Притхви Нараян Шах
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( июнь 2024 г. ) |
Притхви Нараян Шах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Шри Панч Махараджадхираджа Саркар | |||||
Король Горкхи | |||||
Царствование | 3 апреля 1743 г. - 25 сентября 1768 г. [ 1 ] | ||||
Коронация | 3 апреля 1743 г. [ 1 ] [ 2 ] | ||||
Предшественник | Нара Бхупал Шах | ||||
Преемник | Должность упразднена (сам как король Непала) | ||||
Король Непала | |||||
Царствование | 25 сентября 1768 г. [ 3 ] - 11 января 1775 г. | ||||
Коронация | 25 сентября 1768 г. | ||||
Предшественник | Положение установлено (сам как король Горкхи | ||||
Преемник | Пратап Сингх Шах | ||||
командующий непальской армией | |||||
Царствование | 1743 - 1743 | ||||
Коронация | 1743 | ||||
Преемник | Шиварам Сингх Баснят | ||||
Рожденный | Дворец Горкха , Королевство Горкха (современный район Горкха , Непал ) | 7 января 1723 г. ||||
Умер | 11 января 1775 г. Девигат , Королевство Непал | (52 года) ||||
Супруги | |||||
Проблема | Пратап Сингх Шах Ведум Шах Бахадур Шах Промыть Кумари Нараян Шах Вишну Шах | ||||
| |||||
Династия | Шах | ||||
Отец | Нара Бхупал Шах | ||||
Мать | Каушалявати Деви | ||||
Религия | индуизм [ 4 ] |
Притхви Нараян Шах [ 5 ] ( Непальский : Шри 5 Бадамахараджадхирадж Притхви Нараян Шах Дев , латинизированный: Панч Бадамахараджадхирадж Притхви Нараян Шах Дев ; 7 января 1723 - 11 января 1775), был последним королем Королевства Горкха и первым королем Королевства Непал Шри Горкха ). Притхви Нараян Шах положил начало объединению Непала. [ 6 ]
Притхви Нараян Шах считается отцом нации в Непале. [ 7 ] [ 8 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Притхви Нараян Шах родился преждевременно 7 января 1723 года и был первым ребенком Нара Бхупал Шаха и Каушальявати Деви во дворце Горкха . [ 9 ] [ 10 ]
Образование принца Притхви Нараян Шаха началось в пять лет посредством соответствующей церемонии. В то время ответственность за его обучение была возложена на Мокчешвора Арьяла и Бхану Арьяла. Это были упадхьяи , работавшие во дворце астрологами, где они также были известны как Джйотиши или Джаиси. [ нужна ссылка ] . Несмотря на то, что Гуру предоставили ему начальное образование, обязанность развивать его характер взяла на себя королева Чандра Прававати. [ нужна ссылка ] . Говорят, что, видя, как принцы соседних государств Танахун, Ламджунг и Каски предаются чрезмерным удовольствиям, Чандра Прававати удерживал Притхви Нараян Шаха от приятных или неправильных занятий. Вот почему в его молодости нельзя найти никаких следов приятных занятий и развлечений. [ нужна проверка ] Нарбхупал Шах хотел, чтобы П.Н. Шах женился на сильной семье, чтобы она помогала ему в случае необходимости. Наилучшая перспектива брака, которую он считал подходящей, была с Королевством Макванпур. П. Н. Шаху исполнилось 14 лет в 1737 году н. э., и было решено, что он женится на Индракумари, дочери Хемкарны Сен, принцессы Макванпура в Непале до объединения. [ 11 ]
С юных лет он интересовался делами государства своего отца и вскоре начал брать на себя эти обязанности. Притхви Нараян Шах рано мечтал о завоевании Нувакота , отчасти потому, что его отец проиграл его Малласам из Катманду в предыдущей войне. После смерти своего отца в 1743 году нашей эры Притхви Нараян Шах взошел на трон Горкхи в возрасте 20 лет. Будучи королем, он ценил свой народ и любил говорить с ним об их общих проблемах. Эта практика помогла ему наладить отношения со своим народом и понять требования граждан Горкхи. Король Шах закрыл свои границы и поддерживал дружественные дипломатические отношения со своими соседями, за исключением Ост-Индской компании , которая игнорировала Непал и отказывалась в то время открывать торговые отношения. [ 12 ]
Царствование и военная карьера
[ редактировать ]До объединительного движения Притхви Нараян Шаха в Непале было в общей сложности 54 штата. 54 штата были названы Байси Раджья и Чаубис Раджья . В Юго-Восточном Тераи существовало три штата Сен : Макаванпур, Биджаяпур и Чауданди. На западе, от Горкхи до провинции Гандаки, существовало 24 штата. В провинции Карнали было 22 государства с династиями Калян, Самаал, Шахи и Чанд. Наряду с Горкхой и Мустангом, оставшиеся пять штатов составляли Бхактапур, Кантипур и Лалитпур. [ 13 ]
Когда Притхви Нараян Шах взошел на трон Горкхи 3 апреля 1743 года нашей эры, это все еще было небольшое государство. Затем он начал обдумывать методы превращения Горкхи в огромное и сильное государство. Он отправился в Варанаси , чтобы получить информацию из первых рук о соседних штатах и об Индии на юге. В те времена Варанаси был одним из крупнейших торговых центров Индии, куда собирались люди из разных мест. Он встретился с разными людьми и получил ценное понимание политических и социальных условий Индийского субконтинента. В Варанаси его тесть Абхиман Сингх, вождь тхакури , раздобыл для него огнестрельное оружие и некоторое количество боеприпасов. [ 14 ] [ 15 ]
Нувакот
[ редактировать ]Его первая попытка вторжения в Нувакот в 1743 году н.э. провалилась, и его правление началось с немедленного военного поражения. Завоевание Нувакота имело важное значение для объединения, поскольку он находился между Катманду и районом Горкха, что делало его жизненно важным торговым путем в Тибет .
По возвращении в Горкху из Варанаси Притхви Нараян Шах первым предпринял шаги, чтобы победить Нувакота на дипломатическом поприще. Он вступил в дружественный союз с вождями Ламджунга , Танахуна и Пальпы . Сделав это, Притхви Нараян Шах послал армию против Нувакота с трех направлений. Вождь Нувакота, зная, что Горкха собирается напасть на них в ближайшем будущем, отправился за помощью к Джая Пракашу Малле , королю Кантипура. Таким образом, его сын Каджи Джаянт Рана Магар командовал армией Нувакота, представляя своего отца. Армия Нувакота потерпела поражение в 1744 году н. э., и его страна перешла в руки Горкхов Притхви Нараян Шаха. [ 14 ]
Киртипур
[ редактировать ]Следующей стратегией Притхви Нараян Шаха было завоевать все места вокруг долины Непала, то есть Катманду и соседние регионы, и тем самым создать экономический кризис, чтобы облегчить завоевание долины Непала. Сначала он атаковал Киртипур, зависимость Патана и стратегический пост, контролирующий долину Непала, но потерпел сокрушительное поражение (1757 г.). Ему чудом удалось спастись с поля боя, но его министр Калу Панде был убит. Смерть Панде означала большую потерю для Горкхов, и только в 1763 году они смогли возобновить политику завоеваний. [ 14 ]
В 1765 году Притхви Нараян Шах снова напал на Киртипур после двух унизительных поражений. В Киртипуре король Притхви Нараян завоевал древний город с третьей попытки. Жестокость, с которой завоеватели расправились с туземцами Киртипура, вселила ужас в сердца соседей и облегчила завоевание.
