Эмиграция христиан из Крыма (1778 г.)
Родное имя | Выведение христиан из Крыма в 1778 г. |
---|---|
Дата | Переселение из Крыма в Екатеринослав длилось 26 июля — 24 ноября 1778 г. Переселение в Приазовье началось в ноябре 1779 г. |
Расположение | Crimea , Pryazovia , Катеринослав |
Мотив |
|
Организатор: | ![]() |
Исход | 31 386 греков и армян переселены из Крыма |
Эмиграция христиан из Крыма в 1778 году. [ 1 ] [ а ] ( Ukrainian : Виведення християн з Криму в 1778 р. ; Russian : Вывод христиан из Крыма в 1778 г. ) was a historical event in which the Greek [ б ] Армянское Екатерины население Крыма было переселено властями Российской империи на вновь основанные поселения в Приазовье , состоявшееся в 1778 году по приказу императрицы Великой .
Фон
[ редактировать ]В 1768 году Россия начала новый раунд военных действий против Османской империи , и к июню 1771 года армия под командованием князя Василия Долгорукова-Крымского захватила весь Крымский полуостров. В результате окончания войны и подписания Кучук-Кайнарджийского договора Крым фактически отошёл к Российской империи как государство-сателлит. Однако в начале 1775 года османские войска вторглись в Крым, нарушив Кучук-Кайнарджийский договор, и, отстранив Сахиба II Гирея от власти, назначили Девлета IV Гирея новым ханом Крыма. Это привело к российскому военному вмешательству 23 ноября 1776 года, когда Екатерина Великая провозгласила пророссийского Шахин-Гирея новым ханом. Его статус хана был одобрен Крымским государственным советом 28 марта 1777 года, который затем также обратился к российским властям с просьбой сохранить российское военное присутствие в Крыму на неопределенный срок, чтобы предотвратить любое вмешательство Османской империи в будущем. [ 3 ] Несмотря на это, Османская империя отказалась признать легитимность Шахин-Гирея, при этом султан Абдулхамид I заметил: [ 4 ]
«[Шахин] Гирей – это инструмент. Цель русских – захватить Крым».
В декабре 1777 года Османская империя в очередной раз попыталась назначить на крымский престол хана по своему выбору Селима III Гирея . Хотя Селиму-Гирею удалось прибыть в Крым и встретиться с местными повстанцами, Россия перехватила и предотвратила высадку турецкого военного контингента, который планировался оказать ему помощь. За этим 17 февраля 1778 года последовало окружение и капитуляция войск Селима-Гирея, что вынудило его отказаться от власти и признать правление Шахин-Гирея законным. После этих неудачных попыток изменить статус-кво в Крыму, а также угрозы российского посла Александра Стахиева о том, что Франция вмешается от имени России, если османы не прекратят эти попытки, Блистательная Порта в конечном итоге признала легитимность Шахин-Гирея. . [ 5 ]
Россия давно стремилась умиротворить свою заведомо нестабильную южную границу и береговую линию с Черным морем , и, как следствие того, что наконец установила контроль над Крымским полуостровом, теперь смогла переместить население и изменить демографию в направлении этой цели. [ 6 ] После назначения Шахин-Гирея главой Крымского ханства в феврале 1778 года, а также просьбы митрополита Крымского епископа Игнатия сделать крымских христиан подданными Российского государства, Петр Румянцев и Григорий Потемкин начали планировать метод переселение греческого и армянского населения региона. [ 7 ] Одной из основных мотиваций этого плана было желание устранить этническую напряженность между татарами и христианами в Крыму, возникшую в результате российской военной интервенции. Другой мотивацией было желание колонизировать незаселенное Приазовье на берегу Черного моря . Кроме того, исход христиан, которые были самыми богатыми подданными крымского хана, приведет к тому, что ханство потеряет налоговые поступления и станет более зависимым от России, что в конечном итоге приведет к его полной интеграции. [ 8 ] По поводу намерений России использовать переселение для аннексии Крыма Петр Румянцев заявил Екатерине Великой: [ 9 ]
« Вывод христиан может почесться завоеванием знатной провинции. »
Что переводится как:
«Изгнание христиан [из Крыма] можно считать [равнозначным] завоеванию этой великой провинции».
