Прабодханкар Теккерей
Прабодханкар Кешав Ситарам Теккерей | |
---|---|
![]() Теккерей на марке Индии 2002 года. | |
Рожденный | Кешав Ситарам Панвелкар 17 сентября 1885 г. |
Умер | 20 ноября 1973 г. Бомбей , Махараштра, Индия | (88 лет)
Национальность | Британский индеец (1885-1947) Индианец (1947–1973) |
Другие имена | Кешав Ситарам Дходапкар |
Альма-матер | Университет Калькутты |
Занятия |
|
Движение | Движение Самьюкта Махараштра |
Супруг | Рамабай Теккерей |
Дети | 8, включая Бэла Теккерея |
Родитель |
|
Родственники | Увидеть семью Теккерея |
Кешав Ситарам Теккерей (17 сентября 1885 — 20 ноября 1973; урожденный Кешав Ситарам Панвелкар , также известный под псевдонимом Прабодханкар Теккерей ), был индийским социальным реформатором, писателем и политиком. Он выступал против суеверий, неприкасаемости , детских браков и приданого . Он также был плодовитым писателем.
Он был одним из ключевых лидеров Самьюкта Махараштра Самити , которые успешно выступали за языковой статус Махараштры . Он был отцом Бала Теккерея , который основал Шив Сена , партии, поддерживающей маратхи лидера индуистской националистической . Он также является дедушкой по отцовской линии бывшего вождя Шив Сена и главного министра Махараштры Уддхава Теккерея и Махараштры Навнирмана Сена вождя Раджа Теккерея . В Пуне есть школа, названная его именем.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кешав Теккерей (урожденный Кешав Панвелкар) родился 17 сентября 1885 года в Панвеле в семье маратхи- индуса Чандрасения Каястха Прабху . Согласно его автобиографии Мажи Дживангата , один из его предков был килледаром форта Дходап во время правления маратхов . [1] Его прадед Крушнаджи Мадхав Дходапкар («Аппасахеб») проживал в Пали, Райгад , а его дед Рамчандра «Бхикоба» Дходапкар поселился в Панвеле . Отец Кешава, Ситарам, родился Ситарам Рамчандра Дходапкар, но после взросления он принял фамилию «Панвелкар», согласно традиции, но, приняв сына в школу, дал ему фамилию «Тхакре», которая предположительно была их первоначальной фамилией. перед «Дходапкаром». [2] [3] Поклонник родившегося в Индии британского писателя Уильяма Мейкписа Теккерея , Кешав позже перевел на английский язык написание своей фамилии на «Теккерей». [4] [2]
Когда Кешав был еще подростком, его отец умер во время эпидемии чумы в 1902 году. Кешав получил образование в Панвеле, Каляне , Барамати и Бомбее (ныне Мумбаи). За пределами президентства Бомбея он учился в средней школе Виктории в Девасе ( Центральные провинции ), а затем в Калькуттском университете . [5] Наконец он поселился в Бомбее.
У Кешава Теккерея было два брата: Винаякрао Теккерей и Йешвант Теккерей.
Социальный и политический активизм
[ редактировать ]Каста Кешава Теккерея Чандрасения Каястха Прабху после брахманов . (CKP) занимала второе место в кастовой иерархии [6] [7] но он отказался принять эту старую социальную иерархию. [8] [ не удалось пройти проверку ] Его часто называют общественным активистом или социальным реформатором за его неприятие кастовой системы. [9]
Когда известный историк маратхи В. К. Раджваде из высшей касты, в эссе 1916 года поставил под сомнение статус кшатриев на который претендует КПК, Теккерей стал одним из его самых яростных критиков, осудил его исследования как кастовские и резко напал на происхождение читпаванских брахманов, поставив под сомнение их Статус брамина. [10] Он написал текст, описывающий идентичность касты ПКП и ее вклад в империю маратхов . В этом тексте Граманьячья Садхьянт Итихас Теккерей рассказал о дискриминации, которой подвергались другие общины со стороны брахманов во время правления маратхов. [11] Его не особо беспокоил статус ритуальной касты, но он стремился доказать, что многие небрахманские общины (в частности, CKP) сыграли важную роль в истории империи маратхов. что КПК «своей кровью обеспечила цемент» Шиваджи свараджа Он писал , (самоуправления) и поддержала его