Калиста Винтон
Калиста Х. Винтон | |
---|---|
Рожденный | 19 апреля 1807 г. Уиллингтон, Коннектикут , США |
Умер | 18 декабря 1864 г. Рангун, Бирма | (57 лет)
Калиста Х. Винтон [ 1 ] (19 апреля 1807 – 18 декабря 1864) был американским баптистским миссионером, который 30 лет трудился в Бирме (ныне известной как Мьянма ), проповедуя, обучая и заботясь о народе Карен . И Калиста, и ее муж Джастус Винтон добились выдающихся успехов в обращении.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Калиста Винтон родилась 19 апреля 1807 года Юнион, штат Коннектикут . Когда ей было шестнадцать лет, она тяжело заболела. Через два года ее семья и врачи потеряли надежду. Будучи набожной девушкой, она просила о крещении как о своем предсмертном желании, пастор и дьякон помогли ей дойти до ручья и крестились в марте 1822 года. Ее приняли в баптистскую церковь Западного Вудстока, и пастор Элдер Гроу, прислуживая ей Вечерей Господней, сказал: «Это первое причастие нашей сестры и, вероятно, последнее». [ 2 ] Однако она поправилась и начала думать, что ее жизнь дана ей для особой цели. [ 3 ] Она завершила свое образование, попеременно преподавая и учась.
в семье Томаса и Лавинии Холман вОна познакомилась с Джастусом Винтоном , который учился в Гамильтонском литературно-теологическом институте (ныне Колгейтский университет). Они выбрали Бирму в качестве поля своей будущей работы и провели год вместе в Гамильтоне, изучая каренский язык у Ко Чет Тхинга, одного из двух местных учеников, которых преподобный Джонатан Уэйд взял с собой в отпуск. [ 4 ] Калиста и Юстус поженились 9 апреля 1834 года и в июле 1834 года отплыли в Бирму. [ 5 ] с другими миссионерами, в том числе преподобным и миссис Уэйд и Ко Чет Тхинг.
Работа в джунглях вокруг Моулмейна.
[ редактировать ]Поскольку Юстус и Калиста были достаточно знакомы с каренским языком, они немедленно начали свою миссионерскую работу среди каренов в джунглях вокруг Моулмейна (ныне известного как Моламьяйн ). [ 6 ] Они путешествовали на местных каноэ, верхом на лошадях, слонах, повозках, запряженных буйволами, и пешком. Сначала они вместе ходили с проповедью по деревням. После этого они поехали отдельно, потому что получили очень много приглашений из дальних деревень. Дело проповеди сочеталось со служением больным. Калиста проводил молитвенные собрания в деревнях. Путешествие по джунглям было чрезвычайно опасным, потому что тигров и других диких животных было много, и ей во многих случаях едва удалось ускользнуть от них.
Калиста открыла множество школ на миссионерских станциях и укомплектовала их местными учеными, которых она подготовила. Британское правительство предложило «грант в качестве помощи» - сумму денег, равную сумме, потраченной школой на образовательные цели. Единственным ограничением было то, что школа была открыта для проверки государственному директору образования.
В апреле 1840 года Калиста родила сына Юстуса Брейнерда, а в сентябре 1841 года дочь Калиста родилась . Также в 1841 году к ним присоединилась сестра Юстуса Миранда для миссионерской работы в джунглях, а позже работала учителем в обычной Каренской миссионерской школе; Каренам она была известна как сестра Миранда. В 1846 году у миссис Винтон родился третий ребенок, Харви Ховард; он умер до своего первого дня рождения. [ 7 ]
Визит в Америку
[ редактировать ]В 1847 году здоровье миссис Винтон ухудшилось, и было решено вернуться в Америку, чтобы выздороветь. Преподобному Винтону также требовался отдых после четырнадцати лет напряженной работы в джунглях. Они также считали, что миссионерский дух в американских церквях необходимо возродить. Преподобный Винтон взял двух учеников Карен, Мья А. и Коне Лоука, чтобы они помогли ему в переводе Библии на каренский язык. Пока они ждали трансферного корабля в Кейптауне, их младший ребенок заболел и умер. Семья поселилась в Бостоне в начале 1848 года.
Преподобный Винтон провел большую часть своего времени в Америке, посещая церкви, чтобы пробудить миссионерский дух, часто в сопровождении Мья А. и Коне Лоука.
