Пожилые
Кауматуа , — уважаемый старейшина племени в общине маори связан с делами своего ванау который уже несколько лет . Их назначают люди, которые верят, что избранные старейшины способны учить и направлять как нынешние, так и будущие поколения . Кауматуа хорошо знает тикангу маори , язык и историю ; и их вклад гарантирует маны ванау, хапу и иви сохранение . Барлоу (1994) называет кауматуа «хранителями знаний и традиций семьи, подплемени и племени». Хотя термин кауматуа широко используется для обозначения всех старейшин, кауматуа мужского пола правильнее называть коруа или коро , а старших женщин — куя .
Слово кауматуа происходит от кау , что означает «один», «без» или «ничто». [ 1 ] и мата , что означает родители; [ 2 ] таким образом, кауматуа буквально означает «нет родителей» и отражает то, как ушли из жизни родители старших поколений. [ нужна ссылка ]
Характеристики
[ редактировать ]Кауматуа никогда не заявляют о своем старшем статусе, поскольку правила маны запрещают это; вместо этого люди признают статус старейшины как кауматуа. [ 3 ] Кауматуа ведут себя скромно, честно и порядочно и обычно обладают глубокими знаниями в определенном предмете, таком как вакапапа или тиканга, и знают людей, имеющих опыт в других областях. [ 3 ]
Полномочия
[ редактировать ]В прошлом кауматуа считалось « реинкарнацией человека, который после смерти приобрел сверхъестественный или божественный статус и стал защитником семьи». [ 4 ] Эти сверхъестественные силы позволили перевоплощенным духам вернуться на землю, чтобы оказать влиятельное руководство оставшейся семье. [ 4 ] Считалось, что эти силы позволяли кауматуа превращаться в птиц, рыб и насекомых. [ 4 ] Старейшины племени ссылались на эти изменившиеся состояния, предсказывая будущее и судьбу племени. [ 4 ] Кроме того, наряду с руководством и руководством семьи и мараэ , многие кауматуа оказывают защитное влияние на моря, реки, земли и леса. [ 4 ]
Отношения с организациями здравоохранения
[ редактировать ]Кауматуа важны для любой общины маори, а также для медицинских организаций, связанных с маори. Сюда входят особенно , клинические психологи если они лечат клиентов-маори или проводят исследования здоровья участников-маори. Кауматуа, работающие в организациях здравоохранения, играют ключевую роль в консультировании психологов, аналогично их роли в сообществе маори.
Хотя важность руководства кауматуа в основном признается маори, в кругах, не принадлежащих к маори, начинает признаваться и их база знаний. Психологи, не являющиеся маори, лечащие клиентов-маори или проводящие медицинские исследования маори, осознают преимущества работы под руководством кауматуа. Психологи, проводящие медицинские исследования маори, могут связаться с кауматуа местного иви через Те Пуни Кокири . В офисах Те Пуни Кокири работают органы связи маори, которые ведут «реестр местных контактных лиц иви». [ 5 ] После установления контакта цели и результаты исследования обсуждаются с кауматуа и другими старейшинами племени. Ключевые контактные лица назначаются как для исследовательской, так и для iwi-стороны. Хотя контактным лицом для исследования может быть кайматай хиненгаро, кауматуа обычно представляет иви и предоставляет отзывы об удовлетворенности методами исследования и обращением с участниками-маори.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Корова — словарь маори» .
- ^ «M%C4%81tua - словарь маори» .
- ^ Jump up to: а б «Определения пожилых людей в Тиканге» . maori.org.nz . Проверено 17 августа 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Барлоу (1994). Культура мышления: ключевые концепции культуры маори . Окленд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Смит, Лейтенант; Смит, Г.Х.; Макнотон, Т. (1999). Работа с маори / Те Махи Тахи Ки Те Маори: Руководство для начинающих работодателей . Окленд: Фонд равных возможностей.