Момоко Ико
Момоко Ико (1940–2020) — американский драматург японского происхождения, наиболее известная по пьесе 1972 года « Золотые часы » . [ 1 ] Она также была одним из основателей Азиатской организации освобождения и Тихоокеанской азиатско-американской писательницы Запада. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Момоко Ико родилась у Кёкуо и Нацуко (Кагава) Ико 30 марта 1940 года в Вапато, штат Вашингтон . [ 3 ] Она была младшей из шести детей: двух старших братьев (Тец и Кей) и трех старших сестер (Яэ, Мина и Соно). [ 4 ] [ 2 ] После начала Второй мировой войны Ико в возрасте двух лет был заключен в тюрьму в Портлендском сборочном центре, а затем переведен в Центр переселения Харт-Маунтин после подписания Указа № 9066 . [ 5 ] [ 2 ] Ее семья последней покинула лагерь в 1945 году, так как не знала, куда идти. [ 4 ] Семья первоначально работала рабочими-мигрантами на ферме в Нью-Джерси, а затем обосновалась в Чикаго . [ 3 ] В Чикаго ее отец нашел работу поденщиком, а мать - швеей. [ 2 ] Вдохновение для письма она нашла в своей жизни в Чикаго, где, по ее словам, ее дом был «похожим на центр для молодого Нисея ». [ 2 ]
Карьера и литература
[ редактировать ]Ико училась в Университете Северного Иллинойса и Университете Иллинойса в Урбане-Шампейне , получив степень бакалавра английского языка с отличием в 1961 году. Она также училась в Институте Альенде в Мексике и поступила на степень магистра искусств в Университете Айовы , где познакомилась с писатель Нельсон Олгрен . [ 3 ] В это время она стала одним из основателей Азиатской организации освобождения в Чикаго, где она вносила и редактировала их информационный бюллетень «Азиатское освобождение». [ 4 ]
Увидев Лорейн Хэнсберри пьесу «Изюм на солнце» , Ико превратила неопубликованный роман в свою первую пьесу « Золотые часы» . [ 3 ] Gold Watch сосредоточила внимание на влиянии Исполнительного указа № 9066 на японско-американское аграрное сообщество в Вапато, штат Вашингтон, до его принудительного удаления. [ 2 ] В пьесе рассказывается о главном герое Масу Мураками, который возглавил сопротивление насильственному переселению своей общины, прославляя человеческое мужество и борьбу за достоинство. [ 1 ]
Она представила «Золотые часы» на Национальный конкурс драматургов для азиатско-американских писателей East West Players Theater Company, где они выиграли. Затем он был произведен в Культурном центре Внутреннего города в Лос-Анджелесе в 1972 году. [ 2 ] «Золотые часы» считаются первой пьесой, написанной американкой азиатского происхождения и поставленной в континентальной части Соединенных Штатов. [ 1 ] Спектакль был поставлен в нескольких постановках и показан по телевидению на канале PBS в 1975 году. [ 3 ] «Женщины Нью-Йорка во Флиме» восстановили производство PBS в 2016 году. [ 2 ]
Ее последующая пьеса «Старик » получила ту же награду в следующем году.
В 1975 году она опубликовала книгу «Цветы и домашние боги» . В отличие от Gold Watch , эта пьеса сосредоточена на последствиях политики переселения и ассимиляции для американских семей японского происхождения. Эта пьеса, рассказывающая о трех поколениях чикагской японско-американской семьи Кагава, начинается с похорон семейного матриарха и показывает распад патриарха и внутреннюю борьбу за идентичность, которую испытывают дети Нисеи , Мас, Джунко и Мази. Повсюду преобладают темы искажения традиций и привычной иерархии.
Более десяти лет спустя, в 1987 году, «Цветы и домашние боги» получили продолжение в виде «Бутика для жизни и одноразовых иконок» . Эта пьеса посвящена предстоящей свадьбе племянницы Мэйзи (ребенка из «Цветов и домашних богов») с человеком из Нисея по имени Гленн, который отчаянно хочет, чтобы его считали гражданином Америки. Продолжая темы « Цветов и домашних богов» , «Boutique Living and Disposable Icons» представляет собой борьбу между трудным и болезненным процессом ассимиляции Гленна, поиском идентичности бывшего хиппи Мэйзи и традиционными взглядами и наследием отца Гленна. [ 6 ]
С тех пор ее пьесы ставятся Паназиатской преперторией в Нью-Йорке; Азиатско -американская театральная труппа , Сан-Франциско; Театральная труппа Северо-Западной Азии, Сиэтл; Игроки Востока и Запада, Лос-Анджелес; и Культурный центр Внутреннего города, Лос-Анджелес.

