Притхви Нараян Шах
/
этой статьи Ведущий раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( Июнь 2024 г. ) |
Притхви Нараян Шах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Шри Панч Махараджадхираджа Саркар | |||||
![]() Притхви Нараян Шах c. 18 век | |||||
Король Горха | |||||
Правление | 3 апреля 1743 г. - 25 сентября 1768 г. [ 1 ] | ||||
Коронация | 3 апреля 1743 года [ 1 ] [ 2 ] | ||||
Предшественник | Нара Бхупал Шах | ||||
Преемник | Позиция отменена | ||||
Король Непала | |||||
Правление | 25 сентября 1768 года [ 3 ] - 11 января 1775 года | ||||
Коронация | 25 сентября 1768 года | ||||
Предшественник | Позиция установлена | ||||
Преемник | Пратап Сингх Шах | ||||
Начальник непальской армии | |||||
Правление | 1743 - 1743 | ||||
Коронация | 1743 | ||||
Преемник | Шиварам Сингх Басат | ||||
Рожденный | Дворец Горха , Королевство Горха (современный район Горха , Непал ) | 11 января 1723 г. ||||
Умер | 11 января 1775 г. Девигат , Королевство Непал | (в возрасте 52 лет) ||||
Супруги | |||||
Проблема | Пратап Сингх Шах Ведум Шах Бахадур Шах Промойте Кумари Нараян Шах Вишну Шах | ||||
| |||||
Династия | Шах | ||||
Отец | Нара Бхупал Шах | ||||
Мать | [[]] | ||||
Религия | индуизм [ 4 ] |
Притхви Нараян Шах [ 5 ] (Напали : श् ब ncencet जजधज प материя व, Нааян Шри Панч Панчдхирадж Притви Нарфхи Ш. Дев Романизированный ; ५५५ : Горха ). Притхви Нараян Ша начал объединение Непала [ 6 ]
Притхви Нараян Шах считается отцом нации в Непале. [ 7 ] [ 8 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Притхви Нараян Шах родился преждевременно 7 января 1723 года в качестве первого ребенка Нара Бхупала Шаха и Каушаливати Деви во дворце Горха . [ 9 ] [ 10 ]

Образование принца Притхви Нараяна Шаха началось в возрасте пяти лет с соответствующей церемонии. В то время ответственность за обучение была передана Мокчишвоворсу Арьялу и Бхану Арьялу. Это были Упадхьяи , которые работали во дворце как астрологи, где они также были известны как Джиотиши или Джайси [ Цитация необходима ] Полем Несмотря на то, что гуру предоставили его начальное образование, обязанность развития его характера была взята королевой Чандра Прававати [ Цитация необходима ] Полем Говорят, что, увидев князей соседних штатов Танахун, Ламджунг и Каски, побаловать себя чрезмерным удовольствием, Чандра Прававати удерживала Притхви Нараян Шах от приятных или неправильных занятий. Вот почему никаких следов приятных занятий и отвлечения не может быть найдено в его ранней жизни. [ Проверка необходима ] Нарбхупал Шах хотел, чтобы Пн Шах женился на сильной семье, чтобы это помогло ему, если это необходимо. Лучшая перспектива брака, которую он считал нужным, была с Королевством Макванпур. Пн Шаху исполнилось 14 лет в 1737 году, и было решено, что он женится на Индракумари, дочери Хемкарны Сен, принцессы Макванпура в предварительном Непале. [ 11 ]
С юного возраста он интересовался делами государства своего отца и вскоре начал брать эти обязанности. Притхви Нараян Шах был ранней мечтой о завоевании Нувакота его отец потерял его в Маллас Катманду , отчасти потому, что в более ранней войне. После смерти своего отца в 1743 году н.э. Притхви Нараян Шах поднялся на трон Горха в возрасте 20 лет. Как король, он ценил своего народа и любил говорить с ними об их общих проблемах. Эта практика помогла ему установить взаимопонимание со своим народом и помогла ему понять требования граждан Горхи. Король Шах запечатал свои границы и поддерживал дружеские дипломатические отношения со своими соседями, за исключением Ост -Индской компании , которая игнорировала Непал и отказался открывать торговые отношения в то время. [ 12 ]
Царствование и военная карьера
[ редактировать ]До движения Объединения Притхви Нараяна Шаха в Непале было 54 штата. 54 штата были названы Байси Раджья и Хаубиз Раджья . В юго-восточном Терае было три штата Сена : Макаванпур, Биджаяпур и Чауданди. На Западе, от Горха до провинции Гандаки, было 24 штата. В провинции Карнали было 22 штата с династиями Каляна, Самаала, Шахи и Чанда. Наряду с Горха и Мустангом, Бхактапур, Кантипур и Лалитпур составили оставшиеся пять штатов. [ 13 ]

Когда 3 апреля 1743 года в Prithvi Narayan Shah поднялся на трон Горха, это было все еще небольшое состояние. Затем он начал созерцать методы превращения Горхи в огромное и сильное состояние. Он отправился в Варанаси, чтобы получить знания из первых рук о соседних штатах и об Индии на юг. В те дни Варанаси был одним из крупнейших торговых центров в Индии, где собрались люди из разных мест. Он встретился с разными типами людей и получил ценное представление о политических и социальных условиях индийского субконтинента. В Варанаси его тесть Абхиман Сингх, вождь Такури , приобрел для него некоторое огнестрельное оружие и количество боеприпасов. [ 14 ] [ 15 ]
Нувакот
[ редактировать ]Его первая попытка вторжения в Нувакот в 1743 году потерпела неудачу, и его правление началось с немедленного военного поражения. Завоевание Нувакота было необходимо для объединения, так как он лежал между Катманду и районом Горха, что делает его жизненно важным торговым путем в Тибет .
По возвращении в Горха из Варанаси Притхви Нараян Шах впервые предпринял шаги, чтобы победить Нувакота в дипломатической области. Он вступил в дружеский союз с вождями Ламджунга , Танахуна и Палпы . Это сделано, Притхви Нараян Шах отправил армию против Нувакота с трех направлений. Начальник Нувакота Каджи Джаянта Рана Магар (бывший Каджи Горха), зная, что Горха собирается напасть на них в ближайшем будущем, пошел на помощь Джая Пракаш Малла , короля Кантипура. Таким образом, Каджи Джаянт Рана Магар Сын Командующий Нувакотом Санкха Мани Рана Магар командовал армией Нувакот, представляющей его отца. Армия Нувакота потерпела поражение в 1744 году, и его страна перешла в руки Горхи Притхви Нараяна Шаха. [ 14 ]
Киртипур
[ редактировать ]Следующая стратегия Притхви Нараяна Шаха состояла в том, чтобы завоевать все места вокруг долины Непала, то есть Катманду и соседние регионы, и тем самым создать экономический кризис, чтобы завоевание долины Непала могло стать легче. Сначала он атаковал Киртипур, зависимость Патана и стратегического поста, командующего долиной Непала, но был значительно побежден (1757). Он сбежал с поля битвы, но его министр Калу Панде был убит. Смерть Панде означала большую потерю для Горхи, и только в 1763 году они были в состоянии возобновить политику завоевания. [ 14 ]
В 1765 году Притхви Нараян Шах снова напал на Киртипура после двух унизительных поражений. В Киртипуре король Притхви Нараян завоевал древний город с третьей попытки. Срокость, с которой завоеватели имели дело с местными жителями Киртипура, поразила террор в сердца соседних людей и облегчила завоевание. И они выиграли.
