Jump to content

Давид Сассунский (статуя)

Координаты : 40 ° 09'19 "N 44 ° 30'34" E  /  40,155296 ° N 44,509418 ° E  / 40,155296; 44.509418
(Redirected from Sasuntsi Davit (statue) )


Давид Сассунский
Карта
40 ° 09'19 "N 44 ° 30'34" E  /  40,155296 ° N 44,509418 ° E  / 40,155296; 44.509418
Расположение Площадь Давида Сасунского, район Эребуни , Ереван , Армения [1]
Дизайнер Ерванд Кочар
Материал Медь (скульптура)
Базальт (основа)
Высота скульптура: 6,5 м (21 фут) [2]
всего: 12,5 м (41 фут) [3]
Масса 3,5 тонны (7700 фунтов) [4]
Дата открытия 3 декабря 1959 г.
Посвящается Давид Сассунский

Давид Сасунский ( арм . «Дерево» ) — медная конная статуя, изображающая Давида Сасунского ( Сасунци Давид ) в Ереване , Армения. Возведенная Ервандом Кочаром в 1959 году, она изображает главного героя армянского национального эпоса « Сасунские смельчаки» . Он установлен на скалистом базальтовом постаменте посреди большой площади перед главным железнодорожным вокзалом Еревана .

Идея возведения статуи, посвященной Давиду Сасунскому , герою национального эпоса « Сасунские смельчаки» , зародилась в конце 1930-х годов, накануне празднования тысячелетия эпоса в Советской Армении в 1939 году. Ерванд Кочар Был выбран , и он создал его из гипса всего за 18 дней. Власти установили статую на площади перед ереванским вокзалом, чтобы приветствовать гостей города, большинство из которых в то время приехали на поезде. Статуя была разрушена в 1941 году, через несколько дней после ареста Кочара за то, что он якобы восхвалял Адольфа Гитлера . [5] [6] :28

Текущая статуя

[ редактировать ]

В 1957 году, к 40-летию Октябрьской революции , власти Еревана решили восстановить статую. Кочар воссоздал его, со значительными изменениями по сравнению с оригиналом, в котором помимо Давида, в частности, присутствовал старый араб. Отреставрированная (нынешняя) статуя была открыта 3 декабря 1959 года. [7] [3] Церемония открытия собрала большое количество людей, несмотря на зимнюю погоду. [8] в том числе многие армяне родом из Сасунского района и их потомки, в то время как высокопоставленные представители местной Коммунистической партии не присутствовали. [5] Хачикян, который был свидетелем его открытия, сказал, что среди толпы было много энтузиазма и ликования. [8] Он был воздвигнут в период возрождения армянского национализма в условиях хрущевской оттепели . [9]

Реставрация

[ редактировать ]

В постсоветский период статуя пришла в негодность, а «чашу терпения», стоящую у ног коня, неоднократно украли․ [10] [а] Его восстановили в 2011 году. [6] :1 В том же году статуя прошла генеральную реставрацию, которую финансировал, в первую очередь, Рубен Варданян . [5] Также был восстановлен бассейн вокруг статуи. [6] :18 Однако в 2012 году несколько скульпторов заявили, что статуя нуждается в дальнейшей реставрации. [11]

Описание и символика

[ редактировать ]

Давид восседает на своем легендарном коне Куркик Джалали («огненный жеребенок») и владеет мечом Тур кецаки («меч-молния»). [12] Скульптура изготовлена ​​из кованой меди . [14] [б] Его высота 6,5 м (21 фут), длина 9,3 м (31 фут) и ширина 2,2 м (7 футов 3 дюйма). [2] и весит 3,5 тонны (7700 фунтов). [4] Высота всего памятника вместе с основанием составляет 12,5 м (41 фут). [3] [4]

Базальт [16] [17] Основание расположено в центре круглого отражающего бассейна диаметром 25 м (82 фута). [3] Фундамент спроектировал архитектор Микаел Мазманян , хотя Кочар задумал идею постамента из натуральной скалы. [18] Он призван отразить неровный и скалистый ландшафт Армянского нагорья , и особенно Сасунского региона . [18] Нона Степанян утверждала, что его небольшой постамент задал новую тенденцию в статуях в Ереване, где они больше не доминируют над людьми и улицами из-за своей огромной высоты. [19]

