Бися Юаньцзюнь
Бися Юаньцзюнь ( китайский : 碧霞元君 ; букв. «Изначальная повелительница цветных облаков рассвета»), также известная как Тайшань Няннян ( 泰山娘娘 , «Леди горы Тай»), богиня горы Тай . Роды и судьба в китайской традиционной религии ( даосизме ).
Бися Юньцзюнь стал важным божеством в Китае, особенно на севере, во времена династий Мин и Цин . Ее также отождествляли с различными божествами-матронами, такими как бодхисаттва Гуаньинь, особенно на юге.
Общее описание
[ редактировать ]Имя и титул
[ редактировать ]Имя Бися Юаньцзюнь в англоязычных источниках переводилось по-разному («Повелитель рассветных облаков», [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] «Первородная богиня утренних облаков», [ 4 ] «Принцесса лазурных облаков» [ 5 ] и т. д.).
Бися Юаньцзюнь также был удостоен таких почетных званий, как Тяньсянь Юньу ( китайский : 天仙玉女 ; букв. «Небесный Бессмертный Нефритовый Маден»). [ а ] и Тяньсянь Шэнму ( «Небесная Бессмертная Святая Мать »). [ 1 ] [ 5 ] [ 2 ]
Однако она широко известна под такими именами, как Тяньсянь няньнян ( 天仙娘娘 ; «Богоматерь Небесная Бессмертная»), [ 5 ] Тайшань Няннян ( 太山皇女 ; «Богоматерь/Императрица горы Тай»), [ 1 ] [ 5 ] Тайшань Лаому ( 太山老婆 ; «Бабушка с горы Тай») [ 6 ] или просто лао найнай ( 老бабушка ; «старая бабушка», «бабушка»). [ 7 ] [ 1 ]
Атрибуты и смешения
[ редактировать ]Бися Юаньцзюнь — даосская богиня, связанная с горой Тай в провинции Шаньдун . [ 1 ] считался божеством рождения, зари и судьбы. [ 8 ] Она якобы управляет человеческой жизнью, судит мертвых, [ б ] и прислушивается к мольбам о нуждающихся детях, особенно о детях мужского пола (таким образом, будучи способными вызвать рождение потомства мужского пола в семье). [ 1 ]
Бися Юаньцзюнь стала ассоциироваться с различными богинями-матронами. [ 10 ] и она стала эквивалентом бодхисаттвы Гуаньинь ( Авалокитешвара ) в северном Китае, чей культ был силен в центральном и южном Китае. [ 11 ] [ 12 ]
Описание
[ редактировать ]Типичным примером ее иконографии является головной убор с тремя (или более) фениксами. [ 3 ]
Легенды
[ редактировать ]Существует много легенд о Бися Юаньцзюнь. Она представляет собой составное представление множества исторических личностей. Есть версии, которые изображают ее как дочь Дунъюэ Дади (Великого императора горы Тай), главного божества горы Тай и повелителя подземного мира. [ 1 ] или, альтернативно, судья Янлуо ( китайский : 閻羅 ), которого считали подчиненным первого в китайской народной религиозной (или даосской) схеме. [ 10 ] Источники позднего Мин утверждают, что Тайшань Няннян была дочерью простолюдина. [ 1 ]
ее заброшенная статуя была предположительно обнаружена на священной горе в 1008 году императором Чжэньцзуном из династии Сун. Согласно истории, опубликованной в путеводителе 1635 года, [ 5 ] [ 2 ]
Официальная даосская агиография Бися Юаньцзюнь содержится в тексте под названием «История горы Тай» , составленном Чжа Чжилуном (1554–1586 гг.) и включенном в период правления императора Ваньли (1573–1620 гг.) в приложение к даосскому канону, напечатанное в 1607 г. .
