Фискальная прозрачность
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Фискальная прозрачность означает публикацию информации о том, как правительства собирают, тратят и управляют государственными ресурсами. В частности, это означает публикацию высококачественной информации о том, как правительства повышают налоги, занимают, тратят, инвестируют и управляют государственными активами и обязательствами.
Налогово-бюджетная прозрачность включает публичную отчетность о прошлом, настоящем и будущем состоянии государственных финансов. Налогово-бюджетная политика оказывает решающее воздействие на экономические, социальные и экологические результаты во всех странах на всех уровнях развития.
Бюджетная прозрачность иногда используется как синоним прозрачности бюджета. Однако фискальная прозрачность в принципе шире, чем бюджетная прозрачность. Он включает в себя все государственные активы, обязательства и условные обязательства, а также доходы и расходы, утвержденные в годовом бюджете, т.е. он включает все запасы, а также потоки, тогда как запасы часто не фигурируют в бюджетных документах (кроме долга).
Налогово-бюджетная прозрачность включает в себя налогово-бюджетную деятельность, осуществляемую за пределами бюджетного сектора, но внутри государственного сектора, например, автономными правительственными учреждениями или внебюджетными фондами, которые не могут быть отражены в отчетности как часть бюджетного сектора.
Фискальная прозрачность также включает «квазифискальную деятельность», осуществляемую за пределами государственного сектора государственными корпорациями, центральным банком или (иногда) частными корпорациями, т.е. деятельность, которая носит фискальный характер, но финансируется не правительством, а самими корпорациями. например, субсидированное кредитование или субсидированное предоставление услуг государственными корпорациями или строительство государственной инфраструктуры компаниями, разрабатывающими природные ресурсы (Ссылка: Справочный документ, подготовленный для Рабочей группы по открытости финансового сектора Партнерства «Открытое правительство» и ПОДАРКА ).
Прозрачность бюджета
[ редактировать ]С другой стороны, «прозрачность бюджета» может относиться к более узкому бюджетному сектору (например, «бюджет центрального правительства»), ни один из них не может включать бюджеты автономных агентств или внебюджетных фондов. » Международного бюджетного партнерства Этот термин может также относиться к более широкой концепции, например, « Обзору открытости бюджета , который включает в себя некоторые вопросы об активах и пассивах, но фокусируется на 8 ключевых отчетах, сосредоточенных вокруг бюджета. Термин «прозрачность бюджета» обычно не используется для обозначения такой широкой концепции, как финансовая прозрачность.
Бюджетная открытость означает финансовую прозрачность вместе с прямым участием общественности в формулировании и реализации налогово-бюджетной политики. После мирового финансового кризиса международные инициативы по обеспечению прозрачности в налогово-бюджетной сфере все чаще включают участие общественности в качестве ключевого элемента для содействия более эффективному формированию и реализации политики, а также для усиления подотчетности в области финансового управления (см. ниже).
Финансовый кризис в Восточной Азии 1997 года впервые побудил международное сообщество разработать всеобъемлющую кодификацию того, что подразумевается под финансовой прозрачностью. , принятый в 1998 году (и пересмотренный МВФ Кодекс передовой практики финансовой прозрачности в 2001 и 2007 годах), включал четыре основных принципа: ясность ролей и обязанностей; открытые бюджетные процессы; публичная доступность информации; и гарантии честности. К Кодексу прилагалось Руководство по финансовой прозрачности , которое вместе с Кодексом послужило основой для инициативы МВФ по оценке практики стран в отношении Кодекса — так называемых Отчетов о соблюдении стандартов и кодексов (ROSC) . К концу 2006 года около половины стран-членов Фонда провели финансовый ROSC, почти все из которых были опубликованы на веб-сайте Фонда.
В начале 2000-х годов был запущен ряд дальнейших инициатив по обеспечению финансовой прозрачности. Международная федерация бухгалтеров (IFAC) инициировала программу Международных стандартов учета в государственном секторе (IPSAS) (ссылка: http://www.ipsasb.org ) и с тех пор ввела две основы учета в государственном секторе: кассовый метод и метод начисления. В 2001 году Статистический департамент МВФ выпустил полностью пересмотренное Руководство по статистике государственных финансов (GFSM2001), которое установило метод начисления для регистрации транзакций, включая государственный баланс, в качестве стандарта для всех стран для составления аналитической финансовой статистики. В 2002 году ОЭСР опубликовала «Лучшие практики по прозрачности бюджета», а в следующем году была запущена Инициатива прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). В 2005 году МВФ выпустил «Руководство по прозрачности доходов от природных ресурсов», в котором содержались общепризнанные передовые методы обеспечения прозрачности управления доходами от природных ресурсов в странах, которые получают значительную долю доходов от природных ресурсов. Начавшись гораздо раньше, Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) разработала комплексный набор международных стандартов, которые играют важную роль в обеспечении финансовой прозрачности и подотчетности.
В этом десятилетии также была запущена крупная инициатива гражданского общества по содействию большей прозрачности государственных бюджетов: Обзор открытости бюджета (OBS) и связанный с ним Индекс открытости бюджета (OBI), разработанный Международным бюджетным партнерством. Целью Инициативы открытого бюджета было улучшение управления и борьба с бедностью: «открытые правительства меняют жизнь». Опрос развивался, чтобы охватить три основных компонента бюджетной подотчетности: (i) Прозрачность бюджета, оцениваемая по ответам на 109 вопросов опроса, охватывающих восемь ключевых документов в течение годового бюджетного цикла. Это дает оценку от 0 до 100 по ИОБ; (ii) Участие общественности, оцениваемое с использованием 16 вопросов, представленных в опросе 2012 года, которые оценивают возможности прямого участия общественности в подготовке и исполнении бюджета; (iii) сила надзора с использованием 15 вопросов о силе законодательного органа и высшего органа аудита. Первое OBS было опубликовано в 2006 году, а пятое исследование, охватывающее 102 страны, было опубликовано в сентябре 2015 года. Исследование проводится независимыми экспертами по бюджету, базирующимися в каждой из обследованных стран, под надзором Международного бюджетного партнерства. Каждое исследование рецензируется местными экспертами и экспертами МБП, а проект предоставляется каждому правительству для комментариев.
Кодекс налогово-бюджетной прозрачности
[ редактировать ]В важном документе «Бюджетная прозрачность, подотчетность и риски» МВФ в 2012 году проанализировал состояние налогово-бюджетной прозрачности после мирового финансового кризиса и предложил ряд улучшений существующих международных стандартов финансовой прозрачности и механизмов мониторинга. МВФ Документ 2012 года заложил основу для нового Кодекса финансовой прозрачности и оценки финансовой прозрачности, которые заменили Кодекс 2007 года и соответствующий финансовый модуль ROSC.
Новый Кодекс охватывает четыре ключевых элемента финансовой прозрачности:
- Компонент I: Финансовая отчетность.
- Компонент II: бюджетное прогнозирование и составление бюджета.
- Компонент III: Анализ и управление фискальными рисками.
- Компонент IV: Управление доходами от ресурсов.
Для каждого из принципов, определенных в Кодексе, новый Кодекс проводит различие между базовыми, передовыми и передовыми практиками, чтобы различать разные уровни эффективности и потенциала и предоставить странам четкие ориентиры на пути к полному соблюдению.
Были опубликованы Компоненты I, II и III, а проект Компонента IV был представлен для общественных консультаций в 2015 году и апробации на местах. Он адаптирует принципы первых трех столпов к конкретным обстоятельствам стран, богатых ресурсами.
На сегодняшний день МВФ провел тринадцать оценок финансовой прозрачности, а девять отчетов об оценках были доработаны и опубликованы на веб-сайте МВФ: для Боливии, Коста-Рики, Финляндии, Ирландии, Мозамбика, Филиппин, Португалии, Румынии и России. .
Дальнейшие оценки финансовой прозрачности
[ редактировать ]Дополнительные оценки финансовой прозрачности или элементов бюджетной прозрачности можно получить по адресу:
- Программа государственных расходов и финансовой отчетности (PEFA) — инициатива с участием нескольких доноров, направленная на улучшение качества управления государственными финансами (PFM) в странах, получающих помощь в целях развития. PEFA был запущен в 2001 году и включает в себя набор порядковых показателей, которые измеряют эффективность систем УГФ. Ряд показателей измеряют элементы прозрачности бюджета, например, показатели полноты бюджетных документов, масштабов неотчетных операций, публичного доступа к ключевой финансовой информации, финансовой отчетности, охвата аудиторских отчетов и законодательного надзора. По состоянию на середину 2015 года оценки PEFA были завершены в 149 странах (46 правительствах и 136 субнациональных правительствах).
- Ежегодные отчеты Госдепартамента США о финансовой прозрачности, в которых оценивается финансовая прозрачность в странах, которые, как ожидается, будут получать средства иностранной помощи США. В отчетах, готовящихся с 2008 года и публикуемых с 2012 года, оценивается публичная доступность, существенная полнота и достоверность бюджетных документов, а также прозрачность процессов заключения государственных контрактов и лицензий на добычу природных ресурсов. Отчет за 2015 год охватил 140 стран и обнаружил, что 60 стран не соответствуют установленному Департаментом минимальному уровню финансовой прозрачности. Отчеты можно найти по адресу [1]
Глобальная инициатива по финансовой прозрачности
[ редактировать ]Помимо пересмотра Кодекса финансовой прозрачности МВФ, глобальный финансовый кризис также вызвал более широкое размышление об эффективности существующих международных механизмов по содействию финансовой прозрачности и подотчетности.