Вода и круглая форма бассейна, из которого поднимается эпический герой, символизируют идею вечности. [20] У ног лошади Кочар поставил чашу, из которой постоянно льется вода, отражая естественность постамента. Чаша частично является визуализацией армянского выражения «наполнение чаши терпения» и вольной интерпретацией эпоса. [21]

Лицо Давида было смоделировано по образцу Вануша Ханамиряна , который в 1950-х годах изобразил Давида в «Хандуте» , балете, вдохновленном эпосом. [17] [22] [23] [24] Тигран Симян охарактеризовал Давида как грозного и спокойного, а позу его головы как суровую и противопоставил ее Вараза Самуэляна статуе Давида работы во Фресно, Калифорния , которая является эмоциональной и экстравертной. [18]

Симян утверждает, что, хотя Давид изображен в сцене битвы против Мсры Мелика («Царя Египта»), отсутствие врага в скульптуре оставляет непосвященному зрителю возможность «выбрать» врага армянского народа. Он утверждает, что скульптура, таким образом, функционирует на вневременном уровне. [25] Симьян предполагает, что скульптура Кочара независима от эпоса. [26] Эрл Р. Андерсон утверждал, что статуя «символизирует традиционное армянское сопротивление мировому господству как злу». [27] Искусствовед Грач Баядян отметил, что статуя, наряду с мемориалом геноцида , установленным в 1965 году, «сыграла принципиальную роль в символическом построении советской (восточной) армянской идентичности, символизируя трагедию и возрождение нации, а также ее долголетие и борьбу. против иностранного правления». [28]

Статуя с железнодорожной станцией.

Статуя, за которую он был удостоен Государственной премии Армянской ССР в 1967 году. [29] широко считается самой известной и важной работой Кочара. [33]

Посетители восхищались им, и его часто называли шедевром . [с] [д] Художники и ученые широко приветствовали его художественные достоинства. Ладо Гудиашвили назвал это «лучшим произведением современной скульптуры». [41] Жан Карзу отметил, что такой прекрасной конной статуи не было в Европе уже 300 лет. [42] Леонид Волынский охарактеризовал ее как «лучшую конную статую, воздвигнутую на [территории Советского Союза] за столетие, а может быть, и больше». [43] Армен Шекоян выразил мнение, что это одна из лучших конных статуй в мире. [44] [и]

Его описывали как знаковый, [47] «Самый известный современный памятник Армении», [48] «выдающаяся достопримечательность» страны, [49] символ Еревана, [44] [19] [50] и лучшая статуя города. [51] [52]

Американская научная делегация, посетившая его в 1971 году, сочла его «удивительно мощным». [53] Рубен Поль Адалян отметил, что «динамичная и сильная» статуя является «настолько убедительным скульптурным произведением, что изображение стало символическим портретом» Советской Армении . [54] Дэвид Маршалл Лэнг назвал его «энергичным шедевром» и «достойным символом национального возрождения Армении и ее многовекового неповиновения врагам». [38] Джеймс Р. Рассел предположил, что это «возможно, самая широко известная эмблема Армении» наряду с горой Арарат . [55] Вартуг Басмаджян писал, что статуя «стала после горы Арарат самым могущественным и популярным символом Армении». [56]

Яков Хачикян назвал ее «беспрецедентным образцом» армянского скульптурного искусства, восхитился ее богатством выражения, динамизмом и силой и выгодно сравнил ее со «Медный всадник» статуей Петра Великого в Санкт-Петербурге, Россия. [8] Другие назвали его «символом армянского народа». [31] и как «особенно созвучный армянскому духу». [57] Зори Балаян написал, что оно стало «символом духа [армянского] народа». [37] Ара Балиозян предположил, что «великолепная» статуя «приобрела архетипическое измерение». [58] Александр Дымшиц писал, что статуя, как и статуя Вардана Мамиконяна работы Кочара , «эпически величественна и в то же время полна драматизма, движения, порыва и страсти». [39] Советский писатель-путешественник Николай Михайлов восхищался тем, как здесь, как нигде, передается порывистость. [16]