Макванпур
[ редактировать ]В 1763 году Горхас завоевал Макванпур , один из шлюзов в Непал из Бенгалии. Завоевание Макванпура, однако, принесло Притхви Нараяна Шаха в столкновении с Мир Касимом , Навабом Бенгалии. Бикрам Сен, король Макванпура, был затем взят в плен Притхвинанана Шаха. На этом Канак Сингх другой местный вождь пожаловался Навабом Мир Касим и попросил его вмешательство. «В результате этой жалобы сам Набаб пересек, отправив Гургин Хана перед ним, который прибыл недалеко от Макванпура, где вся его армия была уничтожена Набаб, вернулась в Патну». Экспедиция Касима была также определена стремлением Гургина Хана проверить силу и мастерство войск, которые он дисциплинировал, и артиллерии, которую он обучил. Похоть Гургина Хана к непальскому золоту была еще одной причиной его серьезности возглавить экспедицию, хотя Наваб консультировал против него. [ 14 ] Гургин Хан потерял множество своих людей, и ему пришлось оставить много рук.
Чаукот
[ редактировать ]Горхалис сражался в течение шести месяцев с народом Дулихеля. После этого Притхви Нараян Шах построил форт на вершине холма к югу от Чаукота и собрал большое количество войск. В связи со своими последователями он сказал каджи, что небольшие деревни были легко взяты, поскольку люди бежали, когда услышали крики нападавших, но деревня Чаукот потребовала специальных военных навыков. После этого, консультации, войска блокировали Чаукот. Некоторые из людей бежали в Пьютана через Басдол, а другие на свои места. Нарасинха Рай отправился в Махиндру Синха Рай и сказал: «Мы не можем справиться с Горхалисом с помощью пятидесяти домов. Остальные люди бежали, и я пришел, чтобы сказать вам. Не откладывайте, но скоро бегите». Махиндра Синха упрекнула его и обвинила его трусостью, сказав: «Не оставайся для меня, а убегай от твоей жизни. Что касается меня, я отказался от всей силы Горхалиса и заработал великое известное И если я не буду успешным, я оставлю свое тело на поле битвы и заработал обитель на небесах, благодаря тому, что мои сыновья и внуки получат счастье ». Затем он собрал своих верных последователей, которые желали обеспечить счастье в следующем мире и поощряли их. [ 16 ]
6 -го числа Jestha (28 мая 1757 года) произошла сильная битва, которая длилась с вечера до 12 гариса (12 часов) ночи. Горхалис, потеряв 131 человека, отступил. Битва была обновлена ежедневно в течение пятнадцати дней, без какого -либо впечатления. 6 -го числа Джета Суди вряд ли велась битва, которая продолжалась до 14 гарисов ночи. В это время солдат, отступив за Махиндру Синха, убил его ходой и копья и ранены Нарасинья в левом плече с хукури , из -за чего он упал на землю. Видя это, чаукотия бегли, и деревня была подожжена. В этой битве Горхалис потерял 201 201 человек, которые, с 131 убитыми в прежний день, дает в общей сложности 332 человека. [ 16 ]
На следующее утро Притхви Нараян Шах осмотрел поле битвы, и, увидев безжизненное тело Махиндры Синха Рай, пронзившее раны, он высоко оценил свою храбрость и послал за свою семью, что они являются родственниками такого смелого человека, могут иметь надлежащую защиту. Их привезли и кормили на королевской кухне. После этого, с легкостью взяв пять деревень, а именно, Панаути , Банепа , Нала, Хадпу и Санга, Притхви Нараян Шах вернулся в Нувакот. [ 16 ]
Долина Катманду
[ редактировать ]
После этого он намеревался завладеть долиной Катманду . Завоевание Притхви Нараяна Шаха во всем Непале было проще из -за внутренних разногласий среди непальских правителей. Ранджит Малла, начальник Бхадгаона , обратился за помощью вождя Горха из -за его вражды с вождями Патана и Катманду. [ 14 ] Притхви Нараян Шах ранее получал над сатбахальи Ранджита Малла, обещая оставить их престолом и доходом довольства номинальным суверенитетом по стране. [ 16 ]
Притхви Нараян Шах завладел Бхадгаоном, а затем он инвестировал в Патан в 1767 году. Быстрое расширение доминирований на Горха и рост власти Горха вокруг Непальской долины поставили Джая Пракаш Малла , вождя Катманду в штат Виге. Все выход и вход были остановлены, Катманду столкнулся с опасностью голода в подчинение. Долина была полностью отрезана от внешнего мира и контролировалась исключительно шахом. [ 14 ] Поняв, что Горхи не может быть побежден одной только его армией, Джая Пракаш в этом затруднительном положении искала военную помощь от президентства Бенгалии [ 14 ] отправив одного из своих посланников в Патну, чтобы попросить о помощи с Ост -Индской компанией . [ 15 ] Офицеры в Патна из Ост -Индской компании отправили сообщение в Бенгалию. [ 15 ] Ост -Индская компания воспользовалась этой возможностью и отправила предупреждение Prithvi Narayan Shah и решила отправить экспедицию, чтобы освободить Джая Пракаш.
Согласно легендам, когда Притхви Нараян Шах вошел в Дурбар Бхадгаон, он обнаружил, что короли трех городов сидели вместе, где он и его спутники смеялись. Джая Пракаш была оскорблена этим и сказала: «О Горхалис, это произошло через предательство наших слуг, иначе у вас не было бы причины для радости». Притхви Нараян Шах некоторое время разговаривал с Джая Пракаш Маллой, а затем отдал свое уважение Ранджиту Малле и с уважением попросил его продолжать править, как он до сих пор делал, хотя Притхви Нараян Шах завоевал страну. Ранджит Малла сказал, что Притхви Нараян Шах получил суверенитет благодаря благосклонности Бога и что все, что он сейчас просил, было отправлено в Бенарас . Шах умолял его остаться, но воспоминание о предательстве слуг было свежим в его памяти, и он не будет согласиться. Шах предоставил ему отпуск вместе с расходами, используемыми для путешествия. Когда Ранджит Малла достиг вершины Чандрагири Паа, он получил последний вид на Непал и со слезами на глазах воскликнул: « Сатбахальи убили моего сына Бир Нарсиньи и вызвали мне эту печаль. «Затем он прощался с Таледжу , Пашупатинатхом и Гухешвари , и пошел искать убежище с Бисвесваранатхой и Гандой . [ 16 ]
Он также занимал перевал Кути примерно в 1756 году, останавливая всю торговлю через проход и предотвращая связь с Тибетом.