Хотя некоторые при российском дворе, например военачальник Крыма Александр Прозоровский , выступали против реализации этого плана, Екатерина Великая одобрила его, подписав 9 марта 1778 года указ «О переселении всех христиан в южнорусскую деревню». [ 10 ] В следующем месяце Александр Суворов . вместо Прозоровского для осуществления переезда был назначен [ 2 ]

Переезд
[ редактировать ]Переезд из Крыма
[ редактировать ]После назначения Александра Суворова главой военной администрации над Крымом в апреле 1778 года официально начался процесс подготовки переселения христианского населения при помощи в его осуществлении митрополита Игнатия. Когда слухи о переселении начали распространяться среди крымского населения, они были первоначально опровергнуты крымским ханом Шахин-Гиреем 18 июля 1778 года, который в то время не знал о его подготовке. Вслед за этим в тот же день мэр Кезлева [ с ] доложил хану, что митрополит Игнатий просил русские власти вывести всех христиан из города, после чего некоторые местные христиане, выступавшие против этого, обратились к мэру с просьбой вмешаться. 21 июля российское правительство официально проинформировало хана о продолжающихся приготовлениях, что побудило его написать письмо российскому -резиденту Андрею Константинову возражениями, в котором он просил дать ему полномочия не допустить переселения. место: [ 11 ]
« Большая половина не согласна отсель отлучаться, в котором прошу дать мне полномочие хорошим способом докончить сие дело. »
Что переводится как:
«Более половины [христиан Крыма] не желают переселения, и я прошу вас дать мне полномочия закончить это дело положительным образом».
Однако к 23 июля 1778 года Шахин-Гирей осознал бесперспективность всякого сопротивления царскому указу Екатерины Великой и подписал указ, объявляющий о выводе христиан из Крыма. Кроме того, он призвал жителей Крымского ханства не сопротивляться мерам по переселению. [ 11 ]
Первая волна переселения началась 26 июля и продолжалась до 24 ноября, когда последняя партия переселенцев была переселена в город Екатеринослав . [ д ] вместе с самим митрополитом Игнатием. [ 7 ] Всего из Крыма было переселено 31 386 человек, причем к моменту завершения переселения на полуострове осталось всего 288 христиан. [ 2 ] По словам Александра Суворова, реализация всего процесса обошлась российскому императорскому правительству примерно в 130 000 рублей. [ 12 ]
Во времена переселенцев в Екатеринославе они содержались в домах других крестьян и не могли участвовать в сельском хозяйстве, что создавало для них тяжелое экономическое положение. [ 7 ]
Переезд в Приазовье.
[ редактировать ]В апреле 1780 года временно удерживавшиеся в Екатеринославе греки начали расселяться в ряде вновь основанных греческих поселений Приазовья , выделенных им русским правительством. Из 19 поселений, основанных для греков, наиболее известным стал город Мариуполь , который был заселен ок. 1780 – ок. 1781 г. на территории бывшего слободы Домаха в области Кальмиус-Паланка , само заброшенное незадолго до этого с ликвидацией Запорожского войска в 1775 году. [ 7 ]
В отличие от греков, армяне были переселены в вновь созданное поселение Нахчыван-на-Дону в ноябре 1779 года, названное в честь южнокавказского города Нахчыван . [ 13 ] [ 14 ]
Было ли переселение добровольным или принудительным, остается сегодня широко обсуждаемой темой среди историков, но ясно, что христиане Крыма были, по крайней мере, сильно убеждены Россией посредством пропагандистской кампании, проводимой российским государством и Восточной Православной Церковью. , который воспользовался существующей социальной напряженностью в Крыму между христианскими меньшинствами и правящими татарами-мусульманами. Хотя некоторые историки классифицируют это как принудительную депортацию, сегодня большинство это отвергает. [ 12 ]
Последствия
[ редактировать ]После завершения переселения некоторые армяне и греки позже вернулись в Крым, хотя большинство предпочло остаться в регионах, куда они были переселены. Российские власти по большей части относились к переселенцам хорошо и позволяли сохранять местные обычаи. 14 ноября 1779 года российское правительство учредило «Желания, дарованные христианам греческого и армянского вероисповедания, переселившимся из Крыма на поселение в Азовской губернии», которые давали переселенцам право управлять собой по своим правовым нормам и освобождали от уплаты налогов. их от обязательной военной службы . [ 15 ] [ 7 ]
В Российской империи переселение получило высокую оценку. Василий Петров написал стихотворение под названием «Князю [Григорию] Александровичу Потемкину», в котором он восхваляет роль российского руководства в исходе армян и греков с полуострова, называя это результатом божественного вмешательства, позволившего государству «возродиться». иностранные народы на русский язык». [ 16 ]
Хотя российское государство официально выплатило хану Шахин-Гирею 50 000 рублей в качестве компенсации, этого было недостаточно, чтобы компенсировать экономический ущерб, нанесенный исходом христиан. [ 17 ] Финансовый крах, вызванный переселением, заставил крымского хана Шахин-Гирея уйти со своего поста, что в конечном итоге привело к аннексии Крыма Российской империей в 1783 году и прекращению более чем трехвекового существования Крымского ханства. [ 8 ] [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известно как Исход христиан из Крыма . [ 2 ]
- ^ Включая как грекоязычных румайских греков , так и тюркоязычных греков Урума .
- ^ Известен сегодня как Евпатория .
- ↑ Сегодня известный как Днепр .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жарких 2016 , стр. 46–50, Приложения: Эмиграция христиан из Крыма в 1778 году.
- ^ Jump up to: а б с д Озер 2008 , стр. 50–51, раздел 3.6.
- ^ Хедо 2001 , с. 74–75.
- ^ Фишер 1978 , с. 62.
- ^ Хедо 2001 , с. 75–76.
- ^ Шёнле 2001 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б с д и Козина 1995 , с. 262–264.
- ^ Jump up to: а б Фишер 1978 , стр. 64–69.
- ^ Хедо 2001 , стр. 77.
- ↑ Butkevych 1992 , pp. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Хедо 2001 , стр. 78.
- ^ Jump up to: а б Хедо 2001 , стр. 81.
- ^ Шютц 1987 , с. 333.
- ^ Рошшуар 1889 , с. 88.
- ^ Шёнле 2001 , с. 6.
- ^ Шёнле 2001 , стр. 4–6.
- ^ Хедо 2001 , стр. 82.
Библиография
[ редактировать ]- Рошшуар, Луи-Виктор-Леон (1889). Мемуары о революции, Империи и Реставрации . Русские голоса наполеоновских войн. Том. 5. Перевод Микаберидзе Александра (1-е изд.). Лулу Пресс (опубликовано в 2019 г.). ISBN 978-0-359-86624-3 . Проверено 3 апреля 2023 г. - через Google Книги .
- Фишер, Алан Уошберн (1978). Вучинич, Уэйн С. (ред.). Крымские татары . Исследования национальностей в СССР (1-е изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Гуверовского института . ISBN 978-0817966621 . Проверено 9 марта 2023 г. - через Google Книги .
- Шютц, Эдмонд (1987). "Рецензия: В.Б. Бархударян. История армянского поселения Нор-Нахичевань" . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 41 (2). Академии Киадо : 333–337. JSTOR 23657711 . Проверено 8 марта 2023 г.
- Буткевич, Владимир Григорьевич (1992). Качмарский, Евгений С. (ред.). Кто имеет право на Крым? . ИнфоУкес Инк. Проверено 4 февраля 2023 г.
- Козина, NI (1995). " Из истории переселения греков из Крыма на Мариупольщину: Митрополит Игнатий (Газадинов)". : Тезисы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Д.И.Яворницкого и 90-летию XIII Археологического съезда (9 ноября 1995 г.) [ Региональное и всеобщее в истории Regional and general in history: учительская конференция, посвященная 140-й годовщине нашествия DI Yavornytsky и 90-й годовщине XIII Archaeological Congress (9 November 1995) ]. Быть Бекетов, ВМ (в Украину). Dnipro: Institute of History of Ukraine . pp. 262–264. ISBN 5-7707-8671-Х . Проверено 13 марта 2023 г. - через Днепропетровский национальный исторический музей имени Дмитрия Яворницкого .
- Hedo, Anna Volodymyrivna (2001). "Переселення греків з Криму до Приазов'я у 1778 р." [The migration of Greeks from the Crimea to the Pryazovia region in 1778] (PDF) . Ukrainian Historical Journal (in Ukrainian) (1). Mariupol: 73–84. ISSN 0130-5247 . Retrieved 17 February 2023 – via Institute of History of Ukraine .
- Шёнле, Андреас Ксавьер (весна 2001 г.). «Сад Империи: Присвоение Екатериной Крыма» . Славянское обозрение . 60 (1). Издательство Кембриджского университета (опубликовано 27 января 2017 г.): 1–23. дои : 10.2307/2697641 . JSTOR 2697641 . ПМИД 18727221 . S2CID 159492185 . Проверено 23 февраля 2023 г.
- Озер, Абдуррахим (август 2008 г.). Кырымлы, Хакан (ред.). Османско-российские отношения в 1774–1787 годах (PDF) (магистерская диссертация). Анкара: Университет Билкент . hdl : 11693/15445 . Проверено 13 февраля 2023 г.
- Жарких, Mykola (2016). Bakhchisarai Assumption rock . Kyiv . Retrieved 21 February 2023 – via Academia.edu .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- 1778 г. на Украине.
- 1778 год в Российской империи.
- 1778 г. в христианстве
- Екатерина Великая
- История христианства в Украине
- История христианства в России
- История Крыма
- Христианство в Крыму
- Русско-турецкая война (1768–1774 гг.)
- Понтийские греки
- Греческая диаспора в Украине
- Исторические миграции
- Политически мотивированные миграции
- History of Mariupol