Жан-Пьер-Антуан Тассер

Жан-Пьер-Антуан Тассер или Жан-Пьер Антуан Тассер (1727, Антверпен — 21 января 1788, Берлин ) — скульптор фламандского происхождения, который после успешной карьеры во Франции стал ведущим скульптором-портретистом в Берлине. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Обучение
[ редактировать ]Тассерт родился в Антверпене , где и крестился 19 августа 1727 года. [ 2 ] Он тренировался в Антверпене и Лондоне . С 1744 года он проживал в Париже , где учился в ателье Рене-Мишеля Слодца , члена династии дизайнеров-скульпторов фламандского происхождения, работавших при королевском дворе. [ 1 ]
Карьера в Париже
[ редактировать ]
В 1769 году Тассер был утвержден (agréé) во Французской Королевской академии (которая представляет собой первый уровень приема в Академию), но он так и не был принят (reçu) как полноправный академик-член. [ 3 ] После смерти Слодца в 1764 году он стал самостоятельным скульптором. Он часто выставлялся в Салоне , в основном демонстрируя небольшие мифологические и аллегорические фигуры и группы. Его работы нравились аристократии, и маркиза де Помпадур была одной из его покровительниц. [ 3 ] Он получил множество заказов и работал, по крайней мере, с середины пятидесятых годов в Павильоне дю Руа любящего искусство генерального сборщика налогов Этьена-Мишеля Буре . Среди других влиятельных покровителей были «главный контролер финансов» аббат Жозеф Мари Террэ (1715–1778) и русский дипломат, а затем президент Императорской Академии художеств барон Александр Сергеевич Строганов (1733–1811). В конце концов он стал придворным скульптором графа Прованса (впоследствии короля Людовика XVIII ), который назначил его своим скульптором (sculpteur attitré) в 1773 году. [ 4 ]
Карьера в Берлине
[ редактировать ]Тассер женился на художнице-миниатюристке Мари-Эдме Моро (1736–91) в Париже в 1758 году. [ 1 ] В этом браке родилось 8 детей. Из-за финансовых трудностей, связанных с воспитанием большой семьи, Тассерт хотел найти постоянную работу. В июне 1775 года, после около 30-летней карьеры в Париже, Тассер переехал с семьей в Берлин. Здесь он стал третьим директором королевской скульптурной мастерской, также называемой «Французской мастерской», поскольку двумя предыдущими директорами были французы Франсуа Гаспар Адам (1710–1761) и Сигисбер-Франсуа Мишель (1728–1811). Контракт о его назначении был подписан прусским королем Фридрихом Великим . Должность первого королевского скульптора была вакантной в течение нескольких лет, когда ее занял Тассаерт. При назначении Тассаэра посредничеством выступил французский энциклопедист Жан ле Рон д'Аламбер (1717–1783). Тассерт также прислал королю некоторые из своих работ, чтобы поддержать его заявление на эту должность. Одной из присланных им скульптур была статуя купающейся Венеры. История гласит, что скульптура настолько понравилась прусскому королю, что он не осмелился вынуть ее из шкатулки, опасаясь, что она может быть повреждена. Должность при дворе гарантировала Тассаэрту, помимо гонораров за его работу, стабильный доход, оплачиваемых помощников, бесплатную студию и дом, построенный на королевский кошелек. [ 4 ]
Обещанные королем дом и мастерская были завершены в 1779 году. Здесь Тассерт также устроил своеобразную мастерскую-мастерскую, где обучал молодых скульпторов. Самым известным из его учеников был Готфрид Шадов , который стал его преемником на посту придворного скульптора. [ 5 ]
Период интенсивной творческой деятельности начался в Берлине. Его первыми крупными работами были четыре мраморные статуи Вакха , фавна и две вакханки, сделанные для большого зала новых комнат дворца Сан-Суси . Помимо множества более мелких работ для королевских дворцов, Тассаерт получил от короля заказ на изготовление статуй генерала фон Зейдлица и фельдмаршала фон Кейта для Вильгельмплац в Берлине (статуи были заменены в 1857 году бронзовыми копиями, изготовленными Августом Киссом , оригиналы можно увидеть в музее Боде ). [ 5 ] Его изображение генерала фон Зейдлица в современной полковой форме, а не в обычной римской драпировке, вызвало споры и вызвало споры по поводу одежды общественных статуй, которые продолжались до 1830-х годов. [ 3 ]
В этот период Тассаерт также создал серию проникновенных портретов, таких как портрет Моисея Мендельсона (1785). [ 3 ]
В последние годы правления Фридриха Великого художественная деятельность в Берлине постепенно утихла. После его смерти в 1786 году его племянник король Фридрих Вильгельм II возобновил поддержку искусства. Чтобы способствовать более художественному и единообразному дизайну даже в архитектурных орнаментальных формах, Тассаерту было поручено контролировать всех «скульпторов и декораторов фигур», работающих над королевскими зданиями. К этому периоду относится ряд декоративных произведений, сохранившихся в королевских дворцах. Последней работой художника для короля стал проект гробницы графа фон дер Марка, который в иной манере выполнил его ученик Иоганн Готфрид Шадов. Он умер в своем доме 21 января 1788 года. [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]Он был племянником Жан-Пьера Тассаэра (1651-1725) и внуком Пьера Тассаэра (главы Гильдии художников Святого Луки 1635-ок. 1692/93), обоих художников Антверпена. Тассер был учителем своего сына Жана-Жозефа-Франсуа Тассера и дочери Анриетты-Фелисите Тассер . Они были опытными портретистами: Жан-Жозеф-Франсуа работал гравером в Париже, а Генриетта-Фелисите — специалистом по пастели в Германии. Сын Жана-Жозефа-Франсуа Октав Тассер имел успех в Париже со своими жанровыми картинами, изображающими нищенские условия жизни жителей Парижа XIX века. [ 1 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]- Пирра, или Население , белый мрамор, ок. 1773–74 (гипсовая модель, выставленная в Салоне 1773 года ). По заказу аббата Террэ для галереи скульптур в его парижской резиденции на улице Нотр-Дам-де-Шан в паре с Огюстена Пажу « Меркурием, или Коммерция» . Майкл Леви предполагает, что комиссия, скорее всего, возникла во время краткого турне Террея в качестве директора Bâtiments du Roi . [ 6 ]
- Путти, представляющие живопись и скульптуру , белый мрамор, около 1774–1778 годов, также заказаны Терреем как одна из четырех групп различных скульпторов. [ 7 ]
- Амур готовится пустить стрелу ( Мальмезон ).
- Портретный бюст Кристиана Фюрхтеготта Геллерта (1715 – 1769). ( Музей Лувр )
- Екатерина Великая в образе Минервы-покровительницы искусств ( Эрмитаж ).
- (приписывается) Сидящая Венера, наполняющая колчан розами , белый мрамор (Музей Коньяк-Сойка, Париж). [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Тассерт». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 25 апреля 2014 г.
- ^ Биографические данные в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д «Жан-Пьер-Антуан Тассер». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 26 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рита Хофрейтер, «Венера в коробке, «приемный столик» скульптора Жана Пьера Антуана Тассара для короля Пруссии Фридриха II» , в: Ежегодник Фонда прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург, том 2, 1997/1998 ( на немецком)
- ^ Перейти обратно: а б с Зайдель, П., «Тассер, Жан Пьер Антуан» , в: «Общая немецкая биография» (1894), стр. [Интернет-версия] (на немецком языке).
- ^ Майкл Леви, Живопись и скульптура во Франции, 1700-1789 (1993:151)
- ↑ Другими скульпторами были Клодион , чья музыка и поэзия находятся в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, Жан-Жак Каффьери , чья «Геометрия и архитектура» , подписанная и датированная 1776 годом, находятся в поместье Уоддесдон , и Феликс Лекомт )
- ^ Интернет-каталог Musée Cognac-Jay.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Жан-Пьером-Антуаном Тассаром, на Викискладе?
- Жан-Пьер-Антуан Тассер в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.