Франсуаза Адре
Франсуаза Адре (7 августа 1920 г. - 1 апреля 2018 г.) [ 1 ] был французским артистом балета, педагогом, хореографом и директором труппы.
Ее профессиональная карьера международного масштаба, хотя и сосредоточенная во Франции, длилась более шестидесяти лет. [ 2 ] Она была признана одним из самых новаторских творцов современного танца в Западной Европе. [ 3 ] [ 4 ]
Биография и карьера
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |
Адрет родилась в Версале и начала заниматься танцами в раннем возрасте. В 1930-е годы она училась у ведущих франко-российских преподавателей в Париже, в том числе у Виктора Гсовского , мадам Русанны ( Рузанны Саркисян ) и Сержа Лифаря . В конце 1940-х, после Второй мировой войны, она сделала скромную карьеру в балете Парижской оперы , сделав заметное появление в Театре Елисейских полей в 1948 году в главной роли в постановке Лифаря «Па д'Асье » («Па д'Асье»). Стальной шаг»), современный балет о советских фабричных рабочих на музыку Прокофьева в «Механический стиль стиле » . [ нужна ссылка ]
От Лифаря, директора балета Парижской оперы в 1930–44 и 1947–58 годах, она многое узнала об управлении и руководстве труппой. Под его руководством она поставила свою первую хореографию под названием La Conjuration («Заговор») в 1948 году. Основанная на стихотворении Рене Шара , она была положена на музыку Жаком Порте и декорирована Жоржем Браком . [ нужна ссылка ]
Позже в том же году Адрет покинула балет Парижской оперы и стала балетмейстером Ballets de Paris Ролана Пети , гастролируя с труппой по Западной Европе. В 1951 году она сменила Дарью Коллин на посту директора Балета Нидерландской оперы в Амстердаме, продолжая работать с труппой Пети. [ 5 ] повышение технического уровня танцоров обеих трупп. Работая в Амстердаме до 1958 года, она также расширила репертуар голландской труппы классическими балетами и рядом оригинальных хореографических произведений. [ нужна ссылка ]
В 1960 году она стала балетмейстером Балета Оперы Ниццы и оставалась в этой труппе до 1963 года, ставя оперные дивертисменты и современные балеты. Затем она провела несколько лет в качестве приглашенного хореографа со всего мира, ставя работы для балета Le Grand Ballet du Marquis de Cuevas в Париже, балета PACT/TRUK в Йоханнесбурге, балета Варшавской оперы, балета Загребской оперы и балета Харкнесс в Нью-Йорке. . Проживая в Панаме , она создала Национальный балет Панамы. [ нужна ссылка ]
Вернувшись во Францию, Адрэ присоединился к Жан-Альберу Картье в 1968 году в создании Ballet Théâtre Contemporain, первого национального хореографического центра, основанного в Амьене . Она была хореографическим руководителем репертуара и для него создала некоторые из своих самых заметных произведений, в том числе «Акватемы» и «Реквием» . [ 6 ] В 1972 году компания переехала из Амьена в Анже и отправилась в свой первый тур по Северной Америке. [ 7 ]
Адрет оставался в Ballet Théâtre Contemporain в течение десяти лет, до 1978 года, когда он был передан в состав недавно созданного Национального центра современного танца . Затем она была назначена генеральным инспектором танцевальных проектов в Министерстве культуры и занимала эту должность до 1985 года, когда Луи Эрло, директор Лионской оперы , пригласил ее создать новую балетную труппу, ориентированную на современных хореографов. За семь лет работы там, до 1992 года, Адрет вывела труппу в авангард современного танца во Франции. [ 8 ]
Затем Адре стала художественным руководителем и главным хореографом Ballet du Nord в Рубе , где в 1994 году она поставила две новые версии «Симфонии Псаума» и «Треуголки» . С 1995 по 1998 год Французская ассоциация художественного действия отправила ее в три зарубежные миссии, во время которых она преподавала уроки танцев и ставила хореографические произведения в Сеуле, Южная Корея, в Монтевидео, Уругвай, и в Асунсьоне, Парагвай. Затем она вернулась во Францию, снова работая с Роланом Пети, работая балетмейстером в его Национальном балете Марселя в 1997 и 1998 годах. [ нужна ссылка ]
1 июля 1999 года она согласилась на временное назначение на должность художественного руководителя Балета Лотарингии, заменив Пьера Лакотта , который вернулся в балет Парижской оперы. Ближе к своему восьмидесятилетию она проработала на этом посту временный период в один год. [ 9 ]
Награды и почести
[ редактировать ]За свою работу в качестве генерального инспектора танцевальных проектов в Министерстве культуры в 1983 году Адрет была удостоена звания командора Ордена искусств и литературы. В знак признания ее роли в развитии современного танца во Франции она получила Гран-при Национальной премии. la Danse в 1987 году, а в 1994 году она была удостоена звания кавалера Национального ордена Почётного легиона .
Наследие
[ редактировать ]Маленькая, энергичная женщина с блестящим остроумием, Адрет была общепризнана фигурой неописуемой («незаменимой личностью») во французском танце двадцатого века. Ее хвалили за педагогическую работу и восхищались ее уникальным художественным видением, которое позволило ей соединить свои танцевальные произведения на переднем крае современности с классическим балетным репертуаром прошлых лет. [ 10 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Аполлон Мусагет (1951); музыка, Игорь Стравинский; декор, Гийо де Род
- Орфей (1951?); музыка, Клаудио Монтеверди; декор, Гюстав Зингер
- Четыре движения (1952)
- Клэр (1953?); музыка — Альфонс Дипенброк; декор, Дмитрий Бушен
- Святилище (1956)
- Отелло (1958); музыка Жан-Мишель Демас; декор, Жорж Вахевич
- Барбэри (1960)
- Майерлинг (1961?); музыка, Морис Тирье; декор, Владимир Едринский
- Воскресение (1961?); музыка, Александр Тансман
- Треуголка (1962); музыкант Мануэль де Фалья; декор, Андрей Маевский
- Ле Манто Руж (1963); музыка, Луиджи Ноно; декор, Андрей Маевский
- «Чудесный мандарин» (1965); музыка, Бела Барток
- Золушка (1966); музыка, Сергей Прокофьев; декор, Раймонд Шуп [ 11 ]
- Инсендио (1967)
- Акватема (1968); музыка, Иво Малец; декор, Гюстав Синжер
- Эонта (1969); музыка Яннис Ксенакис; декор, Марио Прассинос
- Реквием (1971); музыка – Дьёрдь Лигети; декор, Франсиско Собрино
- «Ла Фолия д'Орландо» (1972); музыка Гофредо Петрасси
- Ле Россиньоль (1972); музыка, Игорь Стравинский
- Симфония псалмов (1994); музыка, Игорь Стравинский
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Франсуаза Адре, исчезновение «огромной танцевальной личности» » (на французском языке). 25 октября 2019 г.
- ^ Франсуа де Конинк, Франсуаза Адре: Шестьдесят лет танца (Париж: Национальный центр танца, 2007). Работа содержит полную биографическую и профессиональную информацию.
- ^ Пьер Жюльен, «Интервью: Франсуаза Адре», Les Saisons de la Danse (Париж), вып. 228 (октябрь 1991 г.), стр. 19–20.
- ^ Бернадетт Борис, «Французские хореографы, создающие новые миры», Ballett International (Берлин), том. 12 (ноябрь 1989 г.), стр. 28–31.
- ^ Луук Утрехт, «Нидерланды: театральный танец с 1945 года», Международная энциклопедия танца (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998), том. 4, с. 591.
- ↑ Моник Бабски, «Ballet-Théâtre Contemporain», в Международной энциклопедии танца (1998), том. 1, стр. 349–51.
- ↑ Анна Киссельгофф, «Ballet Théâtre Contemporain: французская труппа начинает свой первый тур в Бруклине», New York Times (10 ноября 1972 г.).
- ^ Джинджер Данто, «Балет Лионской оперы: История Золушки», Dance Magazine (сентябрь 1992 г.), стр. 48–51.
- ^ Филипп Нуассетт, «Гостья Франсуаза Адре: «Я не боюсь неудачи», интервью, Danser (Париж), нет. 188 (май 2000 г.), стр. 8–10, 12–14.
- ^ «Франсуаза Адрет» , Danse Ma Vie .
- ^ Клод Коньерс, «Я буду помнить ее бег», Ballet Review (Нью-Йорк), том. 1, нет. 5 (1966), стр. 13–23. Подробное описание хореографии Адрета для «Золушки» с акцентом на Галину Самсову в главной роли.