Предложения по переезду

[ редактировать ]

Еще в 1998 году Армен Шекоян предложил перенести статую на площадь Республики . [44] где раньше стояла статуя советского лидера Владимира Ленина, прежде чем ее снесли в 1991 году. [59] [60] Шекоян утверждал, что он прекрасно впишется в лучшую площадь Еревана и обойдется дешевле, чем возведение новой статуи. Он добавил, что он будет в центре внимания и будет виден гостям города, в отличие от его нынешнего местоположения, которое из-за сокращения прибытия поездов превратилось в обычный жилой район. Он также утверждал, что Кочар сам задумал (находясь в частной консервации) статую на тогдашней площади Ленина. [44] Как сообщается, сын Кочара Айказ сказал, что установка статуи на площади Республики была мечтой его отца. [52] Другие сторонники также утверждают, что ее нынешняя обстановка больше не соответствует оригиналу, и статуя больше не приветствует посетителей. [52]

Когда это предложение было сделано на конкурсе 2006 года, Мкртыч Минасян глава Союза архитекторов Армении назвал это предложение разумным, но высказал мнение, что пропорции статуи малы для площади, и предупредил, что она может быть повреждена при перемещении. [61] [62] Один из сторонников, архитектор Гарри Рашидян , написал в своей книге 2007 года, что это может быть «лучшее решение для замены Ленина в качестве центрального и координационного центра самой важной площади нашей республики». [60] В 2013 году Диана Тер-Казарян отметила, что Давид Сасунский был бы безопасным выбором из-за принципиально аполитичного характера эпического героя, а его статуя на центральной площади Еревана была бы приемлема для большинства армян, но считала переезд маловероятным. [60]