Макванпур
[ редактировать ]В 1763 году горкхи завоевали Макванпур , одни из ворот в Непал из Бенгалии. Однако завоевание Макванпура привело Притхви Нараян Шаха к столкновению с Мир Касимом , навабом Бенгалии. Бикрам Сен, король Макванпура, был затем взят в плен Притхви Нараян Шахом. На это Канак Сингх другой местный вождь пожаловался Навабу Мир Касиму и попросил его вмешаться. «Вследствие этой жалобы сам набаб переправился, послав перед собой Гургина-хана, который прибыл около Макванпура, где вся его армия была уничтожена, и набаб вернулся в Патну». Экспедиция Касима была также обусловлена стремлением Гургин-хана проверить силу и мастерство войск, которые он дисциплинировал, и артиллерии, которую он обучил. Жажда Гургина-хана к непальскому золоту была еще одной причиной его серьезного намерения возглавить экспедицию, хотя наваб и советовал против этого. [ 14 ] Гургин-хан потерял большое количество своих людей и был вынужден оставить многие позиции с оружием.
Чаукот
[ редактировать ]Горхалисы шесть месяцев сражались с народом Дхуликхеля. После этого Притхви Нараян Шах построил форт на вершине холма к югу от Чаукота и собрал большое количество войск. Посоветовавшись со своими последователями, каджи сказали ему, что небольшие деревни можно легко взять, поскольку люди бежали, услышав крики нападавших, но деревня Чаукот требовала особых военных навыков. После этого войска блокировали Чаукот. Часть народа бежала в Пьютан через Басдол, а другая в свои места. Нарасинха Рай подошел к Махиндре Синха Раю и сказал: «Мы не можем справиться с горкхали с помощью пятидесяти домов. Остальные люди бежали, и я пришел сказать вам. Не медлите, бегите скорее». Махиндра Синха упрекнул его и обвинил в трусости, сказав: «Не оставайтесь ради меня, а бегите, спасая свои жизни. Что касается меня, то я отобью всю силу Горкхали и, заслужив большую известность, буду наслаждаться своим владением в счастье». Если мне это не удастся, я оставлю свое тело на поле битвы и заработаю жилище на небесах, заслугами которого мои сыновья и внуки обретут счастье». Затем он созвал своих верных последователей, желавших обеспечить себе счастье на том свете, и ободрил их. [ 16 ]
6-го дня Джестхи (28 мая 1757 г.) произошла жестокая битва, продолжавшаяся с вечера до 12 гари (12 часов) ночи. Горхалицы, потеряв 131 человека, отступили. Битва возобновлялась ежедневно в течение пятнадцати дней, но горхалисы не произвели никакого впечатления. 6-го числа Джет Суди произошло трудное сражение, которое продолжалось до 14 гари ночи. В это время солдат, оказавшись позади Махиндры Синхи, убил его ходой и копьем и ранил Нарасинху хукури в левое плечо , из-за чего он упал без чувств на землю. Увидев это, чаукотии бежали, а село было подожжено. В этом бою горхалисцы потеряли 201 человека, что при 131 убитом в предыдущий день дает всего 332 человека. [ 16 ]
На следующее утро Притхви Нараян Шах осмотрел поле битвы и, увидев безжизненное тело Махиндры Синха Рая, пронизанное ранами, похвалил его храбрость и послал за своей семьей, чтобы они, будучи родственниками столь храброго человека, могли иметь должную защиту. Их приносили и кормили на царской кухне. После этого, с легкостью захватив пять деревень, а именно Панаути , Банепу , Налу, Хадпу и Сангу, Притхви Нараян Шах вернулся в Нувакот. [ 16 ]
Долина Катманду
[ редактировать ]После этого он намеревался завладеть долиной Катманду . Завоевание Притхви Нараян Шахом всего Непала облегчилось внутренними разногласиями среди непальских правителей. Ранджит Малла, вождь Бхадгаона , обратился за помощью к вождю Горкхи из-за его вражды с вождями Патана и Катманду. [ 14 ] Притхви Нараян Шах ранее одержал победу над сатбахальями Ранджита Маллы, пообещав оставить им трон и доходы, чтобы довольствоваться номинальным суверенитетом над страной. [ 16 ]
Притхви Нараян Шах завладел Бхадгаоном, а затем в 1767 году вложил деньги в Патан. Быстрое расширение владений Горкхи и рост власти Горкхи в долине Непала поставили Джая Пракаша Маллу , вождя Катманду, в осадное положение. Поскольку весь выезд и въезд был остановлен, Катманду столкнулся с опасностью быть заморенным голодом до подчинения. Долина была полностью отрезана от внешнего мира и контролировалась исключительно шахом. [ 14 ] Поняв, что горкхов невозможно победить одной его армией, Джая Пракаш в этом затруднительном положении обратился за военной помощью к президентству Бенгалии. [ 14 ] отправив одного из своих гонцов в Патну с просьбой о помощи Ост-Индской компании . [ 15 ] Офицеры Ост-Индской компании в Патне отправили сообщение в Бенгалию. [ 15 ] Ост-Индская компания воспользовалась этой возможностью, направила предупреждение Притхви Нараян Шаху и решила послать экспедицию для освобождения Джая Пракаша.
Согласно легендам, когда Притхви Нараян Шах вошел в дурбар Бхадгаона, он обнаружил, что короли трех городов сидят вместе, после чего он и его товарищи смеялись. Джая Пракаш обиделся на это и сказал: «О Горхалис, это произошло из-за предательства наших слуг, иначе у тебя не было бы повода для веселья». Притхви Нараян Шах некоторое время беседовал с Джая Пракашем Маллой, затем выразил свое почтение Ранджиту Малле и почтительно попросил его продолжать править, как он делал до сих пор, хотя Притхви Нараян Шах завоевал страну. Ранджит Малла сказал, что Притхви Нараян Шах получил власть по милости Бога и что все, о чем он теперь просил, - это отправить в Бенарас . Шах умолял его остаться, но воспоминание о предательстве слуг было свежо в его памяти, и он не согласился. Шах предоставил ему отпуск вместе с расходами на дорогу. Когда Ранджит Малла достиг вершины Чандрагири Паа, он в последний раз взглянул на Непал и со слезами на глазах воскликнул: Сатбахальи убили моего сына Бира Нарсинху и причинили мне это горе. Затем он попрощался с Таледжу , Пашупатинатхом и Гухьешвари и отправился искать убежища к Бисвесваранатхе и Ганге . [ 16 ]
Он также оккупировал перевал Кути примерно в 1756 году нашей эры, остановив всю торговлю через перевал и препятствовав общению с Тибетом.