Пятифранковая монета, превратившаяся в часовню
[ редактировать ]Миссис Винтон, которая все еще была очень больна, отдыхала в доме дьякона Грейнджера в Саффилде, штат Коннектикут . Она проводила беседы в своей палате. Бедной женщине по имени Мэри Энн Бестор дали пять франков, чтобы она купила теплое платье на зиму. Она хотела внести свой вклад в миссионерское дело, но боялась, что люди будут обвинять ее в том, что она «жертвует из глубины своей бедности». Следовательно, она спрятала деньги в носке одного из чулок, которые вязала; она передала их Мие А. и велела ему передать их миссис Винтон и сказать ей, что содержимое пальца ноги предназначалось для миссии к Каренам.
Когда миссис Винтон узнала, насколько бедна Мэри Энн, ей захотелось сделать что-нибудь особенное на эти святые деньги. Она рассказала об этом дьякону из Хартфорда. Дьякон сказал: «Сейчас холодная погода, Фрэнки нужна обертка», и вручил ей десятидолларовую купюру, в которую она обернула пятифранковую монету, «чтобы ему согреться». На следующий день другой дьякон из Хартфорда дал еще одну десятидолларовую купюру, «чтобы купить Фрэнки пальто, поскольку погода стала холоднее». Женщина из Саффилда, услышав эту историю, сказала: «Это жуткие ночи, чтобы спать одному: у Фрэнки должен быть партнер по постели», и рядом с ним положили пятидолларовую золотую монету.
Миссис Винтон подумала, что если бы ей удалось раздобыть еще оберток, она бы отправила Фрэнки в Бостон купить библию для Карен. Она написала рассказ «Фрэнки» и отправила его пастору церкви Саффилд. Пастор остро оценил остроумие и прочитал письмо с кафедры. Тридцать долларов было пожертвовано на «приобретение Фрэнки подходящей одежды для путешествия». Миссис Винтон отправила «Фрэнки и обертки» бостонскому издателю с примечанием к его рассказу. Издатель вернул «Фрэнки» с дополнительными обертками и библиями. Затем миссис Винтон отправила «Фрэнки» к врачу в Филадельфию, чтобы тот купил коробку лекарств для Карен. Доктор вернул «Фрэнки» с обертками и коробкой с лекарствами. Путешествие «Фрэнки» продолжалось из города в город, из церкви в церковь. Затем преподобный и миссис Винтон решили, что они построят дом Господа для Каренов и назовут его Часовней Фрэнка. Но их ждали неизвестные им войны, эпидемии, голод и порицание, и Часовня Франка не будет реализована еще пять лет. [ нужна ссылка ]
Миссия по оказанию помощи в Рангуне
[ редактировать ]В 1850 году Винтоны вернулись в Моулмейн в сопровождении большого отряда миссионеров, включая Эудженио Кинкейда и Джонатана Уэйда. Они сразу же приступили к своей миссионерской работе. Винтоны имели особую близость к каренам, живущим в окрестностях Рангуна. Во время своих частых визитов в тогдашний бирманский округ Рангун он крестил многих новообращенных Карен, привлеченных из семян, посеянных Со Тха Бью, учеником Адонирама Джадсона . Карены были неграмотными до тех пор, пока Джонатан Уэйд и Фрэнсис Мейсон не привели их язык в письменную форму с использованием бирманского письма. [ 8 ] Некоторые молодые карены из округа Рангун путешествовали пешком через леса и горные хребты от Рангуна до Моулмейна, чтобы посещать школы карен, основанные г-жой Винтон. По возвращении они привезли с собой брошюры и копии Нового Завета, переведенные Джонатаном Уэйдом на Сго Карен, рискуя вызвать гнев нетерпимых местных властей. Затем они тайно читали своим собратьям-обращенным.
Накануне Второй англо-бирманской войны беззаконие царило в Рангунском округе, особенно сильно пострадали Карены. Семнадцать каренских церквей в округе попросили преподобного Винтона прийти им на помощь, и он поехал в Рангун. Через шесть недель после захвата Рангуна британцами миссис Винтон и ее семья последовали этому примеру. В пустующем монастыре они устроили больницу скорой помощи, и вскоре она была переполнена заболевшими оспой, корью, коклюшем, дизентерией, холерой и т. д. За эпидемией последовал голод, и Винтоны накормили множество как христиан, так и неверующих. Христиане с провизией, закупленной в кредит у дружественных купцов. Когда их выселили из монастыря, Винтоны приобрели землю в Кеммендине (ныне известном как Киймьинтайн ), в трех милях от Рангуна. Там они построили миссионерский центр, больницу и школу. Союз баптистской миссии осудил преподобного Винтона за неподчинение и за то, что он оставил назначенный ему пост в Моулмейне. Винтоны приняли предложение Баптистского общества свободной миссии выступить в качестве их агента по сбору пожертвований от друзей в Америке и их передаче.
