Еще Мари Паде
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на датском языке . (Апрель 2009 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Еще Мари Паде | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Орхус , Дания | 2 декабря 1924 г.
Умер | 18 января 2016 г. Гентофте , Дания | ( 91 год
Род занятий | Композитор, музыкант |
Годы активности | 1952–2016 |
Эльза Мари Паде (2 декабря 1924 — 18 января 2016) — датский композитор электронной музыки . Она получила образование пианистки в Kongelige Danske Musikkonservatorium ( Королевской датской музыкальной академии ) в Копенгагене. Она изучала композицию сначала у Вагна Холмбо , а позже у Яна Мегаарда , у которого она научилась технике двенадцатитонов . В 1954 году она стала первым датским композитором электронной и конкретной музыки . [ 1 ] Она работала с Пьером Шеффером и Карлхайнцем Штокхаузеном , а также с Пьером Булезом . [ 2 ] [ 3 ]
Паде принимал активное участие в сопротивлении во время Второй мировой войны и был интернирован в лагере для военнопленных Фрёслев с 1944 года до конца войны. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Паде родился в Орхусе . В детстве она часто была прикована к постели с пиелонефритом . Она слушала внешний мир и создавала из звуков «слуховые картины». Эти звуки, настоящие звуки, стали основой ее настоящих музыкальных произведений. Будучи защищенным ребенком, она приехала с матерью за город и пошла в театр. Первые уроки музыки проходили в доме, где мать пыталась научить ее игре на фортепиано, но когда она не удосужилась практиковать гаммы, к ней обратилась учительница игры на фортепиано своей матери, мисс Моллер. Позже она брала уроки музыки в Народной музыкальной школе в Орхусе, где директор Эдоард Мюллер, музыкальный агент Школы Н. Коха, увидел талант Паде и предложил ей музыкальное образование в Народной музыкальной школе. Паде ответил, что они не могут себе этого позволить, и тогда Мюллер позвонил родителям и установил систему. Эльза познакомилась с джазом благодаря Народной музыкальной школе. Она одолжила у друга портативный граммофон и послушала новоорлеанский джаз . Когда ей было около 16, она начала играть в джаз-бэнде «The Blue Star Band», который выступал на школьных танцах и в кружках. Позже Паде брал уроки игры на фортепиано у Карин Бриг. [ 6 ]
Именно через Брига она вошла в датское Сопротивление . Однажды Эльза плюнула в колонну немецких солдат, маршировавшую в центре Орхуса. Солдат вышел из строя и побежал за ней, но Эльза знала город и сбежала, сев на трамвай к Бригу, который жил в Клинтегордене . Бриг сказала, что если она будет сопротивляться, ей придется присоединиться к Сопротивлению, и поэтому Паде присоединился к ней в женской группе. [ нужна ссылка ]
Сопротивление и тюремное заключение
[ редактировать ]
Паде начала с распространения нелегальных газет после 20 августа 1943 года, а в 1944 году прошла обучение обращению с оружием и взрывчатыми веществами. Она присоединилась к женской группе по взрывчатке, целью которой было идентифицировать телефонные кабели в Орхусе вместе с организатором сопротивления Хеддой Лунд . Идея этого исследования заключалась в том, что провода будут взорваны, когда начнется британское вторжение, чтобы немцы не могли пользоваться телефонной сетью. Однако план был отменен после высадки в Нормандии . [ 7 ]
13 сентября 1944 года Паде был арестован гестапо . Через тюремное окно она увидела вспышку звезды и услышала музыку, доносящуюся изнутри себя. На следующее утро она нацарапала мелодию на стене камеры пряжкой от пояса. Это была песня «Ты, я и звезды» («Du og jeg og stjernerne»). Ее отправили во Фрёслевлейрен, где она начала сочинять музыку и решила заниматься музыкой. В Фрёслевлейрене заключенные устраивали вечера песен, чтобы поднять себе настроение. В состав песен вошли песни Паде и другие песни в аранжировке Карин Бриг. Эти произведения были выпущены на компакт-диске по случаю 60-летия освобождения: Songs in the Darkness: Music Frøslevlejren 1944–45 . [ нужна ссылка ]
