Интервью с Гойтой Тедросом
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Интервью с Гойтой Тедросом Джаррад Хирабу Гойта Али | |
---|---|
Родное имя | Интеллект Хирабу |
Имя при рождении | Хирабу |
Рожденный | 1478 Харар |
Похороненный | Неизвестный |
Верность | Адальский султанат |
Услуга/ | Сомалийские силы |
Классифицировать | генерал, эмир Сомали Великий |
Известный | Эфиопско-Адалская война |
Битвы/войны | Бадек, Битва при Шимбра-Куре , Битва при Амба-Селе |
Отношения | Али Гойта, Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази , Нур ибн Муджахид |
Гарад Хирабу Гойта Али , широко известный как Гойта Тедрос , занимал выдающееся положение одного из выдающихся полководцев в исторической памяти султаната Адал . Известный как командующий сомалийскими войсками, он руководил одним из трех основных фронтов во время амбициозной кампании по завоеванию Абиссинии. Примечательно, что он разделял семейные узы как двоюродный брат Имама Ахмеда , взяв на себя роль его доверенного лица. Его значение в повествовании о завоевании простиралось до обеспечения первостепенной роли, в частности, достижения триумфа при покорении провинций Волло и Бэйл - подвиг, тщательно описанный на страницах почтенного тома «Футах Аль Хабаша». Выходец из уважаемого клана Марехан , Гарад Хирабу Гойта Али сыграл ключевую роль в предотвращении переворота, организованного их соперником султаном Абу Бакром . В результате последовательного поворота событий он не только успешно устранил Абу Бакра, но и отомстил за их близкого родственника Гарада Абун Адаше , впоследствии поставив на пост двоюродного брата Абу Бакра. Умар Дин в роли податливого номинального главы. Более того, Гарад Хирабу Гойта Али продемонстрировал свое стратегическое мастерство, подавив потенциальные восстания династии Валашма и организовав гибель еще одного честолюбивого султана , который предпринял попытку государственного переворота против Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази . [ 1 ]
Завоевания и предыстория
[ редактировать ]Гарад Хирабу Гойта Тедрос, родившийся в выдающемся клане Марехан , а именно в подклане Рир Гараад Рида-Амира, стал ключевой фигурой в абиссинском завоевании. Занимая почетную должность Гарада в клане Имама , он одновременно принял на себя значительную мантию Эмира над всеми сомалийскими силами. Его происхождение, поскольку он был сыном Гойты (титул, стоявший лишь ниже титула Эмира и Султана и предполагавший хранение ключей от ворот Харара в ночные часы), наделял его огромной властью. [ 2 ] Будучи традиционным лидером мареханов , Гарад Хирабу Гойта Али пользовался значительным влиянием как могучий полководец и верный союзник своего двоюродного брата Абун Адаше . Примечательно, что позже он вместе с имамом организовал кампанию возмездия, чтобы отомстить за обиды, понесенные Абун Адаше . Его воспитание в элитной военной семье и связь с самым влиятельным кланом способствовали его превращению в одного из выдающихся и командующих генералов в анналах истории Сомали . Повзрослев в среде элитных военных традиций и проявив верность самому могущественному клану, Гарад Хирабу Гойта достиг зенита своего мастерства, в конечном итоге возглавив одну из армий триумвирата, приступивших к историческому завоеванию Абиссинии . он станет принцем Даваро . Позже, ближе к концу завоевания, [ 3 ]
Отношение к Ахмаду Гази
[ редактировать ]Идентифицирован Черулли в великолепном «Documenti Arabi Per La Storia Dell Etiopia». Черулли даже связывает прецедент этого имени в руководстве Адали/Харари с Гойтой Хирабе бин Тедросом бин Адамом.
Тедрос не означает ничего, кроме имени типа «Фармаахо», романского итальянского имени, или Саадака «Джон», англосаксонского имени.
Это было всего лишь имя от греческого «Теодор», означающее «Божий дар», заимствованное из эфиосемитского языка как Тедрус, которое просочилось в Адал через официальное использование языка харари, эфио-семитского языка, тесно взаимодействувшего с кушитскими языками, особенно с сомалийским. .
Настоящих эмиров с титулом имама, которые были потомками имама Ахмеда по крови, бесспорно называли «Тедрус» без каких-либо проблем по этому поводу.
Титулы и происхождение
[ редактировать ]Гарад Хирабу происходил из племени Рида-Амир из Марехана . Гойта был высшим титулом, присвоенным эмиром Харара , а затем и королевством Адал после их слияния.
Фактически Гойта уступал только Эмиру и значительно превосходил Гарад.
Кроме того, Гойта не была политической должностью, такой как Васиир (советник эмира), или административной должностью, такой как Малак (глава района) или Гарад (глава группы племенных деревень), но Гойта представляла собой комбинацию того и другого. из этих вещей в оборонительном/военном потенциале. На самом деле это было очень похоже на европейскую концепцию герцога (которая даже сегодня стоит только ниже королевской семьи и превосходит все другие титулы в Европе). И наоборот, Гарад был по сути просто бароном, а Малаак - виконтом.
Герцог происходит от титула Дукса в Римской империи. По сути, это был доверенный генерал, которого послали возглавить провинцию и взять под свое командование все римские легионы. Это было не воинское звание, а выше него, поскольку он был одновременно политическим и военным руководителем провинции, а не просто военачальником.
Позже европейские монархии награждали «герцогами» самых могущественных и богатых землевладельцев с наибольшим количеством знамен, которые должны были стать величайшим источником защиты в случае вторжения. Во многих случаях герцоги были потомками предыдущих королей, поскольку сыновья, которые не могли стать королем, получали герцогства.
Точно так же Гойта был сверхполитическим и военным титулом, присвоенным эмиром величайшему защитнику города Харара и королевства Адал. Во многих случаях гойта в городе Хараре был сыном эмира, и ряд эмиров были гойтами до того, как стать эмиром.
За пределами города Харар Королевство Адал награждало Гойтой только того, кто мог защитить караванные/торговые пути. Для этого у вас должно быть самое сильное племя, самое мощное ополчение и наибольшее количество знамен. [ 4 ]
Убийство сына Умара Дина
[ редактировать ]В последние годы завоевания марионеточный султан Умар Дин вместе с высшими генералами армии султаната Адал разработал план по возвращению королевства и восстановлению власти Валашмы . В течение многих лет до этого существовал постоянный конфликт между эмирами и султанами, боровшимися за контроль над королевством: эмиры происходили из субклана Абадир Марехана , а султаны происходили из Валашмы . Вражда между двумя династиями усилилась, когда Абун Адаше был убит султаном Абу Бакром , а он, брат отца Умара Дина, был убит в отместку. Это, в свою очередь, привело к попытке государственного переворота со стороны династии и ее сторонников.
До завоевания именно Хирабу успешно победил султана Абу Бакра , позволив имаму начать завоевание.
Умар Дин вместе с Вазиром Нуром и Гарадом Акмошиа инициировали план с целью убить имама и сделать Умара правителем. Услышав это, Кади Абу Бакр отправился в Зербу, где остановился Имам , и рассказал ему все, Имам ответил, что он был готов уступить им страну, однако Эмир Хусейн Аль Гатури и многие другие были категорически против этого и велели ему выше огромную армию, состоящую из сомалийцев, чтобы положить конец их планам. Тем временем двоюродный брат имама Хирабу уже убил сына Умара Дина письмо , который присоединился к его отцу в попытках заговора, и отправил имаму с просьбой о помощи, умоляя и восклицая, как Хирабу убьет и его. если бы его не остановили. Имам , желая поддерживать закон и порядок в королевстве, принял его неоднократные извинения и позволил своему двоюродному брату поехать в столицу страны Марехан в Кидад, притворившись, что скрывается, чтобы обеспечить законность и порядок в стране. Позже он сбежал, чтобы спрятаться. в стране Хавийе.
Перевод отрывка: Страница 32
« В стране Саад-Эддина, который возьмет дань и раздаст ее бедным; в то же время, чтобы сообщить ему об одержанных победах, о великой добытой добыче и о многих богатствах, которые он имел в своем распоряжении, чтобы закупить оружие все без исключения вожди подчинились Иману, который отправил свои войска по домам для отдыха и подготовки к новым войнам. Иман отправился в город Зерба, чтобы уладить некоторые вопросы, возникшие между вождями. а некие Омардин, Визир Нур и Герад Акмосия вместе с другими предводителями задумали заговор с целью завладеть Иманом, у которого в тот момент осталось очень мало воинов, и им уже удалось захватить лошадей Имана, которых он добился. оставил под стражей своих слуг, а также свое оружие. Кади Абубекер протестовал против этого позорного акта, но не смог преодолеть сопротивление этих лидеров и осуществить свои намерения против Имана. Кади Абубекер немедленно отправился в Зербу, чтобы рассказать все Иману. На что я объявил, что Иман посоветовал ему вернуться, что, если эти лидеры будут упорствовать в идее войны против него и в своих враждебных намерениях против него, он готов уступить им страну. Но эмир Усейн эль-Гатури, услышав эту речь, не выдержал и сказал Иману: «Как ты хочешь отдать им свою страну? вместо этого мы постараемся собрать как можно больше сомалийских солдат и будем вести войну». Все остальные лидеры встали и поддержали предложение эмира Уссейна эль-Гатури. Иман покинул Зербу и шел 4 дня, чтобы добраться до города под названием Янасир. , который находился недалеко от резиденции султана: он вышел из этого места и достиг города Уалакама, где нашел очень большое количество Чиата, когда султан узнал, что И'Иман приближается. большое количество солдат он затем неоднократно посылал за своими. Тем временем Эрабо, вождь сомалийского племени мерреан, убил сына султана Омардина, присоединившегося к заговору. И султан Омардин пожаловался Иману и сказал: «Эрабо. убил моего сына и, возможно, все еще думает причинить мне еще больший вред. Затем Иман вместе с султаном Омардином продвинулись на территорию Сомали до Годата: Эрабо бежал, а Иман с Омардином».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард, Панкхерст ; Арабфаких, Шихаб (1974). Завоевание Абиссинии: 16 век . Компания Lightning Source Incorporated. ISBN 9780972317252 .
- ^ Абдул Малик Абу Бейкер, Абдул Малик Абу Бейкер (2016). ЗНАЧИМОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ ХАРАРИ В САМОРЕГУЛЯЦИИ И КАК МЕХАНИЗМЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ . Хаггей, Э. (1994). Эфиопия и Ближний Восток. п. 21. ISBN 23194957455 .
{{cite book}}
: Проверять|isbn=
значение: длина ( справка ) - ^ Черулли, Энрико (1957). «История Сомали, ислам в исламе. Книга Зенги» . Государственный полиграфический институт П.В. 1 (1): 167.
- ^ Леслау, Вольф. Этимологический словарь Харари (PDF) . Публикации Калифорнийского университета «Исследования Ближнего Востока».