Бизнес-экосистема
Начиная с начала 1990-х годов Джеймс Ф. Мур разработал стратегического планирования концепцию бизнес-экосистемы , которая сейчас широко применяется в отрасли высоких технологий . Основное определение взято из книги Джима Мура « Смерть конкуренции: лидерство и стратегия в эпоху бизнес-экосистем» . [1]
Истоки концепции
[ редактировать ]Эта концепция впервые появилась в статье Мура в журнале Harvard Business Review за май/июнь 1993 года под названием «Хищники и жертвы: новая экология конкуренции» и получила премию McKinsey как статья года. [2]
Мур определил «бизнес-экосистему» как:
Экономическое сообщество, поддерживаемое фундаментом взаимодействующих организаций и отдельных лиц — организмов делового мира. Экономическое сообщество производит товары и услуги, представляющие ценность для клиентов, которые сами являются членами экосистемы. В состав организаций-членов также входят поставщики, ведущие производители, конкуренты и другие заинтересованные стороны. Со временем они развивают свои возможности и роли и склонны следовать направлениям, установленным одной или несколькими центральными компаниями. Компании, занимающие руководящие роли, могут со временем меняться, но функция лидера экосистемы ценится сообществом, поскольку позволяет членам двигаться к общему видению, согласовывать свои инвестиции и находить взаимоподдерживающие роли. [3]
Мур использовал несколько экологических метафор , предполагая, что фирма встроена в (деловую) среду, что ей необходимо развиваться совместно с другими компаниями и что «конкретная ниша, которую занимает бизнес, подвергается сомнению со стороны вновь прибывающих видов». [4] Это означало, что компаниям необходимо активно развивать взаимовыгодные (« симбиотические ») отношения с клиентами, поставщиками и даже конкурентами.
Использование экологических метафор для описания структуры и операций бизнеса становится все более распространенным, особенно в области информационных технологий (ИТ). Например, Дж. Брэдфорд ДеЛонг , профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли , написал, что «бизнес-экосистемы» описывают «модель запуска новых технологий, возникшую в Кремниевой долине ». [5] [6] Он определяет бизнес-экологию как «более продуктивный набор процессов разработки и коммерциализации новых технологий», который характеризуется «быстрым прототипированием, короткими циклами разработки продуктов, ранним тестовым маркетингом, компенсацией на основе опционов, венчурным финансированием, ранней корпоративной независимостью». . [7] ДеЛонг также заявил, что новый подход, скорее всего, сохранится, «потому что это лучшая экология бизнеса, чем легендарно мрачная модель, усовершенствованная в Xerox Parc, — более продуктивный набор процессов для быстрой разработки и коммерциализации новых технологий». [8]
Мангровое программное обеспечение, [9] Институт Монтегю, [10] и Стивен Абрам, вице-президент Micromedia, Ltd., [11] Том Грубер, соучредитель и технический директор Intraspect Software, [12] Винод К. Дар, управляющий директор Dar & Company, [13] все выступали за этот подход.
Отрасли
[ редактировать ]Грубер объясняет, что более века назад Ford Motors преуспела в использовании методов массового производства, сборочной линии и привлечения ресурсов . Однако Ford начал передавать свое производство на аутсорсинг, «когда экология изменилась». Грубер (nd) заявил, что такая эволюция экологии делового мира «время от времени акцентируется радикальными изменениями в окружающей среде» и что «глобализация и Интернет являются эквивалентами крупномасштабного изменения климата. Глобализация уничтожает традиционные преимущества крупных корпораций: доступ к капиталу, доступ к рынкам и эффект масштаба ». [12]
Отрасль поставщиков услуг приложений (ASP) движется в сторону сетей взаимоотношений и сосредотачивается на основных компетенциях. «Согласно принципам Cisco Systems , компании, склонные к существованию вместе в рамках «экосистемы», способствуют неизбежному распространению интернет-приложений». [14]
В книгах также используются метафоры природных систем, не обсуждаясь взаимодействие между человеческим бизнесом и биологическими экосистемами. [15]
Другая работа определяет бизнес-экологию как «новую область устойчивого организационного управления и проектирования», «которая основана на принципе, согласно которому организации как живые организмы наиболее успешны, когда их развитие и поведение соответствуют их основной цели и ценностям – то, что мы называем «социальной ДНК». [16]
На необходимость компаний заботиться об экологическом здоровье указывает следующее: «Экология бизнеса основана на элегантной структуре и принципах природных систем. Он признает, что для развития здоровых бизнес-экосистем лидеры и их организации должны смотреть на себя и окружающую среду через «экологическую призму». [17]
Биологические экосистемы
[ редактировать ]Понятие «экосистема» в экономике и бизнесе вытекает из понятия «экосистема» в экологии . Некоторые защитники окружающей среды, однако, использовали «бизнес-экосистемы» как способ говорить об экологических проблемах, связанных с бизнесом, а не как метафору для описания растущей сложности отношений между компаниями. По мнению Таунсенда, бизнес-экология — это изучение взаимных отношений между бизнесом, организмами и окружающей их средой. Целью этой «экологии бизнеса» является устойчивость посредством полной экологической синхронизации и интеграции бизнеса с сайтами, которые он населяет, использует и на которые влияет. [18]
Другие защитники окружающей среды полагают, что метафора экосистемы — это всего лишь способ для бизнеса выглядеть «зеленым» и естественным. По мнению автора Алана Маршалла , например, эта метафора используется, чтобы показать, что каким-то образом бизнес работает, используя естественные принципы, которые следует оставить без вмешательства со стороны правительств. [19] [ необходимы страницы ]
В рамках PESTEL экология или окружающая среда являются одним из критериев анализа внешних обстоятельств компании.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мур 1996
- ^ Лауреаты премии McKinsey за лучшие о HBR статьи . 2001. с. 2.
- ^ Мур 1996 , с. 26
- ^ Мур 1996 , с. 3
- ^ Делонг 2000 , параграф. 1
- ^ Коэн, Делонг и Зисман, 2000 г.
- ^ Делонг 2000 , параграф. 6 и 4 соответственно
- ^ Делонг 2000 , параграф. 6
- ^ Мангровые леса 2001 , параграф. 1: «(т)взаимодействие и корреляция экономических условий, технологий, клиентов, сотрудников, корпоративных партнеров, акционеров и конкурентов, образующих среду, в которой работает бизнес».
- ^ Монтегю 1993 , параграф. 1: «взаимодействующие системы, состоящие из компаний, их клиентов и поставщиков, а также других игроков бизнес-среды»
- ^ Абрам 2000 , параграф. 4: утверждает, что Интернет «созревает как бизнес-экология»
- ^ Перейти обратно: а б Грубер , п. 4: «Представьте, что компании подобны организмам в эволюционном ландшафте»
- ^ Дар 1999 , параграф. 1: «Эволюция в Интернете ничем не отличается от физической эволюции, но с чрезвычайно сжатыми жизненными циклами и более быстрыми генетическими мутациями».
- ^ Каминский 2000 , параграф. 1
- ^ Баскин 1998 г.
- ^ Эйб, Демпси и Бассетт 1998 , стр. xii–xiv.
- ^ Эйб, Демпси и Бассетт 1998 , стр. 19
- ^ Таунсенд, 2006 г.
- ^ Маршалл, Алан (2002). Единство природы: целостность и дезинтеграция в экологии и науке . Издательство Имперского колледжа. стр. 100–140. ISBN 9781860943300 .
Ссылки
[ редактировать ]- Абэ, Джозеф М.; Демпси, Патрисия Э.; Бассетт, Дэвид А. (1998). Экология бизнеса: дайте вашей организации естественное преимущество . Бостон: Баттерворт-Хайнеманн.
- Абрам, Стивен (2000). «Что ждет 2000 год? Прогнозы 13 *лидеров информационной индустрии» . Проверено 6 августа 2002 г.
- Баскин, Кен (1998). Корпоративная ДНК: учимся у жизни . Воберн: Баттерворт-Хайнеманн.
- Делонг, Дж. Брэдфорд (2000). «Почему Valley Way никуда не денется» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2001 года . Проверено 6 августа 2002 г.
- Коэн, Стивен; Делонг, Дж. Брэдфорд; Зисман, Джон (7 марта 2000 г.). «Инструменты для размышления: что нового и особенного в электронной экономике» . Архивировано из оригинала 25 июня 2010 года . Проверено 20 июня 2010 г.
- Дар, Винод К. (1999). «Интернет как бизнес-экология» . Архивировано из оригинала 20 августа 2002 года . Проверено 6 августа 2002 г.
- Грубер, Том. «2021: Массовое сотрудничество и действительно новая экономика» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 1 ноября 2003 г.
- Хатчинсон, Колин (1995). Жизнеспособность и обновление: Руководство для менеджера 21 века . Лондон: Адамантин Пресс.
- Каминский, Илен (2000). «ASP – создание новой бизнес-экологии» . Архивировано из оригинала 5 июня 2002 года . Проверено 6 августа 2002 г.
- Гау, Джонатан (1999). «Калифорнийский университет в Ирвине принимает пожертвование Taco Bell» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 16 февраля 2020 г.
- Мангровые заросли (2001). «Наше видение – понимание экологии бизнеса» . Mangrove Software, Inc. Архивировано из оригинала 16 сентября 2002 года . Проверено 6 августа 2002 г.
- Мур, Джеймс Ф. (май – июнь 1993 г.). «Хищники и жертвы: новая экология конкуренции» . Гарвардское деловое обозрение . стр. 75–86.
- Мур, Джеймс Ф. (1996). Смерть конкуренции: лидерство и стратегия в эпоху бизнес-экосистем . Нью-Йорк: ХарперБизнес. ISBN 0-88730-850-3 .
- Мур, Джеймс Ф. (2006). «Бизнес-экосистемы и взгляд фирмы» (PDF) . Антимонопольный вестник . 51 (1): 31–75. дои : 10.1177/0003603X0605100103 . S2CID 168156432 .
- Монтегю (1993). «Экология конкуренции» . Институт Монтегю . Архивировано из оригинала 9 июля 2003 года . Проверено 1 ноября 2003 г.
- Мюгге, Стивен (2013). «Платформы, сообщества и бизнес-экосистемы: уроки, извлеченные из предпринимательства во взаимосвязанном мире» . Обзор управления технологическими инновациями . 3 (февраль): 5–15. дои : 10.22215/timreview/655 .
- Рейнхардт, Энди (2000). «Новый Интел» . Архивировано из оригинала 23 июня 2002 года . Проверено 7 августа 2002 г.
- Сенге, Питер (1990). Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации . Нью-Йорк: Валюта/Даблдэй.
- Таунсенд, Эми К. (2006). Зеленый бизнес: пятичастная модель создания экологически ответственной компании . Атглен, Пенсильвания: Издательство Schiffer Publishing.
- Таунсенд, Эми К. (2009). Экология бизнеса: почему большинство методов «зеленого» бизнеса не работают… и что с этим делать . Атглен, Пенсильвания: Издательство Schiffer Publishing.
- Йорк, Ральф; Уокер, Брайан ; Холлинг, CS ; Гандерсон, Лэнс Х.; Фольке, Карл; Карпентер, Стивен Р.; Брок, Уильям А. (2002). Гандерсон, Лэнс Х.; Холлинг, К.С. (ред.). На пути к интегративному синтезу . Вашингтон, округ Колумбия: Island Press . стр. 419–438.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )