Элиас (греческий ученый)
Элиас ( / ɪ ˈ l aɪ ə s / ; древнегреческий : Ἠλίας ; эт. 6 век) был греческим учёным и комментатором Аристотеля и Порфирия .
Жизнь
[ редактировать ]Никакой информации о жизни Элиаса не сохранилось; все предположения, представленные в исследовании, являются выводами из косвенных доказательств в его работах. То, что он, по крайней мере номинально, был христианином, следует из его христианского имени, но окончательно не доказано. [ 1 ] Его мышление находится под влиянием неоплатонизма, доминирующего философского направления поздней античности.
Многочисленные отрывки в сочинениях, некоторые из которых достоверны, некоторые предположительно принадлежат Илии, соответствуют отрывкам из сочинений Олимпиодора Младшего . Олимпиодор был выдающимся языческим философом, преподававшим в неоплатонической школе Александрии в конце VI века. Поэтому разумно предположить, что Илия также жил и преподавал в Александрии и был учеником Олимпиодора. [ 2 ] Однако предположение о том, что Олимпиодор был главой (ученым) школы и что Илия сменил его на этом посту, является умозрительным. Вероятное участие Илии в уроках Олимпиодора дает приблизительную хронологическую классификацию его философской деятельности, поскольку последнее свидетельство о том, что Олимпиодор был жив, датируется 565 годом.
Илия носил титул апо епархон (апоепарх, бывший епарх). Поскольку термин « епарх» часто использовался для обозначения высших административных чиновников, предполагалось, что философ был идентичен епарху (префекту претория) Иллирии с таким же именем, который занимал этот пост в 541 году. [ 3 ] Однако в Восточной Римской империи титул апоепарха также давался ученым на почетной основе; следовательно, вывод о том, что Илия исполнял свою должность, не является убедительным. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Произведения Элиаса, вероятно, не предназначались им для публикации. Как и многие позднеантичные сочинения такого типа, это, по крайней мере частично, несанкционированные записи его уроков, сделанные учениками. При таком предположении подлинными считаются следующие приписываемые ему произведения:
- Пролегомены к философии, анонимно переданное введение в философию Платона и Аристотеля, состоящее из двенадцати уроков (práxeis). Он занимается теорией определений, а также определениями и подразделениями философии. Пролегомены имеют характер Протрептика, сочинения, вдохновленного вдохновляющей философией Аристотеля «Протрептик» . Элиас подчеркивает платоническую идею об обожествлении человека философией и восторженно восхваляет философскую деятельность, которую он поддерживает цитатами Платона, Гомера и других общепринятых авторитетов.
- Введение и комментарий к « Исагоге» неоплатоника Порфирия. Работа передана анонимно, но цитируется в византийских схолиях под именем автора Элиас. [ 2 ]
- Схолия Аристотеля о «Об интерпретации» . Элиас написан от руки как автор. Схолии, вероятно, являются частью утраченного комментария Элиаса к сочинению Аристотеля. [ 5 ]
- Комментарий к «Предварительной аналитике» Аристотеля , от которого сохранилось только начало. В названии оно указано как записка ученика класса Элиаса. [ 6 ]
- Неизвестный комментарий к « Задней аналитике» , упомянутый Элиасом в конце его введения к «Исагоге», который либо утерян, либо еще не идентифицирован.
Следующие работы могут быть подлинными, а могут и не быть подлинными:
- Комментарий к категориям Аристотеля (объяснение десяти категорий философии) с введением в аристотелевскую философию. В Александрии было принято добавлять такое введение к комментарию к « Категориям» . Этот труд сохранился не только на греческом языке, но и в не полностью сохранившемся армянском варианте, начало и конец которого отсутствуют в единственной рукописи. Хотя в армянской рукописи не удалось найти имя автора, в греческой традиции это произведение упоминается как постскриптум к урокам философа Давида , другого неоплатоника. Исследователи расходятся во мнениях относительно того, кто это написал. [ 7 ] Редактор Адольф Буссе , за которым следуют ряд историков философии, выступает за приписывание Элиасу; другие исследователи, в том числе Ильсетраут Адо , считают автором Давида. [ 8 ] Еще одним ключом к датировке является тот факт, что в работе цитируется комментарий Иоанна Филопона «Категории» , написанный в первой половине VI века.
- Пролегомены к философии Платона, сочинение, переданное анонимно. Неизвестный автор принадлежит к школе Олимпиодора Младшего; это может быть один из его учеников — возможно, Элиас, или ученик Илиаса. [ 9 ]
- Комментарий к «Исагоге», приписываемый в рукописной традиции частично Давиду, частично Илии, но на самом деле не мог исходить ни от одного из этих двух философов. [ 2 ] [ 10 ] Было высказано предположение, что комментарий мог быть написан Стефаном Александрийским . [ 10 ] Обозначение автора как Псевдо-Илия стало обычным. [ 11 ]
- «О направлениях» (греч. Peri hairéseōn), комментарий к «De sectis» Галена, на который Элиас может ссылаться в какой-то момент в своих «Пролегоменах к философии». [ 12 ] Ссылка неясна, да и о такой работе Элиаса ничего не известно. В любом случае речь идет не о написании философских школ. [ 13 ]
Философия
[ редактировать ]Религиозное мировоззрение Элиаса неясно. На пути его определения стоят две трудности. Во-первых, неясно, можно ли использовать соответствующие доказательства в комментарии к приписываемым ему категориям Аристотеля, поскольку подлинность комментария оспаривается. Во-вторых, вполне вероятно, что некоторые явно христианские комментарии в «Пролегоменах к философии» представляют собой вставки (интерполяции), исходящие не от автора. Поскольку сохранившийся текст, похоже, содержит такие дополнения, сделанные христианином, подлинность всех христианских упоминаний в произведениях Элиаса сомнительна. Однако возможно также, что христианские комментарии, часть которых сформулирована полемически антиязычески и противоречат остальному содержанию, были вкраплены самим автором, поскольку таким образом он хотел оградить себя от подозрений в неверности.
