Мастаба Хеси-Ре

Мастаба Хеси-ре — древнеегипетский великом некрополе Саккара комплекс гробниц в в Египте . Это последнее пристанище высокопоставленного чиновника Хеси-ре , который занимал этот пост во времена Третьей династии при царе Джосере (Неджерихете). Его большая мастаба славится хорошо сохранившимися настенными росписями и рельефными панно из привозного ливанского кедра , которые сегодня считаются шедеврами Старого царства резьбы по дереву . Сама мастаба является самым ранним примером расписной гробницы Старого царства и единственным известным примером Третьей династии. Гробницу раскопали египтологи Огюст Мариетт и Джеймс Эдвард Кибелл .
Открытие и раскопки
[ редактировать ]
Мастаба Эси-ре была первоначально раскопана в 1861 году Огюстом Мариеттом и Жаком де Морганом . Мариетт быстро обнаружила знаменитую нишу с деревянными панелями и приказала привезти эти ценные артефакты в Египетский музей в Каире. Он нашел могильные шахты пустыми. В своем дневнике Мариетт записывает свое изумление настенными росписями и деревянными панелями. Однако он ошибочно назвал сырцовый кирпич, из которого построена гробница, «желтоватым», хотя он черный. По мнению более позднего археолога Джеймса Эдварда Кибелла, он работал не очень тщательно, и после удаления объектов мастаба Хеси-ре снова и снова закрывалась и заброшена. Он совершенно не включил мастабу в планы де Моргана и сам не отметил ее местонахождение.
Раскопки Джеймса Эдварда Кибелла начались в 1910 году и закончились в 1911 году. Второй сезон длился с 1911 по 1912 год. Поначалу у Кибелла были проблемы с поиском могилы Хези-ре из-за плохих отчетов, оставленных Мариеттой. Однако бывший помощник раскопок вспомнил местонахождение гробницы и повел туда Кибелла. Первое, что обнаружила команда Кибелла, — это ниша галереи, украшенная настенными росписями. В тот же день проход был засыпан и перекрыт камышом, деревянными досками и щебнем, поскольку под воздействием солнца краска сразу же начала отслаиваться. Кроме того, Кибелл утверждал, что коридор был настолько узким, что посетители и экскаваторы рисковали стереть краску со стен плечами, проходя по нему. Поэтому было решено заполнить проход заново после проведения полного обследования, иллюстраций и фотографий. Квибелл также сообщил, что ему пришлось нанять в исключительном количестве сотрудников службы безопасности, чтобы днем и ночью следить за гробницей, чтобы предотвратить кражу и ущерб со стороны других лиц. грабители могил и вандалы, ищущие либо сокровищ, либо споров.
Значение гробницы
[ редактировать ]Мастаба Хеси-ре имеет исключительное значение как для археологии, так и для египтологии, поскольку демонстрирует явное развитие структуры и украшения гробниц по сравнению с более ранними мастабами. Кроме того, здесь можно найти инновации и предшественники идей и практик, относящихся к древнеегипетскому погребальному культу и верованиям о загробной жизни.
Более ранние мастабы, особенно конца Второй династии , содержали жертвенные стелы, и изображение умерших ограничивалось ими. так называемые ложные двери В гробнице Хеси-ре впервые появляются , в которых усопший изображается стоящим или идущим. Более того, гробница Хеси-ре является первой в своем роде, в которой появляется полный список жертвоприношений, который станет важной частью гробниц последующих поколений (как, например, в мастабах Хабавсокара , Рахотепа и Метджена ). Здесь изображения погребального инвентаря дополнялись изображениями людей, приносящих подношения. Благодаря новой форме украшения гробницы, начатой Хеси-ре, владелец гробницы получил больше возможностей для символического изображения: теперь он мог выходить и снова входить в гробницу через ложную дверь, и теперь ему было доступно больше подношений. [ 2 ] Кроме того, фигурные изображения на панелях кедрового дерева знаменуют собой первый ключевой момент в художественном развитии убранства гробниц: усопший уже не обозначался антропоморфным силуэтом , он теперь изображается более натуралистично. Несколько похожий стиль впоследствии был обнаружен в подземных галереях современной пирамиды Джосера , на которой фараон изображен бегущим на празднике Сед . [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]29°52′6,6″ с.ш. 31°13′7,08″ в.д. / 29,868500° с.ш. 31,2186333° в.д.
