Генри Кларк Райт
Генри Кларк Райт | |
---|---|
![]() Дагерротип Райта около 1847 года. | |
Рожденный | Шарон, Коннектикут , США | 29 августа 1797 г.
Умер | 16 августа 1870 г. Потакет, Род-Айленд , США | ( 72 года
Образование | Андоверская духовная семинария |
Движение |
Генри Кларк Райт (29 августа 1797 — 16 августа 1870) — американский аболиционист , пацифист , анархист и феминист , на протяжении более двух десятилетий остававшийся противоречивой фигурой.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кларк родился в Шароне, штат Коннектикут , в семье отца Сета Райта, фермера и столяра (строителя), и матери Мириам, швеи- домохозяйки . Когда ему было четыре года, семья переехала в «западную страну» Хартвик ; это был маленький бедный городок на границе в северной части штата Нью-Йорк .
Работая подмастерьем шляпника в Норидже, штат Нью-Йорк , Райт пережил эмоциональное религиозное обращение во время собрания пробуждения . Он продолжил обучение сначала у местного священника, а затем в Андоверской духовной семинарии в 1819 году в течение четырех лет. В 1823 году он женился на богатой вдове по имени Элизабет ЛеБретон Стикни и переехал в престижный поселок Ньюберипорт, штат Массачусетс .
Миссионерская работа
[ редактировать ]Интерес Элизабет Райт к реформаторскому движению предшествовал интересу Генри. Она повлияла на решение Райта отказаться от приходского служения и заняться миссионерской работой и реформами в 1830-х годах. К этому времени он занял радикальную позицию по двум вопросам, которые разрушали евангелический консенсус. В движении за мир он встал на сторону радикальных пацифистов, которые пропагандировали этику ненасилия во всех формах конфликтов. Следовательно, в 1836 году он был назначен агентом Американского общества мира . В борьбе с рабством он встал на сторону Уильяма Ллойда Гаррисона , выступая за немедленную отмену рабства.
После ухода из Американского общества мира Райт работал в Гаррисоне и Американском обществе по борьбе с рабством . Он вел колонки для гарнизонной газеты «Освободитель» и завоевал уважение среди северян за моральные убеждения, содержащиеся в его призыве к ненасильственной немедленной отмене смертной казни. На него также возлагалась особая ответственность за организацию детских движений против рабства в городах северо-востока.
Позже его дом в Ньюберипорте летом 1837 года служил штаб-квартирой Анджелины Гримке и Сары Гримке , когда они начали вызывать споры по поводу женщин, выступающих публично от имени рабов. Райта обвинили в том, что он побудил Гримке занять слишком смелую позицию в отношении общественной роли женщины. Он опубликовал два отчета о своих разговорах с Гримке о распространении своих радикальных пацифистских взглядов на ставить под сомнение все формы доминирования в семье. Временами он подвергал сомнению, соответствует ли принудительное гражданское правительство христианской вере. Критики аболиционизма использовали Райта как пример анархии, возникшей в результате неумеренных нападок аболиционистов на традиционные институты. В сентябре 1837 года он был уволен из Американского общества борьбы с рабством за радикальные взгляды. [ 1 ]
Поддержка прав женщин
[ редактировать ]На большом собрании в бостонском «Мелодеон-холле» 30 мая 1850 года Райт был первым из четырех ораторов-мужчин, поддержавших предложение Люси Стоун о созыве первого Национального съезда по правам женщин. Однако он не присутствовал ни на одном Национальном съезде по правам женщин до 1859 года, когда он представил резолюции, касающиеся сексуальных прав замужних женщин. Райт был одним из немногих мужчин, опубликовавших в середине девятнадцатого века книги, пропагандирующие контроль жены над супружескими отношениями. Его первой книгой была [2] «Брак и отцовство»; Или «Репродуктивный элемент в человеке как средство к его возвышению и счастью» , опубликованный в 1854 году, и его вторая » книга «Нежеланный ребенок ; Или «Преступление непреднамеренного и нежеланного ребенка» , опубликованное в 1858 году. Обе книги пропагандировали сексуальную ответственность в браке и утверждали, что, поскольку женщины несут на себе последствия полового акта, жены должны иметь право отказаться от сексуальных отношений.
В выступлениях летом 1865 года Райт также выступала за избирательное право женщин и сразу после Гражданской войны была одним из первых сторонников «всеобщего избирательного права», то есть расширения права голоса «независимо от цвета кожи или пола».
Эссе «Резолюция Натика»
[ редактировать ]Райт, пожалуй, наиболее известен своим радикальным эссе «Резолюция Натика», представленным аудитории в Натике, штат Массачусетс, в декабре 1859 года, основанным на более ранней речи, произнесенной в мае 1857 года перед Американским обществом против рабства. Все еще заявляя о своей верности непротивлению, Райт доказывал Обществу, что истинные аболиционисты должны снабжать оружием восстание рабов. Позже, в своей переработанной речи, произнесенной в Натике, под названием « Сопротивление рабовладельцам и права и обязанности южных рабов и северных свободных людей» , Райт утверждает, что
Что право и обязанность рабов - сопротивляться своим хозяевам, а право и обязанность народов Севера - подстрекать их к сопротивлению и помогать им в нем.
