Министерство Рейтер

Министерство Рейтера — правительство, действовавшее в Люксембурге с 28 сентября 1918 года по 20 марта 1925 года, возглавляемое Эмилем Ройтером . Он возник в результате выборов в Палату 28 июля и 4 августа 1918 г. и был перестановлен 5 января 1920 г. в результате выборов 26 октября 1919 г. 15 апреля 1921 года произошли новые перестановки, когда либералы покинули правительство.
Формирование
[ редактировать ]28 июля и 4 августа 1918 года прошли выборы в Палату депутатов , которая должна была пересмотреть Конституцию . [ 1 ] В состав Учредительного собрания вошли:
- 23 депутата Партии правых
- 12 социалистов
- 10 либералов
- 5 членов Народной партии
- 2 члена Национальной партии
- 1 независимый [ 1 ]
После Леона Кауфмана отставки Эмиль Рейтер сформировал правительство, которое представляло собой коалицию четырех основных партий. [ 1 ] 15 мая 1919 г. Палата одобрила закон о пересмотре Конституции. [ 1 ] Политическая ситуация в стране должна была навсегда измениться благодаря введению всеобщего избирательного права для всех граждан Люксембурга, мужчин и женщин, в возрасте старше 21 года; и введение пропорционального представительства . [ 1 ] Число имеющих право голоса увеличилось с 14% до 56% населения. [ 1 ] Всеобщее избирательное право положило окончательный конец режиму знати, правившего в рамках системы ограниченного избирательного права, и положило начало эпохе партийной политики. [ 1 ] Партия правых победила на первых выборах, проведенных по новой системе 26 октября 1919 года. [ 1 ] Католики получили 27 мест и, таким образом, абсолютное большинство в 48-местной палате. [ 1 ] Социалисты получили 9 мест, либералы — 7, Национальная независимая партия — 3, Народная партия — 2. [ 1 ]
Эта демократизация была на руку политическим правым. Это была страна, где, несмотря на промышленную революцию , большая часть населения придерживалась сельского, традиционного и консервативного менталитета. [ 2 ] Либерализм, доминировавший на политической сцене XIX века, утратил свои позиции. [ 2 ] В Учредительном собрании либералы все еще пытались вести арьергардную борьбу, выступая против избирательного права женщин, поскольку они предполагали, что женщины с большей вероятностью будут голосовать за консервативные партии. [ 2 ] Это сопротивление было напрасным. [ 2 ]
Партия Правых (и ее преемница, CSV ) должна была возглавлять правительство до конца столетия, за двумя исключениями (1925–1926 и 1974–1979 годы). [ 2 ]
Принимая во внимание новое большинство в законодательном органе, министры Коллар, Лиш (либерал) и Вельтер (независимый) подали в отставку. [ 2 ] Однако Великая Княгиня и Премьер-министр отказались принять предложение, поскольку хотели сохранить национальное союзное правительство. [ 2 ] Коллар покинул правительство в январе 1920 года, Лиш и Вельтер — в апреле 1921 года. [ 2 ] С тех пор кабинет состоял только из правых. [ 2 ] Этого не изменили частичные выборы, состоявшиеся в округах Центр и Норд 28 мая 1922 года, хотя либералы улучшили свои результаты за счет социалистов. [ 2 ]
Внешняя политика
[ редактировать ]После перемирия 11 ноября 1918 года немецкие войска покинули страну, уступив место союзным армиям, которые прошли через Люксембург и оккупировали Рейнскую область . [ 3 ] В течение шести месяцев союзные войска находились в Люксембурге для поддержания линий снабжения. [ 3 ] Это военное присутствие должно было оказаться полезным инструментом поддержания внутреннего порядка. В революционный период января 1919 года правительство обратилось к французским войскам с просьбой восстановить общественный порядок. [ 3 ]
Экономический партнер