Кинлох Экспедиция
[ редактировать ]
После потери Джая Пракаш Малла, из -за явного отчаяния, отправила непальского Вакельса г -ну Голдингу, коммерческому агенту Ост -Индской компании в Беттиа, чтобы обратиться за помощью к Притхви Нараян Шах. Смысл разговора между Непальским Вакельсом и Голдингом был передан Томасу Румболду , начальнику компании в Патне , 6 апреля 1767 года. Голдинг сделал веские аргументы в пользу отправки экспедиции в облегчение Джая Пракаш Малла. По его словам, если бы Малла была успешно освобождена, Ост -Индская компания получила бы свою благодарность, которая облегчит открытие связи с Тибетом через Непал, и это будет иметь большое значение для компании. Малла предлагала нести все расходы на экспедицию. [ 14 ]
Тем временем Притхви Нараян Шах уже осознал опасность военного альянса между Маллой и Ост -Индской компанией . Затем Шах отправил в Румболд письмо с просьбой о его защите для посещения Патна. Затем Румболд сообщил просьбу Шаха президенту избранного комитета. Избранное комитет по убеждению в Голдинге решило вместо этого отправить военную помощь Джая Пракаш Малле.
Избранное комитет поручил Джорджу Кинлоху, который ранее отправил экспедицию против Раджи Типпера , отправиться в Патну, чтобы он мог быть готов возглавить экспедицию против Притхви Нараяна Шаха. Соображения, которые взвешены с отборочным комитетом, чтобы принять решение о отправке военной помощи Джая Пракаш Малла, могут быть собраны из их писем. Возрождение ухудшающихся, почти мертвых, торговых отношений с Непалом и открытие торговли Тибетом через непальскую территорию были двумя из главных соображений. В соответствии с инструкциями от избранного комитета капитан Кинлох отправился в Патну, где его попросили дождаться дальнейших инструкций от г -на Румболда. В соответствии с решением комитета оказать военную помощь г -н Румболд и капитан Кинлох были заняты, собирая всю соответствующую информацию, которая, вероятно, поможет экспедиции успешно. Тем временем, Притхви Нараян Шах был беспроблемен принять посредничество в Ост -Индской компании, на которое он отправил уклончивый ответ. [ 19 ]
В июне 1767 года Непальские Вакелс Муктананда и Факир Рамдосс, которые пришли, чтобы обратиться к Ост -Индской компании от имени Джая Пракаш Малла, были рассмотрены капитаном Кинлохом в Патне с целью получения каждой информации, имеющей военное значение. Сила войска Притхви Нараяна Шаха, как говорили Вейкельс , была около 50 000 из которых снова, только 20 000 были размещены в Непальской долине, а остальные были заняты выращиванием в их родных местах. Их руки включали луки и стрелы, мечи и спички. Вакельс . также не скрывал того факта, что не было времени проиграть, так как перерыв муссона, холмистые дорожки, станут небезопасными, а реки Хилл нерастворимы Они также сообщили капитану Кинлоху, как Притхви Нараян Шах «взял десять главных городов и владение всей своей (Джая Пракаш) и держала города Катманду, Патан, Бхадган и Зеи ( так ) все заблокированы ». [ 20 ]
Общее расстояние, которое должно быть покрыто экспедиционными силами, составило 96 касс (384000 ярдов ), и путешествие должно было быть завершено на одиннадцать этапов, в течение последних шести этапов, на которых непал Раджа предложил предоставить носильщики и положения.
Экспедиция, однако, выкинула, и высокие надежды избранного комитета были разбиты на землю. Причины неудачи были изложены в серии письма, которые проходили между капитаном Кинлохом и г -ном Румболдом, последним, избранным комитетом и Судом директоров. Первая причина упомянула уничтожение основной части их положений внезапным потоком с холмов. [ 21 ] , что никакой помощи в отношении положений не было получено от Непала Раджа, и когда капитан Кинлох джанакпур достиг Другая причина заключалась в том закончились. Но даже там обещанная помощь не пришла. «Голод уставился им перед лицом. Отступление при нынешних обстоятельствах не было и сомневалось, и было невозможно надолго удержать синдхули, так как враг был отрезан все запасы провизии (Притхви Нараян Шах). [ 22 ] Но как Кинлох настаивал на том, что войска должны были встретиться с Святой рекой Багмати. Войска построили импровизированный мост и плоты, но насильственный поток смыл их, прежде чем любая армия смогла пересечь реку. Голодраем и заболел во все большем количестве, войска не выходили, кроме как заказать немедленное отступление. Отступление войска, однако, горячо преследовали Горхи, отправленные Притхи Нараян Шах. Затем капитан Кинлох, наконец, вернулся в Терай и занимал территории Бара , Парса и Хилволла. [ 14 ] Выкидыш экспедиции Kinloch позволил Притхви Нараян Шах разобраться с осажденными столицами Катманду, Патана, Бхадгаона и т. Д. К концу 1768 года ему удалось сократить все города, которые все еще протянули. «Притхви Нараян Шах чуть не вошел в Катманду из -за веселья Индра Джатра , в котором непальские были потоплены». [ 23 ] [ 24 ] [ 14 ]
Divyopadesh
[ редактировать ]
Мои маленькие страдания-это не страна страны, но четыре каста-хулиганы-все, кто знал обо всех распространенных цветах. ( Перевод. Нация - это нации, полученные моими моими 99999999999999, 38, это. )
К концу своей жизни Притхви Нараян Шах был в значительной степени обеспокоен болезнью. Он, вероятно, начал понимать, что его конец был близок, поэтому он решил организовать неофициальное заседание совета, известное как Бхардаари-Сабха. В этом сабхе он решил проинформировать своих братьев, его сына и его министров о том, почему он был вовлечен в объединение Непала и какими должны быть соответствующие политики и программы для будущего. Эта сабха продолжалась на весь день около 5/6 часов. Сообщения, которые он дал в этой сабхе, были записаны его братьями и министрами и были составлены как Divyopadesh. [ 4 ]
Внешняя политика
[ редактировать ]Притхви Нараян Шах считал штат Непал «ямсом между двумя валунами», ссылаясь на Тибет на севере и «Император морей» на юге. Он предположил, что Непал навсегда поддерживать хорошую дружбу с Тибетом. Однако в отношении его политики в отношении Ост -Индской компании он правления предложил поддерживать дружелюбие, но также и опасаться их проницательности. Шах полагал, что « Ост-Индская компания в настоящее время занимает индусскую индусскую ... если пробуждение индусов, то они придут сюда в поисках безопасных фортов». Следовательно, Притхви Нараян Шах знал своих солдат, чтобы подготовиться и строить барьеры и форты в соответствующих местах. [ 4 ] 4. адвокат Считается, что король Притхви Нараян Шах заболел в последней неделе декабря 1774 года. Затем он вызвал всех во дворец в Нувакоте и дал свой адвокат, чтобы защитить нацию для будущих поколений. Он умер утром 11 января 1775 года. Считалось, что этот адвокат был предоставлен им придворным и людям во дворце под названием «Рангмахал», который был построен в 1766 году на равнинах реки Таади в Нувакоте. 22 его адвокат к Придворные, будущие лидеры и граждане Непала встречаются на следующих страницах. 21 Mahesh C. Regmi, op., Cit. п. 13 22 Дханабаджра Баджрачарья и Тек Бахадур Шрестха (ред.), Шахкалин Абхилех, (документы периода шаха) с.85.