Составление
[ редактировать ]После войны она читала в Музыкальной консерватории, сначала как пианистка, но из-за последствий пребывания во Фрёслевлейрене она не смогла этого сделать и вместо этого выучилась на композитора. [ нужна ссылка ] В 1952 году она услышала программу Датского радио о конкретной музыке и ее создателе Пьере Шеффере . Это напомнило ей ее собственные детские представления о звуках и тембрах. Через родственников во Франции она связалась с французским радио RTF и Шеффером. У нее была возможность увидеть исследования по RTF, а Пьер Шеффер провел свой семинар и договорился о встрече, чтобы получить материалы на дом. В том же году она прочитала книгу Шеффера « A la Recherche d'une musique конкретные» («По следам конкретной музыки»). [ 4 ]
День в Дирегавсбаккене
[ редактировать ]Этот альбом, вдохновленный Пьером Шеффером, стал первым в Дании конкретным произведением электронной музыки: A Day at Dyrehavsbakken . Опубликовав синопсис DR, как прочитал Йенс Фредерик Лавеец, она согласилась сделать фоновую музыку для телешоу для нового датского телевидения. Фоновая музыка была первым практическим музыкальным произведением Дании, созданным на основе множества записей Баккена , в которых ей помогали техники из DR. [ 4 ]
Лента симфония
[ редактировать ]Произведение представляет собой конкретную музыку, описывающую повседневную жизнь в Копенгагене: утренний рассвет с его рутиной, дорогу на работу, время в офисе или на фабрике, затем дорогу домой из школы или на работу, вечерние домашние дела и, наконец, день заканчивается и может начаться новый. [ 4 ]
Семь кругов
[ редактировать ]Это было составлено после посещения планетария на выставке Expo 58 в Брюсселе . Композиция показывает ночное небо со звездами и их движение относительно друг друга. Работа основана на сериализме звуковых красок Лигети, и Булеза математически принципах Штокхаузена . организованной партитуре [ нужна ссылка ]
Дармштадтская школа
[ редактировать ]Ее интерес к новой музыке побудил ее и многих других композиторов поехать в Дармштадт и пройти курсы Штокхаузена, Лигети и Булеза в Darmstädter Ferienkurse . Паде участвовала в 1962, 1964, 1968 и 1972 годах. Штокхаузен использовала ее игру в бисер в качестве примера, когда читала лекции по электронной музыке. [ 8 ]
травинка
[ редактировать ]Нини Тейладе и Паде подружились после встречи в квартире Эль Формана, где собралось много людей, интересующихся искусством. Вместе они поставили телевизионный балет «Травинка » по мотивам стихотворения Эль Формана в хореографии Тейладе. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бруланд 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Винд-Фриис и Михельсен 2016 .
- ^ Анон. нд .
- ^ Перейти обратно: а б с д Встречайте 2017 год .
- ^ Шерберн 2016 .
- ^ Бак 2008 , 20.
- ^ Вифф 2003 .
- ^ Назад 2008 , 26, 28.
Источники
- Анон. nd « Еще Мари Паде (1924–2016) ». Фредериксберг: музыкальное звуковое искусство Edition-S (по состоянию на 5 мая 2020 г.).
- Бак, Андреа. 2008. «Еще Мари Паде в стране приключений». Вуд и Се (март): 16–28.
- Бруланд, Инге. 2001. «Паде, Эльза Мари». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Паде, Эльза Мари. 2017. « Композиционные возможности безграничны ». Провод (июнь); по состоянию на 5 мая 2020 г.). Первоначально опубликовано в датском издании Lettre Internationale , № 4 (июнь 2004 г.).
- Шерберн, Филип. 2016. « Эльза Мари Паде, датская бабушка электронной музыки, умерла в 91 год ». Вилы (20 января; по состоянию на 5 мая 2020 г.).
- Ух ты, Ибен. 2003. « Хедда Лунд (1921–2012) — Лунд, Хедда ». Dansk Kvindebiografisk Lexikon, KVINFO [Датский центр информации по вопросам гендера, равенства и разнообразия) (по состоянию на 2 июля 2013 г.).
- Винд-Фриис, Леа и Томас Микельсен. 2016. « Умерла бабушка датской электроники ». Politiken (19 января; архивировано 20 января 2016 г.; по состоянию на 8 июля 2019 г.).