![]() | |
Аббревиатура | ПОДАРОК |
---|---|
Тип | Международная сеть действий с участием многих заинтересованных сторон |
Цель | Продвигать и институционализировать глобальные нормы и значительные, постоянные улучшения в области финансовой прозрачности, взаимодействия и подотчетности в странах по всему миру. |
Штаб-квартира | Вашингтон, округ Колумбия , США |
Область | По всему миру |
сетевой директор | Хуан Пабло Герреро |
Веб-сайт | фискальная прозрачность |
Одним из результатов этого стало создание в 2011 году Глобальной инициативы по финансовой прозрачности (GIFT). GIFT — это сеть действий с участием многих заинтересованных сторон, целью которой является «развитие и институционализация глобальных норм , а также значительные, постоянные улучшения в области финансовой прозрачности, взаимодействия и подотчетности». в странах мира». GIFT Ведущими руководителями являются Всемирный банк, МВФ, Международное бюджетное партнерство, Международная федерация бухгалтеров, Федеральный секретарь по бюджету и планированию правительства Бразилии и Департамент бюджета и управления Филиппин. Ряд других официальных организаций и организаций гражданского общества являются распорядителями GIFT.
Хотя финансовая открытость улучшается во многих странах, эти темпы неравномерны и медленны, и постоянно регистрируется обратная реакция: может потребоваться поколение, чтобы добиться значительных и устойчивых улучшений в важных регионах мира. В то же время проблема сложна и обширна, и для ее скоординированного решения требуется множество заинтересованных сторон. GIFT объединяет важных международных участников с другими сетями вместе с правительствами-лидерами и организациями гражданского общества: способствуя диалогу и сотрудничеству на платформе, в которой участвуют соответствующие заинтересованные стороны и сети, GIFT укрепляет нормы и создает стимулы для стран к участию в диалоге с организациями гражданского общества. , чтобы улучшить прозрачность и участие в вопросах источников и использования государственных ресурсов.
Программа действий GIFT организована и реализована вокруг четырех основных направлений работы:
1. Продвижение глобальных норм финансовой прозрачности GIFT помогает укрепить нормативную архитектуру норм финансовой прозрачности и добивается принятия нового набора принципов участия общественности в составлении бюджета.
2. Расширение и улучшение взаимного обучения и технической помощи GIFT продолжает развивать Рабочую группу по открытости финансового сектора «Партнерство открытого правительства» и GIFT с целью работы с правительствами и организациями гражданского общества над повышением финансовой прозрачности в различных странах и объединением их для поддержки друг друга; Предоставляя форум для обмена опытом, GIFT намерен создать стимулы посредством давления со стороны коллег, а также практических подходов и инноваций.
3. Согласование стимулирующей работы с расширением знаний (программа исследований, основанных на фактических данных) GIFT фокусируется на продвижении исследований по доказательствам стимулов, влиянию на развитие, а также практическим подходам и инновациям в области финансовой прозрачности: были проведены тематические исследования в странах по участию общественности, открытым финансовым данным, стимулам финансовой прозрачности и другим исследованиям.
4. Использование новых технологий/открытых данных для привлечения широкой общественности GIFT разработал платформу сообщества практиков в качестве коммуникационного механизма для обучения, онлайн-семинаров, виртуальных встреч, онлайн-обсуждений, передового опыта, онлайн-курсов обучения, дискуссий, блогов и т. д. В то же время GIFT разрабатывает спецификацию данных открытого бюджета. призван облегчить и упростить публикацию бюджетных данных, расширить использование инструментов визуализации, поставляемых с бюджетными данными, и облегчить повторное использование бюджетных данных для правительств и общественности.
Одним из первых действий GIFT стала разработка нового набора Принципов высокого уровня финансовой прозрачности, участия и подотчетности , которые призваны стоять над существующим набором международных стандартов и норм, способствовать повышению согласованности этих стандартов и способствовать развитию новых норм там, где имеются пробелы. Принципы высокого уровня GIFT были одобрены Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ГА ООН) в декабре 2012 года ( резолюция ГА ООН 67/218 ).
Два Принципа высокого уровня утверждают прозрачность и участие как права граждан. Первый принцип высокого уровня утверждает, что общественность имеет право на финансовую информацию. Это отражает признанное право на доступ к информации , которое признано на международном уровне в качестве основного гражданского права. Он устанавливает, что общественность имеет право на информацию о налогово-бюджетной политике, а финансовая прозрачность гарантирует, что общественность может отслеживать, как используются эти деньги.