King Prithvi Narayan Shah’s Counsel (Upadesh)
(1) Шри Ганеш, я молюсь тебе. Пожалуйста, помогите нам, Шри Калика. Пожалуйста, помогите нам Шри 3 Шива Горакнатх. Теперь я начинаю писать о Шри 5 Притхви Нараян Шах. Шри Шри Шри 5 Старый Махараджа, после победы трех городов Непала и штатов Хиндупати (сенатские царики Макванпура, Чауданди и Биджаяпур), обращались к священникам (Гурупурохиту), шесть каст людей (Таргхар), которые помогли обеспечить царство Дравья), шесть каст людей (Таргхар), которые помогли обеспечить царство Дравья), шесть каст людей (Таргхар) Шах в Горха, первый король династии Горха Шах, братья, придворные, его Магар Дада Сурати Сингх Рана Магар и все пожилые люди который собрался в Нувакоте. (2) Они говорят, что после смерти старых людей их высказывание (обмен опытом) идет в следующее поколение. Если я скажу всем вам, вы скажете своим потомкам, и ваши потомки расскажут нашими давлениями, таким образом, это состояние будет спасено и управляется (в будущем). (3) Нашим матерям было три. Мы были воплощением Панча Пандавы (пять братьев, сыновья Кунти и Мадри в Эпике Махабхараты) из трех разных камер. (4) Мой брак был проведен в Макванпуре. Но моя невеста (Дола) не была передана мне, поэтому я посетил Макванпур, а тем временем также хотел увидеть Непал. Там я сказал Дигбэндхану Сену, решительно убедив его: «Если вы дадите мне слона Эк Данты (имея только один зуб-символ хорошего предзнаменования) и Налаха Хаар (дорогое ожерелье из алмаза и других драгоценностей), я возьму свою невесту». Полем (В противном случае ....) Я угрожал ему сказать, что я возьму ее силой, сражаясь с мечом. После этого я ушел (Макванпур). (5) Так что Непал Кинг не узнал и арестовал меня, я носил сиахху (местная густая шерсть Ткань, изношенная накрывающейся головой и обратно, как правило, наложенная фермерами и носильщиками), я гулял с Бхану Джаси (Арьял, астролог), Кулананда Джайси (Дхакал, астролог) и другие Таргар вдоль берегов реки Рапти. После того, как мы прибыли в Чандрагири, я спросил их, какой из них был Непалом, и они показали мне, что указывают на Патана, Бхактапура и Катманду. На мой взгляд, я думал, что было бы превосходно, если я стану королем всех трех городов. В одно и то же время оба Джайсиса сказали, что желания Махараджа будут выполнены. Я был удивлен и спросил их, как они узнали о моих желаниях в моей голове. Они ответили, что, пока вы смотрели в Непале (три города долины), вы кладете руку на усы. Затем мы подумали, что у вас есть желание стать королем Непала, и мы сказали об этом. Когда я также спросил, будут ли эти пожелания выполнены, они заявили, что, поскольку у вас есть высокое уважение к коровам, брахманам, гостям, факирам (йогам), богам и богиням, и у нас есть благословения Сарасвоти (богиня обучения) на наших руках) на наших руках) на наших руках) на наших руках , Вы наверняка получите состояния Непала. (6) Мы прошли через большой перевал Танкот и достигли Дхадинга, пересекая Кахларигат Треккинг день и ночь. (7) Я попросил Джайси написать заказ (Рукка) на моих трех смелых мужчин, которые были размещены в (Гаутан Ко Бирхауто: Новое поселение в Гаутане, к северо -западу от Горха) Форт Лиглиг (Аадх) на боковом холме (хава) Чепе (река). Он спросил их имена. И я дал ему их имена: Ранаджит Басат, Мэн Сингх Рокаха и Бирбхадра Патхак. Я написал их, чтобы приехать в Майорхи как можно скорее, и они прибыли. Я консультировался с ними наедине и сказал им, что у меня есть угроза Digbandhan Sen, и я видел Непал. Я держу свое внутреннее желание атаковать (Непал), что ты
say ? They suggested “go ahead and attack Maharaj”. I further asked them “when I go for attacking others, if at the same time, some others might attack on us (Gorkha), then what will happen ?” They replied to me that these Baisi Chaubisi are just frightening you (as if you are like an elephant) and assured me that they (from Gorkha side) would fight shedding the river of blood in Chepe against them, if they come (for attack). And we stood up from the secret meeting and left for Gorkha.