Кинлохская экспедиция
[ редактировать ]После поражения Джая Пракаш Малла в отчаянии послал непальского Вакилса к мистеру Голдингу, коммерческому агенту Ост-Индской компании в Беттиа, чтобы попросить их помощи против Притхви Нараян Шаха. Суть разговора между непальскими Вакилами и Голдингом была передана Томасу Рамбольду , начальнику компании в Патне , 6 апреля 1767 года. Голдинг привел веские аргументы в пользу отправки экспедиции на помощь Джая Пракашу Малле. По его словам, если Малла будет успешно освобожден, Ост-Индская компания заслужит его благодарность, что облегчит открытие сообщения с Тибетом через Непал, и это будет иметь для компании большое значение. Малла предлагал взять на себя все расходы по экспедиции. [ 14 ]
Тем временем Притхви Нараян Шах уже осознал опасность военного союза между Маллой и Ост-Индской компанией . Затем Шах отправил Рамбольду письмо с просьбой о защите во время визита в Патну. Затем Рамболд передал просьбу Шаха президенту Специального комитета. Специальный комитет по уговорам Голдинга решил вместо этого направить военную помощь Джая Пракашу Малле.
Специальный комитет приказал Джорджу Кинлоху, который ранее отправлял экспедицию против раджи Типпера , отправиться в Патну, чтобы он мог быть готов возглавить экспедицию против Притхви Нараян Шаха. Соображения, которые побудили Отборочную комиссию принять решение в пользу направления военной помощи Джая Пракашу Малле, можно понять из их писем. Возрождение приходящих в упадок, почти замерших торговых отношений с Непалом и открытие торговли с Тибетом через территорию Непала были двумя главными соображениями. По инструкциям Специального комитета капитан Кинлох проследовал в Патну, где его попросили дождаться дальнейших указаний от г-на Рамбольда. В соответствии с решением комитета об оказании военной помощи г-н Рамболд и капитан Кинлох были заняты сбором всей необходимой информации, которая могла помочь экспедиции добиться успеха. Тем временем Притхви Нараян Шаху было категорически предложено принять посредничество Ост-Индской компании, на что он послал уклончивый ответ. [ 19 ]
В июне 1767 года непальские Вакилс Муктананда и Факир Рамдосс, прибывшие просить помощи Ост-Индской компании от имени Джая Пракаша Маллы, были допрошены капитаном Кинлохом в Патне с целью получения всей информации, имеющей военное значение. Численность войск Притхви Нараян Шаха, по словам Вакилов , составляла около 50 000 человек, из которых опять-таки только 20 000 были расквартированы в долине Непала, а остальные занимались земледелием в родных местах. Их вооружение состояло из луков и стрел, мечей и фитильных ружей. Вакилы . также не скрывали, что терять времени нельзя, поскольку с наступлением сезона дождей холмистые тропы станут небезопасными, а течение горных рек - непредсказуемым Они также сообщили капитану Кинлоху, как Притхви Нараян Шах «захватил десять главных городов и овладел всей своей страной (Джая Пракаша)» и держал города Катманду, Патан, Бхадгаун и Зими ( так в оригинале ) в тесной блокаде ». [ 20 ]
Общее расстояние, которое предстояло преодолеть экспедиционному корпусу, составляло 96 косов (384 000 ярдов ), и путешествие должно было завершиться одиннадцатью этапами, в течение последних шести этапов из которых раджа Непала обязался предоставить носильщиков и продовольствие.
Однако экспедиция провалилась, и большие надежды Специального комитета рухнули. Причины неудачи были изложены в серии писем, которые прошли между капитаном Кинлохом и г-ном Рамболдом, последним, Специальным комитетом и Судом директоров. Первая причина заключалась в уничтожении большей части их продовольствия внезапным потоком с холмов. [ 21 ] Другая причина заключалась в том, что от непальского раджи не поступило никакой помощи в отношении продовольствия, и когда капитан Кинлох достиг Джанакпура , люди раджи дали заверения в обильном снабжении, как только войска достигнут Синдхули , где должен был состояться седьмой этап путешествия. закончились. Но и там обещанная помощь не пришла. «Голод смотрел им в лицо. Отступление при нынешних обстоятельствах не могло быть и речи, и невозможно было долго удерживать Синдхули, поскольку все запасы продовольствия были отрезаны противником (Притхви Нараян Шах). [ 22 ] Но, как настаивал Кинлох, войскам пришлось противостоять священной реке Багмати. Войска построили импровизированный мост и плоты, но сильный поток смыл их прежде, чем какая-либо армия смогла пересечь реку. Войскам, голодающим и заболевающим во все большем количестве, не оставалось ничего другого, как приказать к немедленному отступлению. Однако отступающие войска яростно преследовались горкхами, посланными Притхви Нараян Шахом. Затем капитан Кинлох, наконец, вернулся в Тераи и занял территории Бара , Парса и Хилволл. [ 14 ] Неудача экспедиции Кинлоха позволила Притхви Нараян Шаху справиться с осажденными столицами Катманду, Патаном, Бхадгаоном и т. д. К концу 1768 года ему удалось взять под контроль все еще устоявшие города. «Притхви Нараян Шах чуть не вошел в Катманду из-за разгула Индра Джатры , в котором потонули непальцы». [ 23 ] [ 24 ] [ 14 ]
Дивьопадеш
[ редактировать ]Мои маленькие горести заставили всех понять, что это не страна Арзя. ( перев. Это не нация, полученная моими пустяковыми усилиями, это сад всех 4 основных каст и 36 подкаст, и пусть все это знают. )
К концу своей жизни Притхви Нараян Шах сильно страдал от болезней. Вероятно, он начал понимать, что его конец близок, поэтому решил организовать неофициальное собрание совета, известное как бхардари-сабха. В этой сабхе он решил проинформировать своих братьев, сына и министров о том, почему он участвовал в объединении Непала и какой должна быть соответствующая политика и программы на будущее в отношении Непала. Эта сабха продолжалась целый день, около 5-6 часов. Сообщения, которые он дал в этой сабхе, были записаны его братьями и министрами и составлены как Дивьопадеш. [ 4 ]
Внешняя политика
[ редактировать ]Притхви Нараян Шах считал государство Непал «Ямом между двумя валунами», имея в виду Тибет на севере и «Императора морей» на юге. Он предложил Непалу навсегда сохранить добрую дружбу с Тибетом. Однако что касается его политики по отношению к Ост-Индской компании , правлению он предлагал сохранять дружелюбие, но также опасаться их проницательности. Шах высказал мнение, что « Ост-Индская компания в настоящее время насильственно оккупирует Индостан… Если хиндустанцы проснутся, они придут сюда в поисках безопасных фортов». Следовательно, Притхви Нараян Шах приказал своим солдатам подготовиться и построить барьеры и форты в соответствующих местах. [ 4 ] 4. Совет Считается, что король Притхви Нараян Шах заболел в последнюю неделю декабря 1774 года. Затем он созвал всех в свой дворец в Нувакоте и дал свой совет, чтобы защитить нацию для будущих поколений. Он умер утром 11 января 1775 года. Считалось, что этот совет он дал своим придворным и людям во дворце под названием «Рангмахал», который был построен в 1766 году на равнине реки Таади в Нувакоте.22 Его совет придворных, будущих лидеров и граждан Непала можно найти на следующих страницах. 21 Махеш К. Регми, указ., цит. п. 13. 22 Дханабаджра Баджрачарья и Тек Бахадур Шрестха (Ред.), Шахкалин Абхилех, (Документы периода Шаха), стр.85.
