Горшечная культура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2009 г. ) |

Липицкая культура (румынский Lipita , польский Lipica , немецкий: Lipitza ) — археологическая материальная культура, предположительно представительница дакийского племени. [ примечание 1 ] [ 1 ] [ 2 ] Это ток его имя от украинского village Verkhnya Lypytsya , Ivano-Frankivsk Raion , Ivano-Frankivsk Область .
География
[ редактировать ]Он расположен на Верхнем Днестре. [ 3 ] и Средний Днестр , Верхний Прут , в Карпатах и Подкарпатье нынешней Буковины , Покутье, Галиции , Закарпатье и Марамуреше . Оно продолжалось с середины I века до нашей эры до начала III века нашей эры.
Сайт типа горшков
[ редактировать ]
Смишко (1932), Костшевский (1949), Сулимирский (1972), Чигилик (1975), Козак (1989 и 2006), Щукин (1989 и 2006) явно приписывают ему дакийское / северофракийское происхождение. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Еще в раннеримский период это фракийское население находилось под сильным кельтским влиянием или просто впитало в себя кельтские этнические компоненты. [ 3 ] Одно из последних поселений на Днестре , связанное с липицкой культурой, находится в Ремезовцах , существовавших до начала третьего века. [ 6 ]
Для этой культуры характерны «плоские» кремационные кладбища. [ 7 ] И среди них было обнаружено несколько могил, которые заметно отличаются друг от друга, то есть богато обставленные погребальные погребения в древних курганах с оборудованием, состоящим из импортированных римских ваз и других товаров, а также с несколькими предметами, типичными для кельтской культуры. Керамика из этих погребений представляла собой типичную липицкую посуду. [ 7 ] В могилах похоронены, очевидно, представители правящего класса липицкой культуры, предположительно кельтского происхождения. [ 7 ]
Как и другие языческие даки и фракийцы , липицы кремировали своих умерших. Останки были захоронены в плоской или курганной гробнице . Хоронили только детей; поскольку они не прошли ритуал перехода на совершеннолетие , из-за своего возраста их нельзя было сжечь. Эти погребальные обычаи зародились с позднего Ла Тена и лучше всего сохранились в бассейне Верхней Тисы , регионе, где на протяжении веков сохранилась дакская культура.
Наличие в Колоколине (Украина, Ивано-Франковская область ) и Чижиково (Украина, ( Чижиково )) дакийской керамики заставило некоторых учёных включить и эти памятники этих памятников в липицкую культуру верхнего Днестра , которая была с ней связана. племенем даков [ примечание 1 ] Костобочи . [ 8 ] Бенадик и Кольник, почувствовав сходство этих погребений с могильником Земплин , включили последний в липицкую культуру. [ 8 ] Однако эти погребения датируются несколько более ранним периодом и обладают типологическими различиями, что делает маловероятным их включение в липицкую культуру. [ 8 ]
Культура и торговля
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении : параллелей и взаимодействия с другими культурами. Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2012 г. ) |

Липицкая культура рассматривается большинством учёных как представитель дакийского племени Костобочи . [ 1 ] [ 2 ]
Римское влияние также заметно в материальной культуре. германцы из пшеворской культуры , а также кельты и сарматы . Точно так же с липицким народом контактировали [ 9 ] Похоже, что ни один ранний славяне еще не контактировал с этой территорией, поскольку первые славянские артефакты в сегодняшней Молдавии и Буковине датируются не ранее V и VI веков нашей эры.
В первые десятилетия III века липицкая культура костобоков ограничила свою территорию и породила новую археологическую культуру - культуру карпатских курганов . Часть костобоков, населявших Подкарпатские холмы, отошла на юг, в горы, а небольшая часть мигрировала в Молдавию, присоединившись к карпи , другому дакийскому племени. В любом случае, некоторые из них все же остались в северном ареале липицкой культуры, несмотря на давление вновь прибывших восточногерманских племен .
Большую часть территории липицкой и карпатской курганной археологических культур сейчас населяют гуцулы , как на Украине , так и в Румынии .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Энхтолигюстическая ассоциация как этой культуры, так и предположительно связанного с ней племени костобоков неясна, но мнение большинства поддерживает дакийскую гипотезу.
- ^ Jump up to: а б Щукин (1989) 306
- ^ Jump up to: а б Парван, Флореску (1982) 547
- ^ Jump up to: а б Яжджевский 1948 , стр. 76.
- ^ Shchukin, Kazanski, Sharov (2006) p.20
- ^ Костшевский (1949) стр.230
- ^ Jump up to: а б Козак 2006 , стр. 212.
- ^ Jump up to: а б с д Сулимирский 1972 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Shchukin 1989 , p. 280.
- ^ Вакуленко, Лиана. «Пшеворские племена на западноукраинских землях в первые века нашей эры (по материалам погребальных памятников)» . Acta Archaeologica Carpathica .
Ссылки
[ редактировать ]- Георге Бичир, Свободные даки с севера Дакии в северо-восточном Карпатском пространстве в темное тысячелетие , Historica, Яссы, 1997 г.
- Яжджевский, Конрад (1948). Атлас к предыстории славян . Лодзинский бугель Наукове, Польша.
- Костшевский, Юзеф (1949) Истоки польской цивилизации Пресса Французского университета
- Козак, Денис (2006). Этнокультурные процессы на территории украинской части Приднестровья в первой половине I тыс. АДП 211–234 . Львовский университет археологии.
- Мирча Игнат, Северо-восточное Прикарпатье в I-III вв. Хр. в северо-восточных Карпатах в темное тысячелетие , Historica, Яссы, 1997 г.
- По следам забытых предков / т. 1, 2, 3 , Фонд Балтагул, Молдавское поле, 2003 г.
- Пырван Василе, Флореску Раду (1982) Getica , издательство «Меридиан»
- Щукин Марк Б. (1989) Рим и варвары в Центральной и Восточной Европе: I век до н.э. – I век нашей эры Британские археологические отчеты
- Щукин, Марк Б. (1989). Рим и варвары в Центральной и Восточной Европе: I век до нашей эры — I век нашей эры .
- Щукин Марк Б., Казанский Мишель , Шаров Олег (2006) От готов до гуннов: северное Причерноморье в Поздней империи и во времена великих миграций Джона и Эрики Хеджес, Британские археологические отчеты (1 июня 2006 г.), ISBN 978-1-84171-756-2
- Спинеи, Виктор (1997) Буковина в темном тысячелетии на северо-востоке Карпатского пространства в темном тысячелетии , Historica, Яссы, 1997
- Сулимирский, Тадеуш (1972). «Фракийцы в Северных Карпатах и проблема валахов (валахов)». Польская академия наук. Филиал в Кракове Польской академии наук. Филиал в Кракове. Археологическая комиссия . Том 12–14. Государственное издательство Научный.