(8) После того, как мы приехали, мой дядя по материнской линии (наследный принц Удедот Сен, сын короля Гандхарвы Сен из Палпы), который ушел, чтобы получить даршан (паломничество, видя образ божества) Нилаканта (Госайкунда) и Пашупати через Девгат, приехал в Горха за даршан Горакхнатх, где мы встретились после его даршана. (9) Я сказал: «Дядя, я уехал в Макванпур и (на обратном пути) я видел Непал, я искренне Желание атаковать (Непал), пожалуйста, скажите мне, как будет выполнена моя миссия? Дайте мне свой хороший совет? » Он дал мне свой совет в Панчаратре. Он сказал: «Когда мы видим, мы думаем, что существует воплощение Панча Пандавы (пять братьев, включая Притхви Нараян Шах), Непал не может быть захвачен без какого -либо куруххотры (место решающей битвы между Кауравами и Пандавами в Махабхарате), Ламджунг - это «Гаруд», Горха - это «змея», а Непал - «лягушка». Итак, сначала мы должны обмануть «Гаруд», чтобы съесть «лягушку». Я сказал: «У меня есть четыре касты солдат, на которых я должен больше всего доверять, чтобы привлечь атаку, чтобы быстро поступить?» Он спросил: «Какие касты? Я сказал ему- Бахун, Хас, Магар и Такури ». Он ответил: «Бахун похож на быка, так что это грех, посылать Бахун, Такури похож на лев , поэтому лучше зависеть от Хаса для более быстрого успеха ». Он дал другой важный совет, прежде чем он ушел, что я принял во внимание. (10) Я пошел к королю Ламджунг Рипумардана Шаха. Мы встретились в Чепе Гат. Мы говорили о мир. Ключевые моменты, которые я имел в виду, из которых было бы мирное соглашение, в основном те же моменты были переданы Калу Пандей. Таким образом, сильное соглашение было возможно и установлено. Я был удивлен и подумал, что он сделал меня счастливым, но в священных автомобильных документах индуизма также написано, что казисский пост должен быть отдан ликвидации, с которым широкая публика счастлива. Я консультировался с общественностью и обнаружил, что им понравился Калу Пандей. Они посоветовали мне, если вы дадите ему кази, мы чувствуем себя защищенными. Я также зарегистрировался в Байси Чаубиси о нем и обнаружил, что он ему нравится. Несмотря на то, что я хотел дать пост Кази Бираджу Бакети, я присудил этот пост Калу Пандей, потому что он считался мудрее. (11) Тогда я подумал, что сделаю связь между Пандей и Баснатом, я попросил Калу Пандей дать Рука его дочери для брака с Кехаром Сингхом Баснатом, сыном Шиварама (Сингха) Басната. Таким образом, благодаря этой семейной связи я нанес нападение на Непал (три города-государства из долины Катманду) и выиграл его у щитов Пандиса и Мечей Баснатов. (12) Я назначил Ранаджита Басатата, Мана Сингха Рокаха и Бирбхадра Патхак в Гаутанко Бирхауто в Лиглиге Аадх и сказал им, что я приеду в Салянкот Деви для Даршана в благоприятный день, поскольку божество, как полагают, дает благословениям преданным (что становится правдой в реальной жизни). Я также достиг туда. Мы основали Тарпу (временный лагерь) в бесплодной земле. Я спросил с Таргаром и Бараха-Умроосом из Салини, смогу ли я иметь даршан
Goddess. They said that only the Priest and the Guard can go inside the temple. Then I asked “Can I go only up to the door of the temple ? They said “yes, you can go.”
(13) Каждое утро и вечером я ходил к двери в Даршан и поклонялся в храме Чтение религиозных текстов и мантр. Однажды ночью мне приснился сон. Я видел одну семилетнюю девочку с Хадгой (изогнутыми мечами) в обеих руках, приближающихся ко мне. Ее лицо было частично оказано в платке. Я спросил ее: «Кто твой отец? Она ответила: «Я дочь священника Раны (Магар)». И она дала мне обоих мечей. Что -то светило, что она вытащила из своей груди. Она дала мне что -нибудь, чтобы проглотить у меня у рта и сказала: «Я выполнил твои пожелания, так что ты также должен дать мне что -то». Когда она уходила, делая два шага вперед, я не спал от сна. Я позвонил Бхану Джаси, Кулананде Джайси и священнике Рана Магар и спросил о мечте. Они сказали, что она была богиней, и у тебя была даршан ее. Я сразу же организовал ладан, лампу, молитвенную ткань, фрукты и сладости для ежедневного поклонения. Я также управлял и посвятил семерых мужчин -буйволов и семи козлам мужского пола за жертву за особое поклонение и представил некоторые земли возле Борланг Гат и весь доход Гата богине. И я ушел на тот же благоприятный момент. (14) Маршируя днем и ночью, я прибыл и создал временный лагерь на площади Сималчаур. Моим намерением было (захватить) Нувакот, но я притворился, что остался в Хиншете за создание канала для сельскохозяйственных земель. Раньше я ходил в храм Бени Индрайани в Бетравати, пересекающем реку на лодке для чтения религиозных текстов. Раньше я медитировал и концентрировал свой разум на Деви (богинях) Сальянкот, Индраяни и Бхайрави. (15) Махамандал похож на конкурирующую жену Нувакота. В Махамандале был гьями (Джаянт Рана Магар). Я послал ему сообщение, в котором говорилось, что вы наш собственный человек, покидайте Махамандала и пришли ко мне. Он ответил: «Я был твоим человеком, но я съел соль Джая Пракаш Малла, поэтому я сражался до смерти». (16) Однажды я сидел в совете и вздремнул. Я на самом деле мечтал и видел что я был в храме Индрайяни. Я услышал голос, говоря, что через одну неделю был благоприятный момент для атаки на Нувакота, и Нувакот можно победить. Я сразу же попросил астролога увидеть календарь. Он сказал мне, что был один большой благоприятный момент в раннем утре субботы после недели. (17) В то же время, учитывая благоприятный момент, мы поднялись до Нувакота, и разразилась битва. (Бали) Пант, который был нашим убежденным борцом и моим братом Далмарданом Шахом только в возрасте двенадцати лет, сделал решающий удар меча (Джити Тарвар) на главе (Шанкхамани) Рана Магар (вождь Нувакот). И мы победили Нювакот, и мы праздновали эту винтуру. (18) Мы установили посты безопасности (танаса) в Какани и Шивапури в качестве Battlefront. (19) Паршурам Тапа просил меня прийти нападать на Непал, заверяя его поддержку. (Но ...) в Среднее время, когда он отправил своего брата в Баиси Чаубиси с финансовой поддержкой (сумма сто двадцать тысяч рупий), чтобы подстрекать их атаковать нас сзади, и я узнал
this. I asked “where his brother has reached ?” They told me that he had reached Hatiya in Pokhara. I further enquired as to who could go there and kill him ? Nobody could answer me, and I called Jhagal Gurung and asked him to go. I gave him my own Khukri and sent him. He reached there pretending to be a local folk singer carrying a sarangi (local musical instrument like a violin) under the arm, 2/4 dharnies (1 Dharni=2.39 kg) of sahar (a type of freshwater fish) and a fishing rod. While soldiers of his (Parshuram’s) brother were eating, he took a chance and killed him, and came back. Later I cleared the rear (western frontier of Gorkha), opened Nepal (Kathmandu valley kingdoms) and conquered it by taking into confidence the people of the east and the west.
