Давид Сассунский (статуя)
40 ° 09'19 "N 44 ° 30'34" E / 40,155296 ° N 44,509418 ° E | |
Расположение | Площадь Давида Сасунского, район Эребуни , Ереван , Армения [1] |
---|---|
Дизайнер | Ерванд Кочар |
Материал | Медь (скульптура) Базальт (основа) |
Высота | скульптура: 6,5 м (21 фут) [2] всего: 12,5 м (41 фут) [3] |
Масса | 3,5 тонны (7700 фунтов) [4] |
Дата открытия | 3 декабря 1959 г. |
Посвящается | Давид Сассунский |
Давид Сасунский ( арм . «Дерево» ) — медная конная статуя, изображающая Давида Сасунского ( Сасунци Давид ) в Ереване , Армения. Возведенная Ервандом Кочаром в 1959 году, она изображает главного героя армянского национального эпоса « Сасунские смельчаки» . Он установлен на скалистом базальтовом постаменте посреди большой площади перед главным железнодорожным вокзалом Еревана .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Идея возведения статуи, посвященной Давиду Сасунскому , герою национального эпоса « Сасунские смельчаки» , зародилась в конце 1930-х годов, накануне празднования тысячелетия эпоса в Советской Армении в 1939 году. Ерванд Кочар Был выбран , и он создал его из гипса всего за 18 дней. Власти установили статую на площади перед ереванским вокзалом, чтобы приветствовать гостей города, большинство из которых в то время приехали на поезде. Статуя была разрушена в 1941 году, через несколько дней после ареста Кочара за то, что он якобы восхвалял Адольфа Гитлера . [5] [6] :28
Текущая статуя
[ редактировать ]В 1957 году, к 40-летию Октябрьской революции , власти Еревана решили восстановить статую. Кочар воссоздал его, со значительными изменениями по сравнению с оригиналом, в котором помимо Давида, в частности, присутствовал старый араб. Отреставрированная (нынешняя) статуя была открыта 3 декабря 1959 года. [7] [3] Церемония открытия собрала большое количество людей, несмотря на зимнюю погоду. [8] в том числе многие армяне родом из Сасунского района и их потомки, в то время как высокопоставленные представители местной Коммунистической партии не присутствовали. [5] Хачикян, который был свидетелем его открытия, сказал, что среди толпы было много энтузиазма и ликования. [8] Он был воздвигнут в период возрождения армянского национализма в условиях хрущевской оттепели . [9]
Реставрация
[ редактировать ]В постсоветский период статуя пришла в негодность, а «чашу терпения», стоящую у ног коня, неоднократно украли․ [10] [а] Его восстановили в 2011 году. [6] :1 В том же году статуя прошла генеральную реставрацию, которую финансировал, в первую очередь, Рубен Варданян . [5] Также был восстановлен бассейн вокруг статуи. [6] :18 Однако в 2012 году несколько скульпторов заявили, что статуя нуждается в дальнейшей реставрации. [11]
Описание и символика
[ редактировать ]Давид восседает на своем легендарном коне Куркик Джалали («огненный жеребенок») и владеет мечом Тур кецаки («меч-молния»). [12] Скульптура изготовлена из кованой меди . [14] [б] Его высота 6,5 м (21 фут), длина 9,3 м (31 фут) и ширина 2,2 м (7 футов 3 дюйма). [2] и весит 3,5 тонны (7700 фунтов). [4] Высота всего памятника вместе с основанием составляет 12,5 м (41 фут). [3] [4]
Базальт [16] [17] Основание расположено в центре круглого отражающего бассейна диаметром 25 м (82 фута). [3] Фундамент спроектировал архитектор Микаел Мазманян , хотя Кочар задумал идею постамента из натуральной скалы. [18] Он призван отразить неровный и скалистый ландшафт Армянского нагорья , и особенно Сасунского региона . [18] Нона Степанян утверждала, что его небольшой постамент задал новую тенденцию в статуях в Ереване, где они больше не доминируют над людьми и улицами из-за своей огромной высоты. [19]
Вода и круглая форма бассейна, из которого поднимается эпический герой, символизируют идею вечности. [20] У ног лошади Кочар поставил чашу, из которой постоянно льется вода, отражая естественность постамента. Чаша частично является визуализацией армянского выражения «наполнение чаши терпения» и вольной интерпретацией эпоса. [21]