[ редактировать ]Поражение Германии сделало существующие договоры Люксембурга устаревшими. [ 3 ] Под давлением союзников 19 декабря 1918 года правительство Люксембурга отказалось от членства в Zollverein и лишило Германию прав на свои железные дороги. [ 3 ] Поскольку Люксембург не мог долго жить в изоляции, ему пришлось найти нового экономического партнера. [ 3 ] Уже в 1917 году была создана комиссия для изучения экономических проблем, вызванных войной и ее последствиями. [ 3 ] Представители сталелитейной промышленности и сельского хозяйства выразили решительное предпочтение Франции как экономическому партнеру. [ 3 ] Только виноделы были за партнерство с Бельгией, где им было бы легче продавать свою продукцию. [ 3 ] 21 февраля 1919 года правительство Рейтера начало одновременные переговоры с Францией и Бельгией. [ 3 ]
Переговоры с бельгийцами велись лишь с намерением оказать дополнительное давление на Францию, как инструмент переговоров. [ 3 ] Однако переговоры с французами не продвинулись. [ 3 ] Правительство Рейтера решило вынести этот вопрос на референдум. [ 3 ] Была надежда, что голос народа произведет впечатление в то время, когда победители войны перерисовывали карту Европы в соответствии с принципами вильсоновского самоопределения. [ 3 ] 28 сентября 1919 года 73% люксембургских избирателей высказались за экономический союз с Францией. [ 3 ]
Однако правительству Люксембурга пришлось ждать еще несколько месяцев, прежде чем французы раскрыли свою игру. [ 3 ] 10 мая посол Франции сообщил правительству Люксембурга, что его страна не намерена создавать экономический союз, и посоветовал ему повернуться в сторону Бельгии. [ 3 ] Заключив военный пакт с Бельгией, Франция больше не нуждалась в Люксембурге. [ 3 ] С началом войны бельгийские власти проявили аннексионистские тенденции по отношению к Великому Герцогству. [ 3 ] В 1917 году Франция отказалась от каких-либо амбиций в отношении Люксембурга, но держала это в секрете от люксембургского правительства, чтобы скрыть намерения французских переговорщиков. [ 3 ] После войны Франция намеревалась воспользоваться люксембургским вопросом, убедив Бельгию заключить военный пакт. [ 3 ] [ 4 ] После заявления Франции правительство Люксембурга возобновило переговоры с Бельгией. [ 4 ] Они шли медленно, но завершились 25 июля 1921 года подписанием договора о таможенном и валютном союзе между двумя странами. [ 4 ] Бельгийско -Люксембургский экономический союз вступил в силу в марте 1922 года. [ 4 ] Договор предусматривал отмену таможенных барьеров между двумя странами, общий внешний тариф , общую торговую политику под руководством Бельгии и валютную ассоциацию. [ 4 ] Бельгийский франк стал общей валютой, в то время как Люксембург, однако, сохранил за собой право печатать люксембургские банкноты. [ 4 ] Экономический союз никогда не был идеальным, поскольку договор не требовал гармонизации налоговых систем. [ 4 ]
Лига Наций
[ редактировать ]Связанный своим нейтральным статусом и прочно закрепленный в сфере влияния Германии, Люксембург не проводил реальной внешней политики до Первой мировой войны. [ 4 ] Нарушение ее нейтралитета в 1914 году и сомнение в ее независимости в 1918-1919 годах показали правительству Люксембурга, что необходимо играть свою роль на международной арене. [ 4 ] Люксембург не был приглашен на Парижскую мирную конференцию и не был одним из членов-учредителей Лиги Наций, учрежденной Версальским договором . [ 4 ] С 1919 года правительство Рейтера предприняло шаги для принятия Великого Герцогства в Лигу Наций. [ 4 ] Поначалу казалось, что невооруженный нейтралитет Люксембурга представляет собой препятствие для ее приема, поскольку устав Лиги предусматривал проход войск через территорию государств-членов и участие в экономических и финансовых санкциях против гипотетической воюющей стороны. [ 4 ] В то же время Великобритания считала небольшой размер территории Люксембурга проблемой. [ 4 ] Правительству Рейтера удалось преодолеть эти возражения, отчасти намекнув на возможность пересмотра Конституции Люксембурга. [ 4 ] 16 декабря 1920 года сессия Лиги Наций в Женеве единогласно проголосовала за принятие Люксембурга. [ 4 ] Позже правительство Люксембурга, осознавая приверженность населения принципу нейтралитета, позволило пересмотру конституции затянуться; оно никогда не вступит в силу. [ 4 ]