(20) Это состояние похоже на дам между двумя камнями. Создать постоянный мир с императором Китая. Установите мир с императором из юго-си (Ост-Индская компания, король Англии), но он очень проницательный. Он контролирует Хиндуштхану (Индия), и он взял нашу территорию на равнинах, которая находится на нашей границе. Если Hindustana (Индия) объединится, они (Восточная Индия Компинг) будет в затруднении, и они придут в поисках фортов. Установить форты на основе преобладающих ситуаций в потенциальных маршрутах и установить в них препятствия и препятствия. Однажды придет эта сила. Не собирайтесь нападать на них, но только если они нападают, начните войну, и многие из них будут убиты на проходе Чуре. Мы также можем захватить сокровищницу вооружений, которая может использоваться нашими пятью-семью поколениями. Граница будет исправлена до реки Ганга (Ганг). Если они не смогут выиграть войну, они пройдут через убеждение или используют так много тактики и обманов (против нас). (21) Эти форты похожи на трон Непала. Если можно обеспечить эти форты, все четыре императора могут быть выиграл. Бог создал эти форты. Нет необходимости ремонтировать. Shivapuri-1, Phoolchoki-2, Chandragiri-3, Mahadevpokhari-4, Palung-5, Dapcha-6, Kahule-7. Сделайте сильные форты в этих местах. Держите каноны в каждом форте. Там, где есть проходы, держите по одному канону в каждом, делая железные ворота и назначите пять солдат в каждом месте. После того, как мы сделаем это, шпионы, катастрофы, убийцы и преступники, которые хотят бежать после совершения преступлений, ничего не могут сделать. Если все четыре императоры также приходят атаковать, они ничего не могут сделать. (22) Я уже изучал и изучал социальные нормы, сделанные королем Рамом Шахом, королем Джаястити Малла и король Махиндра Малла. У меня было желание сделать такие нормы для двенадцати тысяч (для Gorkha), если Бог разрешил. Я хотел открыть маршруты Непала, закрыв маршруты Востока и Запада. Я хотел установить правила для каждой расы и касты, чтобы свободно практиковать свои собственные ритуалы. (23) Эти три города похожи на холодный камень. Большая вещь здесь - только интриги. Люди, которые Выпейте воды скважин, не имеют мудрости. Они также не смелые. Только заговоры распространены. Я хотел сделать дворец в Дахаховке, включая дома священников, братьев, придворных, Мир Умрао (главных чиновников фортов) в прилегающих районах. И я хотел пойти в три города только для цели отдыха. (24) Не дайте въезда иностранным купцам, чтобы подняться над Годхпарсой (форт Парса). Если они Приходите в нашу страну, они заставят людей обанкротиться. (25) Мы выиграли три города Непал, девять лакх (девять сотен тысяч) Киратов и штат Хиндупати, надев Чьянга Панга (одежда, сделанная из грубого текстиля, произведенного в
country). Ban the clothes made in foreign countries, teach our own people to weave by show- ing them the specimen and ask them to weave. Thus our money will not go to foreign coun- tries. Export our country’s products and medicinal herbs to foreign countries and earn mon- ey. Save money and if people become rich, palace (state) will also be strong. Resources of the country are its people.
(26) Не вручить контракты в стране. Само правительство должно дать работу (на основе Ежедневная заработная плата) в рамках одного офиса и сохраняет счета каждого дохода и расходов. Даже если есть хорошие солдаты и придворные, остановите их зарабатывать чрезмерные свойства. Следите за ними и позволяйте им иметь свойства только для поддержания своих условий и постов. Это потому, что у богатых людей не может быть смелости сражаться с мечами, убить других и умирать в битве. Если не контролироваться, только плохие люди или враг сияют (преобладают). Если солдаты, братья и придворные не участвуют в развлечениях и развлекательных мероприятиях, мои мечи будут преобладать во всех четырех направлениях. Если нет, будет анархия. (27) Я покорил эту страну без небольших трудностей. Следовательно, это сад всех видов (касты) людей. Каждый должен знать об этом. Все люди, большие и маленькие, из четырех рас и тридцати шести каст этого сада (страны) должны поддерживать (и развивать) этот сад. Это настоящая страна индусов. Не оставляйте свою собственную религию (практикуясь на поколение). (28) Каждый должен быть верным мастеру (королю) и работать на него. Не забирай пост Капардара (казначея) от потомков Калу (Хадка Магар) Капардар. Не убирайте ответственность за поддержание мира с Южной (Ост -Индской компанией или Индии) от потомков Шиврама (Сингх) Басната. Не убирайте ответственность за поддержание мира с Тибетом от потомков Калу Пандей. (29) Расширяя компенсацию Пандей, Басатат, Братья Пантха и Магар, дайте их в ротационная основа. Все они мои хорошие верные слуги (соли и благодарности). Если они совершили какую-либо серьезную ошибку даже в той мере, в которой эквивалентность смертной казни, не убивайте их, но отправляйте их на войну. Если они выживают, это хорошо и хорошо, но если они умирают в битве, вам не нужно взять на себя вину в их смерти, потому что они были убиты другими. Король не должен убивать своего народа в своем собственном доме. (30) Король должен увидеть, что справедливость сделана. Не дайте никакого места для несправедливости в штате. Люди которые дают взятку и коррумпированные чиновники, которые берут взятку, являются большими врагами короля (штат). Нет никакого греха вообще, если вы конфисковаете их собственность и забираете даже жизнь таких людей. (31) Главное то, что Кинг должен отдать земли солдатам, чье обслуживание необходимо для состояние. Они будут лучше управлять и орошать землю и доставлять некоторые доходы от таких активистов (как Tiller, так и владелец получат экономические выгоды). Их семьи будут свободны от экономического бремени. Таким образом, солдаты будут уверены, находятся ли они у ворот дворца (рядом) или в фортах (далеко). (32) При назначении административных назначений организуйте компанию с сотнями оружия и Вы должны изучить и назначить субедар этой компании, которая уже была героем в
four-five wars. Officials (Saatpagari-presently Jamdar or Junior Commanding Officers level) under this Subedar should be already 2/4 times tested people. These officials should also ap- point sixteen Havaldars who are ready to kill or die for their superior. Havaldars also should appoint soldiers who are ready to kill or die for the superior of their own groups.