еще до того, как к нему присоединились кшатрии раджпутского происхождения. [10] Теккерей также ответил ему в книге на языке маратхи «Кодандаче Танаткар» (1918). В его защиту Теккерея поддержал другой писатель, Кешав Тримбак Гупте, который ответил Раджваде в своей книге на санскрите и маратхи «Раджвадьянчи Гагабхатти» (1919), в которой он дословно привел письма, написанные Шанкарачарьей в 1830 году, формально подтверждающие статус кшатриев ЦКП, ссылаясь на них. как кшатрии Чандрасенья и письма банаресских брахманов (1779, 1801) и пунских брахманов, ратифицированные самим Баджирао II в 1796 году, которые давали им привилегию над Ведами . [12] [13]
Прабодханкар и его последователи высмеивали социальное зло приданого , устраивая фальшивую свадебную процессию в полностью черном цвете и следуя за ослом со свадебной повязкой на голове, несущей послание: « Человек, берущий приданое, собирается жениться». Некоторые брахманы подали на него в суд за его демонстрации против приданого, но британский судья поддержал его, спросив: «Почему полиция преследует Прабодханкара, когда он борется за благое дело?» [14]
Кешав Теккерей сыграл важную роль в движении Самьюкта Махараштра, направленном на установление языкового государства Махараштры . [15] Он присоединился к движению в 1951 году, потребовав включения района Данг в Махараштре вместо соседнего штата Гуджарат . Он был одним из основателей организации Самьюкта Махараштра Самити , которая выступала за образование Махараштры и включение в нее Белгаума и Мумбаи .
Литературная карьера
[ редактировать ]Кешав Теккерей писал на языке маратхи . Он основал выходящий раз в две недели журнал под названием «Прабодхан» («Просвещение»), откуда и произошел его псевдоним Прабодханкар. [1] Другие его работы на языке маратхи включают следующее:
- Автобиография
- Мажи Дживангатха («Моя автобиография»)
- Исторические исследования
- Пратапсингх Чатрапати и Ранго Бапуджи
- Граманьячья Садхьянт Итихас Артхат Нокарашиче Банда (Всеобъемлющая история восстания или восстания бюрократов), [16] опубликовано Яшвантом Шиврамом Радже в 1919 году в Мумбаи.
- Группа Бхикшушахиче
- Кодандача Танцор
- Жизнь и миссия Самарта Рамдаса
- Мнение
- Дагалбаадж Шиваджи
- Девалача дхарма аани дхармаачи девале
- Перевод
- Индуистский Джананча Раас Аани Адхапаат
- Шанимахатмья
- Шеткарянче Свараджья (Самоуправление фермеров)
- Пьесы
- Хара Брахман
- Сангит Видхинишех
- Таклеле Би
- Сангит Ситашуддхи
- Биографии
- Шри Сант Гаджебаба
- Пандит Рамабай Сарасвати
- Сборник статей
- Ут Маратья Ут (Восстаньте, маратхи, люди восстают; это сборник из 12 его статей, которые появились в еженедельнике «Мармик» после создания « Шив Сена» , впервые опубликованы в 1973 году и будут снова опубликованы в 2013 году в журнале «Navta Book World». ')
Личная жизнь
[ редактировать ]Женой Кешава Теккерея был Рамабай Теккерей, который умер около 1943 года. У них было восемь детей: Бал Теккерей , Шрикант Теккерей (отец Раджа Теккерея ), Рамеш Теккерей, Прабхавати (Пама) Типнис, Сарла Гадкари, Сушила Гупте, Сандживани Карандикар и Судха Суле. .
Похвалы
[ редактировать ]Главный министр Махараштры Девендра Фаднавис представил в зале BMC портрет Прабодханкара, который, по его словам, давно назрел. Фаднавис сказал: «Прабодханкар Джи боролся, несмотря ни на что, когда общество было во власти неграмотности, неприкасаемости, суеверий, и создал атмосферу общественного мнения против этого социального зла». Его внук Уддхав Теккерей также рассказал о социально-реформаторском вкладе своего деда в отмену детских браков, неприкасаемость и расширение прав и возможностей женщин. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джнанеш Махарав (2001). Теккерей, жизнь и стиль . Публикации Пушпы. п. 24. ISBN 978-81-7448-092-7 . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Срикумар (18 ноября 2012 г.). «Почему у Бэла Теккерея английская фамилия» . Одна Индия.
