Одо из Черитона
Одо Черитонский (1180/1190 – 1246/47) был английским проповедником и баснописцем , который провел значительное время, обучаясь в Париже, а затем читая лекции на юге Франции и в северной Испании.
Жизнь и предыстория
[ редактировать ]Одо принадлежал к нормандской семье, поселившейся в Кенте и получившей свое название от поместья в Черитоне . Однако он вырос в новом семейном поместье на другом конце графства в Фарнингеме . Его отец Уильям был крестоносцем вместе с Ричардом Львиное Сердце , а затем увеличил состояние семьи как сторонник короля Иоанна . Его сын Одо учился в Парижском университете , где к 1211 году получил степень магистра ( magister ), после чего ему была предоставлена опека над церковью в Черитоне. Существует неясность, была ли его степень по богословию, но к концу десятилетия он называл себя доктором Экклезиае (доктором церкви), когда его популярные проповеди по воскресным Евангелиям были завершены в 1219 году. Есть свидетельства того, что многие из них проповедовались во Франции. Он также, кажется, знаком с опасностями паломничества, давая там советы по поводу наркотических напитков, нечестных хозяев, жадных госпитальеров , грабителей и враждебных жителей деревни.
В течение следующих нескольких лет Одо посетил юг Франции, а также читал лекции в недолговечном университете в Паленсии . После его закрытия он перешел в Университет Саламанки . [ 1 ] В 1233 году он вернулся в Англию, унаследовав широко разбросанные поместья своего отца. Одо На одном из документов, касающихся собственности этого периода, фигурирует печать , отпечаток святого Одо Клюни, сидящего за столом под балдахином со звездой в правом углу вверху, в честь его тезки, в честь которого был назван его дед. также назван. После его смерти в 1246/7 году он был похоронен в Рочестерском соборе , а его земли унаследовал его брат Валеран.
Работает
[ редактировать ]
Помимо 64 проповедей по воскресным Евангелиям, отрывки из которых были опубликованы под названием Flores Sermonum ac Evangeliorum Dominicalium в Париже в 1520 году, Одо составил ранние трактаты о Молитве Господней и Страстях . В 1224 году он составил еще один сборник проповедей ( Sermones Dominicales in Epistolas ), многие из которых были произнесены в Испании, где ему также приписали толкование « Песни Песней» (1226/7). Примерно в то же время он составил еще один сборник проповедей в праздничные дни ( Sermones de Festis ). Его последним религиозным трудом, написанным около 1235 года, после его возвращения в Англию, было руководство для священников по покаянию . [ 2 ]
Однако произведение, которым Одо наиболее известен, представляло собой сборник морализаторских басен и анекдотов, иногда называемых «Параболами» по вступительным словам пролога ( Aperiam in parabolis os meum ), который, очевидно, был предназначен для проповедников. Хотя он частично состоит из общеизвестных адаптаций и отрывков, он демонстрирует оригинальность интерпретации, а морализаторства полны резких обвинений в распространенных пороках духовенства и мирян . [ 3 ] Сборник содержит около 117 басен и их вариантов, двадцать шесть из них из «Басен Эзопа» , другие взяты у римских писателей Сенеки , Овидия и Ювенала , из Библии и английских народных сказок, а также у его средневековых современников Петра Альфонси , Жак де Витри и Стефан Бурбонский . [ 4 ] Он существует в многочисленных рукописях, а работа была опубликована Леопольдом Эрвье в 1896 году. [ 5 ] Сохранилась французская версия тринадцатого века, а также валлийская версия XIV века под названием Chwedlau Odo («Сказки Одо») и ранний испанский перевод.
Основная цель Парабол заключалась в том, чтобы предоставить примеры правильного и неправильного поведения для использования в проповедях. осуждение поведения цистерцианцев . Интерпретации Одо порой граничат с сатирой, и он не щадит себе подобных, особенно резко выделяется По этой причине раньше предполагалось, что он сам был членом этого ордена, но нет никаких доказательств того, что он когда-либо принадлежал к какому-либо ордену. [ 6 ] Некоторые из параллелей, проведенных в его работах, не рассказывают никакой истории, а содержат сведения, подобные тем, которые можно найти в средневековых бестиариях . В одном разделе прямо говорится: «Дикий жеребенок бросается в воду или в яму, если его не удерживает уздечка». Далее следует комментарий о необходимости дисциплины, чтобы избежать мук ада (басня 56). Опять-таки сообщение о том, что орел приучает своих птенцов смотреть на солнце, выбрасывая из гнезда тех, кто не может этого сделать, становится поводом для увещевания стремиться к небесному созерцанию (Басня 17). Также было замечено, что, в отличие от Марии де Франс интереса к иерархическим отношениям в ее «Исопет» , отдающей предпочтение «благородным» животным, в Одо присутствует более широкий диапазон более скромных домашних существ. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шон К. Хилл, Христианизация христианского мира: испанские проповеди Одо Черитона , диссертация Университета Флориды, 2012 г., глава 2, стр. 14-17
- ^ Большая часть приведенной выше информации взята из книги Альберта К. Френда «Мастер Одо из Черитона», Speculum (Чикагский университет), Vol. 23 октября 1948 г., стр. 641-658.
- ^ Есть перевод Джона К. Джейкобса: Басни Одо из Черитона , Нью-Йорк, 1985.
- ^ Кауфманн, Ванда Островска (1996). Антропология литературы мудрости . Вестпорт, Коннектикут [ua]: Бергин и Гарви. п. 101. ИСБН 978-0-89789-472-2 .
- ^ Латинские баснописцы: исследования Черитона и его производных.
- ^ Джейкобс 1985, стр. 10-15.
- ^ Солсбери, 2016, стр.60-62.
Источники
[ редактировать ]- Полный текст Flores Sermonum ac Evangeliorum Domenicalium (1-е печатное издание, 1520 г.) в Google (просмотр страниц)
- Альберт К. Френд, «Мастер Одо из Черитона», Speculum (Чикагский университет), Vol. 23 октября 1948 г., стр. 641–658.
- Джон К. Джейкобс, Басни об Одо из Черитона , Сиракузский университет, 1985 г.
- Джойс Э. Солсбери , «Человеческие животные из средневековых басен» в книге «Животные в средние века » , Routledge, 2016, стр. 49-65.
- Басни Одо из Херитона. Под редакцией Валентины Пиро, Флоренция, SISMEL · Edizioni del Galluzzo, 2023 г.