(33) В каждой группе назначайте людей из четырех каст, а именно Хас, Магар, Гурунг и Такури. В Битва это будет очень сильной. Это единственные люди, которые могут держать мечи или оружие для битвы. Таким образом, мы можем даже бросить вызов престолу Индры (Царь Небесной в соответствии с индуистской мифологией), независимо от другого врага. (34) Если у нас есть тысячи луков, тысячи оружия, тысячи изогнутых мечей и Тысячи канонов, мы можем даже победить Индру. (35) В войнах те, кто участвует, и те, кто нападает и убивает, равны. Придавая работу или земли, дайте их одинаково. Если кто-то умирает в битве, его семья должна быть предоставлена, пока его сын/сыновья не смогут сражаться. После того, как они станут эпохи, чтобы взять мечи, продвигать их на работу. Если у Кинг есть мудрость, лучшие (бойцы) солдаты пришли, чтобы присоединиться к нам из других (иностранных) государств, ожидая большого хорошего дохода. (36) Основной основой короля является солдаты и люди. Если король умный, он должен держать их в хорошем юморе. Таким образом, не будет никакой проблемы с законом и порядок. Держите солдат всегда на ногах (затопляют их за счет тренировок). Такие хорошо обученные солдаты не участвуют в необоснованной деятельности, и мы выполним нашу миссию. (37) Среди Гурунг, Магар, Ханзида (члены королевской семьи), братья, придворные, Мир Умрао, Таргар, выберите ветеранов, чтобы возглавить подразделения во дворце и в фортах, расположенных повсюду. Не давайте въезд в брахман и хас на востоке и западе во дворце. Почему ? Потому что они приведут к неумелому управлению во дворце (StateCraft). (38) Держите все силы короля при себе. Я сделал три бараха Умрао (вождь на вершине холмов или Форты) Сильные, как Ваджра (твердость духа) Индры. Я также дал им большие барабаны и нишаны (специальный религиозный военный флаг) и (бюджет) 240 рупий каждому. Раньше они ходили на битву, будь то в Салььяне, Лиглиге или Дхадинге. И они всегда были победителями. Таким образом, я заработал невообразимое имущество (для государства). (39) Держите свой дом всегда сильным, выбирая опытных и верных людей вокруг вас. Если вы Сделайте это (проверка и баланс), дворец (состояние) будет сильным. Если король умный, он должен сделать солдат и людей счастливыми и держать их под его контролем. Он не должен верить в ложную похвалу некоторых людей, но просить их работать на основе «съеденной соли» (лояльность). (40) Управлять мятой (монеты) состояния также чистым и чистым образом. В судебном суде (назначить дитту) Выберите среди такури и назначить лучшего. Аналогичным образом, Кларк из двора (назначает Бичари) из числа магаров. Управлять судами в соответствии с принципами юстиции, назначающего одного Пандит (судья) в каждом месте. (41)
Do not use the income of Courts in the palace. Such income should be distributed or spent for foods for Fakirs, Beggars, Yogis, Sanyasis and Brahmins. Remaining amount should be spent as gifts of Dhoti (undergarment) and towels. Thus you will not be blamed for malpractice.
(42) Если в деревне обнаружены минеральные ресурсы, эвакуируйте жителей деревни и операции съел шахты. (43) Если дом находится на водном пути на террасе, переместите дом на другую землю и сделайте канал (для орошения). (44) Однажды они дали мне руку, чтобы постигнуть мир. Меня вызвали, но когда я пошел туда, они лат- Эр предал меня. Мне потребовалось много трудностей, чтобы очистить заднюю часть (Baisi Chaubisi) и смог двигаться вперед, чтобы захватить Непал. (45) (Вооруженные) Солдаты Нага были приглашены с юга, чтобы служить интересам Джая Паракаш Малла. Я убил их в Саатгауне, прежде чем они смогли войти в Непал (долина Катманду). (46) Касим Али Хан напал на Макванпура, и я выиграл их, убив многих из -за ударов 120 изогнутых мечей (Хунда) и преследуя оставшихся солдат через границу. (47) Ханди Сахеб напал на Синдхули Гадхи с 3/4 батальонами, а я также убил много и захватил у них много оружия. (48) Три мусульмане приехали из Лухнова в Нувакот, чтобы встретиться со мной и попросить работу. Эти мусульмане знали, как управлять захваченным оружием, и я дал пост адъютантов всем трем, а именно шейха Зорабара, Мемтаки и Бххарсасинга. Они обучали солдат. (49) Когда я изучал книгу Непала (хроники), было написано, что Непал будет турканой, Магарат и Муглана (территория Ост -Индской компании). Это уже стало турканой. (Turkish Ish Invasion в долину Катманду в 1347 году нашей эры от бенгальского турецкого султана Шамсуддина Илиас Шах). Я сам - король Магарата. Это также было в порядке. Но чтобы спасти его от Be-Muglana, я создал (военные) компании как компании Muglana, уменьшив количество Thums (вершины холмов и фортов) для экономии, чтобы заплатить за половину числа войск с оружием и другой половиной с мечами. (50) Компания с сотней оружия является быстрой, и она эквивалентна тысяче солдат. Держите один Компания с оружием каждый в каждом форте. Территории должны быть разделены и очерчены. Дайте солдатам дополнительные злаки и другие расходы на уход за фортом. (51) У меня есть одно серьезное сомнение в Муглане, которая очень близко от нас. Есть всевозможные Такие люди, как Чхокра (евнухи) и Патрия (те женщины, которые не имеют никакого стыда). Они играют на барабанах (Dholak), Sitar, Raag и Taan (индийская классическая музыка) в комнате с картинками фрески. Я очень обеспокоен тем, что наша молодежь может пообщаться с ними и забыть о своих обязанностях. В Раагасе есть одержимость, и потрачено много денег. Они возьмут нашу секретную информацию, и наши враги могут предать нас. Никто не должен практиковать рааги. Не открывайте путь к холмам для этих трех типов людей, а именно Chhokra, Patriya и Singers. (Если вы действительно хотите увидеть их выступления), вы можете пригласить их во время FAAGU в очень немногих
номер, только один или два и отправьте их обратно. Таким образом, они также не знают наших секретов. (52) Если вы хотите развлечься, вы можете посмотреть традиционный танец Newars Три города согласно нашим религиозным текстам (Шастра). Если вы дадите им деньги, это останется в нашей собственной стране. Таким образом, наша страна может оставаться неоспоримой. (Из книги «Короткая биография короля Притхви Нараяна Шаха и его совета народу Непала» доктора Ниранджана Мана Басатата, Катманду, 2021, с. 69-85)
Религия
[ редактировать ]Притхви Нараян Шах родился в индуистской семье. После того, как он стал мастером самого Катманду, он начал следовать своей политике исключения и изгнания европейцев со всей строгостью. Миссионеры -капуцины, которые долгое время проживали в Непале и успешно обращали людей, а также получали земли из королей Маллы, были исключены из Непала. Он назвал Непал фактическим «Хиндустаном». Он посоветовал гражданам Непала никогда не покидать традиционную дхарму предков. [ 4 ]
Экономическая политика
[ редактировать ]Притхви Нараян Шах сильно подчеркнул местное производство. В своем Divya upadesh он придерживался идеи, что если иностранные торговцы въезжают в Непал, они сосут странусую. В том же контексте он предложил бойкот о ношении иностранной одежды, а также продвигает подготовку местных жителей, чтобы сплетать одежду. Он полагал, что, делая это, местному богатству не будет разрешено достигать страны. Он поощрял продажу непальских трав на иностранные земли и возвращая богатство, которое так достигнуло в страну. Он также хотел, чтобы деньги остались в стране. Он, как известно, сказал: « प्रजा मोटो भए दरबार पनि बलियो रहन्छ» (если люди способны, то дворец также останется сильнее). [ 4 ]
Оборонная политика
[ редактировать ]Король Притхви Нараян Шах основал Непальскую армию в августе 1762 года с Шреенатхом, Кали Бакш (Калибокс), Барда Бахадур и Сабудж. Притхви Нараян Шах подчеркнул строительство фортов. Он считал землю Непала естественным фортом, созданным самим Богом. Он предложил построить по одному сильному форту на Шивапури , Фулчоуки, Чандрагири , Махадевпокхари, Палунге , Даапче и Каахуле и поместив пушку в каждый из них в готовом состоянии. Строительство железных дверей в Бханджьянгах и размещение пушек в каждой из этих дверей, каждая из которых в Государстве готова также защищала Притхви Нараян Шах, который, как он полагал, будет защищать страну от шпионов, беженцев, убийц и т. Д. [ 4 ]
Мемориал
[ редактировать ]
Многие структуры, учреждения и награды были построены в память о короле Притвинраян Шах. Памятники, установленные в его имени, были переименованы после восстановления парламента в 2063 году и окончания монархии в 2065 году. После политических изменений 2063 года была предпринята попытка переименовать шоссе, построенное во имя короля как Лок Марг.