Кеммендинская миссия
[ редактировать ]Г-жа Винтон полностью отвечала за управление миссионерской школой в Кеммендине, в которой обучалось от 200 до 250 учеников. [ 7 ] Помимо преподавания, проведения молитвенных собраний, работы врачом и медсестрой для своих учеников и больных по соседству, создания и перевода учебников и гимнов, в засушливый сезон она путешествовала по деревням на севере и западе Рангуна, проповедуя Евангелие. В засушливый сезон ее старшие ученики обычно отправлялись домой, чтобы помочь родителям в сборе урожая. Кроме того, она дала образование сыну Брейнерду и дочери Калисте. В 1854 году Брейнерда отправили в Гамильтон, штат Нью-Йорк , а Калисту — в Саффилд, штат Коннектикут, чтобы продолжить обучение.
В 1854 году сестра Миранда отправилась домой, чтобы навестить своих престарелых родителей, а по возвращении в Рангун вышла замуж за преподобного Нормана Харриса. [ 9 ] Каренской миссии в Швекине, очень нездоровом месте в те времена. Менее чем через четыре месяца после свадьбы сестра Миранда заболела высокой температурой и умерла.
После того, как ситуация в Рангуне стабилизировалась, были возобновлены усилия по строительству часовни Фрэнка. Дополнительные пожертвования поступили от коренных христиан, а также от британских жителей Рангуна. Многие офицеры британской армии пожертвовали свои архитектурные и инженерные таланты и свое время, чтобы составить план церкви. Лорд Далхаузи , генерал-губернатор Индии, подарил миссии землю в Кеммендине с видом на реку Рангун. 20 мая 1855 года преподобный Винтон заложил краеугольный камень церкви в присутствии многих местных и британских друзей. Это было большое двухэтажное кирпичное здание с верхним этажом для церковных служб и нижним этажом для учебных классов. В этом здании также располагалось Общество домашней миссии Карен. Она называлась Церковью Фрэнка, а позже стала известна как Мемориальная церковь преподобного Винтона. [ 7 ]
В 1858 году преподобный Винтон отправился на экскурсию в Швекин, чтобы выбрать места для размещения своих местных проповедников, вернулся домой с болезнью джунглей и умер 31 марта. Г-жа Винтон продолжила миссионерскую работу преподобного Винтона, которой умело помогали местные проповедники Мао-яй, Нга-лай и Яй-пау. Она заменила двух очень способных помощниц, Фиделию и Элизу, которые ранее обучались у сестры Миранды в Каренской педагогической школе в Моулмейне. В 1858 году Калиста вернулась из Саффилда, и мать и дочь воссоединились. Калиста занималась миссионерской работой, одновременно преподавая математику, вокальную музыку и руководя школой-интернатом. Как обычно, миссис Винтон путешествовала и проводила время в деревнях в джунглях. Часто ей приходилось разрешать споры между членами церкви.
В 1861 году Брейнерд закончил курс обучения в Мэдисонском университете (ныне Колгейтский университет) и женился на Джулии А. Хасвелл. [ 10 ] старшая дочь преподобного Джеймса Мэдисона Хасуэлла из бирманской миссии в Моулмейне. Брейнерд и Джулия были друзьями по играм на территории миссии в Моулмейне. Он обнаружил, что у его матери и сестры слабое здоровье. Тем не менее, г-жа Винтон отправилась в турне с Брейнердом, и ученики в деревнях радовались, увидев «сына своего отца». В 1862 году г-жа Винтон и Калиста уехали из Рангуна в Фалмут, Англия, и посетили многих британских друзей, большинство из которых ушли в отставку с гражданской и военной службы в Бирме. Они провели месяц в гостях у своего старого друга миссис и генерала Белла, главнокомандующего британскими войсками во время Второй англо-бирманской войны. Затем они отплыли в Нью-Йорк, где г-жа Винтон присутствовала на собрании Общества свободной миссии и встретилась с Р. М. Лютером, который только что закончил учебу в Принстонской теологической семинарии. Он решил посвятить свою жизнь миссионерской работе, но еще не определился со своим полем деятельности. Миссис Винтон убедила его сделать миссию Карен своей сферой деятельности. Находясь в Америке, ей было предложено выступить с множеством миссионерских выступлений. Она и Лютер совершили поездку по Буффало, Кливленду, Цинциннати, Чикаго, а также по церквям северного Иллинойса, южного Висконсина и части Канады. Она отплыла в Англию в декабре 1863 года и проследовала по суше через Египет и Красное море в Калькутту и Рангун.