King Prithvi Narayan Shah’s Counsel (Upadesh)
(1) Шри Ганеша, я молюсь тебе. Пожалуйста, помогите нам, Шри Калика. Пожалуйста, помогите нам Шри 3 Шива Горакхнатх. Теперь я начинаю писать о Шри 5 Притхви Нараян Шахе. Шри Шри Шри 5 Старый Махараджа после победы трех городов Непала и штатов Хиндупати (сенских королей Макванпура, Чауданди и Биджаяпура) обратился к священникам (Гурупурохит), шести кастам людей (таргар), которые помогли защитить Королевство Дравья. Шах в Горкхе, первый король династии Горкха-шахов, братья, придворные, его собственный Дада Сурати Сингх Рана Магар и все пожилые люди. собравшиеся в Нувакоте. (2) Говорят, после смерти стариков их слова (обмен опытом) передаются следующему поколению. Если я расскажу вам всем, вы расскажете своим потомкам, а ваши потомки расскажут нашим потомкам, и таким образом это государство будет сохранено и управляемо (в будущем). (3) Наших мам было трое. Мы были воплощением Панча Пандава (пяти братьев, сыновей Кунти и Мадри в эпосе Махабхарата) из трёх разных Палат. (4) Моя свадьба состоялась в Макванпуре. Но мою невесту (долу) мне не передали, поэтому я посетил Макванпур, а тем временем тоже захотел увидеть Непал. Там я сказал Дигбандхану Сену, сильно уговаривая его: «Если ты дашь мне ек данта Слона (имеющего только один зуб — символ доброго предзнаменования) и Наулакху Хаар (дорогое ожерелье из бриллиантов и других драгоценностей), я возьму свою невесту» . (Иначе....) Я пригрозил ему, сказав, что возьму ее силой, сражаясь мечом. После этого я уехал (Макванпур). (5) Чтобы король Непала не узнал и не арестовал меня, я носил сяху (местный толстый шерстяной ткань, покрывающая голову и спину, которую обычно надевают фермеры и носильщики), я гулял с Бхану Джаиси (Арьялом, Астрологом), Куланандой Джаиси (Дхакалом, Астрологом) и другими Таргарами вдоль берегов реки Рапти. После того, как мы прибыли в Чандрагири, я спросил их, где находится Непал, и они показали мне, указывая на Патан, Бхактапур и Катманду. Про себя я подумал, что было бы прекрасно, если бы я стал королем всех трёх городов. В то же время оба Джайси заявили, что желание Махараджа будет исполнено. Я был удивлен и спросил их, откуда они узнали о моих желаниях в моей голове. Они ответили, что, пока Ты наблюдал за Непалом (Три города долины), Ты приложил руку к своим усам. Тогда мы подумали, что у Вас есть желание стать королем Непала, и так и сказали. Когда я далее спросил, будут ли выполнены эти пожелания, они ответили, что, поскольку Вы глубоко уважаете коров, брахманов, гостей, факиров (йогов), а также богов и богинь, а на наших руках благословение Сарасвоти (богини обучения). , Вы наверняка получите штаты Непал. (6) Мы прошли через большой перевал Тангкот и достигли Дхадинга, перейдя Каларигат. поход днем и ночью. (7) Я попросил Джаиси написать приказ (Рукка) трем моим храбрецам, находившимся в (Гаутане) ко Бирхауто: новое поселение в Гаутане, к северо-западу от Горкхи) Форт Лиглиг (Аад) на склоне холма (Хава) Чепе (реки). Он спросил их имена. И я назвал ему их имена: Ранаджит Баснят, Ман Сингх Рокаха и Бирбхадра Патхак. Я попросил их приехать в Майдхи как можно скорее, и они приехали. Я посоветовался с ними наедине и сказал им, что угрожал Дигбандхану Сену и видел Непал. Я сохраняю свое внутреннее желание атаковать (Непал), что ты сделаешь?
say ? They suggested “go ahead and attack Maharaj”. I further asked them “when I go for attacking others, if at the same time, some others might attack on us (Gorkha), then what will happen ?” They replied to me that these Baisi Chaubisi are just frightening you (as if you are like an elephant) and assured me that they (from Gorkha side) would fight shedding the river of blood in Chepe against them, if they come (for attack). And we stood up from the secret meeting and left for Gorkha.
(8) После нашего прибытия мой дядя по материнской линии (наследный принц Удьот Сен, сын короля Гандхарвы Сена) Пальпы), который отправился на даршан (паломничество, видя образ божества) Нилакантхи (Госаикунды) и Пашупати через Девгхат, приехал в Горкху на даршан Горакхнатха, где мы встретились после его даршана. (9) Я сказал: «Дядя, я поехал в Макванпур и (на обратном пути) увидел Непал. желание атаковать (Непал), скажите, пожалуйста, как будет выполнена моя миссия? Дай мне добрый совет? Он дал мне свой совет в Панчаратре. Он сказал: «Когда мы видим, мы думаем, что существует воплощение Панча Пандава (Пять братьев, включая Притхви Нараян Шаха), Непал невозможно захватить без какой-либо Куручхетры (места решающей битвы между Кауравами и Пандавами в Махабхарате), Ламджунг – это «Гаруд», Горкха — «Змея», а Непал — «Лягушка». Поэтому сначала нам нужно обмануть «Гаруда», чтобы он съел «Лягушку». Я сказал: «У меня есть четыре касты солдат, которым я должен больше всего доверять, чтобы организовать атаку и добиться быстрого успеха?» Он спросил: «Какие касты?» Я сказал ему: Бахун, Кхас, Магар и Тхакури». Он ответил: «Бахун подобен быку, поэтому грех посылать Бахуна, Тхакури подобен Льву, позже будет предательство, Магар подобен таганскому коню, он будет медлительным, Хас подобен тази-тюркскому коню. , поэтому для более быстрого успеха лучше полагаться на Хаса». Перед уходом он дал еще один важный совет, который я принял во внимание. (10) Я отправился к королю Ламджунга Рипумардан-шаху. Мы встретились в Чепе Гате. Мы говорили о мир. Ключевые моменты, которые я имел в виду, на основе которых могло бы возникнуть мирное соглашение, точно такие же моменты были переданы Калу Панди. Таким образом, прочное соглашение стало возможным и было установлено. Я был удивлен и подумал, что он сделал меня счастливым, но и в священных кардинальных документах индуизма также написано, что пост Кази должен быть отдан человеку, которым довольна широкая общественность. Я посоветовался с публикой и обнаружил, что Калу Панди им нравится. Мне посоветовали, если вы отдадите ему пост Кази, мы почувствуем себя защищенными. Я также проверил о нем у Байси Чаубизи и обнаружил, что он им понравился. Хотя я хотел передать пост Кази Бираджу Бахети, я отдал этот пост Калу Пандею, потому что он считался более мудрым. (11) Тогда я подумал, что свяжу Пандея и Баснята, я попросил Калу Пандея дать рука его дочери вышла замуж за Кехара Сингха Баснята, сына Шиварама (Сингха) Баснята. Таким образом, благодаря этой семейной связи я предпринял нападение на Непал (три города-государства долины Катманду) и выиграл его с помощью щитов Пандеев и мечей Басниатов. (12) Я назначил Ранаджита Баснята, Мана Сингха Рокаху и Бирбхадру Патхака в Гаутанко Бирхауто. в Лиглиг Аад и сказал им, что я приду к Сальянкот Деви на даршан в благоприятный день, поскольку считается, что божество дает благословения преданным (что становится правдой в реальной жизни). Я тоже туда добрался. Мы основали Тарпу (временный лагерь) на бесплодной земле. Я спросил у Таргара и Бараха-Умраоса из Сальяни, могу ли я получить даршан
Goddess. They said that only the Priest and the Guard can go inside the temple. Then I asked “Can I go only up to the door of the temple ? They said “yes, you can go.”
(13) Каждое утро и вечер я приходил к двери на даршан и поклоняться в храме. чтение религиозных текстов и мантр. Однажды ночью мне приснился сон. Я увидел, как ко мне подошла семи-восьмилетняя девочка с хадгой (изогнутыми мечами) в обеих руках. Лицо ее было частично закрыто шалью. Я спросил ее: «Кто твой отец?» Она ответила: «Я дочь священника Раны (Магара)». И она дала мне оба меча. Что-то блестело, что она вынула из-за пазухи. Она дала мне что-то проглотить возле рта и сказала: «Я исполнила твое желание, поэтому ты тоже должен что-нибудь дать мне». Когда она ушла, сделав два шага вперед, я проснулся ото сна. Я позвонил Бхану Джаиси, Кулананде Джаиси и священнику Ране Магару и спросил о сне. Они сказали, что она Богиня, и Ты получил ее даршан. Я немедленно организовал благовония, лампу, молитвенную ткань, а также фрукты и сладости для ежедневного богослужения. Я также управлял и посвятил семь буйволов-самцов и семь козлов-самцов в жертву для особого поклонения и подарил Богине несколько земель возле Борланг-Гата и весь доход от Гхата. И я ушел в тот же благоприятный момент. (14) Маршируя день и ночь, я прибыл и разбил временный лагерь на площади Сималчаур. Моим намерением было (захватить) Нувакот, но я притворился, что остался в Хинчете, чтобы проложить канал для сельскохозяйственных земель. Раньше я ходил в храм Бени Индраяни в Бетравати, пересекая реку на лодке, чтобы читать религиозные тексты. Раньше я медитировал и концентрировал свой ум на Деви (богинях) Сальянкота, Индраяни и Бхайрави. (15) Махамандал похожа на жену-соперницу Нувакота. В Махамандале жил Гьями Рана. (Джайант). Я отправил ему сообщение, в котором говорилось, что ты наш человек, покинь Махамандал и присоединись ко мне. Он ответил: «Я был твоим человеком, но я съел соль Джая Пракаша Маллы, поэтому я буду сражаться до смерти». (16) Однажды я сидел в Совете и вздремнул. На самом деле я мечтал и увидел что я был в храме Индраяни. Я услышал голос, говорящий, что через неделю настал благоприятный момент для нападения на Нувакот и что Нувакот можно завоевать. Я сразу попросил астролога посмотреть календарь. Он рассказал мне, что ранним субботним утром после недели случился один большой благоприятный момент. (17) В тот же благоприятный момент мы поднялись на Нувакот, и началось сражение. (Бали) Пантх, который был нашим стойким бойцом и моим братом Далмардан Шахом, всего в возрасте двенадцати лет нанес решающий удар мечом (Джети Тарвар) по голове (Шанхамани) Рана (вождя Нувакота). И мы одержали победу над Нувакотом и отпраздновали эту победу. (18) Мы установили посты безопасности (Танас) в Какани и Шивапури в качестве фронта. (19) Паршурам Тапа просил меня напасть на Непал, заверяя в своей поддержке. (Но...) в тем временем он отправил своего брата в Байси Чаубизи с финансовой поддержкой (сумма в сто двадцать тысяч рупий), чтобы подстрекать их атаковать нас с тыла, и я узнал
this. I asked “where his brother has reached ?” They told me that he had reached Hatiya in Pokhara. I further enquired as to who could go there and kill him ? Nobody could answer me, and I called Jhagal Gurung and asked him to go. I gave him my own Khukri and sent him. He reached there pretending to be a local folk singer carrying a sarangi (local musical instrument like a violin) under the arm, 2/4 dharnies (1 Dharni=2.39 kg) of sahar (a type of freshwater fish) and a fishing rod. While soldiers of his (Parshuram’s) brother were eating, he took a chance and killed him, and came back. Later I cleared the rear (western frontier of Gorkha), opened Nepal (Kathmandu valley kingdoms) and conquered it by taking into confidence the people of the east and the west.