Лицо Давида было смоделировано по образцу Вануша Ханамиряна , который в 1950-х годах изобразил Давида в «Хандуте» , балете, вдохновленном эпосом. [17] [22] [23] [24] Тигран Симян охарактеризовал Давида как грозного и спокойного, а позу его головы как суровую и противопоставил ее Вараза Самуэляна статуе Давида работы во Фресно, Калифорния , которая является эмоциональной и экстравертной. [18]
Симян утверждает, что, хотя Давид изображен в сцене битвы против Мсры Мелика («Царя Египта»), отсутствие врага в скульптуре оставляет непосвященному зрителю возможность «выбрать» врага армянского народа. Он утверждает, что скульптура, таким образом, функционирует на вневременном уровне. [25] Симьян предполагает, что скульптура Кочара независима от эпоса. [26] Эрл Р. Андерсон утверждал, что статуя «символизирует традиционное армянское сопротивление мировому господству как злу». [27] Искусствовед Грач Баядян отметил, что статуя, наряду с мемориалом геноцида , установленным в 1965 году, «сыграла принципиальную роль в символическом построении советской (восточной) армянской идентичности, символизируя трагедию и возрождение нации, а также ее долголетие и борьбу. против иностранного правления». [28]
Прием
[ редактировать ]Статуя, за которую он был удостоен Государственной премии Армянской ССР в 1967 году. [29] широко считается самой известной и важной работой Кочара. [33]
Посетители восхищались им, и его часто называли шедевром . [с] [д] Художники и ученые широко приветствовали его художественные достоинства. Ладо Гудиашвили назвал это «лучшим произведением современной скульптуры». [41] Жан Карзу отметил, что такой прекрасной конной статуи не было в Европе уже 300 лет. [42] Леонид Волынский охарактеризовал ее как «лучшую конную статую, воздвигнутую на [территории Советского Союза] за столетие, а может быть, и больше». [43] Армен Шекоян выразил мнение, что это одна из лучших конных статуй в мире. [44] [и]
Его описывали как знаковый, [47] «Самый известный современный памятник Армении», [48] «выдающаяся достопримечательность» страны, [49] символ Еревана, [44] [19] [50] и лучшая статуя города. [51] [52]
Американская научная делегация, посетившая его в 1971 году, сочла его «удивительно мощным». [53] Рубен Поль Адалян отметил, что «динамичная и сильная» статуя является «настолько убедительным скульптурным произведением, что изображение стало символическим портретом» Советской Армении . [54] Дэвид Маршалл Лэнг назвал его «энергичным шедевром» и «достойным символом национального возрождения Армении и ее многовекового неповиновения врагам». [38] Джеймс Р. Рассел предположил, что это «возможно, самая широко известная эмблема Армении» наряду с горой Арарат . [55] Вартуг Басмаджян писал, что статуя «стала после горы Арарат самым могущественным и популярным символом Армении». [56]
Яков Хачикян назвал ее «беспрецедентным образцом» армянского скульптурного искусства, восхитился ее богатством выражения, динамизмом и силой и выгодно сравнил ее со «Медный всадник» статуей Петра Великого в Санкт-Петербурге, Россия. [8] Другие назвали его «символом армянского народа». [31] и как «особенно созвучный армянскому духу». [57] Зори Балаян написал, что оно стало «символом духа [армянского] народа». [37] Ара Балиозян предположил, что «великолепная» статуя «приобрела архетипическое измерение». [58] Александр Дымшиц писал, что статуя, как и статуя Вардана Мамиконяна работы Кочара , «эпически величественна и в то же время полна драматизма, движения, порыва и страсти». [39] Советский писатель-путешественник Николай Михайлов восхищался тем, как здесь, как нигде, передается порывистость. [16]
Предложения по переезду
[ редактировать ]Еще в 1998 году Армен Шекоян предложил перенести статую на площадь Республики . [44] где раньше стояла статуя советского лидера Владимира Ленина, прежде чем ее снесли в 1991 году. [59] [60] Шекоян утверждал, что он прекрасно впишется в лучшую площадь Еревана и обойдется дешевле, чем возведение новой статуи. Он добавил, что он будет в центре внимания и будет виден гостям города, в отличие от его нынешнего местоположения, которое из-за сокращения прибытия поездов превратилось в обычный жилой район. Он также утверждал, что Кочар сам задумал (находясь в частной консервации) статую на тогдашней площади Ленина. [44] Как сообщается, сын Кочара Айказ сказал, что установка статуи на площади Республики была мечтой его отца. [52] Другие сторонники также утверждают, что ее нынешняя обстановка больше не соответствует оригиналу, и статуя больше не приветствует посетителей. [52]
Когда это предложение было сделано на конкурсе 2006 года, Мкртыч Минасян глава Союза архитекторов Армении назвал это предложение разумным, но высказал мнение, что пропорции статуи малы для площади, и предупредил, что она может быть повреждена при перемещении. [61] [62] Один из сторонников, архитектор Гарри Рашидян , написал в своей книге 2007 года, что это может быть «лучшее решение для замены Ленина в качестве центрального и координационного центра самой важной площади нашей республики». [60] В 2013 году Диана Тер-Казарян отметила, что Давид Сасунский был бы безопасным выбором из-за принципиально аполитичного характера эпического героя, а его статуя на центральной площади Еревана была бы приемлема для большинства армян, но считала переезд маловероятным. [60]
Культурные изображения
[ редактировать ]- Киностудия «Айфильм» (бывший «Арменфильм») использует статую в качестве своего логотипа.
- Марки и валюта
- Он появился на 1968 и советских марках 1990 годов и 1991 года советской памятной монете .
- Статуя появилась на аверсе банкнот номиналом 10 армянских драм первой серии (1993–1998 гг.) и не бывшей в обращении серебряной памятной монеты 1994 года. [63] Марка 2009 года была посвящена его 50-летию. [64]
- ереванского метрополитена На жетонах , выпущенных до 2009 года, статуя была изображена сбоку.
- Фильм
- Статуя фигурирует в советско-армянском фильме 1987 года «Дорога в Сасунци Давид» .
- Литература
- В своем сборнике эссе 1983 года под названием «Нор Айастан, ни Хайер» (Новая Армения, новые армяне) Антраниг Дзаругян пишет, что армянские национальные символы стали реальностью, в бетоне и бронзе, в ленинской Армении, включая статую Давида Сасунского. [65]
- Он упоминается в стихотворении Дианы Дер Ованесян «Статуи Хейга», вошедшем в сборник «Танцы в хороводе» (1996). [66]
Галерея
[ редактировать ]- на советской марке 1968 года.
- вид сбоку
- ночной вид
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ На фотографии 2006 года видны граффити на статуе.
- ^ В некоторых источниках ошибочно говорится о бронзе . [15]
- ^ Посетители описали его как «красивый и энергичный». [34] «украшает город», [35] "очень красивая конная статуя", [12] «великолепная статуя», [36] «блестяще и гениально сделано». [37]
- ^ Его назвал шедевром, в частности, Дэвид Маршалл Лэнг . [38] Aleksandr Dymshits , [39] Мурад Асратян , [40] Ладо Гудиашвили , [41] Yakov Khachikian . [8]
- ^ «Литературная Армения» , журнал Союза писателей Армении , писал в 1977 году, что «многие считают ее лучшей в мире конной скульптурой прошлого века». [45] Гаврил Петросян, советский армянский писатель, писал в 1981 году, что «эксперты считают, что это лучшая конная статуя за последние 100 лет». [46]
- Цитаты
- ^ «Давит Сасунской площади» . yerevan.am . Мэрия Еревана. Архивировано из оригинала 3 марта 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Казарян, Маня (1978). Изобразительное искусство Армянской ССР . Москва: Советский художник . п. 217. Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 г.
Кочар Э., Давид Сасунски. 1959. Ковка меди. 650×930×220, Ереван
- ^ Перейти обратно: а б с д Simonian, Abel P. [in Armenian] (1963). Ереван: очерк истории, экономики и культуры города . Yerevan: University of Yerevan Press. p. 237 .
- ^ Перейти обратно: а б с Tigranyan, Sergey (June 2015). "Визитная карточка Еревана" . Noev Kovcheg (in Russian). Archived from the original on 1 June 2023.
