И философия
Фальсафатуна — книга Мухаммада Бакира ас-Садра , опубликованная в 1959 году и переведенная на английский язык как « Наша философия» . Это критика европейской философии. [1] особенно капитализма и социализма, [2] с исламской точки зрения. Он был нацелен на светскую молодежь Ирака. [3] и был написан в ответ на рост коммунистических идей. [4]
Подробности
[ редактировать ]Во введении к книге говорится о четырех основных социальных школах мысли — капитализме, коммунизме и социализме и исламе. По мнению Садра, капиталистическая система «лишена философии, на которой должна основываться каждая социальная система... это материалистическая система, даже несмотря на то, что она не основана на четко изложенной материалистической философии» (10). Капитализм создает крупных производителей. которые постоянно нуждаются в более крупных рынках и новых странах для продажи своей продукции. Индивид чувствует ответственность только за себя и чувствует, что «он находится в постоянной борьбе, не вооружен никаким оружием, кроме своих личных сил, и не имеет никаких целей, кроме своих личных интересов». (14) Затем Садр пытается объяснить философию. и недостатки марксистской школы мысли. Он считает, что Маркс подошел к обществу с материалистической точки зрения и стремился решить проблему несправедливого распределения богатства путем реконструкции общества на социалистических началах. Садр говорит, что оно создало общество, в котором у человека не было мотивации работать больше, чем необходимо, а «коммунистическая экономика противоречила реальной человеческой природе». (16) Затем Садр объясняет, как Ислам примиряет личные мотивы человека с социальными интересами, создавая мораль и этика . Люди помнят об этих ценностях, и от них «ожидается, что они будут оценивать все шаги, которые они предпринимают… [согласно] удовлетворению Бога» (27).
Первая часть книги посвящена теории познания ( эпистемологии ). В первой главе объясняется источник человеческих знаний. Садр объясняет платоновскую доктрину воспоминания , теорию рационализма , теорию эмпиризма и, наконец, исламскую теорию лишения собственности . Садр опровергает учение Платона на том основании, что связь между ранее существовавшей душой и телом необоснованна. Он поддерживает рационализм и говорит, что «врожденные идеи потенциально существуют в душе и что они приобретают качество актуальности в результате развития и умственной интеграции души». (43) Садр утверждает, что эмпиризм не дает логического объяснения причинности . а такие философы, как Джордж Беркли и Дэвид Юм, были неспособны дать достаточные объяснения причинности исключительно на основе чувственного восприятия.
Затем Садр объясняет позицию позитивистской школы философии и называет ее продолжением эмпирической школы, которая опровергает философские положения, называя их «бессмысленными», поскольку они не подлежат чувственному опыту и связаны с тем, что находится за пределами природы (68). Он объясняет, что в этом стремлении позитивисты противоречат сами себе, заимствуя метафизическое понятие, чтобы разрушить идею метафизики . (69) Садр признает ближе к концу главы, что «[рационалистическая] философия помогает эмпирическому методу в науке посредством рациональных принципов. и правила, которые ученый применяет с целью перехода от непосредственного опыта к общенаучному закону» (71).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фарук-Слаглетт, Мэрион; Слаглетт, Питер (1987). Ирак с 1958 года: от революции к диктатуре . Рутледж. п. 196. ИСБН 0-7103-0238-Х .
- ^ Ханиф, Мохамед Аслам (1995). Современная исламская экономическая мысль . Альхода Великобритания. п. 110. ИСБН 983-99604-4-Х .
- ^ Марти, Мартин Э. (1994). Учет фундаментализмов: динамический характер движений . Издательство Чикагского университета. п. 539. ИСБН 0-226-50886-2 .
- ^ Чибли, Маллат (1993). Обновление исламского права . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 0-521-53122-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст «Фалсафатуна» ( «Наша философия» ) , онлайн на сайте мусульманской философии (на английском языке)