Во всяком случае, несомненно, что автор комментария к категориям, который может быть тождествен Илии, разделяет убеждение языческих неоплатоников о вечности мира и безоговорочно отвергает церковное учение о сотворении мира в время и будущий конец света. Поэтому можно предположить, что он был либо язычником, либо христианизированным лишь очень поверхностно. Пролегомены к философии также характеризуются языческим мышлением. Поэтому Кристиан Вильдберг сомневается даже в существовании философа по имени Элиас; он предполагает, что произведения, приписываемые Илии, принадлежат неизвестному язычнику-неоплатонику. [ 14 ]
В « Комментарии к Исагоге» Элиас утверждает, что идея о телесности Бога не абсурдна. Это утверждение, звучащее необычно и оскорбительно как для платоника, так и для христианина, не следует понимать как означающее, что Илия верил в физического Бога. Скорее, он лишь теоретически исследовал возможность существования материального Бога. [ 15 ]
Историки из Стэнфордской энциклопедии философии отмечают, что [ 16 ]
- Более того, Элиас неоднократно подчеркивает платонически-неоплатоническое убеждение, что целью философии является преобразование или уподобление человека божеству, подлинно платонический идеал, явно изложенный в « Теэтете» (176А-Б).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Сорабджи, (1990), Аристотель трансформировался: древние комментаторы и их влияние , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б с Джонатан Барнс, 2006, Введение в порфир , стр. xxi. Издательство Оксфордского университета
- ^ Элиас о предыдущей аналитике. В: Мнемозина. Том. 14, 1961, стр. 126–139, с. 127
- ^ Вестеринк: Пролегомены к философии Платона. Париж 1990, с. XXXI
- ^ DN Седли, 2003, Кембриджский спутник греческой и римской философии , стр. 249.
- ^ Арнольд Хью Мартин Джонс, Джон Роберт Мартиндейл, Дж. Моррис, 1992, Просопография поздней Римской империи , тома 2-3, Элиас 6 , стр. 438. Издательство Кембриджского университета
- ^ Кембриджская древняя история: Поздняя античность: империя и преемники, 425-600 гг. н. э., стр. 844.
- ^ Ришар Гуле: Элиас. В: Ришар Гуле (Hrsg.): Словарь древних философов. том 3, Париж, 2000, стр. 57–66, стр. 58, 60–65. См. также Валентина Кальцолари: Давид и армянская традиция. В: Валентина Кальцолари, Джонатан Барнс (ред.): Работа Давида Непобедимого и передача греческой мысли в армянской и сирийской традиции. Лейден 2009, стр. 15–36, с. 29–32; Манеа Эрна Ширинян: Армянская версия комментария Давида Непобедимого к категориям Аристотеля. В: Валентина Кальцолари, Джонатан Барнс (ред.): Работа Давида Непобедимого и передача греческой мысли в армянской и сирийской традиции. Лейден 2009, стр. 89–102
- ^ Геррит Вестеринк: Пролегомены к философии Платона. Париж, 1990, стр. LXXVI – LXXXIX
- ^ Jump up to: а б Памела М. Хуби, Р.В. Шарплс, Дмитрий Гутас , 1995, Теофраст Эресский, Источники его жизни, сочинения, мысли и влияние , стр. 17. BRILL.
- ^ Мирослав Маркович: Псевдо-Илиас о Гераклите. В: Американский филологический журнал. Том 96, 1975 г., стр. 31–34, Генри Дж. Блюменталь: Псевдо-Элиас и снова комментарии к Исагоге. В: Рейнский музей филологии. том 124, 1981, стр. 188–192, Ванда Вольска-Конус: Стефанос Афинский и Стефанос Александрийский. Идентификация и биографический очерк. В: Обзор византийских исследований. том 47, 1989, стр. 5–89, с. 69–80
- ^ Элиас, Prolegomen philosophiae Глава 3, разделы 7–9
- ^ Геррит Вестеринк: Философия и медицина в поздней античности. В: Янус. том 51, 1964, стр. 169–177, с. 172
- ^ Кристиан Вильдберг: Три неоплатонических введения в философию. Аммоний, Давид и Илия. В: Герматена. Том 149, 1990, стр. 33–51, с. 42–45.
- ^ Элиас Темпелис: Школа Аммония, сына Гермия, о познании божественного. Афины, 1998, стр. 114–116.
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии. «Элиас» . Проверено 30 мая 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Элиас и Давид: Введение в философию с Олимпиодором: Введение в логику . [Перевод Себастьяна Герца]. Блумсбери: Лондон. 2017.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вильдберг, Кристиан. «Илья» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .