошель. Чтобы ответить на требования франко-кастильского союза 1368 года, король Кастилии Генрих II Трастамара отправил в Аквитанию флот под командованием Амбросио Бокканегра, которому помогали Кабеса де Вака, Фернандо де Пеон и Руи Диас де Рохас. Размер этого флота также неизвестен. [17] По словам Лопеса де Айялы, он состоял из 12 галер . Фруассар в своем первом отчете упомянул 40 парусных кораблей и 13 барж, но позже сократил это число до 13 галер. В Quatre Premiers Valois и Chronique des Pays-Bas упоминаются соответственно 20 и 22 галеры. [4]
Боевой
[ редактировать ]21 июня английский флот прибыл в Ла-Рошель, и битва началась, когда корабли Пембрука подошли к гавани. Он находился в начале залива , который был частично несудоходен при малой воде. Первые атаки кастильцев встретили сильное сопротивление. Англичане, несмотря на меньшую численность, энергично защищались. В сумерках, когда поднялся прилив, два флота разделились. По словам Фруассара, хотя они и потеряли два или четыре судна, англичане еще не были побеждены. Затем Пембрук отошел от берега, а Бокканегра бросил якорь перед Ла-Рошель. В «Хрониках четырех премьер-министров Валуа» , в отличие от Лопеса де Айялы и Фруассара, подразумевается, что в первый день произошли лишь некоторые стычки, поскольку Бокканегра приказал бы своим галерам отойти, зарезервировав их для основных действий. Согласно этой хронике, места стоянки поменялись местами: англичане у города, а кастильцы в открытом море. [4]
Фруассар описал дискуссию между Пембруком и его людьми в ночь с 21 на 22 июня о том, как выбраться из ловушки. Попытка бегства под покровом ночи была отклонена из-за опасений перед кастильскими галерами, как и еще одна попытка войти в Ла-Рошель из-за малой осадки прохода. В конце концов отлив оставил английские корабли на мели. Кастильские галеры могли свободно маневрировать на мелководье. Это дало им решающее тактическое преимущество. [5] Дополнительным препятствием для англичан была более высокая осадка кастильских кораблей, что позволяло их экипажам строить деревянные брустверы и метать стрелы и болты с более высокой позиции. [18] [8] Кастильские суда были оснащены арбалетами , которые развязывали ссоры на деревянных палубах английских кораблей. [18] Когда утром 22-го числа бой возобновился, кастильцам удалось поджечь некоторые из них, распылив масло на палубы и снасти , а затем поджег их горящими стрелами. [5] Многие англичане были убиты или сожжены заживо, а другие сдались, в том числе Пембрук. Испанский военно-морской историк Сесарео Фернандес Дуро утверждает, что английские пленные насчитывали 400 рыцарей и 8000 солдат, не считая убитых. [19] По оценкам английских хроник, число жертв составляет около 1500 человек, 800 человек погибло и от 160 до 400 пленных. Весь флот был уничтожен или захвачен, а 12 000 фунтов стерлингов попали в руки кастильцев. Поражение англичан с самого начала казалось неизбежным из-за большого неравенства сил. [5]
Последствия
[ редактировать ]Битва при Ла-Рошели была первым важным поражением английского флота в Столетней войне; [5] более того, историк Дж. Х. Рамзи описал это как худшее поражение, когда-либо нанесенное английскому флоту: [20] Его влияние на ход войны было значительным: Ла-Рошель была потеряна 7 сентября. За ним во второй половине года последовал захват почти всех Пуату , Ангумуа и Сентонжа , которые Бертран дю Геклен очистил от английских гарнизонов. [21] Некоторые авторы утверждают, что это сражение стоило Англии превосходства на море вдоль французского побережья, но другие с этим не согласны, хотя и утверждают, что военно-морская политика Англии стала ошибочной. [22] [23] Планируемые ресурсы для поддержки притязаний Джона Гонта на кастильский трон были в значительной степени приостановлены, а большую экспедицию под руководством самого Эдуарда III пришлось отложить из-за встречного ветра. [24]
Англичанам понадобился год, чтобы восстановить свой флот усилиями четырнадцати городов. В апреле 1373 года мощные силы под командованием Уильяма де Монтакьюта, графа Солсбери , отплыли в Португалию . Им командовали адмиралы Невилл и Куртенэ, разделенные на две дивизии: первая состояла из 15 кораблей и 9 барж, а вторая - из 12 кораблей и 9 барж, всего 44 боевых корабля. Другие корабли и баржи присоединились к большой концентрации, и к июлю в Солсбери было 56 кораблей с экипажем из 2500 моряков и армия из 2600 солдат. Эта кампания 1373 года оказалась успешной: среди прочего, произошло сожжение кастильского торгового конвоя в Сен-Мало . [25] В отместку Фернандо Санчес де Товар , сменивший Бокканегра на посту майора-адмирала Кастилии после его смерти в 1374 году, объединил силы с французским адмиралом Жаном де Вьеном против Англии. Морское превосходство в Ла-Манше, завоеванное в битве при Ла-Рошели, позволило союзному флоту разграбить и сжечь остров Уайт и английские порты Рай , Роттингдин , Винчелси , Льюис , Фолкстон , Плимут , Портсмут и Гастингс в период с 1374 по 1380. Местные рекрутские войска, собранные графом Арунделом, потерпели поражение в сухопутном сражении при Льюисе . В 1380 году объединенный флот поднялся по Темзе и поджег . Грейвсенд [26] [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фернандес Дуро 1894 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Шерборн и Так, 1994 , с. 42.