- ^ Перейти обратно: а б с «Живая история Каярана и Давида Сасунци» . mediamax.am (на армянском языке). 27 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 3 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Егиазарян, Артавазд, изд. (сентябрь 2014 г.). «Протокол» (PDF) . Журнал «Ереван» (на армянском языке). 9 (27). Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 г.
- ^ Редакционная (1959). «Открытие статуи Давида Сасунского» . Эчмиадзин (на армянском языке). 16 (12). Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хачикян, Яков [на армянском языке] (2014). «Из моих бесед с Ервандом Кочаром». Էֽ֩ետիկայի հարցեր [Вопросы эстетики] . Ереван: Армянская академия наук . стр. 59-69 . ISBN 978-5-8080-1076-5 .
- ^ Тер-Матевосян, Ваграм (2023). «От Закавказья до Южного Кавказа: структурные и дискурсивные трудности в региональной интеграции Армении» . Журнал исследований пограничья : 1–20. дои : 10.1080/08865655.2023.2200782 .
- ^ Ахвердян, Нуне (12 апреля 2009 г.). «Статуя Давида из Сассуна лишена авторской печати» . 168.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года.
- ^ Мкртчян, Ануш (15 июня 2012 г.). «Художники обеспокоены состоянием статуи «Давида Сасунского» . azatutyun.am (на армянском языке). Радио Свобода . Архивировано из оригинала 3 января 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б Холдинг, Николас (2006). Армения: С Нагорным Карабахом . Брэдт Путеводители . п. 101 . ISBN 9781841621630 .
- ^ «Давид Сасунский» . kochar.am . Музей Ерванда Кочара. Архивировано из оригинала 3 января 2021 года.
- ^ [2] [13] [8]
- ^ Voronov, Nikita [in Russian] (1984). Советская монументальная скульптура, 1960-1980 [Soviet monumental sculpture, 1960-1980] (in Russian). Moscow: Iskusstvo . p. 217.
Давиду Сасунскому. Бронза, камень. 1959. Ереван
- ^ Перейти обратно: а б Михайлов, Николай [на русском языке] (1983). Панорама Советского Союза . Москва: Издательство Прогресс. п. 196.
Нигде я не видел так ярко порывистости, как в этой скульптуре.
- ^ Перейти обратно: а б » Статуя «Давида Сасунского . hushardzan.am (на армянском языке). Министерство культуры Армении. 28 февраля 2023 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Симян 2016 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Stepanian, Nona [in Armenian] (1985). Очерк изобразительного искусства Армении [Survey of the Fine Arts of Armenia] (in Russian). Moscow: Sovetskiy khudozhnik . pp. 87–89. Archived from the original on 2023-11-27.
- ^ Симьян 2016 , с. 88.
- ^ Симьян 2016 , стр. 87–88.
- ^ «Похороны Вануша Ханамиряна в пантеоне города Еревана» (на армянском языке). Tert.am. 8 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 г.
- ^ «Ханамирян Вануш». Армянская советская энциклопедия Том. 5 (на армянском языке). Ереван. 1979. с. 11 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Художники - Вануш Ханамирян» (на армянском языке). Общественное телевидение Армении . 22 августа 2013. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года. в 2:24 заявляет Ханамирян. «В тот день, в день премьеры, ко мне приходит гений из гениев: Ерванд Кочар, тот знаменитый художник, тот знаменитый скульптор. Во время премьеры он видит меня с Дэвидом и на тот момент уже имел в виду даже сделать статую Дэвида из Сассуна. Представляете: он позвал меня, усадил, вошел и удивился. «А что насчет тебя, Дэвид? Во что был одет тот мальчик на сцене, когда ты был таким гигантом?»
- ^ Симьян 2016 , стр. 84–85.
- ^ Симьян 2016 , с. 86.
- ^ Андерсон, Эрл Р. (2010). Понимание Беовульфа как индоевропейского эпоса: исследование сравнительной мифологии . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс . п. 15. ISBN 978-0-7734-3755-5 .
- ^ Баядян, Грач [на армянском языке] (2012). Стать постсоветским: = стать постсоветским . Остфильдерн: Хатье Канц. п. 9. ISBN 9783775729086 .