- Шоссе Притхви
- Притхви Раджпат
- Статуя Притхви ( Сингх Дурбар )
- Статуя Притхви ( храм Pashupatinath )
- Мемориальная статуя Притхви, Чандрагири
- Махараджа Притхви Нараян Шах Мемориальный фонд
- Статуя Притхви Нараяна Шаха, парк Растра Бибхути, Покхара
- Большой Непал : поиск границ ( документальный фильм )
- Притхви Нараян Кампус , Покхара
- Музей Притхви
- Статуя Притхви Нараян Шах, форт Синдхули Гади
Смерть и наследие
[ редактировать ]Король Притхви Нараяна Шах в конечном итоге смог захватить небольшие принципы и аннексировать их в королевство. Это расширение имело решающее значение для обеспечения продолжения выживания Королевства Непала, поскольку Ост -Индская компания уже расширилась на индийский субконтинент с их базы в Бенгалии . Шах был убежден, что компания в конечном итоге победит регионы, граничащие с Непалом на юге и приблизится к Непалу. Он полагал, что если бы Непал оставался в сборе из пятидесяти княжеств , он легко будет побежден и завоеван в случае войны с компанией или любой другой иностранной властью. Расширение своего королевства гарантировало, что Непал останется независимым государством и сможет вести переговоры с иностранной властью на равных.
В январе 1775 года, в возрасте 52 лет, Притхви Нараян Шах умер в Девигате , Нувакот, в его день рождения. После его смерти его сын, Пратап Сингх Шах , сменил его, и его кампания об объединении была продолжена его младшим сыном Бахадуром Шахом .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Боуман, Джон С. (5 сентября 2000 г.). Колумбия хронология азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета. п. 396. ISBN 978-0-231-50004-3 Полем Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Получено 26 ноября 2020 года .
- ^ Прадхан, Кумар (1991). Завоевания Горха: процесс и последствия объединения Непала, с особой ссылкой на Восточный Непал . Издательство Оксфордского университета. п. 124. ISBN 978-0195627237 .
- ^ Subba, Sanghamitra (20 декабря 2019 г.). «Будущее, написанное в звездах» . Непальские времена . Архивировано из оригинала 31 января 2021 года . Получено 31 января 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Ачарья, Бабурам, Нарахаринатх, Йоги (2014). Бадамахарадж Притхви Нараян Шах Ко -Дивья Упадеш (Перепечатка изд.). Катманду: Шри Кришна Ачарья. стр. 4, 5. ISBN 978-99933-912-1-0 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Притхви Нарая Шах | Гуркха царь Непала» . Encyclopædia Britannica . Получено 22 августа 2020 года .
- ^ Манандхар, Триратна. Непал Ко Экикаран (в непальском). Катманду: Саджха Пракашан. П. 215
- ^ «Непал отмечает 294 -й годовщину рождения отца короля Притхви Нараян Шах» . Гималайские времена . 11 января 2016 года . Получено 3 января 2021 года .
- ^ «PN Shah должен быть признан основателем Unified Nepal» . Горахапатра . Получено 3 января 2021 года .
- ^ Редми -исследовательский проект . Редми -исследовательский проект. 1968. с. 3
- ^ Шрешха, Буддхи Нараяна (2003). Управление границей Непала . Бхумичитра. п. 6. ISBN 978-99933-57-42-1 .
- ^ Покрел, Аупсон (8 апреля 2023 г.). «Король Притхви Нараян Шах - Энциклопедия непальской истории № 1» . Получено 11 декабря 2023 года .
- ^ Силвал, Суджит. Притвинраян Шах (в непальском). Катманду: Непал Сахисаммалан.
- ^ Адхикари, Бэм Бахадур (2017). Baaisi Tatha Chaubisi Rajyaharuko Sankchchipta Itihas . Катманду: Наводит Хаамро Пустак Бхандар. П. 180. ISBN 978-9937-0-1568-4 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Chaudhari, KC (1960). Англо-непалезское отношение . Калькутта: современное книжное агентство Private Ltd.
- ^ Jump up to: а беременный в Рана, Прамодшамшер (2009). Ранашасана [ Ранашенко объявление Катманду: Книжный дом Pairavi. П. 3. ISBN 978-11146-30-72-7 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Сингх, Мунши Шеу Шункер (1877). История Непала . Дели: публикации по низкой цене. с. 172, 173. ISBN 81-7536-347-9 .
- ^ «Статуя покойного короля Притхви Нараяна Шаха, представленная в Чандрагири (на фотографиях)» . kathmandupost.com . Получено 21 октября 2022 года .
- ^ Республика. «Установите статую Притхви Нараяна на холме Чандрагири: Оли» . Моя республика . Получено 21 октября 2022 года .
- ^ «Румболд, чтобы выбрать комитет». Select Committe. Премьер -министр 8 : 244–245. 6 августа 1767 года-через англо-непалезские отношения.
- ^ «Непальский Вакельс и Факир, капитана Кинлоха, избранного комитета PR». Непальский Вакельс и Факир, капитана Кинлоха, избранного комитета PR . 8 : 239 и след. 21 июля 1767 года.
- ^ «Письмо Барвелла его отцу». Смотрите бенгальское прошлое и настоящее, сериал № 19 . 10 : 29.
- ^ Chatterye, смотри Надалал. Студий правила в Индии . п. 30
- ^ Levi, Vide S. меньше Непала . п. 272
- ^ Шах, Сардар Икбал Али. Непал дом богов . С. 38–9.
Shumsher, Purusottam (1993). Шри Тинхаруко Тэти Бриттанта. Катманду: Прамод Шумшер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
