Jump to content

Элиас (греческий ученый)

Элиас ( / ɪ ˈ l ə s / ; древнегреческий : Ἠλίας ; эт. 6 век) был греческим учёным и комментатором Аристотеля и Порфирия .

Никакой информации о жизни Элиаса не сохранилось; все предположения, представленные в исследовании, являются выводами из косвенных доказательств в его работах. То, что он, по крайней мере номинально, был христианином, следует из его христианского имени, но окончательно не доказано. [ 1 ] Его мышление находится под влиянием неоплатонизма, доминирующего философского направления поздней античности.

Многочисленные отрывки в сочинениях, некоторые из которых достоверны, некоторые предположительно принадлежат Илии, соответствуют отрывкам из сочинений Олимпиодора Младшего . Олимпиодор был выдающимся языческим философом, преподававшим в неоплатонической школе Александрии в конце VI века. Поэтому разумно предположить, что Илия также жил и преподавал в Александрии и был учеником Олимпиодора. [ 2 ] Однако предположение о том, что Олимпиодор был главой (ученым) школы и что Илия сменил его на этом посту, является умозрительным. Вероятное участие Илии в уроках Олимпиодора дает приблизительную хронологическую классификацию его философской деятельности, поскольку последнее свидетельство о том, что Олимпиодор был жив, датируется 565 годом.

Илия носил титул апо епархон (апоепарх, бывший епарх). Поскольку термин « епарх» часто использовался для обозначения высших административных чиновников, предполагалось, что философ был идентичен епарху (префекту претория) Иллирии с таким же именем, который занимал этот пост в 541 году. [ 3 ] Однако в Восточной Римской империи титул апоепарха также давался ученым на почетной основе; следовательно, вывод о том, что Илия исполнял свою должность, не является убедительным. [ 4 ]

Работает

[ редактировать ]

Произведения Элиаса, вероятно, не предназначались им для публикации. Как и многие позднеантичные сочинения такого типа, это, по крайней мере частично, несанкционированные записи его уроков, сделанные учениками. При таком предположении подлинными считаются следующие приписываемые ему произведения:

  • Пролегомены к философии, анонимно переданное введение в философию Платона и Аристотеля, состоящее из двенадцати уроков (práxeis). Он занимается теорией определений, а также определениями и подразделениями философии. Пролегомены имеют характер Протрептика, сочинения, вдохновленного вдохновляющей философией Аристотеля «Протрептик» . Элиас подчеркивает платоническую идею об обожествлении человека философией и восторженно восхваляет философскую деятельность, которую он поддерживает цитатами Платона, Гомера и других общепринятых авторитетов.
  • Введение и комментарий к « Исагоге» неоплатоника Порфирия. Работа передана анонимно, но цитируется в византийских схолиях под именем автора Элиас. [ 2 ]
  • Схолия Аристотеля о «Об интерпретации» . Элиас написан от руки как автор. Схолии, вероятно, являются частью утраченного комментария Элиаса к сочинению Аристотеля. [ 5 ]
  • Комментарий к «Предварительной аналитике» Аристотеля , от которого сохранилось только начало. В названии оно указано как записка ученика класса Элиаса. [ 6 ]
  • Неизвестный комментарий к « Задней аналитике» , упомянутый Элиасом в конце его введения к «Исагоге», который либо утерян, либо еще не идентифицирован.

Следующие работы могут быть подлинными, а могут и не быть подлинными:

  • Комментарий к категориям Аристотеля (объяснение десяти категорий философии) с введением в аристотелевскую философию. В Александрии было принято добавлять такое введение к комментарию к « Категориям» . Этот труд сохранился не только на греческом языке, но и в не полностью сохранившемся армянском варианте, начало и конец которого отсутствуют в единственной рукописи. Хотя в армянской рукописи не удалось найти имя автора, в греческой традиции это произведение упоминается как постскриптум к урокам философа Давида , другого неоплатоника. Исследователи расходятся во мнениях относительно того, кто это написал. [ 7 ] Редактор Адольф Буссе , за которым следуют ряд историков философии, выступает за приписывание Элиасу; другие исследователи, в том числе Ильсетраут Адо , считают автором Давида. [ 8 ] Еще одним ключом к датировке является тот факт, что в работе цитируется комментарий Иоанна Филопона «Категории» , написанный в первой половине VI века.
  • Пролегомены к философии Платона, сочинение, переданное анонимно. Неизвестный автор принадлежит к школе Олимпиодора Младшего; это может быть один из его учеников — возможно, Элиас, или ученик Илиаса. [ 9 ]
  • Комментарий к «Исагоге», приписываемый в рукописной традиции частично Давиду, частично Илии, но на самом деле не мог исходить ни от одного из этих двух философов. [ 2 ] [ 10 ] Было высказано предположение, что комментарий мог быть написан Стефаном Александрийским . [ 10 ] Обозначение автора как Псевдо-Илия стало обычным. [ 11 ]
  • «О направлениях» (греч. Peri hairéseōn), комментарий к «De sectis» Галена, на который Элиас может ссылаться в какой-то момент в своих «Пролегоменах к философии». [ 12 ] Ссылка неясна, да и о такой работе Элиаса ничего не известно. В любом случае речь идет не о написании философских школ. [ 13 ]

Философия

[ редактировать ]

Религиозное мировоззрение Элиаса неясно. На пути его определения стоят две трудности. Во-первых, неясно, можно ли использовать соответствующие доказательства в комментарии к приписываемым ему категориям Аристотеля, поскольку подлинность комментария оспаривается. Во-вторых, вполне вероятно, что некоторые явно христианские комментарии в «Пролегоменах к философии» представляют собой вставки (интерполяции), исходящие не от автора. Поскольку сохранившийся текст, похоже, содержит такие дополнения, сделанные христианином, подлинность всех христианских упоминаний в произведениях Элиаса сомнительна. Однако возможно также, что христианские комментарии, часть которых сформулирована полемически антиязычески и противоречат остальному содержанию, были вкраплены самим автором, поскольку таким образом он хотел оградить себя от подозрений в неверности.

Во всяком случае, несомненно, что автор комментария к категориям, который может быть тождествен Илии, разделяет убеждение языческих неоплатоников о вечности мира и безоговорочно отвергает церковное учение о сотворении мира в время и будущий конец света. Поэтому можно предположить, что он был либо язычником, либо христианизированным лишь очень поверхностно. Пролегомены к философии также характеризуются языческим мышлением. Поэтому Кристиан Вильдберг сомневается даже в существовании философа по имени Элиас; он предполагает, что произведения, приписываемые Илии, принадлежат неизвестному язычнику-неоплатонику. [ 14 ]

В « Комментарии к Исагоге» Элиас утверждает, что идея о телесности Бога не абсурдна. Это утверждение, звучащее необычно и оскорбительно как для платоника, так и для христианина, не следует понимать как означающее, что Илия верил в физического Бога. Скорее, он лишь теоретически исследовал возможность существования материального Бога. [ 15 ]

Историки из Стэнфордской энциклопедии философии отмечают, что [ 16 ]

Более того, Элиас неоднократно подчеркивает платонически-неоплатоническое убеждение, что целью философии является преобразование или уподобление человека божеству, подлинно платонический идеал, явно изложенный в « Теэтете» (176А-Б).
  1. ^ Ричард Сорабджи, (1990), Аристотель трансформировался: древние комментаторы и их влияние , стр. 36.
  2. ^ Jump up to: а б с Джонатан Барнс, 2006, Введение в порфир , стр. xxi. Издательство Оксфордского университета
  3. ^ Элиас о предыдущей аналитике. В: Мнемозина. Том. 14, 1961, стр. 126–139, с. 127
  4. ^ Вестеринк: Пролегомены к философии Платона. Париж 1990, с. XXXI
  5. ^ DN Седли, 2003, Кембриджский спутник греческой и римской философии , стр. 249.
  6. ^ Арнольд Хью Мартин Джонс, Джон Роберт Мартиндейл, Дж. Моррис, 1992, Просопография поздней Римской империи , тома 2-3, Элиас 6 , стр. 438. Издательство Кембриджского университета
  7. ^ Кембриджская древняя история: Поздняя античность: империя и преемники, 425-600 гг. н. э., стр. 844.
  8. ^ Ришар Гуле: Элиас. В: Ришар Гуле (Hrsg.): Словарь древних философов. том 3, Париж, 2000, стр. 57–66, стр. 58, 60–65. См. также Валентина Кальцолари: Давид и армянская традиция. В: Валентина Кальцолари, Джонатан Барнс (ред.): Работа Давида Непобедимого и передача греческой мысли в армянской и сирийской традиции. Лейден 2009, стр. 15–36, с. 29–32; Манеа Эрна Ширинян: Армянская версия комментария Давида Непобедимого к категориям Аристотеля. В: Валентина Кальцолари, Джонатан Барнс (ред.): Работа Давида Непобедимого и передача греческой мысли в армянской и сирийской традиции. Лейден 2009, стр. 89–102
  9. ^ Геррит Вестеринк: Пролегомены к философии Платона. Париж, 1990, стр. LXXVI – LXXXIX
  10. ^ Jump up to: а б Памела М. Хуби, Р.В. Шарплс, Дмитрий Гутас , 1995, Теофраст Эресский, Источники его жизни, сочинения, мысли и влияние , стр. 17. BRILL.
  11. ^ Мирослав Маркович: Псевдо-Илиас о Гераклите. В: Американский филологический журнал. Том 96, 1975 г., стр. 31–34, Генри Дж. Блюменталь: Псевдо-Элиас и снова комментарии к Исагоге. В: Рейнский музей филологии. том 124, 1981, стр. 188–192, Ванда Вольска-Конус: Стефанос Афинский и Стефанос Александрийский. Идентификация и биографический очерк. В: Обзор византийских исследований. том 47, 1989, стр. 5–89, с. 69–80
  12. ^ Элиас, Prolegomen philosophiae Глава 3, разделы 7–9
  13. ^ Геррит Вестеринк: Философия и медицина в поздней античности. В: Янус. том 51, 1964, стр. 169–177, с. 172
  14. ^ Кристиан Вильдберг: Три неоплатонических введения в философию. Аммоний, Давид и Илия. В: Герматена. Том 149, 1990, стр. 33–51, с. 42–45.
  15. ^ Элиас Темпелис: Школа Аммония, сына Гермия, о познании божественного. Афины, 1998, стр. 114–116.
  16. ^ Стэнфордская энциклопедия философии. «Элиас» . Проверено 30 мая 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Элиас и Давид: Введение в философию с Олимпиодором: Введение в логику . [Перевод Себастьяна Герца]. Блумсбери: Лондон. 2017.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3c1aa1323b70cb2701820a6a6e6ad12__1721418300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/12/a3c1aa1323b70cb2701820a6a6e6ad12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elias (Greek scholar) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)