Культурные изображения

[ редактировать ]
  • Киностудия «Айфильм» (бывший «Арменфильм») использует статую в качестве своего логотипа.
Марки и валюта
Фильм
Литература
  • В своем сборнике эссе 1983 года под названием «Нор Айастан, ни Хайер» (Новая Армения, новые армяне) Антраниг Дзаругян пишет, что армянские национальные символы стали реальностью, в бетоне и бронзе, в ленинской Армении, включая статую Давида Сасунского. [65]
  • Он упоминается в стихотворении Дианы Дер Ованесян «Статуи Хейга», вошедшем в сборник «Танцы в хороводе» (1996). [66]
Примечания
  1. ^ На фотографии 2006 года видны граффити на статуе.
  2. ^ В некоторых источниках ошибочно говорится о бронзе . [15]
  3. ^ Посетители описали его как «красивый и энергичный». [34] «украшает город», [35] "очень красивая конная статуя", [12] «великолепная статуя», [36] «блестяще и гениально сделано». [37]
  4. ^ Его назвал шедевром, в частности, Дэвид Маршалл Лэнг . [38] Aleksandr Dymshits , [39] Мурад Асратян , [40] Ладо Гудиашвили , [41] Yakov Khachikian . [8]
  5. ^ «Литературная Армения» , журнал Союза писателей Армении , писал в 1977 году, что «многие считают ее лучшей в мире конной скульптурой прошлого века». [45] Гаврил Петросян, советский армянский писатель, писал в 1981 году, что «эксперты считают, что это лучшая конная статуя за последние 100 лет». [46]
Цитаты
  1. ^ «Давит Сасунской площади» . yerevan.am . Мэрия Еревана. Архивировано из оригинала 3 марта 2023 года.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Казарян, Маня (1978). Изобразительное искусство Армянской ССР . Москва: Советский художник . п. 217. Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 г. Кочар Э., Давид Сасунски. 1959. Ковка меди. 650×930×220, Ереван
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Simonian, Abel P. [in Armenian] (1963). Ереван: очерк истории, экономики и культуры города . Yerevan: University of Yerevan Press. p.  237 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Tigranyan, Sergey (June 2015). "Визитная карточка Еревана" . Noev Kovcheg (in Russian). Archived from the original on 1 June 2023.
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Живая история Каярана и Давида Сасунци» . mediamax.am (на армянском языке). 27 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 3 января 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Егиазарян, Артавазд, изд. (сентябрь 2014 г.). «Протокол» (PDF) . Журнал «Ереван» (на армянском языке). 9 (27). Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 г.
  7. ^ Редакционная (1959). «Открытие статуи Давида Сасунского» . Эчмиадзин (на армянском языке). 16 (12). Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Хачикян, Яков [на армянском языке] (2014). «Из моих бесед с Ервандом Кочаром». Էֽ֩ետիկայի հարցեր [Вопросы эстетики] . Ереван: Армянская академия наук . стр. 59-69 . ISBN  978-5-8080-1076-5 .
  9. ^ Тер-Матевосян, Ваграм (2023). «От Закавказья до Южного Кавказа: структурные и дискурсивные трудности в региональной интеграции Армении» . Журнал исследований пограничья : 1–20. дои : 10.1080/08865655.2023.2200782 .
  10. ^ Ахвердян, Нуне (12 апреля 2009 г.). «Статуя Давида из Сассуна лишена авторской печати» . 168.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года.
  11. ^ Мкртчян, Ануш (15 июня 2012 г.). «Художники обеспокоены состоянием статуи «Давида Сасунского» . azatutyun.am (на армянском языке). Радио Свобода . Архивировано из оригинала 3 января 2021 года.
  12. ^ Перейти обратно: а б Холдинг, Николас (2006). Армения: С Нагорным Карабахом . Брэдт Путеводители . п. 101 . ISBN  9781841621630 .
  13. ^ «Давид Сасунский» . kochar.am . Музей Ерванда Кочара. Архивировано из оригинала 3 января 2021 года.
  14. ^ [2] [13] [8]
  15. ^ Voronov, Nikita [in Russian] (1984). Советская монументальная скульптура, 1960-1980 [Soviet monumental sculpture, 1960-1980] (in Russian). Moscow: Iskusstvo . p. 217. Давиду Сасунскому. Бронза, камень. 1959. Ереван
  16. ^ Перейти обратно: а б Михайлов, Николай [на русском языке] (1983). Панорама Советского Союза . Москва: Издательство Прогресс. п. 196. Нигде я не видел так ярко порывистости, как в этой скульптуре.
  17. ^ Перейти обратно: а б » Статуя «Давида Сасунского . hushardzan.am (на армянском языке). Министерство культуры Армении. 28 февраля 2023 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2023 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Симян 2016 , с. 87.
  19. ^ Перейти обратно: а б Stepanian, Nona [in Armenian] (1985). Очерк изобразительного искусства Армении [Survey of the Fine Arts of Armenia] (in Russian). Moscow: Sovetskiy khudozhnik . pp. 87–89. Archived from the original on 2023-11-27.
  20. ^ Симьян 2016 , с. 88.
  21. ^ Симьян 2016 , стр. 87–88.
  22. ^ «Похороны Вануша Ханамиряна в пантеоне города Еревана» (на армянском языке). Tert.am. 8 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 г.
  23. ^ «Ханамирян Вануш». Армянская советская энциклопедия Том. 5 (на армянском языке). Ереван. 1979. с. 11 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  24. ^ «Художники - Вануш Ханамирян» (на армянском языке). Общественное телевидение Армении . 22 августа 2013. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года. в 2:24 заявляет Ханамирян. «В тот день, в день премьеры, ко мне приходит гений из гениев: Ерванд Кочар, тот знаменитый художник, тот знаменитый скульптор. Во время премьеры он видит меня с Дэвидом и на тот момент уже имел в виду даже сделать статую Дэвида из Сассуна. Представляете: он позвал меня, усадил, вошел и удивился. «А что насчет тебя, Дэвид? Во что был одет тот мальчик на сцене, когда ты был таким гигантом?»
  25. ^ Симьян 2016 , стр. 84–85.
  26. ^ Симьян 2016 , с. 86.
  27. ^ Андерсон, Эрл Р. (2010). Понимание Беовульфа как индоевропейского эпоса: исследование сравнительной мифологии . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс . п. 15. ISBN  978-0-7734-3755-5 .
  28. ^ Баядян, Грач [на армянском языке] (2012). Стать постсоветским: = стать постсоветским . Остфильдерн: Хатье Канц. п. 9. ISBN  9783775729086 .
  29. ^ Khachikyan, Ya. I. [in Armenian] ; Kazaryan, M. M. [in Armenian] , eds. (2004). "Ерванд Кочар. О работе над памятником Давиду Сасунскому [Yervand Kochar: On Working on the Monument to David of Sasun]". Армянские художники об искусстве [Armenian Artists on Art] (in Russian). Yerevan: Armenian Academy of Sciences . pp. 234–238. Archived from the original on 2023-12-06.
  30. ^ "Многомерные объекты Рудольфа Хачатряна [Rudolf Khachatryan's multivariate objects]" (PDF) . Di (in Russian). Moscow: Moscow Museum of Modern Art : 46. 2005. Archived from the original (PDF) on 2023-11-22.
  31. ^ Перейти обратно: а б Арзуманян, Ара (июль 2001 г.). «Генрик Игитян, Ерван Кочар» . Армянский международный журнал : 72.
  32. ^ Меликян, Сатеник (2016). «Размышления об утраченном полотне Вардгеса Суренянца» . Кантех (на армянском языке). 4 : 260. Архивировано из оригинала 23 ноября 2023 г.
  33. ^ [30] [31] [32]
  34. ^ Сунити Кумар Чаттерджи , Журнал Азиатского общества , 1961, стр. 215; также напечатано в Chatterji, Select Writers, Volume 1 , 1978, p. 112
  35. ^ Mikoyan, Nami [in Russian] (2003). Своими глазами (in Russian). Moscow: Vagrius. p. 82. ISBN  5-98262-002-5 . Конный памятник Давиду Сасунскому, заказанный тогда Ерванду Кочару, украшает город до сих пор.
  36. ^ Аветисян, Камсар [на армянском языке] (1979). «Общее описание Еревана». Патриоведение (на армянском языке). Советакан грог. п. 81. ...великолепная статуя...
  37. ^ Перейти обратно: а б Балаян, Зори (1988). Дорога (на русском языке). Москва: Советский Писатель . п. 148 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения: колыбель цивилизации . Аллен и Анвин . п. 227 . ISBN  9780049560093 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Dymshits, Aleksandr (1978). Любовь моя, Армения! [Armenia, My Love!] (in Russian). Yerevan: Sovetakan grogh. p. 159.
  40. ^ Асратян, Мурад (2009). «Арарат Агасян: Пути развития армянского изобразительного искусства в XIX-XX веках, Ереван, изд. «Оскан Ереванци», 2009 [Арарат Агасян. Пути развития армянского изобразительного искусства в XIX-XX веках] " . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (2-3). 274. Архивировано из оригинала 22 ноября 2023 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Зурабян, Тельман С. [на русском языке] (1981). «Ерванд Кочар [Ерванд Кочар]». Волны счастья [Волны счастья] (PDF) (на русском языке). Ереван: Советакан грог. Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2023 г.
  42. ^ по словам Альберта Сохикяна , цитируется в «Маэсто Кочар: В отражении воспоминаний» (составлено Анатолием Оганесяном и Лалой Мартиросян-Кочар (2016, Ереван: Антарес), ISBN   978-9939-51-999-9 . См. сообщение музея Ерванда Кочара .
  43. ^ Volynsky, Leonid [in Russian] (October 1963). "Краски Закавказья. Две Недели в Армении [Colors of the Transcaucasia: Two Weeks in Armenia]" (PDF) . Novy Mir (in Russian). 39 (10). Moscow: Union of Soviet Writers : 136 . Archived from the original (PDF) on 2023-12-05.
    • Literaturnaya Armenia , 1970, issues 9-10, page 99. "Трудно не согласиться с Леонидом Волынским, который пишет: «...это лучшая конная статуя, поставленная у нас (имеется в виду вся территория Советского Союза, Г. И.) за столетие, а может быть, и больше.».
  44. ^ Перейти обратно: а б с д Шекоян, Армен (31 октября 1998 г.). «Революция и инквизиция. Часть 4» . Аравот (на армянском языке). Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года.
  45. ^ "Его статуя Давида Сасунского, героя армянских эпических сказаний, украшает столицу Армении и многими считается лучшей в мире конной скульптурой прошлого века."; воспроизведено на английском языке в журнале «Спутник: Дайджест» , 1977, с. 56; на немецком языке в Sputnik , август 1977 г., "Mein Land, Armenien", стр. 56-62.
  46. ^ Петросян, Гаврилл (1981). Армения . Москва: Издательство «Агентство печати Новости». п. 40 .
  47. ^ «Смерть Вараза Самуэляна» . Восточное Прелатство Армянской Апостольской Церкви. 7 ноября 1995 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2023 г.
  48. ^ Акопян, Арам (2001). Армяне и мир: вчера и сегодня . Ереван: Ноян Тапан. п. 143. ИСБН  9789993051299 .
  49. ^ Бедевиан, Рут (15 февраля 2007 г.). «Ерванд Кочар – несравненный талант, пробудивший национальный дух Армении» . Армянская новостная сеть / Грунг . Университет Южной Калифорнии . Архивировано из оригинала 10 мая 2020 года . Проверено 28 февраля 2014 г.
  50. ^ Grigorian, Artsvin [in Armenian] (1983). Современная архитектура Армении [Modern Architecture of Armenia] (in Russian). Yerevan: Hayastan. p.  90 .
  51. ^ Ишханян, Аветик (1 июля 2019 г.). «Две статуи [Две статуи]» . Хетк (на армянском языке). Архивировано из оригинала 1 июля 2019 года.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Ереванци, Воскан (28 июля 2014 г.). «Статуи нашей столицы - 2 [Статуи нашей столицы - 2]» . Аравот (на армянском языке). Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года.
  53. ^ Левин, Джозеф, изд. (1972). «Да будет атом…» Отчет делегации Комиссии по атомной энергии США в СССР, август 1971 года . Комиссия по атомной энергии США . п. 103 . ( в архиве )
  54. ^ Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . п. 191. ИСБН  978-0-8108-7450-3 .
  55. ^ Ситал, Карапет (2000). Герои Кашта (Кашти Кагер) . Перевод Джеймса Р. Рассела . Книги Каравана. п. 34 . ISBN  978-0882060996 .
  56. ^ Басмаджян, Вартуг (1995). «Свет во тьме: Дух армянского нонконформистского искусства». Розенфельд, Алла; Додж, Нортон Т. (ред.). От ГУЛАГа до гласности: нонконформистское искусство Советского Союза . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . п. 229 . OCLC   263631797 .
  57. ^ Кублицкий, Георгий [на русском языке] (1984). Советские люди: Портретные зарисовки . Москва: Издательство «Агентство печати Новости». п. 19.
  58. ^ Балиозян, Ара (1980). Армяне: их история и культура Нью-Йорк: AGBU Арарат Пресс. п. 151.
  59. ^ Дегерян, Сурен (5 декабря 2003 г.). «Короли, герои, горы? Кто заменит Ленина на площади Республики ? » АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Тер-Казарян, Диана К. (2013). « Цивилизация центра города»: символические пространства и нарративы нации в постсоветском ландшафте Еревана». Национальные документы . 41 (4): 570–589. дои : 10.1080/00905992.2013.802766 . S2CID   128756570 .
  61. ^ "С.Даниелян: "Если возникнет необходимость, задание конкурса на установку памятника на площади Республики будет переформулировано, будет объявлен дополнительный конкурс" ( на армянском языке). Арменпресс . 25 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г.
  62. ^ «Кто заменит Ленина? » Аравот (на армянском языке). 5 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г.
  63. ^ «1994 — Давид Сасунский» . Центральный банк Армении . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года.
  64. ^ «Памятники армянской архитектуры (V выпуск). 50-летие со дня установки памятника Давиду Сасунскому» . Айпост . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года.
  65. ^ Паносян 2006 , стр. 340–341.
  66. ^ Дер Ованесян, Диана (1996). Хороводы . Ривердейл-он-Гудзон, Нью-Йорк: Sheep Meadow Press. стр. 93-94 . ISBN  9781878818553 .
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ef9b2c2bec7182c0c4470bac1bacbdb__1722941400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/db/9ef9b2c2bec7182c0c4470bac1bacbdb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David of Sassoun (statue) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)