Расположение
[ редактировать ]Мастабе Хеси-ре ( S2405 ) расположена в северной части Саккары , примерно в 260 метрах к северо-востоку от комплекса пирамид царя Джосера в секторе гробниц G2-G3 . Гробница втиснута между примерно дюжиной других официальных могил, датируемых периодом между Протодинастическим периодом и Четвертой династией , которые сами расположены близко друг к другу.
Размер и материалы
[ редактировать ]Мастаба Хеси-ре изначально имела длину около 43 метров и высоту не менее 5 метров; он ориентирован только ок. +11° от оси север-юг. В качестве строительного материала использовался черный обожженный сырцовый кирпич. Внутренние помещения, включая коридоры и внешние стены мастабы, изначально были тщательно покрыты белой известняковой штукатуркой. Наружные стены также были украшены имитацией дворцового фасада. Весь памятник представляет собой массивное здание из сырцового кирпича, дополненное дверными рамами из серого гранита и декоративными панелями из кедрового дерева.
Экстерьерная и внутренняя архитектура
[ редактировать ]
«Официальный» вход расположен с восточной стороны. Перед восточной стеной мастабы стоит стена, образующая узкий коридор. Этот коридор ведет на юг, а затем через 16 метров поворачивает на запад и проходит вдоль южной стороны мастабы. Там она расширяется в своеобразную прихожую, которую сразу же после завершения строительства завалили. Северная сторона прихожей во времена раскопок была украшена фризом с изображением людей, домашнего скота и крокодила . Сейчас оно находится в Каирском музее. Незначительные остатки указывают на то, что южная сторона прихожей также могла быть украшена. Прихожая выходила в сердаб , простиравшийся в южном направлении и содержащий каменное основание ка не сохранившейся статуи . Коридор вел от сердаба в западном направлении. Другой коридор через 6 метров ответвляется на север и заканчивается проходом длиной 23 метра. Первоначально он был запечатан шестью гранитными блоками , но в древности их разрушили грабители могил. После этого первого ответвления входной коридор продолжился еще на 4 метра на запад, где свернул на север и завершился 37-метровой галереей с нишами. Ниши были расписаны и содержали одиннадцать украшенных деревянных панелей.
В центре мастабы находится изолированное вытянутое помещение с нишей, стены которого были обложены сырцовым кирпичом; Кибелл предположил, что комната была оборудована либо для религиозных/магических практик, либо из-за изменения плана здания в ходе строительства.
Рядом с западным концом мастабы изолированная вертикальная шахта опускается на глубину 21 метр в подземные могильные камеры. Они ориентированы на юг и разделены на три уровня. На верхнем уровне есть два основных прохода, которые ведут к нескольким комнатам и магазинам. Западный проход разделяется на две части и заканчивается лестницей, ведущей на два других уровня и ведущей к незавершенным коридорам. Сама могильная камера уже была разграблена, когда ее обнаружили.
Деревянные панели
[ редактировать ]
Самыми значимыми предметами из могилы Хеси-ре являются украшенные панно из ливанского кедра. Уже из того факта, что кедровая древесина импортировалась и обрабатывалась в таком количестве, создается впечатление, что Хеси-ре был не просто высокопоставленным и влиятельным человеком, но и очень богатым. Типичная египетская древесина, такая как пальма и сикомор, годилась лишь для очень ограниченных работ, поскольку она очень мягкая. Для стел, корабельных досок и архитектурных элементов приходилось использовать более качественную древесину, например, ливанский кедр.
Панели Хеси-ре изначально имели высоту 1,14 метра и ширину 0,57 метра. Из одиннадцати найденных панелей шесть оказались почти целыми, а от остальных пяти удалось восстановить только фрагменты. Они были найдены в нишах фасада дворца, и каждый был прикреплен квадратным колышком к небольшому прямоугольному отверстию в стене ниши. Сегодня панели выставлены в Египетском музее в Каире.
