Тяга газотурбинного двигателя
В известном исследовании реактивных самолетов реактивная тяга рассматривается как «черный ящик», в котором рассматривается только то, что входит в реактивный двигатель — воздух и топливо, а что выходит — выхлопные газы и неуравновешенная сила. Эта сила, называемая тягой, представляет собой сумму разницы импульсов между входом и выходом и любой несбалансированной силы давления между входом и выходом, как объяснено в разделе «Расчет тяги».
Например, один из первых турбореактивных двигателей Bristol Olympus Mk. 101, имел импульсную тягу 9300 фунтов и тягу давления 1800 фунтов, что в сумме составляло 11100 фунтов. [ 1 ] Заглянув внутрь «черного ящика», можно увидеть, что тяга возникает в результате всех несбалансированных сил импульса и давления, создаваемых внутри самого двигателя. [ 2 ] Эти силы, некоторые вперед, некоторые назад, действуют на все внутренние части, как неподвижные, так и вращающиеся, такие как воздуховоды, компрессоры и т. д., которые находятся в первичном потоке газа, протекающем через двигатель спереди назад. Алгебраическая сумма всех этих сил передается на планер для приведения в движение. [ 3 ] В книге «Полет» приводятся примеры этих внутренних сил для двух первых реактивных двигателей Rolls-Royce Avon Ra.14. [ 4 ] и де Хэвилленд Гоблин . [ 5 ]
Передача тяги самолету
[ редактировать ]Тяга двигателя действует вдоль осевой линии двигателя. Самолет «держит» двигатель на внешнем кожухе двигателя на некотором расстоянии от его осевой линии (у опор двигателя). Такое расположение приводит к изгибу корпуса двигателя (так называемому изгибу позвоночника) и деформации круглых корпусов ротора (овализации). Деформацию конструкции двигателя необходимо контролировать с помощью подходящих мест крепления, чтобы поддерживать приемлемые зазоры ротора и уплотнений и предотвращать трение. Широко разрекламированный пример чрезмерной деформации конструкции произошел с оригинальной установкой двигателя Pratt & Whitney JT9D на самолете Boeing 747 . [ 6 ] Компоновку крепления двигателя пришлось пересмотреть с добавлением дополнительной упорной рамы, чтобы уменьшить прогибы корпуса до приемлемой величины. [ 7 ] [ 8 ]
Тяга ротора
[ редактировать ]Тяга ротора на подпятнике не связана с тягой двигателя. Он может даже изменить направление на некоторых оборотах в минуту. Нагрузка на подшипник определяется исходя из срока службы подшипника. Хотя аэродинамические нагрузки на лопатки компрессора и турбины способствуют увеличению тяги ротора, они невелики по сравнению с нагрузками в полости внутри ротора, возникающими в результате давления в системе вторичного воздуха, диаметров уплотнений на дисках и т. д. Удерживать нагрузку в пределах уплотнения, указанного в технических характеристиках подшипника. диаметры подобраны соответственно как и много лет назад на задней стороне крыльчатки [ 9 ] в двигателе de Havilland Ghost . Иногда внутри ротора необходимо добавить дополнительный диск, известный как балансировочный поршень. Ранний пример турбореактивного двигателя с уравновешивающим поршнем. [ 10 ] был Роллс-Ройс Эйвон .
Расчет тяги
[ редактировать ]Чистая тяга ( F N ) двигателя определяется по формуле: [ 11 ] : стр. 16
где: | |
Я вкл . | = массовый расход воздуха через двигатель |
ṁ топливо | = массовая скорость потока топлива, поступающего в двигатель |
в е | = эффективная скорость истечения струи (скорость выхлопного шлейфа относительно самолета) |
v | = скорость воздухозаборника = истинная воздушная скорость самолета |
( ṁ воздух + ṁ топливо ) v e | = полная тяга сопла ( F G ) |
ṁ на v | = сопротивление всасываемого воздуха |
Большинство типов реактивных двигателей имеют воздухозаборник, который обеспечивает выход большей части жидкости через выхлоп. Однако обычные ракетные двигатели не имеют воздухозаборника, поэтому ṁ воздуха равна нулю. Следовательно, ракетные двигатели не имеют тягового сопротивления, а полная тяга сопла ракетного двигателя представляет собой чистую тягу двигателя. Следовательно, тяговые характеристики ракетного двигателя отличаются от характеристик воздушно-реактивного двигателя, а тяга не зависит от скорости.
Если скорость струи реактивного двигателя равна скорости звука, говорят, что сопло реактивного двигателя засорено. Если сопло заблокировано, давление в плоскости выхода сопла превышает атмосферное давление, и в приведенное выше уравнение необходимо добавить дополнительные члены, чтобы учесть тягу давления. [ 11 ] [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ] Однако v e — эффективная скорость истечения. Если турбореактивный двигатель имеет чисто сужающееся выхлопное сопло и фактическая скорость выхлопа достигает скорости звука в воздухе при температуре и давлении выхлопа, дальнейшее ускорение выхлопного газа с помощью сопла невозможно. В этом случае выхлопные газы сохраняют давление, которое выше давления окружающего воздуха. Это источник «давления».
Скорость потока топлива, поступающего в двигатель, часто очень мала по сравнению со скоростью потока воздуха. [ 11 ] Если вклад топлива в полную тягу сопла можно пренебречь, чистая тяга составит:
Скорость реактивной струи ( v e ) должна превышать истинную воздушную скорость самолета ( v ), чтобы самолет имел чистую прямую тягу. Скорость ( v e ) можно рассчитать термодинамически на основе адиабатического расширения . [ 12 ]
Увеличение тяги
[ редактировать ]Увеличение тяги принимало множество форм, чаще всего для дополнения недостаточной взлетной тяги. Некоторым ранним реактивным самолетам требовалась ракетная помощь для взлета с высокогорных аэродромов или при высокой дневной температуре. Более поздний самолет, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 , был оснащен четырьмя ускорителями СПРД-63 для взлета. [ 13 ] Вероятно, самым крайним требованием, требующим помощи ракеты, и которое просуществовало недолго, был запуск с нулевой длины . Почти столь же экстремальным, но очень распространенным является катапультная помощь с авианосцев. Во время полета также использовалась ракетная помощь. Разгонный двигатель SEPR 841 использовался на Dassault Mirage для перехвата на большой высоте. [ 14 ]
Ранние устройства с кормовым вентилятором, добавлявшие обходной поток воздуха к турбореактивному двигателю, были известны как усилители тяги. [ 15 ] Кормовой вентилятор, установленный на турбореактивном двигателе General Electric CJ805-3 , увеличил взлетную тягу с 11 650 фунтов до 16 100 фунтов.
Вода или другая охлаждающая жидкость, [ 16 ] впрыск в компрессор или камеру сгорания и впрыск топлива в реактивную трубу ( дожигание /повторный нагрев) стали стандартными способами увеличения тяги, известными как «мокрая» тяга, в отличие от «сухой» тяги без увеличения.
Впрыск охлаждающей жидкости (предкомпрессорное охлаждение) использовался вместе с дожиганием для увеличения тяги на сверхзвуковых скоростях. [ 17 ] «Skyburner» McDonnell Douglas F-4 Phantom II установил мировой рекорд скорости, используя впрыск воды перед двигателем. [ 18 ]
При высоких числах Маха форсажные камеры обеспечивают постепенно большую часть тяги двигателя, поскольку тяга турбомашины падает до нуля, при этом степень сжатия двигателя (epr) падает до 1,0, и вся тяга двигателя поступает от форсажной камеры. Форсажная камера также должна компенсировать потерю давления в турбомашине, которая представляет собой сопротивление на более высоких скоростях, где EPR будет меньше 1,0. [ 19 ] [ 20 ]
Увеличение тяги существующих форсажных двигательных установок для специальных кратковременных задач являлось предметом исследований при выводе небольших полезных грузов на низкие околоземные орбиты с использованием таких самолетов, как McDonnell Douglas F-4 Phantom II , McDonnell Douglas F-15 Eagle , Dassault Rafale и Mikoyan. МиГ-31 , [ 21 ] а также для переноски экспериментальных пакетов на большие высоты с помощью Lockheed SR-71 . [ 22 ] В первом случае требуется увеличение существующих максимальных скоростей орбитальных запусков. Во втором случае требуется увеличение тяги в пределах имеющихся скоростных возможностей. В первом случае используется охлаждение входа компрессора. Карта компрессора показывает, что поток воздуха уменьшается с увеличением температуры на входе в компрессор, хотя компрессор все еще работает на максимальных оборотах (но с пониженной аэродинамической скоростью). Охлаждение на входе компрессора увеличивает аэродинамическую скорость, расход и тягу. Во втором случае допускалось небольшое увеличение максимальной механической скорости и температуры турбины с впрыском закиси азота в форсажную камеру и одновременным увеличением расхода форсажного топлива.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Avro Type 698 Vulcan" Дэвид В. Филдс, Pen & Sword Aviation 2012, ISBN 978 1 84884 284 7 , стр. 301, Схема потока газа
- ^ Авиационная газовая турбина и ее работа, декабрь 1982 г., P&W Oper. Инстр. 200, United Technologies Pratt & Whitney
- ^ Реактивное движение для аэрокосмических применений», второе издание 1964 г., Pitman Publishing Corp., каталожный номер Библиотеки Конгресса, номер 64-18757, стр.262
- ^ "Полет - полет pdf - архив pdf - 1957 - 1484 - Архив полетов" .
- ^ "гоблин - лб - полет - 1946 - 0353 - Архив полетов" .
- ^ «1969 — 3201 — Архив полетов» .
- ^ «Силовой каркас реактивного двигателя» .
- ^ «747 Создание первого в мире гигантского реактивного самолета и другие приключения из жизни авиации» Джо Саттер, Smithsonian Books, ISBN 978-0-06-088241-9 , стр.185-188.
- ^ "де Хэвилленд - 1947 - 0202 - Архив полетов" .
- ^ "Роллс-Ройс Эйвон - 1955 - 1778 - Архив полетов" .
- ^ Перейти обратно: а б с Николас Кампсти (2003). Реактивное движение (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54144-2 .
- ^ 16.Единое: Термодинамика и движение, проф. З.С. Спаковский . Прокрутите вниз до раздела «Характеристики турбореактивных двигателей», раздел 11.6.4 (получено с сайта Массачусетского технологического института).
- ^ "Туполев Ту-22 Блиндер" Сергей Бурдин и Алан Э. Доус 2006, Pen & Sword Aviation, ISBN 1 84415 241 3 , стр.130
- ^ "atar - snecma - степень давления - 1960 - 0376 - Архив полетов" .
- ^ Аэротермодинамика газовых турбин: с особым упором на двигательную установку самолетов сэр Фрэнк Уиттл, Pergamon Press Ltd. 1981, ISBN 9780080267197 . стр.220
- ^ "газовые турбины - наддув полета - наддувочный газ - 1952 - 0092 - Архив полетов" .
- ^ https://tacairnet.com/2015/06/18/redeveloping-the-f-4-phantom-ii-into-a-mach-3-fighterspy-plane/
- ^ «Пакетная пятница: YF4H-1 Phantom II - операции Skyburner и Sageburner» .
- ^ «Реактивное движение для аэрокосмических применений», второе издание 1964 г., Гессен и Мамфорд, Pitman Publishing Corporation, Номер карточки в каталоге Библиотеки Конгресса 64-18757, стр.375
- ^ "Эффективные характеристики и разработка силовой установки самолета серии F-12", Дэвид Х. Кэмпбелл, J. Aircraft Vol.II, № 11, ноябрь 1974 г., стр.672
- ^ «Доступ к вспомогательному помещению для охлаждения предварительного компрессора с впрыском воды» Мехта, Хьюн, Хагсет, The Aeronautical Journal, февраль 2015 г., том 19, номер 1212, стр.147
- ^ «Данные» (PDF) . ntrs.nasa.gov . Июнь 1997 года.