Во времена династий Мин и ранних династий Цин Тайшань Няннян стала одним из самых популярных божеств в Северном Китае, ее влияние активно распространялось по городу Тайань , провинция Шаньдун ; ее последователи также распространились на регион Нижний Янцзы, и она также пользовалась значительным покровительством со стороны императорского двора, особенно во времена династий Мин и Цин. Это оказало большое влияние на культуру северного Китая. [ 5 ] [ 13 ] Как богиня зари, она наблюдает за рождением каждого нового дня из своего дома высоко в облаках. Как богиня деторождения, она присутствует при рождении детей, определяя их судьбу и принося удачу. Бися Юаньцзинь почитается в Храме Пурпурной Зари на вершине священной горы Тай, куда приходят женщины, желающие зачать ребенка, чтобы попросить ее о помощи. [ 14 ]
Храмы
[ редактировать ]Дворец утренних облаков (Биксия Гун), храм богини, был построен на вершине горы Тай во времена династии Мин и до сих пор является центром паломничества. Ее популярность сегодня широко распространена. Во многих городах Китая есть храмы, посвященные Бися Юаньцзюнь. В Пекине Храм Восточной вершины (Дунъюэ Мяо) содержит зал, посвященный богине, как и Монастырь Белого Облака (Байюнь Гуань). В даосской живописи и скульптуре ее часто сопровождают девять других сопутствующих богинь, в том числе богиня плодородия Чжушэн Няннян и богиня зрения Янгуан Няннян .
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Титул, присвоенный императором Цзяцзин династии Мин.
- ^ Контроль над судьбой и суд над мертвыми в подземном мире - атрибуты Дунъюэ Дади. [ 9 ] или Янлуо , считающийся ее отцом (см. ниже).
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джуффрида, Ноэль (2004), «Бися Юаньцзюнь (Пи-ся юань-чунь)» , в Jestice, Филлис Г. (редактор), « Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия» , том. 3, АВС-CLIO, с. 128–129, ISBN 978-1-57607-355-1
- ^ Jump up to: а б с Накин (2000) , с. 240.
- ^ Jump up to: а б «Бися Юаньцзюнь» . музей Британский
- ^ Сюй, Чо-юн (19 июня 2012 г.). Китай: новая культурная история . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-52818-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грант, Беата (7 мая 2012 г.). "Пол" . В Надо, Рэндалл Л. (ред.). Спутник Уайли-Блэквелла по китайским религиям . Джон Уайли и сыновья. п. 408. ИСБН 978-1-4051-9031-2 .
- ^ Хао, Ни. Путеводитель по Шаньдуну . ДипЛогик.
- ^ Доктор (2004) , стр. 122–123.
- ^ Тянь, Фен. «Судьба или будущее? - Обсуждение паломничества Тайшань в XIX и XX веках» .
- ^ Накин (2000) , с. 505.
- ^ Jump up to: а б Дюбуа, Томас Дэвид (2015), Гуссер, Винсент; Кили, Ян; Лагервей, Джон (ред.), «Местная религия и фестивали» , Современная китайская религия II: 1850–2015 (2 тома) , BRILL, стр. 128–129, ISBN 9789004304642
- ^ «Гора Тай» . Британская энциклопедия .
- ^ Фанг, Цзин Пей (2004). Символы и ребусы в китайском искусстве: фигурки, жуки, звери и цветы . Десятискоростной пресс. п. 26. ISBN 978-1-58008-551-9 .
- ^ «Вверх и вниз на горе Тай: Бися Юаньцзюнь в политике китайской народной религии, около 1500–1949» . saturn.ihp.sinica.edu.tw .
- ^ Литтл, Стивен; Эйхман, Шон; Шиппер, Кристофер; Эбри, Патрисия Бакли (январь 2000 г.). Даосизм и искусство Китая . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22785-9 .
- Библиография
- Дотт, Брайан Рассел (2004). Размышления об идентичности: паломничества на гору Тай в позднем императорском Китае . Азиатский центр Гарвардского университета. стр. 382–385. ISBN 9780674016538 .
- Накин, Сьюзен (2000). Пекин: храмы и городская жизнь, 1400–1900 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520219915 .