Внутренняя политика
[ редактировать ]Как только оккупация закончилась, правительству Рейтера пришлось столкнуться с внутренним кризисом. [ 5 ] После ухода Германии, 10 и 11 ноября 1918 года, в городе Люксембурге был сформирован Совет по той же модели, что и рабоче-крестьянские советы в России. [ 5 ] В палате депутатов либералы и социалисты требовали прекращения монархии, обвиняя великую княгиню в партийном вмешательстве на политическую арену и в слишком близкой близости к немецким оккупантам. [ 5 ] Их предложение было практически отклонено. [ 5 ]

На международной арене правительство столкнулось с враждебностью по отношению к Великой Княгине. 23 декабря 1918 года французское правительство отказалось принять люксембургских министров в Париже. [ 5 ] Эмиль Ройтер, Огюст Лиш и Николя Вельтер вернулись в Люксембург с пустыми руками, где неприятности продолжались. [ 5 ] 9 января 1919 года Компания добровольцев восстала , и Комитет общественной безопасности провозгласил республику. [ 5 ] Эти движения не получили поддержки большинства и были быстро подавлены вмешательством французских войск. [ 5 ] Но положение великой княгини Марии-Аделаиды было окончательно скомпрометировано. [ 5 ] Министры убедили ее, что отречение в пользу младшей сестры Шарлотты — единственный способ спасти монархию. [ 5 ] 15 января 1919 года новая Великая Княгиня принесла присягу на Конституции. [ 5 ] Правительству Рейтера удалось справиться с кризисом. Чтобы укрепить легитимность великой герцогини Шарлотты , правительство решило добиться подтверждения этого решения избирателями. [ 5 ] На референдуме 28 сентября 1919 года люксембуржцам было предложено выразить свои пожелания относительно экономического будущего страны, политического режима (монархия против республики) и лично Великой Княгини. [ 5 ] Подавляющее большинство (80%) высказались за сохранение монархии, которая теперь могла опираться как на конституционную, так и на демократическую легитимность. [ 5 ]
Социальная политика
[ редактировать ]Развитие массовых профсоюзов и недолговечное создание Совета после войны выявили глубокое беспокойство в люксембургском обществе. [ 6 ] С 1914 по 1920 год покупательная способность упала на 300%. [ 6 ] По сути, от роста цен и нехватки продовольствия пострадала рабочая сила – рабочие, частные служащие или государственные служащие. [ 6 ] Чтобы разрядить возможно взрывоопасную ситуацию в обществе, правительство Рейтера пошло по пути уступок. [ 6 ] Его социальная политика была вдохновлена немецким законодательством. [ 6 ] Руководствуясь требованиями рабочего движения, оно ввело с 14 декабря 1918 8-часовой рабочий день без понижения заработной платы. [ 6 ] 26 апреля 1919 года правительство постановило создать фабричные советы в промышленных предприятиях со штатом более 50 рабочих. [ 6 ] Этот орган примирения позволил представителям рабочих вести переговоры об улучшении их оплаты и условий труда. [ 6 ] Разрываясь между конфликтующими интересами работодателей и работников, правительство начало отступать. [ 6 ] Следовательно, после большого протеста оно распространило фабричные советы на все предприятия с числом рабочих не менее 15 человек. [ 6 ]
