Эффект приседаний

Эффект приседания — это гидродинамическое явление, при котором судно, движущееся по мелководью, создает область пониженного давления, которая заставляет судно увеличивать осадку и тем самым приближаться к морскому дну , чем можно было бы ожидать. Это явление вызвано потоком воды, который ускоряется при прохождении между корпусом и морским дном в закрытых водах, причем увеличение скорости воды приводит к снижению давления . Эффект приседания в результате сочетания вертикального погружения и изменения дифферента может привести к крену судна к корме или к носу. Под этим понимается функция коэффициента Блока соответствующего судна: суда с более тонкой облицовкой Cb <0,7, приседающие у кормы, и суда с Cb >0,7, приседающие у носа или носа. [1]
Эффект приседа примерно пропорционален квадрату скорости корабля. Таким образом, за счет снижения скорости вдвое эффект приседа снижается в четыре раза. [2] Эффект приседания обычно ощущается сильнее, когда отношение глубины к тяге меньше четырех. [2] или при плавании недалеко от берега . Это может привести к неожиданному заземлению и трудностям с управлением. Есть признаки приседания, о которых морякам и пилотам кораблей следует знать, например, вибрация, плохая реакция руля, отклонение от курса, изменение дифферента и изменение направления движения.
Эффект приседания учитывается штурманами в расчетах подкилевого зазора . [3]
Морские инциденты
[ редактировать ]Это стало причиной посадки на мель 7 августа 1992 года корабля «Королева Елизавета 2» (QE2) у Каттиханк острова , недалеко от Мартас-Виньярд . Скорость лайнера на тот момент составляла 24 узла (12 м/с), осадка — 32 фута (9,8 м). Скала, на которой приземлилось судно, представляла собой неизведанную отмель, которая, как позже определили, имела высоту 34,5 футов (10,5 м), что должно было дать ей свободное место, если бы не «эффект приседания». [4] США Следователи Национального совета по безопасности на транспорте обнаружили, что офицеры QE2 значительно недооценили, насколько увеличение скорости приведет к увеличению приседания корабля. В своих расчетах офицеры учитывали приседание на 2 фута (0,61 м), но NTSB пришел к выводу, что приседание с такой скоростью и глубиной составляло бы от 4,5 до 8 футов (1,4 и 2,4 м). [5]
Сквот также упоминается как фактор столкновения сухогрузов Tecam Sea и Federal Fuji в порту Сорель , Квебек , в апреле 2000 года. [1]
Третий по величине круизный лайнер в мире, MS Oasis of the Seas , использовал этот эффект, чтобы получить дополнительный запас просвета между судном и мостом Большой Бельт , Дания , 1 ноября 2009 года, во время рейса с верфи в Турку , Финляндия. во Флориду , США . [6] Новый круизный лайнер прошел под мостом на скорости 20 узлов (37 км/ч) по мелководному каналу, придав кораблю дополнительный клиренс за счет приседания на 30 см.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б « Отчет о морском расследовании M00L0039 » . Совет по безопасности на транспорте Канады . 27 апреля 2000 г. Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Циркуляр по навигации и осмотру судов» (PDF) . Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ Планирование проходов ECDIS и ведение вахты . Ливингстон, Шотландия: Издательская группа Witherby . 2023. с. 25. ISBN 9781856098168 .
- ↑ Морские геодезисты обнаруживают неизведанную скалу, которая могла повредить корпус QE2 , New York Times, 15 августа 1992 г.
- ↑ Отчет о морской аварии — пассажирское судно Великобритании RMS QUEEN ELIZABETH 2 посажено на мель возле острова Каттиханк, Виньярд-Саунд, Массачусетс, 7 августа 1992 г. (NTSB/MAR-93/01), стр. 26-30. Национальный совет по безопасности на транспорте : 25 мая 1993 г.
- ^ Райт, Уильям, «Расчистка ориентира», Журнал капитана, День третий , Royal Caribbean в Oasis of the Seas . Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine ; Шляпа «Оазис морей» Kurs auf Fehmarn. Архивировано 3 ноября 2009 г. в Wayback Machine , KN-online (31 октября 2009 г.) (немецкий).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Общество военно-морских архитекторов и морских инженеров (SNAME), «Принципы военно-морской архитектуры», 1989, Vol. II «Сопротивление и движение»