С другой стороны, Принцип высокого уровня 10 утверждает право общественности на непосредственное участие общественности в формулировании и реализации налогово-бюджетной политики. Впоследствии это нашло отражение во включении требований об участии общественности в Кодекс финансовой прозрачности МВФ 2014 года и в Принципы бюджетного управления Организации экономического сотрудничества и развития 2014 года.
Из исполнительного отчета OBS-2015 : Результаты Обзора открытости бюджета 2015 года выявили большие пробелы в объеме бюджетной информации, которую правительства предоставляют общественности. Средний показатель ИОБ 102 стран, опрошенных в 2015 году, составляет 45 из 100. Подавляющее большинство оцениваемых стран, в которых проживает 68 процентов населения мира, предоставляют недостаточную бюджетную информацию. Эти 78 стран имеют показатель ИОБ 60 или меньше.
Вызывают тревогу 17 стран, которые предоставляют скудную бюджетную информацию или вообще не предоставляют ее вообще, набрав 20 баллов или меньше.
Исследование показало, что около трети бюджетных документов, которые должны быть доступны общественности, таковыми не являются. Они либо не выпускались вообще, либо создавались только для внутреннего использования, либо публиковались слишком поздно, чтобы быть полезными. Особое беспокойство вызывает то, что правительства 16 стран не смогли даже опубликовать основополагающий документ, описывающий предлагаемую бюджетную политику правительства, – Бюджетное предложение исполнительной власти.
Многие бюджетные документы, отсутствующие в открытом доступе, подготовлены, но остаются закрытыми для общественности. Прозрачность бюджета могла бы значительно повыситься, если бы правительства предприняли простой шаг и опубликовали эти уже подготовленные документы. Неспособность опубликовать информацию, которая уже создается, очевидно, является вопросом политической воли, на которую могут повлиять доноры и гражданское общество. Кроме того, предстоящие соглашения о глобальном развитии и изменении климата должны потребовать публичной отчетности об инвестициях в выполнение этих обязательств, что является ключевым шагом на пути к открытию бюджетов.
Исследование также показало, что даже когда бюджетные документы публикуются, им зачастую не хватает достаточной детализации. Например, публикуемые бюджетные предложения исполнительной власти содержат в среднем менее трех пятых желаемой информации.
Таким образом, чтобы еще больше повысить прозрачность бюджета, правительствам необходимо предоставлять более полную бюджетную информацию. Это может быть вопросом возможностей правительства, поэтому доноры и гражданское общество могут поддержать прогресс, предоставляя техническую помощь.
Хотя финансовая прозрачность улучшается во многих странах, темпы этого процесса неравномерны и медленны: может потребоваться поколение, чтобы добиться значительного и устойчивого улучшения в важных регионах мира. В то же время проблема сложна и обширна, и для ее скоординированного решения требуется множество заинтересованных сторон. Раскрыть, что правительственные организации делают с финансовыми ресурсами, не всегда легко; на самом деле, существует большое сопротивление финансовой прозрачности.
Есть свидетельства того, что налогово-бюджетная прозрачность повышает эффективность, справедливость, результативность, стабильность и устойчивость налогово-бюджетной политики. Это, в свою очередь, повышает вероятность того, что налогово-бюджетная политика будет иметь положительные экономические, социальные и экологические последствия 1 .
См. также
[ редактировать ]- Глобальная финансовая система : всемирная структура юридических соглашений, институтов, а также формальных и неформальных экономических субъектов , которые вместе облегчают международные потоки финансового капитала для целей инвестиций и торгового финансирования .
- Организации Объединенных Наций COFOG : Классификация функций правительства , классификация счетов расходов, определенная Статистическим отделом Организации Объединенных Наций для обеспечения возможности сравнения между странами.
Внешние ссылки
[ редактировать ]• Глобальная инициатива по финансовой прозрачности (GIFT)
- Ресурсы и публикации GIFT .
- Высокие принципы финансовой прозрачности .
- Принципы участия общественности в налогово-бюджетной политике .
- Руководство GIFT по принципам и механизмам участия общественности в налогово-бюджетной политике .
• Всемирный банк – Фискальная прозрачность
• МВФ – Фискальная прозрачность : (Кодекс фискальной прозрачности, Оценка фискальной прозрачности, Руководство по фискальной прозрачности и Руководство по природным ресурсам)
• Государственные расходы и финансовая отчетность (PEFA)
• Инициатива прозрачности добывающих отраслей (ИПДО).
• Статистика государственных финансов (СГФ)