Ико переехал из Чикаго в Лос-Анджелес в конце 1970-х. Там она была одним из основателей организации « Тихоокеанские азиатско-американские женщины-писательницы Запада» (PAAWWW). Она умерла в своем доме в Лос-Анджелесе 19 июля 2020 года. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]- Gold Watch , 1970. Изготовлено в Культурном центре Внутреннего города, Лос-Анджелес, 1972. Отрывок из книги Фрэнка Чина и др. (ред.) Ааааа! Антология американских писателей азиатского происхождения , 1974. Опубликовано в журнале Роберта Уно (редактор). Неразрывная нить: антология пьес американских женщин азиатского происхождения . Амхерст: Издательство Массачусетского университета, 1993.
- Старик , 1971.
- Когда мы были молоды , 1973. Продюсер East West Players, Лос-Анджелес, 1974 год, и Азиатско-американской театральной труппы, Сан-Франциско, 1976 год.
- «Цветы и домашние боги» , 1975. Поставлено в Паназиатском репертуарном театре, Театре Перри-Стрит (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), 24 июня 1981 года, и Северо-западно-азиатско-американском театре, Сиэтл, 1984. Опубликовано в журнале Роберта Уно (ред.) Азиатско-американский. Коллекция сценариев драматургов 1924–1992 гг. , Специальные коллекции и архивы, Библиотека WEB Дюбуа, Университет Массачусетс, Амхерст, 1976 год.
- Вторая городская квартира , 1976. Произведено в Культурном центре Внутреннего города, Лос-Анджелес, 1978. Опубликовано в сборнике сценариев Роберты Уно (ред.) Американские драматурги азиатского происхождения, 1924–1992 гг. , Специальные коллекции и архивы, Библиотека WEB Дюбуа, Массачусетский университет, Амхерст, 1976 год.
- «Голливудские зеркала» , 1978. Продюсировано в Азиатско-американской театральной труппе, Сан-Франциско, 1978. Архив азиатско-американской театральной труппы, Калифорнийский университет, Санта-Барбара, 1978.
- Бутик живых и одноразовых икон: семейная комедия в двух действиях , 1987. Поставлено в Паназиатском репертуарном театре Перри-Стрит-театра (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), 24 июня 1988 года. Библиотека исполнительских искусств, Публичная библиотека Нью-Йорка, 1987. . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гуйю Хуан (2006). Колумбийский путеводитель по азиатско-американской литературе с 1945 года . Издательство Колумбийского университета. стр. 96–7. ISBN 978-0-231-50103-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Момоко Ико | Энциклопедия Денсё» . энциклопедия.densho.org . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Луи Дж. Параскандола (2002). «Момоко Ико (1940–)» . В Майлзе Сянь Лю (ред.). Американские драматурги азиатского происхождения: биобиблиографический критический справочник . Издательская группа Гринвуд. стр. 145–9. ISBN 978-0-313-31455-1 .
- ^ Jump up to: а б с д драматург Момоко Ико, автор «Золотых часов » «Некролог : Рафу Симпо августа 20 Получено 22 мая.
- ^ «Момоко Ико (1940 г.р.)». Оксфордский справочник женской литературы в Соединенных Штатах .
- ^ Jump up to: а б Лю, Майлз Сянь (2002). Американские драматурги азиатского происхождения: биобиблиографический критический справочник . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-31455-1 .
- 1940 рождений
- 2020 смертей
- Японско-американские интернированные
- Американские драматурги и драматурги японского происхождения
- Американские женщины-драматурги и драматурги
- Американские писательницы азиатского происхождения
- Выпускники Университета Северного Иллинойса
- Студенты Института Альенде
- Выпускники Университета Айовы
- Люди из Вапато, Вашингтон
- Американские женщины 21 века
- Выпускники Колледжа свободных искусств и наук Университета Иллинойса