- ^ Бабан Уок (9 сентября 2012 г.). «Что записали просветители?» . Тарун Бхарат (на маратхи). [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Сутик Бисвас (19 ноября 2012 г.). «Наследие Бэла Теккерея» . Би-би-си.
- ^ Кешав Теккерей. Мажи Дживангатха ( PDF) (на маратхи). Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2016 года . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Бидют Чакрабарти (2003). Коммунальная идентичность в Индии: ее построение и выражение в двадцатом веке . Издательство Оксфордского университета. п. 138. ИСБН 9780195663303 .
Из шести групп четыре — брахманы; одна из них — высшая каста небрахманов, Чандрасения Каяштх Прабху (CKP), занимающая второе место после брахманов; а другая — культивирующая каста, маратхи (МК), принадлежащая к среднему уровню иерархии.
- ^ «Американский экономический обзор – Том 96, выпуски 3–4» . Нэшвилл, Теннесси. Американская экономическая ассоциация. 2006: 1228.
К высшим кастам относятся все джати брахманов, а также несколько других элитных джати (CKP и Патаре Прабху). К низким кастам относятся ранее неприкасаемые и отсталые касты (зарегистрированные касты, зарегистрированные племена и другие отсталые касты, как это определено правительство Индии). Средние касты состоят в основном из джати-практиков, таких как маратхи и кунби, а также представителей других традиционных профессий, которые не считались ритуально нечистыми.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Вайбхав Пурандаре (27 февраля 2013 г.). Бал Теккерей и возвышение Шив Сены . Книги Роли. п. 34. ISBN 9788174369918 . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Йоханнес Шарлатан (22 ноября 2011 г.). Разочарование Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 263–. ISBN 978-0-19-981260-8 . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Прачи Дешпанде (2007). Творческое прошлое: историческая память и идентичность в Западной Индии, 1700–1960 гг . Издательство Колумбийского университета. стр. 181–. ISBN 978-0-231-12486-7 . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Анупама Рао (13 октября 2009 г.). Кастовый вопрос: далиты и политика современной Индии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 304–. ISBN 978-0-520-25761-0 . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Милтон Исраэль и Н.К.Вагл, изд. (1987). Религия и общество в Махараштре . Центр исследований Южной Азии, Университет Торонто, Канада.
стр. 173: Раджвадьянчи Гагабхатти, приложение 4, стр. 1-21. Письмо Шанкарачарьи содержит три документа, которые он приводит дословно: два от банаресских брахманов (1779, 1801), подтверждающие ведокту CKP, и один от награды брахманов Пуны, ратифицированной Баджиравом II в 1796 году... стр. 170: Шанкарачарья в 1827 и ноябре 1830 года. В письме цитируется шастрическая поддержка кшатриевского статуса КПСС: [названия многих религиозных писаний]. Его козырной картой является [название/названия разделов религиозных писаний], где КПК прямо упоминается как «Чандрасения-кшатрии».
- ^ Сиба также сенатор. Исследования современной истории Индии: региональный обзор . Институт исторических исследований, Калькутта. п. 82.
Ситарам Тхакар ответил ему яростным языком в своем «Кодандаче Танаткар» (1918). Подобную работу проделал К.Т.Гупте, ответивший Раджваде в своей книге «Раджвадьянчи Гагабхатти» (1919).
- ^ «Теккерей уходит в прошлое и жаждет смелого лидерства» . 2008 год . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Гьян Пракаш (21 сентября 2010 г.). Мумбайские басни . Издательство Принстонского университета. стр. 228–. ISBN 978-0-691-14284-5 . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Хеббар, Нисла (16 сентября 2019 г.). «Семья Теккерея ведет свое происхождение из Бихара, - говорится в новой книге» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ «Маха КМ представляет портрет Прабодханкара Теккерея в штаб-квартире BMC» . 2017 . Проверено 2 июня 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Прабодханкара Теккерея (на маратхи)
- Бэл Теккерей
- Писатели на языке маратхи
- Писатели из Мумбаи
- Жители Райгадского района
- Выпускники Калькуттского университета
- 1885 рождений
- 1973 смерти
- Политики из Мумбаи
- Индийские политики ХХ века
- Индийские биографы XX века
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Индийские индусы
- Индийские эссеисты XX века
- Индийские переводчики XX века
- Семья Теккерея
- Писатели об активизме и социальных изменениях
- Индийские писатели-мужчины XIX века