Несмотря на эти меры, в 1921 году разразился кризис. [ 6 ] В ответ на массовые увольнения и сокращение заработной платы в сталелитейной промышленности профсоюз горняков и металлистов (BMIAV) начал длительную забастовку. [ 6 ] Правительство первоначально воздерживалось от вмешательства в трудовой спор. [ 6 ] Однако забастовочное движение начало приобретать революционные черты. [ 6 ] 1 марта забастовщики заняли завод в Дифферданже. [ 6 ] Поддавшись опасениям предпринимателей и под давлением послов Франции и Бельгии, Эмиль Ройтер декретом от 11 марта 1921 года упразднил фабричные советы. [ 6 ] Правительство обратилось к французским войскам, которым удалось навести порядок в районе добычи вместе с люксембургскими жандармами и солдатами роты добровольцев. [ 6 ] [ 7 ] Забастовка сталелитейщиков провалилась еще и потому, что она не смогла мобилизовать рабочих в других отраслях. [ 7 ]
После войны правительство значительно улучшило условия труда частных служащих, государственных служащих и железнодорожников. [ 7 ] Закон от 31 октября 1919 г. предоставил частным работникам ряд преимуществ, отличавших их от рабочих физического труда: отдельные делегирования, 8-часовой рабочий день, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью от 10 до 20 дней в зависимости от стажа работы, а также меры, обеспечивающие гарантию занятости. [ 7 ] Указ Великого Герцога от 14 мая 1921 года предоставил железнодорожникам статус, аналогичный статусу государственных служащих, особенно в отношении пенсий и гарантий занятости. [ 7 ] Заработная плата госслужащих, в свою очередь, индексировалась с учетом инфляции. [ 7 ] Извлекая уроки из забастовки, правительство создало различные органы для обсуждения и достижения консенсуса. [ 7 ] Закон от 4 апреля 1924 г. создал пять профессиональных палат: Торговую палату, Палату ремесленников, Палату труда, Палату частных служащих и Сельскохозяйственную палату. [ 7 ]
Экономическая политика
[ редактировать ]Валюта
[ редактировать ]Выход Люксембурга из таможенного союза с Германией привел к глубокой реструктуризации экономики Люксембурга, особенно в отношении валюты. [ 8 ] До 1918 года в Люксембурге обращались в основном немецкие деньги, а люксембургские франки играли лишь незначительную роль. [ 8 ] Правительство воспользовалось выходом из Zollverein, чтобы создать настоящую национальную валюту, символ своего суверенитета. [ 8 ] Декрет от 11 декабря 1918 г. регулировал обмен 200 миллионов немецких марок, находящихся в обращении, на люксембургские франки. [ 8 ] Эта сделка повлекла за собой ряд логистических проблем. [ 8 ] Печать новых банкнот продолжалась недостаточно быстро, а курс 1,25 некоторые считали неоправданной щедростью по отношению к инвесторам со стороны государства. [ 8 ] Новый франк не был обеспечен никакими золотыми резервами и не имел никакой ценности за рубежом. Правительство также намеревалось создать валютный союз с новым экономическим партнером Люксембурга. [ 8 ] Валюта этого партнера будет законным платежным средством в Великом Герцогстве. [ 8 ] Вопрос валюты занимал центральное место в переговорах, которые привели к созданию Бельгийско-Люксембургского экономического союза. [ 8 ] В 1921 году Великое Герцогство заняло 175 миллионов бельгийских франков. [ 8 ]
Сталелитейная промышленность
[ редактировать ]Экономическая переориентация после войны затронула прежде всего сталелитейную промышленность, в которой французский и бельгийский капитал теперь заменил немецких инвесторов. [ 8 ] Заводы, принадлежавшие Германии, были приобретены франко-бельго-люксембургскими консорциумами. [ 8 ] Были созданы две новые компании: Hadir и Sociétémetallurgique des Terresrouges. [ 8 ] Правительство почти не вмешивалось в реструктуризацию промышленности, которую проводили великие капитаны сталелитейной промышленности, такие как Эмиль Майриш или Гастон Барбансон. [ 8 ]
железные дороги
[ редактировать ]После войны люксембургские железные дороги также перешли в другие руки. [ 9 ] После перемирия французские военные власти оккупировали основную сеть. [ 9 ] Линии Гийома-Люксембурга эксплуатировались в интересах французского государства, как и линии Шемен-де-фер-Д'Эльзас и Лотарингия. [ 9 ] 19 декабря 1918 года правительство Люксембурга вышло из железнодорожного договора с Германией. [ 9 ] Однако Бельгия также была заинтересована в использовании основной сети Люксембурга. [ 9 ] Франция согласилась уйти, если правительства Бельгии и Люксембурга достигнут соглашения, но тем временем продолжала эксплуатировать Гийома-Люксембурга. [ 9 ] Договор BLEU предусматривал решение вопроса о железных дорогах. [ 9 ] В мае 1924 года Рейтер подписал договор с Бельгией, который требовал объединения сетей Гийома-Люксембурга и Принца-Анри под управлением Совета директоров, в котором представители Бельгии имели бы большинство. [ 9 ] 20 января 1925 года Палата депутатов, движимая антибельгийскими настроениями, отклонила договор, спровоцировав правительственный кризис. [ 9 ] ARBED , опасавшаяся влияния Société Générale de Belgique на железные дороги Люксембурга, также выступила против планов правительства. [ 9 ]
Состав
[ редактировать ]28 сентября 1918 г. - 5 января 1920 г.
[ редактировать ]- Эмиль Рейтер : государственный министр, глава правительства, генеральный директор иностранных дел и внутренних дел.
- Николас Вельтер : генеральный директор по образованию
- Огюст Лиш : генеральный директор по вопросам юстиции и общественных работ
- Альфонс Нейенс : генеральный директор по финансам
- Эжен Огюст Коллар : генеральный директор по сельскому хозяйству, промышленности и труду
5 января 1920 г. - 15 апреля 1921 г.
[ редактировать ]- Эмиль Ройтер (Правая партия): государственный министр, глава правительства, генеральный директор иностранных дел и внутренних дел.
- Николас Вельтер : генеральный директор по образованию и общественным работам
- Альфонс Нейенс (справа): генеральный директор по финансам
- Раймонд де Ваха (справа): генеральный директор по сельскому хозяйству и социальному обеспечению
- Антуан Пескатор (либералы): генеральный директор по торговле, промышленности и труду.
15 апреля 1921 г. - 20 марта 1925 г.
[ редактировать ]- Эмиль Ройтер (справа): государственный министр, глава правительства, генеральный директор по иностранным делам.
- Альфонс Нейенс (справа): генеральный директор по финансам
- Раймонд де Ваха (справа): генеральный директор по сельскому хозяйству, промышленности и социальному обеспечению
- Гийом Лейденбах (справа): генеральный директор юстиции и общественных работ ( ушел в отставку 14 марта 1923 года; Гийом Суассон был назначен генеральным директором общественных работ )
- Джозеф Бек (справа): генеральный директор внутренних дел и образования
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тьюс (2011), с. 76
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тьюс (2011), с. 78
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Тьюс (2011), стр. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Тьюс (2011), стр. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тьюс (2011), с. 81
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Тьюс (2011), с. 82
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тьюс (2011), с. 83
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тьюс (2011), с. 84
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тьюс (2011), стр. 85.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бек, Симона (2019). «Референдум 1919 года – айсберг?» (PDF) . Наш город (на французском языке) (120): 42–45.
- Тьюс, Гай (2011). Правительства Великого Герцогства Люксембург с 1848 года (PDF) (на французском языке). Сервисная информация и пресса. стр. 76–87. ISBN 978-2-87999-212-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2017 г.