Эта воинствующая статья против рабства была опубликована перед казнью Джона Брауна в декабре 1859 года, чтобы вызвать поддержку непосредственной аболиционистской идеи. Риторика Райта призывает к полному сопротивлению в любой форме институту рабства. Для него Джон Браун символизировал мужество такого сопротивления. В какой-то момент Райт сравнивает Брауна с Христом и считает, что Браун превосходит его, написав:
Грех этой нации, как было заявлено на том собрании, должен быть устранен не Христом, а Джоном Брауном. Христос, представленный теми, кого называют его именем, оказался полной неудачей как сила, способная освободить рабов. Джон Браун есть и будет гораздо более эффективной силой.
Резолюция Натика получила широкое признание непосредственно перед Гражданской войной в США как ведущий документ воинствующего аболиционизма. Бывшие соратники Кларка по пацифистскому движению утверждали, что он отказался от своих принципов ненасилия.
Радикальные идеи и сочинения Генри Кларка Райта оказали глубокое влияние на аболиционизм и общество, в котором он жил. После своих воинственных сочинений он провел остаток своей жизни в качестве внештатного автора и лектора на Среднем Западе. Райт умер в Потакете, штат Род-Айленд, был установлен прекрасный памятник в 1870 году. В его честь аболиционистом Фотиусом Фиском . Памятник находится на кладбище Суон-Пойнт в Провиденсе, Род-Айленд, и был установлен в 1870 году. [ 2 ]
Встреча с Генри Торо
[ редактировать ]Раздраженный Генри Торо описывает в своем дневнике визит Райта в Конкорд и дом Торо в июне 1853 года. Он, в частности, писал:
Меня ужасно донимала его доброта; боялся, что после реставрации я буду весь им смазан... [Он] обратился ко мне как к «Генри» в течение одной минуты с того момента, как я впервые увидел его, и когда я заговорил, он сказал с протяжным знойным сочувствием: « Генри, я знаю все, что ты скажешь; я прекрасно тебя понимаю; тебе не нужно ничего мне объяснять; и другому: «Я собираюсь нырнуть в самые сокровенные глубины Генри». Я сказал: «Я надеюсь, что ты не ударишься головой о дно. [ 3 ] [ 4 ]
Уильям Эллери Ченнинг объяснил эту реакцию, охарактеризовав реформатора Райта как «путешествующего разговорчивого Шейлока ... каждый - особый спаситель, несущий под свою ответственность». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] Архивировано 18 октября 2019 г., в Wayback Machine.
- ^ Ходж, Лайман Ф. (1891). Фотий Фиск Биография . Бостон, Массачусетс: Лайман Ф. Ходж. п. 138.
- ^ Торо, Генри Дэвид (17 июня 1853 г.). «Три ультрареформатора» (PDF) . Проект Уолден Вудс . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июля 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б Ченнинг, Уильям Эллери (1902). «Торо, поэт-натуралист; с памятными стихами» . Интернет-архив .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернхэм, Джон К.; ДЖСТОР
- История Церкви > Том. 51, № 3 (сентябрь 1982 г.), с. 359
- Журнал американской истории , Vol. 67, № 3 (декабрь 1980 г.), стр. 680–681.
- https://www.jstor.org/stable/1889906
- Миллион, Джоэль, Женский голос, Женское место: Люси Стоун и рождение движения за права женщин. Прегер, 2003. ISBN 0-275-97877-X , стр. 47, 79, 104, 193, 203, 207, 252, 273, 289n. 4, 290н. 9, 303н. 8.
- Резолюция Натика , заархивированная 11 мая 2008 г. на Wayback Machine , описана в Antislavery.
- Перри, Льюис; Детство, брак и реформы Генри Кларк Райт , 1797–1870 гг.
- Райт, Генри Кларк (29 августа 1797–16 августа 1870 г.), аболиционисты, конгрегационалистское духовенство, пацифисты , 1375 слов, из The American National Biography Online.
- Райт, Генри К., [4] Брак и отцовство; Или, Репродуктивный элемент в человеке как средство его возвышения и счастья , 2-е изд., 1854 г.
- Райт, Генри К., [5] Нежеланный ребенок; Или, Преступление непреднамеренного и нежеланного ребенка , Бостон: Б. Марш, 1858.
- 1797 рождений
- 1870 смертей
- Активисты из Нью-Йорка (штат)
- Американские аболиционисты
- Американские анархисты
- Американские христианские пацифисты
- Американские суфражистки
- Анархо-феминистки
- Анархо-пацифисты
- Христианские анархисты
- Анархисты-индивидуалисты
- Люди из Хартвика, Нью-Йорк
- Жители Ньюберипорта, Массачусетс
- Люди из Нориджа, Нью-Йорк
- Люди из Шарона, Коннектикут