(20) Этот штат подобен батату между двумя камнями. Установите прочный мир с императором Китая. Установите мир с императором южного моря (Ост-Индская компания, король Англии), но он очень проницателен. Он контролирует Хиндуштхану (Индию) и захватил нашу территорию на равнинах, которая находится у нашей границы. Если Хиндустхана (Индия) объединится, они (Ост-Индская компания) окажутся в затруднительном положении и придут в поисках фортов. Создавайте форты, исходя из сложившейся ситуации на потенциальных маршрутах, и ставьте в них препятствия и препятствия. Однажды эта сила придет. Не нападайте на них, но только если они нападут, начните войну, и многие из них будут убиты на перевале Чуре. Мы также можем завладеть сокровищницей оружия, которой смогут воспользоваться наши пять-семь поколений. Граница будет закреплена до реки Ганга (Ганг). Если они не смогут выиграть войну, они придут к этому посредством убеждения или использования множества тактик и обманов (против нас). (21) Эти форты подобны трону Непала. Если удастся обезопасить эти форты, все четыре императора смогут быть уничтожены. выиграл. Бог создал эти крепости. Нет необходимости ремонтировать. Шивапури-1, Пхулчоки-2, Чандрагири-3, Махадевпокхари-4, Палунг-5, Дапча-6, Кахуле-7. Постройте в этих местах сильные форты. Держите каноны в каждом Форте. Там, где есть перевалы, держите в каждом по одному орудию, сделав железные ворота, и назначьте в каждом месте по пять солдат. После того, как мы это сделаем, шпионы, негодяи, убийцы и преступники, желающие скрыться после совершения преступлений, ничего не смогут сделать. Если все четыре императора тоже придут в атаку, они ничего не смогут сделать. (22) Я уже изучал и исследовал социальные нормы, установленные королем Рам Шахом, королем Джаястити. Малла и король Махиндра Малла. У меня было желание сделать такие нормы на двенадцать тысяч (для Горкхи), если Бог позволит. Я хотел открыть пути Непала, закрыв пути на восток и запад. Я хотел установить правила для каждой расы и касты, чтобы они могли свободно практиковать свои собственные ритуалы. (23) Эти три города подобны холодной скале. Главное здесь только интриги. Люди, которые пить воду из колодцев нет никакой мудрости. Они также не храбры. Распространены только заговоры. Моим желанием было построить дворец в Дахачуке, включающий дома священников, братьев, придворных, мир умрао (начальников фортов) в прилегающих районах. А я хотел поехать в три города только с целью отдыха. (24) Не позволяйте иностранным торговцам подняться выше Годхпарсы (форта Парса). Если они приедете в нашу страну, они сделают народ банкротом. (25) Мы завоевали три города Непала, девять лакхов (девятьсот тысяч) киратов и штат Хиндупати, надев Чьянга Пангу (одежду из грубой ткани, производимой в Индии).
country). Ban the clothes made in foreign countries, teach our own people to weave by show- ing them the specimen and ask them to weave. Thus our money will not go to foreign coun- tries. Export our country’s products and medicinal herbs to foreign countries and earn mon- ey. Save money and if people become rich, palace (state) will also be strong. Resources of the country are its people.
(26) Не заключайте контракты внутри страны. Правительство само должно давать работы (на основе дневную заработную плату) в одном офисе и вести учет всех доходов и расходов. Даже если есть хорошие солдаты и придворные, не позволяйте им зарабатывать неправомерное имущество. Внимательно следите за ними и позволяйте им иметь недвижимость только для поддержания своих условий и должностей. Это потому, что у богатых людей не хватает смелости сражаться на мечах, убивать других и погибать в бою. Если его не контролировать, только плохие люди или враги будут сиять (преобладать). Если солдаты, братья и придворные не будут заниматься развлечениями и развлечениями, мои мечи одержат верх во всех четырех направлениях. В противном случае будет анархия. (27) Я покорил эту страну с не меньшими трудностями. Следовательно, это сад всех видов (каст). людей. Об этом должен знать каждый. Все люди, большие и малые, четырех рас и тридцати шести каст этого сада (страны) должны поддерживать (и развивать) этот сад. Это настоящая земля индусов. Не отказывайтесь от своей религии (которую практикуют поколениями). (28) Каждый должен быть верен хозяину (королю) и работать на него. Не удаляйте пост Капардара (казначея) из потомков Калу (Хадка Магар) капардара. Не снимайте с потомков Шиврама (Сингха) Баснята ответственность за поддержание мира с Югом (Ост-Индской компанией или Индией). Не снимайте с потомков Калу Пандея ответственность за поддержание мира с Тибетом. (29) Распространив компенсацию Пандею, Басняту, братьям Панте и Магару, отдайте им ротационный принцип. Все они мои добрые и верные слуги (соли и благодарности). Если они совершили какой-либо серьёзный проступок, вплоть до степени, эквивалентной смертной казни, не убивайте их, а отправляйте на войну. Если они выживут, это хорошо, но если они погибнут в бою, вам не придется брать на себя вину за их смерть, потому что их убили другие. Король не должен убивать своих людей в собственном доме. (30) Король должен позаботиться о том, чтобы справедливость восторжествовала. Не оставляйте места несправедливости в государстве. Люди дающие взятки и коррумпированные чиновники, берущие взятки - большие враги короля (государства). Нет никакого греха, если вы конфискуете их имущество и даже лишите жизни таких людей. (31) Главное, чтобы король раздал земли солдатам, чья служба необходима состояние. Они будут лучше управлять землей и орошать ее, а также получать определенные доходы от такой деятельности (как земледелец, так и владелец получат экономические выгоды). Их семьи будут свободны от экономического бремени. Таким образом солдаты будут чувствовать себя уверенно, находятся ли они у ворот дворца (близко) или в фортах (далеко). (32) Делая административные назначения, организуйте роту с сотней пушек и вам следует проверить и назначить субедара этой компании, который уже был героем в
four-five wars. Officials (Saatpagari-presently Jamdar or Junior Commanding Officers level) under this Subedar should be already 2/4 times tested people. These officials should also ap- point sixteen Havaldars who are ready to kill or die for their superior. Havaldars also should appoint soldiers who are ready to kill or die for the superior of their own groups.
(33) В каждую группу назначьте людей из четырех каст, а именно Кхас, Магар, Гурунг и Тхакури. В битва при этом будет очень сильной. Это единственные люди, которые могут держать мечи или оружие для боя. Таким образом, мы можем бросить вызов даже трону Индры (царя небес согласно индуистской мифологии), невзирая ни на какого другого врага. (34) Если у нас есть тысячи луков, тысячи ружей, тысячи кривых мечей и тысячи канонов, мы можем даже победить Индру. (35) В войнах равны те, кто участвует, и те, кто нападает и убивает. Давая работу или землю, давайте их поровну. Если кто-то погибнет в бою, его семье должна быть предоставлена компенсация до тех пор, пока его сын/сыновья не смогут сражаться. Когда они достигнут возраста, позволяющего брать в руки мечи, предложите им работу. Если бы у короля была мудрость, лучшие (бойцы) солдаты присоединились бы к нам и из других (зарубежных) государств, ожидая большого хорошего дохода. (36) Основной основой короля являются солдаты и люди. Если король умен, он должен оставить их себе. в хорошем настроении. Таким образом, проблем с правопорядком не будет. Держите солдат всегда в напряжении (оттачивая их посредством тренировок). Такие хорошо обученные солдаты не будут заниматься неоправданными действиями, и мы выполним свою миссию. (37) Среди Гурунгов, Магара, Ханзяды (членов царской семьи), братьев, придворных, Мир Умрао, Таргар, выбери ветеранов, чтобы возглавить отряды во дворце и в фортах, расположенных повсюду. Не допускайте во дворец брахманов и хасов востока и запада. Почему ? Потому что они приведут к бесхозяйственности во дворце (управлению государством). (38) Держите все полномочия короля при себе. Я сделал трех Бараха Умрао (Вождей вершин холмов или крепости) сильные, как Ваджра (твердость духа) Индры. Я также дал им большие барабаны и нишаны (специальный религиозный военный флаг) и (бюджет) по 240 рупий каждому. Они шли в бой, будь то Сальян, Лиглиг или Дхадинг. И они всегда побеждали. Таким образом я заработал невообразимое имущество (для государства). (39) Сохраняйте свой дом всегда крепким, выбирая вокруг себя опытных и преданных людей. Если ты сделай это (сдержку и баланс), дворец (государство) будет сильным. Если король умен, он должен делать солдат и людей счастливыми и держать их под своим контролем. Ему следует не верить ложным похвалам некоторых людей, а просить их работать на основе «въеденной соли» (верности). (40) Управляйте монетным двором (монетами) государства также чисто и чисто. В судебном суде (назначить Дитту) выберите среди Тхакури и назначьте лучшего. Аналогичным образом, секретарь суда (назначить Бичари) из числа магаров. Управляйте судами в соответствии с принципами справедливости, назначая в каждом месте одного пандита (судью). (41)
Do not use the income of Courts in the palace. Such income should be distributed or spent for foods for Fakirs, Beggars, Yogis, Sanyasis and Brahmins. Remaining amount should be spent as gifts of Dhoti (undergarment) and towels. Thus you will not be blamed for malpractice.
(42) Если в деревне обнаружены полезные ископаемые, эвакуируйте жителей деревни и действуйте. съел Мины. (43) Если дом стоит на террасе на водном пути, перенесите дом на другой участок и сделайте канал (для орошения). (44) Однажды они подали мне руку, чтобы помириться. Они позвали меня, но когда я пришел туда, они опоздали. эээ предал меня. Мне пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы очистить тыл (Баиси Чаубизи), и я смог продвинуться вперед, чтобы захватить Непал. (45) (Вооруженные) солдаты-наги были приглашены с юга, чтобы служить интересам Джая Паракаша. Малла. Я убил их в Саатгауне, прежде чем они смогли войти в Непал (долина Катманду). (46) Касим Али Хан напал на Макванпур, и я победил их, убив многих ударами 120 изогнутых мечей (Хунда) и преследуя оставшихся солдат через границу. (47) Ханди Сахеб атаковал Синдхули Гадхи с 3/4 батальонами, и там я также убил многих и отобрали у них много оружия. (48) Трое мусульман приехали из Лухнова в Нувакот, чтобы встретиться со мной и попросить работу. Эти мусульмане знали, как обращаться с захваченным оружием, и я поручил должности адъютантов всем троим, а именно шейху Зорабару, Мемтаки и Бхехарсингу. Они обучали солдат. (49) Когда я изучал книгу Непала (Хроники), там было написано, что Непал будет Турканой, Магарат и Муглана (территория Ост-Индской компании). Оно стало уже Турканой. (Турецкое вторжение в долину Катманду в 1347 году нашей эры бенгальского султана турецкого происхождения Шамсуддина Илиас Шаха). Я сам король Магарата. Это тоже было в порядке. Но чтобы уберечь его от превращения в Муглану, я создал (военные) роты, подобные Муглане, сократив число Тумов (вершин холмов и фортов) в целях жесткой экономии, чтобы оплатить половину численности войск с оружием, а другую половину — с мечами. (50) Рота с сотней орудий быстрая и равна тысяче солдат. Держи один рота с пушками в каждом форте. Территории должны быть разделены и разграничены. Дайте солдатам дополнительные крупы и другие расходы на уход за фортом. (51) У меня есть одно серьезное сомнение по поводу Мугланы, которая находится очень близко от нас. Есть все виды такие люди, как Чхокра (евнухи) и Патрия (те женщины, у которых нет никакого стыда). Они играют на барабанах (дхолак), ситаре, рааге и таане (индийская классическая музыка) в комнате с фресками. Я очень обеспокоен тем, что наша молодежь может смешаться с ними и забыть свои обязанности. Раагас одержим и тратится много денег. Они завладеют нашей секретной информацией, и наши враги могут нас предать. Никто не должен практиковать Рагас. Не открывайте путь в горы этим трем типам людей, а именно Чхокре, Патриям и Певцам. (Если вы действительно хотите увидеть их выступления), вы можете пригласить их на Фаагу через несколько минут.
номер, один или два, и немедленно отправьте их обратно. Таким образом, они не знают и наших секретов. (52) Если вы хотите развлечься, вы можете посмотреть традиционный танец неваров три города согласно нашим религиозным текстам (Шастра). Если вы дадите им деньги, они останутся в нашей стране. Таким образом, наша страна может оставаться непоколебимой. (Из книги доктора Ниранджана Ман Сингха Баснята «Краткая биография короля Притхви Нараяна Шаха и его советника народу Непала», Катманду, 2021, стр.69-85)
Религия
[ редактировать ]Притхви Нараян Шах родился в индуистской семье. Став хозяином собственно Катманду, он начал со всей строгостью проводить свою политику исключения и изгнания европейцев. Миссионеры-капуцины, долгое время проживавшие в Непале и успешно обращавшие людей, а также получавшие земли от королей Малла, были изгнаны из Непала. Он назвал Непал настоящим «Индустаном». Он посоветовал гражданам Непала никогда не оставлять традиционную дхарму предков. [ 4 ]
Экономическая политика
[ редактировать ]Притхви Нараян Шах делал упор на местное производство. В своей «Дивья-упадеше» он высказал идею, что, если иностранные торговцы войдут в Непал, они высосут страну досуха. В том же контексте он предложил бойкотировать ношение иностранной одежды, а также способствовал обучению местного населения ткать одежду. Он считал, что таким образом местное богатство не сможет выйти за пределы страны. Он поощрял продажу непальских трав за границу и возвращение добытых таким образом богатств обратно в страну. Он также хотел, чтобы деньги оставались внутри страны. Он, как известно, сказал: « प्रजा मोटो भए दरबार पनि बलियो रहन्छ» (Если люди способны, то дворец также останется сильнее). [ 4 ]
Оборонная политика
[ редактировать ]Король Притхви Нараян Шах основал Непальскую армию в августе 1762 года с ротами Шрината, Кали Бакша (Калибокс), Барда Бахадура и Сабуджа. Притхви Нараян Шах делал упор на строительство фортов. Он считал землю Непала естественной крепостью, созданной Самим Богом. Он предложил построить по одному сильному форту на Шивапури , Пулчовки, Чандрагири , Махадевпокхари, Палунге , Даапче и Каахуле и разместить в каждом из них пушки в боеготовом состоянии. Притхви Нараян Шах также выступал за строительство железных дверей в бханджьянгах и размещение пушек в каждой из этих дверей (каждая в готовом состоянии), что, как он считал, защитит страну от шпионов, беженцев, убийц и т. д. [ 4 ]
Мемориал
[ редактировать ]В память о короле Притхвинараян Шахе было построено множество структур, учреждений и почестей. Памятники, возведенные в его имя, были переименованы после восстановления парламента в 2063 году до н.э. и конца монархии в 2065 году до н.э. После политических изменений 2063 года была предпринята попытка переименовать шоссе, построенное во имя короля, в Лок Марг.
- Притхви шоссе
- Притхви Раджпат
- Статуя Притхви ( Сингх Дурбар )
- Статуя Притхви ( храм Пашупатинатх )
- Мемориальная статуя Притхви, Чандрагири
- Мемориальный фонд Махараджи Притхви Нараяна Шаха
- Статуя Притхви Нараян Шаха, парк Растра Бибхути, Покхара
- Большой Непал : В поисках границ ( документальный )
- Кампус Притхви Нараян , Покхара
- Музей Притхви
- Статуя Притхви Нараян Шаха, форт Синдхули Гади
Смерть и наследие
[ редактировать ]Король Притхви Нараян Шах в конечном итоге смог захватить небольшие княжества и присоединить их к королевству. Это расширение имело решающее значение для обеспечения дальнейшего выживания Королевства Непал, поскольку Ост-Индская компания уже расширялась на Индийский субконтинент со своей базы в Бенгалии . Шах был убежден, что компания в конечном итоге завоюет регионы, граничащие с Непалом на юге, и приблизится к Непалу. Он считал, что если Непал останется собранием пятидесяти княжеств , то его легко будет победить и завоевать в случае войны с компанией или любой другой иностранной державой. Расширение его королевства гарантировало, что Непал останется независимым государством и сможет вести переговоры с иностранной державой на равных условиях.
В январе 1775 года в возрасте 52 лет Притхви Нараян Шах умер в Девигхате , Нувакот, в свой день рождения. После его смерти его сын Пратап Сингх Шах стал его преемником, а его кампанию по объединению продолжил его младший сын Бахадур Шах .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Боуман, Джон С. (5 сентября 2000 г.). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета. п. 396. ИСБН 978-0-231-50004-3 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ Прадхан, Кумар (1991). Завоевания Горкхи: процесс и последствия объединения Непала, с особым упором на Восточный Непал . Издательство Оксфордского университета. п. 124. ИСБН 978-0195627237 .
- ^ Субба, Сангамитра (20 декабря 2019 г.). «Будущее, написанное звездами» . Непальские времена . Архивировано из оригинала 31 января 2021 года . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ачарья, Бабурам, Нарахаринатх, Йог (2014). Бадамахарадж Притхви Нараян Шах ко Дивья Упадеш (Переиздание). Катманду: Шри Кришна Ачарья. стр. 4, 5. ISBN 978-99933-912-1-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Притхви Нараян Шах | Гуркхи, король Непала» . Британская энциклопедия . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Манандхар, Триратна. Объединение Непала (на непальском языке). Катманду: Саджха Пракашан. п. 215.
- ^ «Непал отмечает 294-ю годовщину со дня рождения отца-основателя короля Притхви Нараян Шаха» . Гималайские Таймс . 11 января 2016 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «П.Н. Шах должен быть признан основателем единого Непала» . ГоракхаПатра . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Исследовательский проект Регми . Исследовательский проект Регми. 1968. с. 3.
- ^ Шрешта, Буддхи Нараяна (2003). Пограничный контроль Непала . Бхумичитра. п. 6. ISBN 978-99933-57-42-1 .
- ^ Похрел, Аупсон (8 апреля 2023 г.). «Король Притхви Нараян Шах - Энциклопедия истории Непала №1» . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ силвал, суджит. ПритхвиНараян Шах (на непальском языке). Катманду: Непал Сахи Саммелан.
- ^ Адхикари, Бам Бахадур (2017). Бааиси татха Чаубиси Раджьяхаруко Санкчипта Итихас . Катманду: Наводит Хаамро Пустак Бхандар. п. 180.ISBN 978-9937-0-1568-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Чаудхари, КЦ (1960). Англо-непальские отношения . Калькутта: Агентство современной книги Private Ltd.
- ^ Jump up to: а б с Рана, Прамодшамашер (2009). Ранаашенко Заявление Катманду: Книжный дом Пайрави. п. 3. ISBN 978-11146-30-72-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сингх, Мунши Шью Шанкер (1877). История Непала . Дели: публикации по низкой цене. стр. 172, 173. ISBN. 81-7536-347-9 .
- ^ «Статуя покойного короля Притхви Нараян Шаха открыта в Чандрагири (на фотографиях)» . kathmandupost.com . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Республика. «Установить статую Притхви Нараяна на холме Чандрагири: Оли» . Моя Республика . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Рамбольд в специальный комитет». Выберите комитет. Пр . 8 : 244–245. 6 августа 1767 г. - через англо-непальские отношения.
- ^ «Показания непальских Вакилса и Факира капитану Кинлоху, члену Специального комитета». Показания непальских Вакилса и Факира капитану Кинлоху, Специальному комитету Pr . 8 : 239 и далее. 21 июля 1767 г.
- ^ «Письмо Барвелла отцу». См. Бенгальское прошлое и настоящее, Серийный № 19 . 10:29 .
- ^ Чаттерджи, Виде Нандалал. Правление Верелста в Индии . п. 30.
- ^ Леви, Виде С. Непал . п. 272 .
- ^ Шах, Сардар Икбал Али. Непал – дом богов . стр. 38–9.
Шумшер, Пурушоттам (1993). Шри Тинхаруко Татья Британта. Катманду: Прамод Шумшер.