- ^ Khachikyan, Ya. I. [in Armenian] ; Kazaryan, M. M. [in Armenian] , eds. (2004). "Ерванд Кочар. О работе над памятником Давиду Сасунскому [Yervand Kochar: On Working on the Monument to David of Sasun]". Армянские художники об искусстве [Armenian Artists on Art] (in Russian). Yerevan: Armenian Academy of Sciences . pp. 234–238. Archived from the original on 2023-12-06.
- ^ "Многомерные объекты Рудольфа Хачатряна [Rudolf Khachatryan's multivariate objects]" (PDF) . Di (in Russian). Moscow: Moscow Museum of Modern Art : 46. 2005. Archived from the original (PDF) on 2023-11-22.
- ^ Перейти обратно: а б Арзуманян, Ара (июль 2001 г.). «Генрик Игитян, Ерван Кочар» . Армянский международный журнал : 72.
- ^ Меликян, Сатеник (2016). «Размышления об утраченном полотне Вардгеса Суренянца» . Кантех (на армянском языке). 4 : 260. Архивировано из оригинала 23 ноября 2023 г.
- ^ [30] [31] [32]
- ^ Сунити Кумар Чаттерджи , Журнал Азиатского общества , 1961, стр. 215; также напечатано в Chatterji, Select Writers, Volume 1 , 1978, p. 112
- ^ Mikoyan, Nami [in Russian] (2003). Своими глазами (in Russian). Moscow: Vagrius. p. 82. ISBN 5-98262-002-5 .
Конный памятник Давиду Сасунскому, заказанный тогда Ерванду Кочару, украшает город до сих пор.
- ^ Аветисян, Камсар [на армянском языке] (1979). «Общее описание Еревана». Патриоведение (на армянском языке). Советакан грог. п. 81.
...великолепная статуя...
- ^ Перейти обратно: а б Балаян, Зори (1988). Дорога (на русском языке). Москва: Советский Писатель . п. 148 .
- ^ Перейти обратно: а б Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения: колыбель цивилизации . Аллен и Анвин . п. 227 . ISBN 9780049560093 .
- ^ Перейти обратно: а б Dymshits, Aleksandr (1978). Любовь моя, Армения! [Armenia, My Love!] (in Russian). Yerevan: Sovetakan grogh. p. 159.
- ^ Асратян, Мурад (2009). «Арарат Агасян: Пути развития армянского изобразительного искусства в XIX-XX веках, Ереван, изд. «Оскан Ереванци», 2009 [Арарат Агасян. Пути развития армянского изобразительного искусства в XIX-XX веках] " . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (2-3). 274. Архивировано из оригинала 22 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зурабян, Тельман С. [на русском языке] (1981). «Ерванд Кочар [Ерванд Кочар]». Волны счастья [Волны счастья] (PDF) (на русском языке). Ереван: Советакан грог. Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2023 г.
- ^ по словам Альберта Сохикяна , цитируется в «Маэсто Кочар: В отражении воспоминаний» (составлено Анатолием Оганесяном и Лалой Мартиросян-Кочар (2016, Ереван: Антарес), ISBN 978-9939-51-999-9 . См. сообщение музея Ерванда Кочара .
- ^ Volynsky, Leonid [in Russian] (October 1963). "Краски Закавказья. Две Недели в Армении [Colors of the Transcaucasia: Two Weeks in Armenia]" (PDF) . Novy Mir (in Russian). 39 (10). Moscow: Union of Soviet Writers : 136 . Archived from the original (PDF) on 2023-12-05.
- Literaturnaya Armenia , 1970, issues 9-10, page 99. "Трудно не согласиться с Леонидом Волынским, который пишет: «...это лучшая конная статуя, поставленная у нас (имеется в виду вся территория Советского Союза, Г. И.) за столетие, а может быть, и больше.».
- ^ Перейти обратно: а б с д Шекоян, Армен (31 октября 1998 г.). «Революция и инквизиция. Часть 4» . Аравот (на армянском языке). Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года.
- ^ "Его статуя Давида Сасунского, героя армянских эпических сказаний, украшает столицу Армении и многими считается лучшей в мире конной скульптурой прошлого века."; воспроизведено на английском языке в журнале «Спутник: Дайджест» , 1977, с. 56; на немецком языке в Sputnik , август 1977 г., "Mein Land, Armenien", стр. 56-62.
- ^ Петросян, Гаврилл (1981). Армения . Москва: Издательство «Агентство печати Новости». п. 40 .
- ^ «Смерть Вараза Самуэляна» . Восточное Прелатство Армянской Апостольской Церкви. 7 ноября 1995 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2023 г.
- ^ Акопян, Арам (2001). Армяне и мир: вчера и сегодня . Ереван: Ноян Тапан. п. 143. ИСБН 9789993051299 .
- ^ Бедевиан, Рут (15 февраля 2007 г.). «Ерванд Кочар – несравненный талант, пробудивший национальный дух Армении» . Армянская новостная сеть / Грунг . Университет Южной Калифорнии . Архивировано из оригинала 10 мая 2020 года . Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ Grigorian, Artsvin [in Armenian] (1983). Современная архитектура Армении [Modern Architecture of Armenia] (in Russian). Yerevan: Hayastan. p. 90 .
- ^ Ишханян, Аветик (1 июля 2019 г.). «Две статуи [Две статуи]» . Хетк (на армянском языке). Архивировано из оригинала 1 июля 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Ереванци, Воскан (28 июля 2014 г.). «Статуи нашей столицы - 2 [Статуи нашей столицы - 2]» . Аравот (на армянском языке). Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года.
- ^ Левин, Джозеф, изд. (1972). «Да будет атом…» Отчет делегации Комиссии по атомной энергии США в СССР, август 1971 года . Комиссия по атомной энергии США . п. 103 . ( в архиве )
- ^ Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . п. 191. ИСБН 978-0-8108-7450-3 .
- ^ Ситал, Карапет (2000). Герои Кашта (Кашти Кагер) . Перевод Джеймса Р. Рассела . Книги Каравана. п. 34 . ISBN 978-0882060996 .
- ^ Басмаджян, Вартуг (1995). «Свет во тьме: Дух армянского нонконформистского искусства». Розенфельд, Алла; Додж, Нортон Т. (ред.). От ГУЛАГа до гласности: нонконформистское искусство Советского Союза . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . п. 229 . OCLC 263631797 .
- ^ Кублицкий, Георгий [на русском языке] (1984). Советские люди: Портретные зарисовки . Москва: Издательство «Агентство печати Новости». п. 19.
- ^ Балиозян, Ара (1980). Армяне: их история и культура Нью-Йорк: AGBU Арарат Пресс. п. 151.
- ^ Дегерян, Сурен (5 декабря 2003 г.). «Короли, герои, горы? Кто заменит Ленина на площади Республики ? » АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Тер-Казарян, Диана К. (2013). « Цивилизация центра города»: символические пространства и нарративы нации в постсоветском ландшафте Еревана». Национальные документы . 41 (4): 570–589. дои : 10.1080/00905992.2013.802766 . S2CID 128756570 .
- ^ "С.Даниелян: "Если возникнет необходимость, задание конкурса на установку памятника на площади Республики будет переформулировано, будет объявлен дополнительный конкурс" ( на армянском языке). Арменпресс . 25 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г.
- ^ «Кто заменит Ленина? » Аравот (на армянском языке). 5 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г.
- ^ «1994 — Давид Сасунский» . Центральный банк Армении . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года.
- ^ «Памятники армянской архитектуры (V выпуск). 50-летие со дня установки памятника Давиду Сасунскому» . Айпост . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года.
- ^ Паносян 2006 , стр. 340–341.
- ^ Дер Ованесян, Диана (1996). Хороводы . Ривердейл-он-Гудзон, Нью-Йорк: Sheep Meadow Press. стр. 93-94 . ISBN 9781878818553 .
- Библиография
- Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников к купцам и комиссарам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 9780231139267 .
- Simyan, Tigran (2016). "Визуализация армянского эпоса в городском пространстве (на примере Ерванда Кочара) [Visualization of the Armenian epic in urban space (on the example of Yervand Kochar)]" (PDF) . ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics (in Russian). 3 (9). Tomsk State Pedagogical University : 82–96. Archived from the original (PDF) on 2022-03-05.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Открытие статуи Давида Сасунского, 1959 год» (на армянском языке). Национальный архив Армении . 28 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )