Том Зубрицкий

Том Зубрицкий (1946 г.р.) [ 1 ] — австралийский режиссер- документалист . , он «широко уважаем как один из ведущих австралийских режиссеров-документалистов» По словам Джонатана Доусона . [ 2 ] Его фильмы на социальные, экологические и политические темы завоевали международные премии и были показаны по всему миру. [ 3 ] Он также работал преподавателем кино и время от времени публиковал статьи и статьи о документальном кино. [ 4 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Зубрицкий эмигрировал со своими родителями из Англии в Канберру, Австралия, в конце 1955 года. [ 5 ] Его отец - Ежи Зубжицки (1920–2009), университетский академик, считающийся одним из главных архитекторов политики австралийского правительства в отношении мультикультурализма . [ 6 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]20 век
[ редактировать ]Изучая социологию, Зубрицкий вдохновился канадской схемой «Вызов перемен» , которая использовала кино и видео для расширения возможностей местных сообществ. [ 7 ] В 1974 году лейбористское правительство Уитлэма профинансировало 12 ресурсных центров видеодоступа по всей Австралии, которые были созданы по образцу канадской схемы. [ 8 ] В конце концов Зубрицкий стал участвовать в разработке общественного видео в Австралии. Один из его проектов заключался в строительстве и эксплуатации мобильного комплекса по производству видео The Community Media Bus. [ 9 ]
Технические ограничения аналоговой системы записи видеопленок portapak , а также его желание охватить более широкую аудиторию заставили Зубрицкого переключиться на 16-миллиметровую пленку . [ 7 ] Зубрицкий завершил свой первый фильм «Ватерлоо» в 1981 году. [ 10 ] Фильм, в котором основное внимание уделялось негативным социальным последствиям быстрого городского развития Сиднея, получил приз за лучший документальный фильм Greater Union Awards на Сиднейском кинофестивале 1981 года . [ 11 ]
Документальные фильмы Зубрицкого – это лично интимные взгляды на современные проблемы. Обычно он использует « режим документального наблюдения », а его фильмы основаны на повествовании и ориентированы на персонажей. [ 12 ]
Первые фильмы Зубрицкого, в которых использовался этот стиль, были посвящены жертвам быстрой экономической и социальной реструктуризации Австралии. Это были Кемира - Дневник забастовки (1984) [ 13 ] о сидячей забастовке на подземных угольных шахтах недалеко от Вуллонгонга , получившей премию AFI за лучший документальный фильм в 1985 году, [ 14 ] и Друзья и враги (1985) [ 15 ] о затяжном и ожесточенном профсоюзном споре в Квинсленде, который привел к подъему « новых правых» в Австралии. В тематическом исследовании « Друзья и враги» , опубликованном в журнале «Исследование документального кино» , Дебра Битти (2020) комментирует: «Показывая страдания и отчаяние рабочих и их семей, Зубрицкий подобен ангелу истории в Уолтера Бенджамина великом посредничестве в вопросах Картина Пауля Клее « Ангелус Новус ». [ 16 ]
заключила с Зубрицки контракт В 1988 году компания Film Australia на написание и постановку документального фильма по заказу Австралийского совета профсоюзов (ACTU) и при финансовой поддержке Управления двухсотлетия Австралии. Однако из-за редакционных разногласий между режиссером и ACTU фильм «Среди равных» так и не был официально завершен. [ 17 ] Зубрицкий заявил, что он был вынужден переписать историю в соответствии с пожеланиями ключевых чиновников ACTU, которые хотели уменьшить значение прямых забастовок как способа улучшения заработной платы и условий труда. [ 18 ] [ 19 ]
В начале 1990-х годов внимание Зубрицкого сосредоточилось на семьях мигрантов и беженцев, стрессах, вызванных культурными конфликтами, а также на поиске идентичности и дома. В 1993 году он завершил «Родину» . [ 20 ] о семье беженцев из Сальвадора и анатомии брака в условиях стресса. [ 21 ] Маргарет Смит (1993), рецензируя фильм в журнале Cinema Papers, комментирует «его убедительные образы, чуткие персонажи, многослойную сюжетную линию и явную силу повествования». [ 22 ] За этим последовал Биллал (1995), [ 23 ] документальный фильм о последствиях инцидента на расовой почве с участием ливанского подростка и его семьи. [ 24 ] В рецензии на фильм для журнала Variety Дэвид Стрэттон охарактеризовал его как «заставляющий задуматься и слишком краткий документ, имеющий значительное влияние». [ 25 ]
21 век
[ редактировать ]Следующим фильмом Зубрицкого стал «Дипломат» (2000) о бывшем изгнанном Восточного Тимора лидере Жозе Рамуше-Орте и последних двух годах его 25-летней кампании по обеспечению независимости своей родины. [ 26 ] Джонатан Доусон назвал этот фильм своим самым «международно успешным» фильмом. [ 2 ]
В 2003 году Зубрицкий вернулся в Австралию и снял фильм «Молли и Мобарак» . В этом документальном фильме-наблюдении показаны развивающиеся отношения между молодым хазарейцем, бежавшим от Талибана , которому была предоставлена временная защитная виза , и дочерью одного из его учителей английского языка. Дэвид Стрэттон (2003), рецензируя фильм, написал: «Очеловечивая афганца, ищущего убежища, Зубрицкий вызывает политические споры». [ 27 ] Попытки помешать показу фильма парламентариям и их сотрудникам в Канберре вскоре после его выхода в конечном итоге потерпели неудачу. [ 28 ] Молли и Мобарак вызвали много комментариев по поводу этической природы отношений между режиссером и субъектом. Кейт Нэш (2003) отмечает: «В документальных отношениях циркулирует сила, поскольку режиссер и участник преследуют свое собственное видение проекта… оба становятся уязвимыми в отношениях». [ 29 ]
В 2007 году Зубрицкий снял «Храм мечты» . [ 30 ] об Исламском молодежном центре и его борьбе с местным муниципальным советом, который хочет его закрыть. Как и в его более раннем фильме «Биллал» , основное внимание было уделено ливанским мусульманам из пригородов юго-западного Сиднея , молодым людям, чья идентичность разделена между раздираемой войной родиной и современной Австралией. Сьюзи Хамис (2004) отмечает: «Эти фильмы представляют собой мощный контрапункт более широкой культурной тенденции: рассматривать австралийских ливанских мусульман через узкую и вредную призму». [ 31 ]
В 2011 году Зубрицкий завершил «Голодный прилив» , личную историю о влиянии изменения климата на небольшую тихоокеанскую страну Кирибати, премьера которой состоялась на Сиднейском кинофестивале и была показана на конкурсе IDFA . [ 32 ] [ 33 ] Света Кишор (2012), рецензируя фильм в журнале Metro Magazine , комментирует: «В «Голодном приливе » Том Зубрицкий снимает уровни запутывания, чтобы раскрыть неотложную историю людей, столкнувшихся с ужасом изменения климата на своем пороге». [ 34 ]
В 2018 году Зубрицки было поручено написать программный документ о проблемах, стоящих перед сектором документального кино в Австралии. Результатом стала монография «Меняющийся ландшафт австралийского документального кино». [ 35 ] был опубликован годом позже. В нем рассматривается история документального кино в Австралии и приводятся веские аргументы в пользу государственного регулирования потоковых платформ, чтобы заставить их инвестировать в австралийские документальные фильмы.
Фильмография
[ редактировать ]Список фильмов, в которых Зубрицкий сыграл роль режиссера, сценариста или продюсера. Источником всех фильмов является Screen Australia , если не указано иное. [ 36 ]
|
|
Награды и почести
[ редактировать ]- 1984: Премия AFI , лучший документальный фильм, «Кемира — дневник забастовки» [ 37 ]
- 1993: Премия Общества кинокритиков Австралии за фильм "Родина".
- 1998: Международная Эмми , изгнание в Сараево [ 38 ]
- 2000: Премия AFI , лучший документальный фильм, Дипломат [ 39 ]
- 2000: Премия AFI , лучшая режиссура, «Дипломат» [ 39 ]
- 2009: Премия Сесила Холмса вручена Гильдией режиссеров Австралии .
- 2010: Премия Стэнли Хоуза вручается Австралийской международной конференцией документального кино «в знак признания выдающегося вклада в создание документального кино в Австралии». [ 40 ]
- 2021: Премия Викторианского премьера за историю с Алеком Морганом и Тирки Онусом за фильм Ablaze - художественный документальный фильм. [ 41 ]
- 2021: Премия Австралийского общества кинокритиков за совместную награду «Senses Of Cinema» с Джоном Хьюзом. [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс, Джон; Бонд, Джон (2013). Обещание разнообразия: история Ежи Зубжицкого, архитектора мультикультурной Австралии . Grosvenor Books, Австралия. п. 67.
- ^ Jump up to: а б Доусон, Джонатан (2013). «Австралия» . В Эйткене, Ян (ред.). Краткая энциклопедия документального кино Routledge . Рутледж. п. 56. ИСБН 9781136512063 .
- ^ «Том Зубрицкий» . Австралийский экран онлайн . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Зубрицкий, Том. «Статьи и статьи» . Академия.edu . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Уильямс, Джон; Бонд, Джон (2013). Обещание разнообразия: история Ежи Зубжицкого, архитектора мультикультурной Австралии . Grosvenor Books, Австралия. п. 76.
- ^ Уильямс, Джон; Бонд, Джон (2013). Обещание разнообразия: история Ежи Зубжицкого, архитектора мультикультурной Австралии . Grosvenor Books, Австралия. стр. 127–129.
- ^ Jump up to: а б Зубрицкий, Том (1997). «От видео к фильму и обратно» . Журнал Метро . № 107 . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Холл, Сандра (7 августа 1979 г.). «Видеоцентры столкнулись с новым кризисом» . Бюллетень . Том. 100, нет. 5172. стр. 29–30. ISSN 0007-4039 – через Trove .
- ^ Хоад, Брайан (16 октября 1976 г.). «Поездка на автобусе от отчаяния» . Бюллетень . Том. 98, нет. 5028. с. 20. ISSN 0007-4039 – через Trove .
- ^ «Поиск по сайту: Ватерлоо» . Австралийский экран онлайн . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ «Контекст фильма 1981 года» . Сиднейский кинофестиваль . 2019 . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Армстронг, Патрик (январь 2005 г.). «Том Зубрицкий: о кинопроизводстве, истории и других навязчивых идеях» . Журнал Метро . № 144. С. 96–100.
- ^ «Кемира — дневник забастовки» . Австралийский экран онлайн . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Койл, Ребекка; Милнер, Лиза (2007). «Вызов Кемиры трудовым отношениям» . Журнал Метро . № 156.
- ^ «Друзья и враги» . Австралийский экран онлайн . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Битти, Дебра (2019). «Время, память и история в документальном фильме о труде: исследование друзей и врагов» . Исследования документального кино . 13 (2): 93–102. дои : 10.1080/17503280.2019.1595918 .
- ^ «Среди равных» . Австралийский институт профсоюзов . 13 декабря 2022 г. Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Стайлз, Марк (1 февраля 1991 г.). «История среди равных» . Киноновости . п. 5 . Проверено 1 января 2024 г. - через Trove.
- ^ Хьюз, Джон (2019). «Точка Зубрицкого: Среди равных», утилитарный фильм об австралийском рабочем движении» . Исследования документального кино . 13 (2): 103–126. дои : 10.1080/17503280.2019.1595920 .
- ^ «Родина» . Австралийский экран онлайн . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Лим, Энн (15 октября 1993 г.). «Фильм запечатлел призрачное прошлое революционера». Австралиец .
- ^ Смит, Маргарет (5 октября 1995 г.). «Родина Тома Зубрицкого ». Документы о кино .
- ^ «Биллал» . Австралийский экран онлайн . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Хоуп, Дебора (5 октября 1995 г.). «Как этнический конфликт оставил у молодого человека повреждение мозга». Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Страттон, Дэвид (1 июля 1996 г.). «Биллал». Разнообразие .
- ^ Пауэлл, Сиан (10 июня 2000 г.). «Звезда рождается как раздираемая страна». Австралийские выходные .
- ^ Страттон, Дэвид (7 июня 2003 г.). «Молли и Мобарак». Разнообразие .
- ^ «Парламент отменяет запрет на кино». Канберра Таймс . 3 ноября 2003 г. с. 3.
- ^ Нэш, Кейт (2010). «Изучение силы и доверия в документальном фильме: исследование «Молли и Мобарака» Тома Зубрицкого» . Исследования документального кино . 4 (1): 21–33. дои : 10.1386/sdf.4.1.21_1 .
- ^ «Храм мечты» . Австралийский экран онлайн . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Хамис, Сьюзи (2019). «Ливанские мусульмане говорят в ответ: два фильма Тома Зубрицкого». В Симпсоне, Кэтрин (ред.). Диаспоры австралийского кино . Интеллектуальные книги. стр. 147–157.
- ^ Эдвардс, Дэн (2011). «Нация ускользает под волнами» . Искусство в реальном времени . № 105.
- ^ Зубрицкий, Том (2011). «Документальный фильм в привилегированном доступе» . Журнал Люмина . № 8. Австралийская школа кино, телевидения и радио – через Academia.edu .
- ^ Кишор, Света (2012). «Голодный прилив – обзор» . Журнал Метро . № 171 . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Зубрицкий, Том (2019). Меняющийся ландшафт австралийского документального фильма . Документы платформы. Том. 58. Строберри-Хиллз, Новый Южный Уэльс, Австралия: Валютный дом. ISBN 9780648426516 .
- ^ «Том Зубрицкий» . Экран Австралия . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Победители и номинанты» .
- ^ «Архив победителей - Международная академия телевизионных искусств и наук» .
- ^ Jump up to: а б «Победители и номинанты» .
- ^ Зубрицкий, Том (2010). «Обращение Стэнли Хоуза». Журнал Люмина (3). Австралийская школа кино, телевидения и радио .
- ^ «Победители 2021 года – Премия истории сообщества штата Виктория» . prov.vic.gov.au. 27 октября 2021 г. Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «Премия кинокритиков Австралии: объявлены победители» . 28 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Интуитивный ответ» – интервью Пола Бирнса с Томом Зубрицки. Сиднейский кинофестиваль
- «Путешествие, которое мы совершаем вместе» – интервью с Томом Зубрицки в журнале Metro Magazine № 171, март 2011 г.
- «Восстановление личного как политического» , в журнале Metro Magazine , № 138, Мэри Дебретт. 2002]
- Зубрицкий, Том. «Документальный фильм – личный взгляд» во ВТОРОМ ДУБЛЕ – разговор австралийских кинематографистов Бертона и Капуто, Аллена и Анвина, 1999 г.
- «Том Зубрицкий делится историями, лежащими в основе некоторых из его самых известных документальных фильмов» , Australian Screen Online, 2000 г.