Все деревянные панели украшены рельефами высокого художественного качества. В них сохранились фигуральные изображения Хеси-ре, который изображен стоящим в официальной роли или сидящим за столом для подношений. В то время как его лицо показано в профиль, его тело показано в виде 3/4, так что можно увидеть все части его тела. Этот стиль перспективы вполне типичен для рельефного искусства Древнего царства, как и тот факт, что угловатое лицо Хеси-ре с накладной бородой создано по образцу его короля Джосера. С каждым портретом Хеси-ре выглядит старше: на первой панели Хеси-ре изображен молодым, достойным человеком, уже имеющим высокий чин «королевского писца» и «королевского доверенного лица». На последнем рельефе Хеси-ре изображен в виде глубокого старика, сидящего за столом для жертвоприношений. Здесь он, вероятно, изображен на пике своей карьеры, носящим такие титулы, как Старейшина Кед-Хетепа и Глава Пе .
Надписи, сопровождающие портреты, называют высокие должности и титулы, которые занимал Хеси-ре. Кроме того, перечислены обычные многочисленные подношения, такие как хлеб (египет. та ), пиво ( хенкет ), благовония ( сенетджер ) и мясо ( кау ).
Эти панно практически не имеют аналогов в египетском искусстве. Ближайший пример — стела высокого чиновника Мерка из Саккары, датируемая концом Первой династии . В его могиле в нише фасада гробницы была найдена единственная стела с изображением сидящего Мерки и включая его титулы. Главными отличиями от панелей Хеси-ре являются их количество (у Мерки было только одно) и то, что стела Мерки была высечена в камне. [ 5 ]
Отдельные панели
[ редактировать ]КГ 1426
[ редактировать ]Хорошо сохранился рельеф «Каирский музей CG 1426». На нем изображен Хеси-ре, сидящий за столом для подношений. На всех остальных панно он изображен стоящим напротив него (по крайней мере, на хорошо сохранившихся). На этой панели он носит длинную облегающую одежду, которая закрывает его левое плечо, но оставляет правое свободным. На левом плече какой-то узел. Одежда доходит ему до лодыжек. В левой руке Хеси-ре держит два жезла. На его правом плече свисают писцовые принадлежности. Они состоят из чернильницы с двумя отверстиями для красной и черной краски, тростниковой пишущей палочки и мешочка. Правая рука Хеси-ре протянута к столу для подношений. Стол для пожертвований доходит до его левой стороны. На самой тарелке для подношения лежат восемь буханок хлеба. Прямо над столом находится краткий список подношений, включающий вино, благовония, прохладную воду, говяжье(?) мясо и мясо антилопы. В верхней части рельефа приведен полный список званий Хези-ре: Главный дантист, [ 6 ] Хека Жрец Мехита, старейшина Кед-Хетепа, [ 7 ] Тот, кто увидит Мин , [ 8 ] Знакомец Короля, Надзиратель за Мастерами Короля, Великий Платок (?), [ 9 ] Отец Мина, Надзиратель культового здания Мехита, Великий Буто , [ 10 ] Самый передовой из курьеров (?), [ 11 ] Великий из Десяти Верхнего Египта , Жрец Гора Гарпунного места Буто (?). [ 12 ]
КГ 1427
[ редактировать ]Очень хорошо сохранился рельеф «Каирский музей CG 1427». Хеси-ре изображен стоящим. Он носит большой парик. В левой руке он держит принадлежности писца: чернильницу с двумя отверстиями для красных и черных чернил и стержень, в котором будут храниться его кисти для письма. В этой руке он также держит длинный жезл. В другой руке, висящей сбоку, он держит скипетр Херепа, символ власти. В пространстве над Хеси-ре находится подборка его титулов: Старейшина Кед-Хетепа, Отец Мина, Надзиратель культового здания Мехита, Знакомый короля, Надзиратель за царскими мастерами и Великий из Десяти Верхний Египет. Над заголовками находится пустое пространство, которое, вероятно, изначально было включено в нишу мастабы и поэтому не было видно. Также видна прорезь, которая использовалась для крепления панели к стене.
КГ 1428
[ редактировать ]Рельеф «Каирский музей CG 1428» сохранился почти полностью, хотя и имеет некоторые повреждения в нижней и верхней части. Хеси-ре изображен стоящим. Он носит короткий парик с локонами. Через его правое плечо висят принадлежности писца, состоящие из чернильницы с двумя отверстиями для красной и черной краски, сумки и длинного стержня, в котором можно было держать кисти для письма. Обе руки висят по бокам, и Хеси-ре, кажется, ничего не держит в руках, хотя правая рука в значительной степени разрушена. Перед Хеси-ре находится краткий список подношений, в который входят говядина, птица, напитки (например, вино) и благовония. В верхней части панели расположены титулы Хеси-ре: Великий из Десяти Верхнего Египта, Гека, Жрец Мехита, Отец Мина, Тот, кто видит Мин, Надзиратель царских писцов, [ 13 ] и надзиратель королевских мастеров.
КГ 1429
[ редактировать ]Рельеф «Каирский музей CG 1429» в значительной степени сохранился. Хеси-ре изображен стоящим. В левой руке он держит длинный жезл, в правой — скипетр хереба. Хеси-ре носит парик до плеч и короткую набедренную повязку. Нижняя часть изображения практически утрачена. Над изображением находится часть его титулатуры, идентичная панели CG 1427.
КГ 1430
[ редактировать ]Рельеф «Каирский музей CG 1430» сейчас имеет высоту около 86 см и ширину 41 см. Нижняя часть утрачена. Хеси-ре изображен стоящим. Он носит короткий парик с прядями. В левой руке он прижимает к груди жезл. Через его правое плечо висят писцовые принадлежности, из которых наиболее заметен чернильница с красными и черными чернильными отверстиями. Перед Хеси-ре лежит краткий список подношений. Выше приведена титулатура Хеси-ре, идентичная панели CG 1427.
- Отдельные панели
-
Каирский музей CG 1426
-
Каирский музей CG 1427
-
Каирский музей CG 1428
-
Каирский музей CG 1429
-
Каирский музей CG 1430
Настенные картины
[ редактировать ]Ниши, в которых были обнаружены панели, были оштукатурены и расписаны геометрическими узорами. Во время раскопок цвета все еще были четко различимы: красный, зеленый, черный, желтый и белый. Вышеупомянутый фасад дворца на самом деле не образует внешнюю стену западной стены, поскольку напротив нее стоит отдельно стоящая стена. Внутренняя сторона этой стены изначально была полностью расписана краской. Росписи западной стены можно разделить на три регистра: самый нижний представлял собой гладкую красную полосу с черными пространствами вверху и внизу.

Выше располагалась серия тростниковых мотивов с различными зелеными и желтыми узорами. Выше этого была еще одна красная полоса. На восточной стене самый нижний регистр представлял собой зелено-желтый ромбовидный узор. Выше было нарисовано изображение погребальных подношений Хеси-ре, включающих в себя такие подношения, как хлеб, птица, финики и вино; кроме того, были изображения масляных и декоративных сосудов, а также снаряжения для охоты и письма. Западную стену украшали различные виды кроватей и кушеток, а также стол на ножках, верхняя сторона которого украшена грязной змеей. Каждый из этих предметов сопровождался небольшой надписью, которая также была нарисована и описывала предметы и содержимое сосудов.
Над изображениями погребальных подношений расположен узор из десяти линейных рисунков красного, белого и черного цветов. Чтобы защитить эти ценные настенные росписи, мастаба была закрыта для дальнейших раскопок. К сожалению, большая часть украшения уже была разрушена стихией и огнем факелов грабителей могил.
Обнаруженные объекты
[ редактировать ]Были обнаружены многочисленные разбитые декоративные и складские сосуды. Большинство из них были сделаны из алебастра , брекчии или глины и, по-видимому, имели надписи черной краской. Также были обнаружены сломанные печати кувшина. Среди них были две цилиндрические печати с именем Гора царя Джосера «Хор-Неджерихет», что позволяет датировать гробницу этим периодом правления. В немногих уцелевших глиняных горшках « Сети-шемай , среди прочего, содержалось ценное масло ». Среди костей, найденных в гробнице, были два черепа и другие части тела, которые, по мнению Дж. Э. Кибелла, принадлежали двум разным людям. Поскольку останки скелета к тому времени были утеряны, определенность невозможна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Э. Кибелл: Раскопки в Саккаре 1911–1912 гг. Могила Хеси . Каир 1913, Бильдтафель 28; Объект № 28.
- ^ Эмад Эль-Мевалли. Развитие убранства могил в частных гробницах Древнего Египта . стр. 21–23 и 81.
- ^ WS Смит, WK Симпсон: Искусство и архитектура древнего Египта . Хейвен 1998, с. 33.