Миссис Винтон немедленно приступила к работе миссии и начала строительство второго миссионерского дома для молодоженов преподобного Р.М. Лютера и ее дочери Калисты. 1 ноября на госпожу Винтон напала острая форма воспаления пищеварительного тракта. 6 декабря прибыли мистер и миссис Лютер и придали ей немного сил, но 18 декабря 1864 года она мирно скончалась.
Наследие
[ редактировать ]В 1872 году Баптистский миссионерский союз оправдал преподобного Винтона из «депутации», и Брейнерд и Калиста снова присоединились к Союзу.
Г-н и г-жа Лютер оставались в Кеммендинской миссии до 1872 года, когда г-н Лютер заболел тропической лихорадкой, и они были вынуждены вернуться в Америку. Позже он стал окружным секретарем Баптистского миссионерского союза и пастором в Ньюарке, штат Нью-Джерси . Калиста стала практикующим врачом. Она написала мемуары о своих родителях « Винтоны и карены, Мемориалы преподобного Юстуса Х. Винтона и Калисты Х. Винтон» и опубликовала их в 1880 году. [ 11 ]
Доктор Дж. Брейнерд Винтон и его сестра миссис Сигрейв продолжали миссионерскую работу своих родителей до его смерти 23 июня 1887 года. [ 12 ]
Несколько ее правнуков продолжили миссионерскую работу в Бирме, в том числе хирург Гордон Сигрейв . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лютер, Калиста В.», «: Винтоны и карены, Мемориалы преподобного Х. Винтона и Калисты Х. Винтон ., Бостон, 1880 г.
- ^ Лоусон, преподобный Харви М.: История Союза, Коннектикут , Нью-Хейвен, 1893 г.
- ↑ Институт христианской истории, Любовь заставила Винтонов расстаться , статья Дэна Грейвса
- ^ Ва, Маунг Шве, Баптистские хроники Бирмы , Рангун, 1963 г.
- ^ Веб-сайт истории Коннектикута, Баптистские миссионеры за работой в Бирме XIX века , статья от 17 февраля 2020 г.
- ^ Херви, преподобный Г. Уинфред: История баптистских миссий в зарубежных странах, со времен Кэри до наших дней , Сент-Луис, 1884 г.
- ^ Jump up to: а б с Веб-сайт Мемориального музея Слейтера, информационный бюллетень The Muse (лето 2009 г.)
- ↑ Веб-сайт Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, «Я Тенаку: овеществление и текстуальность Карен Харп «Чи» Сувичана» , статья Бенджамина Фэйрфилда, опубликованная в журнале Ethnomusicology Review, том 18 (2013).
- ^ Веб-сайт миссиологии, Век баптистских зарубежных миссий; Контурный набросок Софи Бронсон Титтерингтон, опубликованный Американским баптистским издательским обществом (1891 г.), стр. 77.
- ^ Веб-сайт Американского баптистского исторического общества, Винтон, Юстус Брейнерд (1840-1887)
- ^ Веб-сайт Проекта Гутенберга, Винтоны и Карены - Мемориалы преподобного Юстуса Х. Винтона и Калисты Х. Винтон
- ^ Веб-сайт миссиологии, Век баптистских зарубежных миссий; Контурный набросок Софи Бронсон Титтерингтон, опубликованный Американским баптистским издательским обществом (1891 г.)
- ↑ Веб-сайт «Друзья Бирмы», «Последние американские баптистские миссионеры в Бирме, 1946–1966» , авторы Нил Совардс и Мэй Перл Карти, опубликовано Американским баптистским историческим обществом (2013).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-архивный текст «Бирманских баптистских хроник» (1963), Rangoon University Press
- Веб-сайт Проекта Гутенберга, Винтоны и Карены - Мемориалы преподобного Юстуса Х. Винтона и Калисты Х. Винтон Биография дочери Винтона Калисты В. Лютер (онлайн-копия)
- Веб-сайт HymnTime Тексты песен Storm the Fort Брейнерда Винтона