- ^ Hill & Ranft 2002 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Шерборн и Так 1994 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шерборн и Так, 1994 , с. 44.
- ^ Шерборн, JW (1969). «Битва при Ла-Рошели и война на море, 1372–1375 гг.» . Исторические исследования . 42 (105): 17–29. дои : 10.1111/j.1468-2281.1969.tb02322.x . ISSN 1468-2281 .
- ^ «Путешествие Кабеса де Вака по Средней Северной Америке 1528-1536 гг.» . www.sjsu.edu . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Николас, сэр Николас Харрис (1847). История Королевского флота: 1327-1422 гг . Р. Бентли. стр. 142–44.
- ^ Вильялон, Эндрю; Кагай, Дональд (17 июля 2017 г.). Выиграть и проиграть средневековую битву: Нахера (3 апреля 1367 г.), пиррова победа Черного принца . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-34580-5 .
- ^ Шерборн и Так 1994 , с. 41.
- ^ Люсе 1862 , стр. 232–234; Де Смет 1856 , с. 259.
- ^ «Морское сражение 1372 года при Ла-Рошели» . Мелилья, Море и окружающая среда (на испанском языке). 23 февраля 2021 г. Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям, Хант; Пул, РЛ; Оман, К. (1906). История Англии. Том 4 . Рипол Классик. стр. 100-1 5–6. ISBN 978-5-87804-823-1 .
- ^ Сумма 2012 , с. 138; Шерборн и Так 1994 , стр. 16–17.
- ^ Шерборн и Так 1994 , с. 17.
- ^ Харрисс 2006 , с. 410.
- ^ Хард Фернандес 1894 , стр. 129–130.
- ^ Перейти обратно: а б Суммирование 2012 , с. 193.
- ^ Фернандес Дуро 1894 , с. 132.
- ^ Рамзи 1913 , стр. 22–23.
- ^ Харрисс 2006 , с. 414.
- ^ Виллалон и Кагай 2005 , с. xxxvi.
- ^ Шерборн и Так 1994 , с. 50.
- ^ Сумма 2012 , с. 144.
- ^ Шерборн и Так 1994 , стр. 49–50.
- ^ Диас Гонсалес, Кальдерон Ортега (2001), с. 344-45
Библиография
[ редактировать ]- Де Смет, Джей Джей (1856). Сборник хроник Фландрии. Corpus Chronicorum Flandriae [ Хроники Фландрии ] (на французском языке). Брюссель. OCLC 769107741 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Диас Гонсалес, Франсиско Хавьер; Кальдерон Ортега, Хосе Мануэль (2001). «Адмиралы «золотого века» средневекового кастильского флота». В средневековой Испании (на испанском языке). Мадрид. ISSN 0214-3038 .
- Фернандес Дуро, Чесарео (1894). Военно-морской флот Кастилии от его возникновения и борьбы с флотом Англии до его реформирования в военно-морской флот Испании ( ] на испанском языке). Мадрид: Эл. Редакционный прогресс. OCLC 819788512 .
- Харрисс, Джеральд (2006). Формирование нации: Англия, 1360–1461 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-921119-1 .
- Хилл, младший; Ранфт, Брайант (2002). Оксфордская иллюстрированная история Королевского флота . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860527-7 .
- Люс, Симеон (1862). Хроника первых четырёх Валуа, 1327–1393 . Французское историческое общество. Париж. OCLC 832201593 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Рамзи, Дж. Х. (1913). Бытие Ланкастера: или Три правления Эдуарда II, Эдуарда III и Ричарда II, 1307–1399 гг . Том. II. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. OCLC 162857283 .
- Шерборн, JW; Так, Энтони (1994). Война, политика и культура в Англии четырнадцатого века . Лондон: Континуум. ISBN 1-85285-086-8 .
- Сумпшн, JPC (2012) [2009]. Разделенные дома: Столетняя война . Том. III (пбк. ред.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-24012-8 .
- Вильялон, LJ Эндрю; Кагай, Дональд Дж. (2005). Столетняя война: более широкий взгляд . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-13969-9 .