- ^ Дж. Э. Кибелл: Раскопки в Саккаре 1911–1912 гг. Могила Хеси . Каир 1913 г., таблица 29; Объект № 2.
- ^ Стэн Хендрикс. «Великие мастабы династии Ире в Саккаре». Архео-Нил 19 (2008 г.), рис. 5 на стр. 65
- ^ Дилвин Джонс. Указатель древнеегипетских титулов, эпитетов и фраз Древнего царства, I. (= международная серия BAR. Том 866). Археопресс, Оксфорд, 2000, ISBN 1-84171-069-5 , с. 318, № 1412 (Перевод и прочтение названия не точны, но принимаются значительной частью ученых. Другие варианты - «Начальник по слоновой кости» или «Резак по стрелам»).
- ^ Д. Джонс. Указатель древнеегипетских титулов, эпитетов и фраз Древнего царства, II. Оксфорд 2000, с. 905, № 3320.
- ^ Д. Джонс. Указатель древнеегипетских титулов, эпитетов и фраз Древнего царства, I. Oxford 2000, стр. 423, № 1566.
- ^ Д. Джонс. Указатель древнеегипетских титулов, эпитетов и фраз Древнего царства, I. Oxford 2000, стр. 384, № 1421 (перевод названия не верен).
- ^ Д. Джонс. Указатель древнеегипетских титулов, эпитетов и фраз Древнего царства, I. Oxford 2000, стр. 385, № 1424
- ^ Д. Джонс. Указатель древнеегипетских титулов, эпитетов и фраз Древнего царства, I. Oxford 2000, стр. 495, № 1853 (Перевод названия весьма неопределенен).
- ^ Д. Джонс. Указатель древнеегипетских титулов, эпитетов и фраз Древнего царства, II. Оксфорд 2000, с. 556, № 2059 (Перевод названия весьма неясен).
- ^ Д. Джонс: Указатель древнеегипетских титулов, эпитетов и фраз Старого Королевства, I. Oxford 2000, стр. 467-68, № 1739.
- ^ Дж. Э. Кибелл: Раскопки в Саккаре 1911–1912 гг. Могила Хеси . Каир 1913 г., таблица 28; Объект № 23.

Библиография
[ редактировать ]- Джеймс Эдвард Кибелл . Раскопки в Саккаре 1911–1912 гг. Могила Хесси. Французский институт восточной археологии, Кайро, 1913 г. ( Интернет-версия ).
- Генриетта Антония Грёневеген-Франкфорт . Арест и движение. Очерк пространства и времени в изобразительном искусстве древнего Ближнего Востока. Издательство Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс), 1987 г., ISBN 0-674-04656-0 , стр. 29–31.
- Эмад Эль Метвалли. Развитие погребального декора в древнеегипетских частных могилах. Иконографический анализ изображений культов смерти от предыстории до конца IV династии (= Göttingen Orientforschung , Серия 4: Египет , Том 24). Харрасовиц, Висбаден, 1992 г., ISBN 3-447-03270-7 (диссертация, Геттингенский университет, 1991 г.).
- Йохем Каль , Николь Клот, Ульрике Циммерманн. Надписи 3-й династии. Опись (= Египтологические трактаты , Том 56). Харрасовиц, Висбаден, 1995 г., ISBN 3-447-03733-4 .
- Уильям Стивенсон Смит, Уильям Келли Симпсон. Искусство и архитектура Древнего Египта. 3-е исправленное и дополненное издание. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен (Коннектикут), 1998 г., ISBN 0-300-07747-5 .
- Майкл Райс. Кто есть кто в Древнем Египте. Рутледж, Лондон, США. а. 1999, ISBN 0-415-15448-0 , с. 67.
- Уитни Дэвис. «Архаизм и модернизм в рельефах Хеси-Ра». У Джона Тейта (ред.): Никогда подобного не случалось. Взгляд Египта на свое прошлое (= Встречи с древним Египтом ). UCL Press, Лондон, 2003 г., ISBN 1-84472-007-1 , стр. 31–60 ( Выдержки из Google Книги ).
- Герман А. Шлёгль . Древний Египет. История и культура от древнейших времен до Клеопатры. Бек, Мюнхен, 2006 г., ISBN 3-406-54988-8 ; п. 85, 380.